Возникновение и особенности развития сентиментализма в литературе и искусстве Заподной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Сентиментали́зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, от франц. sentiment — чувство), течение в литературе и искусстве 2-й половины 18 в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма. Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились её внутренние противоречия. Доминантой "человеческой природы" С. объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой.

Работа содержит 1 файл

сентимент.docx

— 54.45 Кб (Скачать)

Непреходящее  значение сентименталистского миропонимания  заключалось в том, что оно  крепко держало в поле зрения душевный мир человека, хотя и упрощало, идеализировало его. Вместе с тем, в ентиментализме преодолевались рационалистическая прямолинейность в раскрытии характеров, отсутствовало резкое противопоставление положительных и отрицательных героев. Внутренний мир людей представлен более чувственным и лиричным.

Задачи  поэзии 4:

Воспитав  душу, сделав её чувствительной, наделённой способностью к нежности и умилению, сочувствием к страданиям, можно, по мнению Карамзина, избежать социальных катастроф, столь опасных для государства. Отсюда следует, что, вопреки установившемуся мнению, литература, формировавшая жизнь сердца, не ставила перед собою задачи уйти от социальных проблем, а, наоборот, изыскивала средства к их разрешению. Просвещённый и благоразумный помещик увидит в крестьянине человека, и соразмерит свои требования к нему с понятием человечности, не доводя свои отношения с ним до острого конфликта.

Чувствительная  повесть должна была внушить читателю, что счастье не во внешнем блеске, не в золоте, не в знатности, а  в богатстве и разнообразии сердечных  чувствований. Мысль о том, что  счастье не зависит от общественного  положения человека, от почестей, от благосостояния была совершенно определённо  высказана Карамзиным в его политических статьях и нашла художественное выражение в повестях писателя и  его последователей. «Революция, - замечает Карамзин, - обещала равенство состояний; государи вместо сей химеры стараются, чтобы гражданин во всяком состоянии  мог быть доволен, чтобы никоторое  не было презрительным или угнетенным». 

Русский сентиментализм не оставил законченной эстетической теории, что, впрочем, скорее всего и  не было возможно. Чувствительный автор  оформляет своё мировосприятие уже  не в рациональных категориях нормативности  и заданности, но подаёт его через  спонтанную эмоциональную реакцию  на проявления окружающей действительности. Именно поэтому сентименталистская эстетика не складывается в определённую систему: она обнаруживает свои принципы и даже формулирует непосредственно  в тексте произведения. В этом смысле она более органична и жизненна по сравнению с жёсткой и идеализированной системой эстетики классицизма.

В отличие от европейского русский сентиментализм имел прочную просветительскую основу. Кризис просветительства в Европе не затронул в такой степени Россию. Просветительская идеология русского сентиментализма усвоила, прежде всего, принципы «воспитательного романа». Чувствительность русского сентиментализма была устремлена не только к раскрытию «внутреннего человека», но и к воспитанию, просвещению общества на новых философских основах, но с учётом исторического и социального контекста. 

Связь предромантизма и  сентиментализма.

Новые литературные веяния, новые эстетические идеи, новые  поэтические миры, открытые европейскому литературному сознанию предромантизмом  и сентиментализмом, вызывали двоякий  отклик у деятелей русского классицизма. Одни занимали позицию безоговорочного  отрицания всего нового - и жанров, и тем, и, особенно, нового понимания  принципа чувствительности, предложенного сентиментализмом. На таких позициях оставался до конца своей жизни Сумароков, к нему примыкал В. Майков, не склонен был к уступкам новым веяниям и Новиков как автор сатир. Другие считали возможным усвоить какие-то элементы «чужих» литературных программ, 

Предромантизм

Этим понятием обычно охватывают круг явлений, хронологически остающихся в пределах века Разума, но более решительно, чем сентиментализм, ему противостоящих. Однако сентиментализм и предромантизм родственны и  в том, что они предваряют романтический  век, и в том, как они это  делают. Сентиментализм смещает акцент с универсального порядка вещей, подчинённого законам единого разума, на личность человека и держит в  фокусе процесс его самосознания. Предромантизм также связан с  ощущением отдельности и особенности, но не индивида, а нации. Предромантизм начинается с интереса к национальному прошлому, собиранию легенд и преданий, которые для просветителей были лишь варварским заблуждением. Теперь же увлечение фольклором становится всеобщим, ибо в народном искусстве видят высшее выражение духа и культуры. «Голоса народов в песнях» (1807) — так назовёт составленный им сборник песен разных народов И.Г. Гердер

Философия и соц.-полит. Основа русского сентиментализма

  В конце XVIII века русские дворяне пережили два крупнейших исторических события  — крестьянское восстание под  предводительством Пугачева и Французскую  буржуазную революцию. Политический гнет сверху и физическое уничтожение  снизу — таковы были реальности, ставшие перед русскими дворянами. В этих условиях прежние ценности просвещенного дворянства претерпели глубокие перемены.

  В недрах русского просветительства рождается  новая философия. Рационалисты, полагавшие разум главным двигателем прогресса, пытались изменить мир через внедрение  просвещенных понятий, но при этом забыли про конкретного человека, его  живые чувства. Возникла мысль, что  просвещать надо душу, сделать ее сердечной, отзывчивой на чужую боль, чужие  страдания и чужие заботы. Карамзин и его сторонники утверждали, что путь к счастью людей и всеобщему благу — в воспитании чувств. Любовь и нежность, как бы переливаясь из человека в человека, превращаются в добро и милосердие. "Слезы, проливаемые читателями, — писал Карамзин, — текут всегда от любви к добру и питают его". На этой почве зарождается литература сентиментализма, для которой главное — внутренний мир человека с его нехитрыми и простыми радостями. близким дружеским обществом или природой. При этом устанавливается теснейшая связь между чувствительностью и моралью. Конфликты между простыми людьми, "чувствительными" героями и господствующей в обществе моралью достаточно остры. Они могут заканчиваться гибелью или несчастьем героя.  Политическое устройство общества также влияет на природу человека: деспотическое правление убивает в людях чувствительность, ослабляет их солидарность, свободное общество благоприятствует формированию социальных эмоций. Чувствительность, по учению просветителей сенсуалистов, - основа «страстей», волевых импульсов, побуждающих человека к различным, в том числе и общественным, действиям. Поэтому в лучших произведениях сентиментализма она - не прекраснодушие, не слезливость, а драгоценный дар природы, определяющий его гражданские добродетели.

Чувствительность  лежит в основе и творческого метода писателей сентименталистов. Классицисты типизировали моральные качества людей, создавали обобщенные характеры ханжи, скупца, хвастуна и т. п. Их интересовал не конкретный, реальный человек, а черты, присущие типу. Главную роль у них играл абстрагирующий разум писателя, вычленяющий однотипные психологические явления и воплощающий их в одном персонаже.

Творческий метод  сентименталистов покоится не на разуме, а на чувствах, на ощущениях, отражающих действительность в ее единичных  проявлениях. Их интересуют конкретные люди с индивидуальной судьбой. В  связи с этим в произведениях  сентиментализма часто выступают  реально существовавшие лица, иногда даже с сохранением их имени. Это  не лишает сентиментальных героев типичности, поскольку их черты мыслятся как  характерные для той среды, к  которой они принадлежат.

  В отличие от западноевропейского сентиментализма, где основной общественный конфликт был представлен взаимоотношениями между третьим сословием и аристократией, в русском сентиментализме героями антагонистами стали крепостной крестьянин и помещик крепостник. Представители демократического течения, сочувствуя крепостным крестьянам, настойчиво подчеркивают их нравственное превосходство над крепостниками. В их произведениях чувствительности крестьян противопоставлено душевное огрубение, жестокость помещиков. Сентименталисты демократы не идеализируют жизнь крестьян, не боятся показать ее антиэстетические подробности: грязь, нищету. Чувствительность героев представлена здесь наиболее широко и разнообразно - от умиления и радости до гнева и возмущения. Одним из ее проявлений может быть суровое возмездие своим обидчикам[4].

  Философия Локка

  Сенсуалист считает, что только чувственные данные обладают качеством непосредственной истинности, все знание должно быть выделено из чувственного восприятия. Сенсуализм составная часть эмпиризма, в понимании которого познание только на опыте, прежде всего – чувственном. Кроме того, опыт обязательно носит личный, индивидуальный характер.

  Философия Шефстбери

Принцип единства человека и  природы. Природа представляет собой гармоничное целое, включающее в себя и человеческую природу. Это единство познается творческой деятельностью человека в науке, искусстве, философии; оно познается в гармоничном устройстве мироздания, в эстетическом чувстве порядка[4].

Понятие добра у Шефтсбери включено не только в систему социальных отношений, но применяется и к природе в целом. Критерием, по которому Шефтсбери определяет добро, является его служение всеобщему, способствование «благоденствию» мироздания. Мир предстает как иерархическая упорядоченная система подклассов, в совокупности составляющих единое целое таким образом, что самостоятельно взятое существо, будучи благодетельным и способствуя благоденствию своего рода, способствует также и благоденствию Целого. То есть, гармонирующее с Целым — доброе, не гармонирующее — злое; или добро — естественно, зло — неестественно и т. п. Добро, таким образом, есть качество, свойственное не только человеку, но и всякому целесообразному существу и определяемое своим отношением к Целому. Человека же отличает нравственность и способность быть добродетельным, или, другими словами, способность выбирать между хорошим и плохим. Это возможно благодаря способности образовывать общие понятия внешних вещей и, главное, внутренних склонностей, привязанностей и чувств[5].

Любое действие побуждается чувством, или склонностью, как говорит Шефтсбери, в то время как разум сам по себе не может быть побудителем и достаточной причиной поступка. Склонность же может быть добродетельной или порочной, и та и другая проявляются у человека, но, благодаря нашим рефлективным способностям, мы можем формировать отношение к склонностям (чувствам) как к хорошим или плохим. То есть, нам присуща способность формировать общее понятие склонности, или идею чувства, которая и подсказывает нам правильность тех или иных намерений, справедливость или несправедливость поступков и т. д.[2][5]

Шефтсбери называет эту способность «чувством справедливого  и несправедливого», или «моральным чувством». Моральное чувство — это врождённое человеку чувство симпатии к добру и антисимпатии к злу. Моральное чувство, будучи развитым в человеке образованием и постоянным применением, образует положительное отношение к тем склонностям, которые способствуют благоденствию общества, а через него и мироздания в целом, и негативное по отношению к тем склонностям, которые приуменьшают его.

  Идея внесословной ценности личности, появившаяся еще с петровских времен, постепенно видоизменялась: первенство отдавалось теперь способности чувствовать. Уже у некоторых русских классицистов (А. П. Сумароков и др.; см.: Классицизм) заметно возрос интерес к личностному миру человека, его интимным переживаниям. Отказ от культа разума и классицистических представлений происходил постепенно, и хронологические рамки русского сентиментализма исследователи определяют по-разному. Одни относят возникновение сентиментализма к 1760-м (оды М. М. Хераскова); др. ученые — к 1770-м, когда М. Н. Муравьев сознательно противопоставил свои стихи сложившейся поэтической традиции.

Идея гармонии и человека

В истории культуры существует такое понятие, хотя, казалось бы, как можно открывать природу, если человек природен по своему рождению? Это так, но воспринимает природу человек по-разному, обращаясь к ней то исключительно как к источнику жизни, то замирает, поражённый её красотой. Осознанное эстетическое чувство природы принадлежит довольно позднему времени. Чтобы его обрести, человек должен был хотя бы частично освободиться от природной зависимости, пройти достаточно далеко по пути цивилизации и, оглянувшись, с её высоты рассмотреть то, что он знал всегда и в то же время как будто не замечал. Умение почувствовать красоту природы, ощутить её как необходимость — черта довольно позднего сознания, окончательно сложившегося в XVIII — первой половине XIX века

Поэма Времена года написана белым стихом, доведённым до совершенства в английской поэзии Шекспиром и Милтоном. В сюжете встречаются повествовательные эпизоды, но главное новшество — намерение представить жизнь природы в её круговращении: в движении дня, в смене времён года… Это было дерзко, поскольку классический вкус, избегая описательности, рекомендовал давать обобщённо-объективный образ явления. Томсон понимал, что нарушает установления хорошего вкуса, и до конца жизни переделывал свою великую поэму, смягчая её, переводя образность в более традиционное русло. К сожалению, нередко отказываясь от собственных открытий.

В отличие от классицистов, сентименталисты объявили высшей ценностью не государство, а человека, потребностям которого, по их мнению, должны отвечать государственные законы и учреждения. Несправедливым порядком феодального мира просветители сентименталисты противопоставляли вечные и разумные законы природы. В связи с этим природа выступает в их произведениях не только как объект созерцания и любования, но и как высшее мерило всех ценностей, в том числе и самого человека. «От природы, - писал Руссо, - люди не короли, не вельможи, не богачи: все родятся нагими и бедными. Начните же изучение человеческой природы с того, что действительно неразлучно с нею, что составляет суть человечества». Официальным учреждениям абсолютистского государства сентименталисты противопоставили союзы, основанные на природных, родственных отношениях или взаимных симпатиях: семью и дружбу. В семье они видели самую прочную социальную ячейку, а в хорошем домашнем воспитании ребенка - залог его будущих гражданских добродетелей. 'Как будто любовь к ближнему, - недоумевал Руссо, - не является началом той, которой он обязан по отношению к государству... Как будто доброго гражданина не образует добрый сын, добрый муж, добрый отец». Следующей ступенью формирования общественного поведения человека считалась дружба, в которой главную роль играет сходство взглядов, вкусов, убеждений.

Информация о работе Возникновение и особенности развития сентиментализма в литературе и искусстве Заподной Европы