Возникновение и особенности развития сентиментализма в литературе и искусстве Заподной Европы

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2011 в 14:41, контрольная работа

Описание работы

Сентиментали́зм (франц. sentimentalisme, от англ. sentimental — чувствительный, от франц. sentiment — чувство), течение в литературе и искусстве 2-й половины 18 в. в Западной Европе и России, подготовленное кризисом просветительского рационализма. Наиболее законченное выражение получил в Англии, где ранее всего сформировалась идеология третьего сословия и выявились её внутренние противоречия. Доминантой "человеческой природы" С. объявил чувство, а не разум, скомпрометированный буржуазной практикой.

Работа содержит 1 файл

сентимент.docx

— 54.45 Кб (Скачать)

Сентиментализм  в Германии. В Германии сентиментализм родился как национально-культурная реакция на французский классицизм, в его становлении определенную роль сыграло творчество английских и французских сентименталистов. Существенная заслуга в формировании нового взгляда на литературу принадлежит Г.Э.Лессингу.

Истоки немецкого  сентиментализма лежат в полемике начала 1740-х цюрихских профессоров  И.Я.Бодмера (1698–1783) и И.Я.Брейтингера (1701–1776) с видным апологетом классицизма  в Германии И.К.Готшедом (1700–1766); «швейцарцы»  защищали право поэта на поэтическую  фантазию. Первым крупным выразителем  нового направления стал Фридрих Готлиб Клопшток, который нашел точки соприкосновения между сентиментализмом и германской средневековой традицией.

Расцвет сентиментализма  в Германии приходится на 1770–1780-е  и связан с движением «Бури  и натиска», названного по одноименной  драме Sturm und Drang Ф.М.Клингера (1752–1831). Его участники ставили своей задачей создание самобытной национальной немецкой литературы; от Ж.-Ж. Руссо они усвоили критическое отношение к цивилизации и культ естественного. Теоретик «Бури и натиска» философ Иоганн Готфрид Гердер критиковал «хвастливое и бесплодное образование» эпохи Просвещения, обрушивался на механическое использование классицистических правил, доказывая, что истинная поэзия – это язык чувств, первых сильных впечатлений, фантазии и страсти, такой язык универсален. «Бурные гении» обличали тиранию, протестовали против иерархичности современного общества и его морали (Гробница королей К.Ф.Шубарта, К свободеФ.Л.Штольберга и др.); их главным героем была свободолюбивая сильная личность – Прометей или Фауст – движимая страстями и не знающая никаких преград.

В молодые годы к направлению «Бури и натиска» принадлежал Иоганн Вольфганг Гете. Его роман Страдания молодого Вертера (1774) стал знаковым произведением немецкого сентиментализма, определив окончание «провинциальной стадии» немецкой литературы и ее вхождение в общеевропейскую. Духом «Бури и натиска» отмечены драмы Иоганна Фридриха Шиллера.

Во  Франции

Во французской  литературе сентиментализм выразил  себя в классической форме. Пьер Карле де Шамблен де Мариво стоит у истоков сентиментальной прозы. (Жизнь Марианны1728–1741; и Крестьянин, вышедший в люди,1735–1736). Кульминационным моментом сентиментального романа стало творчество Жан-Жака Руссо (1712–1778). Концепция природы и «естественного» человека определила содержание его художественных произведений (например, эпистолярный роман Жюли, или Новая Элоиза, 1761). Ж.-Ж.Руссо сделал природу самостоятельным (самоценным) объектом изображения. Его Исповедь (1766–1770) считается одной из наиболее откровенных автобиографий в мировой литературе, где он доводит до абсолюта субъективистскую установку сентиментализма (художественное произведение как способ выражения авторского «я»). Анри Бернарден де Сен-Пьер (1737–1814), как и его учитель Ж.-Ж.Руссо, считал главной задачей художника утверждать истину – счастье состоит в том, чтобы жить в согласии с природой и добродетельно. Свою концепцию природы он излагает в трактатеЭтюды о природе (1784–1787). Эта тема получает художественное воплощение в романе Поль и Виржини (1787). Изображая далекие моря и тропические страны, Б.де Сен-Пьер вводит новую категорию – «экзотическое», которая будет востребована романтиками, в первую очередь Франсуа-Рене де Шатобрианом.

Жак-Себастьян  Мерсье (1740–1814), следуя руссоистской традиции, делает центральным конфликтом романа Дикарь (1767) столкновение идеальной (первобытной) формы существования («золотого века») с разлагающей ее цивилизацией. В утопическом романе 2440 год, сон каких мало (1770), беря за основу Общественный договор Ж.-Ж.Руссо, он конструирует образ эгалитарной сельской общины, в которой люди живут в согласии с природой. Свой критический взгляд на «плоды цивилизации» С.Мерсье излагает и в публицистической форме – в очерке Картина Парижа (1781).

Творчество  Никола Ретифа де Ла-Бретонн (1734–1806), писателя-самоучки, автора двухсот томов сочинений, отмечено влиянием Ж.-Ж.Руссо. В романе Развращенный крестьянин, или Опасности города (1775) рассказывается история превращения, под воздействием городской среды, нравственно чистого юноши в преступника. Роман-утопия Южное открытие (1781) трактует ту же тему, что и 2440 год С.Мерсье. В Новом Эмиле, или Практическом воспитании (1776) Ретиф де Ла-Бретонн развивает педагогические идеи Ж.-Ж.Руссо, применяя их к женскому образованию, и полемизирует с ним. Исповедь Ж.-Ж.Руссо становится поводом для создания его автобиографического сочинения Господин Никола, или Разоблаченное человеческое сердце(1794–1797), где он превращает повествование в некий « физиологический очерк». В 1790-е, в эпоху Великой Французской революции сентиментализм утрачивает свои позиции, уступая место революционному классицизму.

«Страдания юного Вертера»

«Страдания юного Вертера» (1774) — роман в письмах, самое совершенное создание Гёте периода «Бури и натиска». Если «Гёц фон Берлихинген» сделал имя Гёте широко известным в Германии, то «Вертер» дал автору мировую славу. В романе изображён конфликт между человеком и миром, принявший форму любовной истории. Вертер — романтик, сильная в своем понимании личность. Финальным выстрелом, юноша бросает вызов жестокому, несправедливому миру, и живущим в нем тщеславным людям. Он отвергает законы нынешней бюргеровской Германии и предпочитает умереть, чем сделаться подобным напыщенным, льстивым людям. Он — антипод Прометея, и всё же Вертер — Прометей конечные звенья одной цепи образов Гёте периода «Бури и натиска». Их бытие в равной мере развёртывается под знаком обречённости. Вертер опустошает себя в попытках отстоять реальность вымышленного им мира, Прометей стремится увековечить себя в создании «свободных», независимых от власти Олимпа существ, создаёт рабов Зевса, людей, подчиненных выше их стоящим, трансцендентным силам.

  1. Причины и предпосылки развития сен. В россии

Развитие сентиментализма  в русской литературе имеет длинную  и сложную историю. В течение  почти тридцати лет этот стиль  настойчиво пробивает себе путь в  борьбе с другими литературными  направлениями, в первую очередь  с классицизмом. Но завоевание преимущественного  положения в литературе не было вместе с тем утверждением полного и  безраздельного господства сентиментализма  в литературе. До конца века не утрачивает своего значения классицизм, особенно задержавшийся в драматургии, но не уступивший окончательно своих позиций  и в прозе. Одновременно встречаются  и произведения с явно выступающей  романтической окраской, можно говорить и о наметившейся уже в последней  трети века реалистической тенденции.

Русский сентиментализм возник на национальной почве, но в  большом европейском контексте. Традиционно хронологические границы рождения, формирования и развития этого явления в России определяют 1760-1810 гг. В этот период всё больше внимания стало уделяться изучению русско-европейских культурных связей в период становления и расцвета русского сентиментализма. Для России конца XVIII - начала XIX в. эта проблема особенно актуальна, так как переводная литература составляла в это время весьма существенную часть всей книжной продукции, оказываясь неотъемлемой частью отечественной словесности и языковой культуры. Первостепенное значение в этой связи имеет выявление источников многочисленных публикаций в периодических изданиях и сборниках, существенно уточняющие характеристику того или иного печатного органа или представление о литературной ориентации какого-то литератора или группы литераторов.

В Западной Европе литература, провозглашающая культ  чувства, возникает значительно  раньше, чем в России. Философия  сенсуализма, явившаяся основой  сентиментального направления в  литературе, получила особенно широкое  направление в период разложения феодального порядка. Об интересе русской  публики к новому направлению  в литературе свидетельствует большое  количество переводов сочинения  Мармонтеля, Гете, Жанлис, Ричардсона, Руссо и других.

Масоны сыграли  значительную роль в подготовке и  утверждении сентиментализма в  России. Они стремились своими сочинениями  воспитать чувство читателя, обратить его сердце к добру, проповедуют  личную благотворительность как  средство борьбы со страданиями человека. Но, несмотря на связь русского сентиментализма с европейским, он вырастал и развивался на русской почве, в другой общественно-исторической атмосфере. Крестьянский бунт, переросший в гражданскую войну, внёс свои коррективы, как в понятие «чувствительности», так и в образ «сочувственника». И это свидетельствовало о том, что идея нравственной свободы личности лежала в основе русского сентиментализма, но этико-философское её наполнение не противостояло комплексу либеральных социальных понятий.

В отличие от западноевропейского сентиментализма, где основной общественный конфликт был представлен взаимоотношениями  между третьим сословием и  аристократией, в русском сентиментализме  героями-антагонистами стали крепостной крестьянин и помещик-крепостник. Представители  демократического течения, сочувствуя крепостным крестьянам, настойчиво подчёркивают их нравственное превосходство над  крепостниками. В их произведениях  чувствительности крестьян противопоставлено  душевное огрубение, жёсткость помещиков. Сентименталисты-демократы не идеализируют жизнь крестьян, не боятся показать её антиэстетические подробности: грязь, нищету. Чувствительность героев представлена здесь наиболее широко и разнообразно – от умиления и радости до гнева и возмущения. Одним из её проявлений может быть суровое возмездие своим обидчикам.

Дворянские  сентименталисты также говорят о моральном превосходстве крестьян над помещиками, но факты насилия, бессердечия и произвола крепостников представлены в их произведениях в виде исключения, как своего рода заблуждение обидчика, и чаще всего завершаются его чистосердечным раскаянием. С большим удовольствием пишут они о добрых, гуманных помещиках, о гармонических отношениях между ними и крестьянами. Дворянские сентименталисты последовательно обходят грубые черты крестьянского быта. Гамма чувствительности героев здесь гораздо беднее, чем в демократическом сентиментализме. Сельские жители, как правило, добры, любвеобильны, смиренны и послушны. И всё же было бы неправильно называть дворянский сентиментализм реакционным явлением. Главная его цель – восстановить в глазах общества попранное человеческое достоинство крепостного крестьянина, раскрыть его духовное богатство, изобразить семейные и гражданские добродетели. И хотя писатели этого течения не отважились поставить вопрос об отмене крепостного права, но их деятельность подготавливала общественное мнение к разрешению этой задачи.

Несмотря на то, что сентиментализм зарождается  в 60-е годы, лучшие его произведения – «Путешествие из Петербурга в  Москву» Радищева, «Письма русского путешественника» и повести Карамзина  – относятся к последнему десятилетию XVIII в. Как и в других литературных направлениях, общность творческого  метода писателей не означает тождества  их политических и социальных взглядов. В русском сентиментализме можно выделить два течения: демократическое, представленное творчеством А. Н. Радищева и близких к нему писателей – Н. С. Смирнова и И.И. Мартынова, и более обширное по своему составу – дворянское, видными деятелями которого были Н.М. Карамзин, М.М. Херасков, М. Н. Муравьёв, И.И. Дмитриев.

Сентименталисты критически относятся к развращающей человека городской культуре, выступают  против душевной чёрствости, паразитизма  и мотовства господствующих классов. От общих рассуждений о человеке они перешли к изображению  конкретного человека, душевные движения которого они старались не только обрисовать, но и объяснить.

Следовательно, с одной стороны, нельзя не согласиться  с теми исследователями, которые  подчёркивают прогрессивный характер сентиментализма, отмечая, что именно писатели этого направления впервые  заговорили о крестьянине как  о полноценном герое своих  произведений, что они заглянули  в душу крестьянину и нашли  там достоинства, часто превышающие  достоинства людей из господствующего  сословия. С другой стороны, совершенно резонными следует признать и  упрёки тех учёных, которые отмечают сглаживание сентименталистами  социальных противоречий, идеализацию  ими крестьянской жизни, нежелание  видеть её в настоящем свете, облегчённое  решение конфликтных положений  в их произведениях, идиллические концовки, нередко завершающие их. Именно в  этом и заключается сложность  и противоречивость сентиментализма, которые в некоторых случаях  можно наблюдать даже в творчестве одного и того же писателя.

Таким образом, когда мы говорим о характере  сентиментального направления в  его конкретном художественном воплощении, то возникает вопрос не о мере субъективного  и объективного, а о социальном его смысле. Сентиментализм отказался  от восхваления гражданских доблестей своих героев, но он пришёл к возвышению человека, поставил его на пьедестал. Следуя за Руссо, который считал, что в современном обществе невозможно соединить воспитание человека и гражданина, сентименталисты обратили особое внимание на изображение человека.

Расцвет сентиментализма  утверждает в русской литературе новый жанр, чувствительный роман  и чувствительную повесть. Как говорит  уже само название, чувствительная повесть ставила перед собой  задачу раскрыть чувства героя или  самого автора, состояние их души. Вместе с тем повесть должна была подействовать  на воображение читателей, возбудить  их чувствительность, заставить их пожалеть о героях, оплакать их горестный  жребий или пролить счастливые слёзы  умиления, когда они приходили  к благополучному завершению своих  стремлений.

Несмотря на то, что рассудочности классицизма  здесь был противопоставлен культ  чувства, чувствительная повесть не отказалась от дидактизма. Тенденция  дать наставление, поучить читателя, представить ему примеры, достойные  подражания, предостеречь от порока характерна для большей части прозы XVIII века. Но в отличие от классицистов авторы чувствительных повестей обращаются не к разуму, а к чувству. Они отнюдь не отбрасывают вопроса о нравственном долге, об общественных обязанностях человека. Образованный и чувствительный читатель лучше понимает свои нравственные обязанности.

Информация о работе Возникновение и особенности развития сентиментализма в литературе и искусстве Заподной Европы