Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 14:30, курсовая работа
Цель данной курсовой работы – выявить этапы развития методики преподавания литературы. Исследовать послереволюционные этапы методики литературы и современные.
Задачи:
Рассмотреть этапы методики преподавания литературы на примере нескольких исследователей
Узнать и выявить основные этапы методики преподавания литературы
Введение……………………………………………………………………………...3
I Глава. Основные этапы развития методики преподавания литературы
1.1.Методика преподавания литературы в первые послереволюционные годы…7
1.2. Методика преподавания литературы В. В. Данилова (1881-1970)………….24
1.3. Методика преподавания литературы Н. М. Соколова (1875-1926)................26
1.4. Методика преподавания литературы М. А. Рыбниковой (1885-1942)...........29
1.5. Методика преподавания литературы В. В. Голубкова (1880-1968)………...32
1.6. Методика преподавания литературы Н. И. Кудряшева (1904-1981)………..36
1.7. Современный этап развития методики преподавания литературы…………38
Вывод по первой главе
II Глава. Взгляд В.В. Голубкова на методику преподавания литературы...42
Вывод по второй главе
Заключение…………………………………………………………………………56
Список использованной литературы……
1.5. Методика преподавания литературы В. В. Голубков (1880-1968)
Научно-педагогическая деятельность Василия Васильевича Голубкова многогранна, но прежде всего он был талантливым учителем. В. В. Голубков вошел в науку как ученый, разрабатывающий теоретические основы методики преподавания литературы. Уже в статьях и выступлениях 30-х гг. исследователь стремился осмыслить задачи школьной методики на общем историческом и культурном фоне, понять взаимосвязи литературоведения и методики.
Проблемы школьного анализа постоянно находятся в центре творческих интересов Голубкова. В первом печатном труде «Новый путь изучения художественных произведений и составления письменных работ» (1909) молодой учитель ищет пути преодоления схематизма, строит всю работу на базе непосредственного знакомства с литературным произведением, уделяет внимание неповторимому миру писателя, использует критические материалы. Тогда же определилась тяга В. В. Голубкова к психологическим проблемам преподавания литературы: его интересует не только психология ученика, воспринимающего литературное произведение, но и психология литературного героя.
Творческие
интересы Голубкова на редкость многоплановы.
Он исследует методы преподавания литературы
и создает классификацию, в основе
которой лежит процесс
Трудно переоценить значение работы Голубкова по изучению истории отечественной методической мысли для развития советской педагогической науки в целом. В 1946 г. он издает хрестоматию «Преподавание литературы в дореволюционной средней школе». В этот же период создаются работы, посвященные формированию теоретико-литературных понятий у школьников.
Следует особо подчеркнуть значение разработки Голубковым теоретических проблем методической науки. В статье «Теоретические основы методики литературы в средней школе» (1946) глубоко обосновано то направление в деятельности школы, которое в современных условиях работы средней и высшей школы понимается как гуманизация и гуманитаризация образования: «Художественная литература дает учащемуся подлинное познание мира в специфической области, которая недоступна для таких наук, как физика, математика, химия, и лишь в известной степени доступна таким гуманитарным дисциплинам, как история и психология. Литература дает учащемуся синтетическое, целостное понимание человека и человеческого общества во всем разнообразии его жизни и в прошлом, и в настоящем». Голубков убежден, что «теория познания, эстетика, педагогика, литературоведение, языкознание и психология — вот шесть основных дисциплин, в которых следует искать теоретическое обоснование методики литературы».
В. В. Голубков был озабочен тем, что нет научно разработанной модели развития учащихся. Он высказал ряд ценнейших замечаний по проблеме развития восприятия и мышления учащихся. Методист раскрывал взаимосвязь в развитии логического и образного мышления учащихся в процессе преподавания литературы. Не менее значимо его убеждение о тесной связи эстетического восприятия и эстетического чувства: «Эстетическое чувство тесно связано с ощущением, с восприятием, с пониманием того, что мы называем художественной мерой, или единством содержания и формы».
Эта художественная мера постоянно присутствует в книгах о писателях-классиках, созданных им в 50-е гг. Автор как бы формирует читательское восприятие, учит понимать и отношение И. С. Тургенева к природе, и основные структурные компоненты текста, и значение диалогов, и присущий тургеневской прозе исторический колорит.
Рассмотрение
художественной специфики рассказов
А. П. Чехова Голубков связывает с
исследованием замыслов писателя, определивших
жанровые особенности его рассказов.
Выбор сюжета как центрального звена
композиции, художественная деталь как
одно из главных средств стимулирования
творческого воображения
Интерес к слову, к методике проведения письменных работ сопутствовал многим исканиям ученого. В первых своих работах он исследует типы письменных работ, ратует за развитие образного мышления, художественной речи, разрабатывает целую систему методики проведения письменных работ.
Одна
из последних работ методиста
«Мастерство устной речи» (1960) посвящена
особенностям устной речи, задачам
совершенствования речи школьников,
подготовке самого учителя к лекции.
Голубков формулирует важнейшую
задачу: дать психологическое обоснование
изучению литературы в школе. Его
волнует необходимость
Наиболее полное воплощение и систематизацию идеи В. В. Голубкова нашли в книге «Методика преподавания литературы» (1938). Этот основной труд академика не просто выдержал шесть изданий, а обрел концептуальную завершенность и конкретность.
Автор
раскрывает свои взгляды на методику
литературы, методы занятий по литературе,
этапы работы над темой, на начитанность,
культуру устной и письменной речи
— в стройной, продуманной структуре.
В специальные разделы собраны
материалы по средним и старшим
классам. Голубков определяет основной
принцип, составные части и порядок
анализа литературного
Разрабатывая
методику преподавания литературы в
старших классах, В. В. Голубков большое
внимание уделяет историко-литературным
принципам, тщательно исследует
методику школьной лекции.
1.6. Методика преподавания литературы Н. И. Кудряшев (1904-1981)
Николай Иванович Кудряшев, начинавший преподавателем в средних школах Казани и в Казанском педагогическом институте, с 1932 г. учительствовал в Москве. В годы Великой Отечественной войны был в рядах защитников родины, тяжело ранен. После войны работал заведующим редакцией в Детгизе, с 1947 г. — в Научно-исследовательском институте общего и политехнического образования, а с 1970 г. — в Научно-исследовательском институте содержания и методов обучения АПН СССР. В течение ряда лет возглавлял редколлегию журнала «Литература в школе».
Уже в
своих ранних методических работах
Кудряшев заявляет о себе как педагог-исследователь,
много внимания уделяющий вопросам
эстетического воспитания учащихся
на уроках литературы, изучению литературных
произведений с учетом их родовой
специфики. Одно из первых больших его
методических пособий «Об изучении
языка художественных произведений
в V-VII классах» (1951) свидетельствует
о несомненном влиянии
Особый интерес проявляет Кудряшев к теоретическим вопросам методики преподавания литературы, поставив перед собой задачу раскрытия научных основ методики как педагогической дисциплины. Его статьи «О некоторых актуальных задачах методики литературы» (1948), «О состоянии и задачах методики литературы» (1956), «Методика литературы как научная дисциплина» (1959) вызывают оживленные дискуссии. Говоря о трех основных факторах, оказывающих влияние на педагогический процесс (учебный предмет, учитель и ученик), Кудряшев отмечает определяющее значение личности ученика в этом процессе. Результатом многолетних исследований педагога стала его докторская диссертация «Теоретические основы методики литературы» (1971).
Н. И. Кудряшев активно участвовал в разработке школьных программ и подготовке пособий, адресованных учителям-словесникам. Под его редакцией и при его непосредственном участии выходит солиднейший методический сборник «Вопросы методики преподавания литературы в школе» (1962), известные пособия «За творческое изучение литературы в средней школе» (1963, 1968), «Преподавание литературы по новым программам» (1970), «Изучение литературы в IV классе» (1975).
Статья
Кудряшева «Об эффективности
занятий по литературе (к вопросу
о методах обучения)» (1970) открывает
новую дискуссию на страницах
журнала «Литература в школе».
Подробная характеристика четырех
основных методов обучения литературе,
выделенных педагогом на основе анализа
новейших исследований в дидактике
и методике и школьной практики (метод
творческого чтения, репродуктивный,
эвристический, исследовательский), содержится
в последней работе Кудряшева
— «Взаимосвязь методов обучения
на уроках литературы» (1981). Классификация
методов обучения и типология
уроков литературы, предложенные ученым,
получают широкое распространение
в учительской среде, находят
отражение в методической литературе.
Н. И. Кудряшевым написаны также разделы
«Методика преподавания литературы
как наука» и «Методы обучения
литературе» в учебнике для студентов
педагогических институтов «Методика
преподавания литературы» (1977), вышедшем
под редакцией З. Я. Рез и позднее
переиздававшемся.
1.7. Современный этап развития методики преподавания литературы
В
первые послевоенные десятилетия на
страницах периодических
В
начале 60-х гг. на Всероссийском съезде
учителей принимается «Закон о школе»
(1960), начинается работа по созданию новых
программ по литературе. Свой вариант
программы, не получивший поддержки, представляет
В. В. Голубков, который считал необходимым
восстановление систематического курса
теории литературы. По жанровому, а
не хронологическому принципу предлагают
строить курс литературы в VII-VIII классах
словесники из Самары. Однако за основу
принимается проект, подготовленный
сектором литературы НИИ общего и
политехнического образования АПН
РСФСР, сохранявший историко-
Центральной
проблеме преподавания литературы, анализу
литературного произведения, посвящается
целый ряд методических работ, авторы
которых высказывают
Событием
в методике становится посмертное издание
книги Г. А. Гуковского «Изучение
литературного произведения в школе»
(1966), в которой предлагается сосредоточить
внимание учащихся на анализе текста,
основанном на научной методологии.
Школа, по мнению литературоведа, должна
давать основы литературной науки, учить
трудному, но доступному учащимся: «То,
что и без того, и без нас
понятно учащимся, — и в плане
познавательном, и в плане эмоциональном,
и в плане широко-идейном, —
незачем растолковывать». Ученый выступает
решительным противником
Взгляд Гуковского на методику как прикладное литературоведение, нашедший отражение и в его более ранних работах, вызвал несогласие многих педагогов-словесников. В. А. Никольский пишет о связи методики прежде всего с педагогикой. В. И. Сорокин также называет методику педагогической наукой, однако учитывающей «природу изучаемой дисциплины».
Симпозиум
«Проблемы художественного
В 60-80-е
гг. в школе по-прежнему преобладают
традиции «воспитательного чтения»
в средних классах и
Несомненный
вклад в развитие теории и практики
преподавания литературы в школе
вносят последние работы В. В. Голубкова,
методические пособия А. М. Докусова,
Н. В. Колокольцева, Н. О. Корста, Н. И. Кудряшева,
Н. Я. Мещеряковой, Н. Д. Молдавской, В. А.
Никольского, С. А. Смирнова, В. И. Сорокина,
труды по истории отечественной
методики Я. А. Ротковича, работы современных
ученых-методистов и учителей-исследователей.
Своеобразными творческими
Информация о работе Взгляд В.В. Голубкова на методику преподавания литературы