Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2012 в 11:28, контрольная работа
Люди с давних времен стремились научиться определять с первого взгляда внутренний мир человека. Многое о человеке могут рассказать его глаза, улыбка, жесты, артикуляция… Не зря многие писатели в своем творчестве употребляют такие выражения как «сияющие глаза», «лучезарная улыбка», «светлое лицо». В современной литературе есть много способов выражения чувств и эмоций, но как узнать, какие именно чувства хочет передать нам автор?
ВВЕДЕНИЕ.........................................................................................................3
1. Глава I. ЗНАЧЕНИЕ СВЕТОВОЙ ЛЕКСИКИ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ. ……………………………………….…………………..4
2. глава II. Исследование портреных характеристик героев романа «Война и мир» с помощью световых прилагательных…………………………………………………………..4
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..................................................................................................10
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ЛИТЕРАТУРЫ........11
ПРИЛОЖЕНИЯ……………...……………………………………..…………..12
Но князь Андрей не видел этого лица,
он видел сияющие глаза, которые были прекрасны".
В эпилоге романа автор повествует о замужестве Ростовой.
Именно в семейной жизни нашла героиня свое счастье:
"Она принимала участие в каждой минуте жизни мужа".
Она носила, рожала, кормила сама и воспитывала
трех дочерей и сына. Идеал девушки превращается в образец
жены и матери. Смыслом ее жизни стала любовь к мужу и детям.
И хотя она "пополнела и поширела,
так что трудно было узнать в этой сильной матери прежнюю тонкую,
подвижную Наташу", она по-прежнему красива,
как заботливая мать и любящая жена.
Образ Наташи Ростовой — один из самых обаятельных образов
в русской литературе. В нем автор показал русскую душу,
чудесный женский характер, натуру,
способную на любовь и самопожертвование.
ПРИЛОЖЕНИЕ VII
Анна Павловна Шерер
«Война и мир» начинается как пьеса – репликой Анны Павловны Шерер,
и мы сразу попадаем в эпоху, когда по многу раз перекраивалась
карта Европы. На званом вечере, устроенном Анной Павловной,
собралась вся элита Петербурга, и основной темой для обсуждения
являются события недавнего прошлого: казнь родственника Бурбонов,
жестокое подавление Наполеоном бунта в Египте, а также
образование военного союза против Наполеона.
Именно на фоне этой мирной и привычной для аристократии картины
мы впервые знакомимся с некоторыми из героев повествования.
Как уже было сказано, первой, кого мы встречаем в романе,
является Анна Павловна Шерер. Ее общественное положение
позволяет ей держать под контролем людей, которые в этот день
пришли к ней на вечер – она встревает в разговоры, направляя их
«со свойственной ей придворною и женскою ловкостью и быстротою такта»
в нужное русло, что бы никто из гостей не нарушил правила,
установленные в светском обществе. Как писал Толстой,
«быть энтузиасткой сделалось ее общественным положением»,
но ее «милый недостаток» являлся лишь желанием не обмануть ожидания
людей, окружающих ее. Писатель обличает Анну Павловну в притворстве -
мы видим его иронию. Салон фрейлины Шерер осужден и показан
сатирически. Он наполнен несвободными, своекорыстными людьми.
Но Толстой считает что ложь - неизбежность людей,
которые живут в ложно построенном мире.
Благодаря характеристике портрета и действий Анны Павловны,
мы чувствуем ее типичность для аристократического общества,
но автору удается очень тонко это передать, как мысль,
которая витает в воздухе, но еще не высказана вслух.
С первых строк мы ощущаем неестественность поведения Анны Павловны,
которая «преисполнена оживления и порывов»,
несмотря на ее пожилой возраст.
ПРИЛОЖЕНИЕ VIII
Семья Курагиных
Детали, которые использует Толстой, очень точно передают
впечатления от гостей. Особое внимание Толстой уделяет дочери
князя Василия, поражавшей своей «бесстыдной красотой».
«Блестя белизной плеч, глянцем волос и бриллиантов,
она прошла между расступившимися мужчинами и прямо,
не глядя ни на кого, но всем улыбаясь и как бы любезно предоставляла
каждому право любоваться красотою своего стана, полных плеч,
очень открытой по тогдашней моде груди и спины,
и как бы внося с собою блеск бала, подошла к Анне Павловне»:
Красота Элен - символ блеска, но и пустоты светской жизни.
Красота ее мраморная, холодная, мертвая, а на теле
«как будто лак от всех тысяч взглядов, скользивших» по нему.
На ее прекрасном лице всегда улыбка, но она ничего не значит,
одинаковая всегда и для всех. По сути, это маска,
скрывающая пустоту души «великосветской графини» -
в Элен нет ни чувства, ни музыкальности, она не замечает природы.
Толстой неоднократно употребляет слово «грубо»,
характеризуя действия Элен: она
«быстрым и грубым движением головы перехватила его губы».
А как жестоко она говорит с Пьером после дуэли с Долоховым!
Снята маска, и показалось истинное, отталкивающее лицо Элен:
«на ее мраморном, несколько выпуклом лбе ее была морщинка гнева»,
«с презрительной улыбкой смотрела на него»,
«с грубой точностью речи». При создании ее портрета
Толстой не зря использует такие эпитеты –
еще раз он подчеркивает пустоту души Элен,
ее уродство под маской ослепляющей красоты и порядочности.
Статичность портрета – это один из приемов создания женских образов.
Автор «срывает маски» со светских дам,
вынося им приговор с особым художественным мастерством.
Чуть позже автор знакомит нас с братом Элен-Ипполитом,
который «…поражал своим необыкновенным сходством с сестрою –
красавицей и еще тем более тем, что был поразительно дурен собой
…у брата то же лицо было отуманено идиотизмом и неизменно выражало
самоуверенную брюзгливость, а тело было худощаво и слабо.
Глаза, нос, рот - все сжималось как будто в одну неопределенную
и скучную гримасу, а руки и ноги всегда принимали неестественное
положение». Красота имеет другую сторону – безобразную.
Толстой намеренно это подчеркивает, чтобы у читателя сложилось определенное мнение о петербургском свете.
Отец Элен и Ипполита князь Василий – светский лев,
он знает все тонкости светского тона. Так и его внешность,
поведение выдавало в нем человека,
принадлежавшего к высшему обществу. Он появляется неожиданно,
«в придворном, шитом мундире, в чулках, башмаках и звездах» -
читатель получает подробное описание обмундирования князя,
и мы делаем вывод, что это уважаемый и богатый человек.
Но что бы описать портрет князя, характеризующий его внутренний мир,
Толстому хватает лишь одной фразы: «светлое выражение плоского лица».
В этом чувствуется и отношение Толстого к высшему свету Петербурга,
который описывается как образец ненатурального,
формального существования. Так и в князе писатель видит лишь оболочку,
лишенную внутреннего содержания, – он для него
лишь состарившийся в свете и при дворе значительный человек.
Особое внимание автор уделяет манере разговора. Князь Василий говорил
«на том изысканном французском языке, на котором не только говорили,
но и думали наши деды», «с тихими, покровительственными интонациями»,
«как актер говорит роль старой пиесы». Все это пронизано скукой,
притворством, давно заученными фразами. Естественность –
вот что нежелательно для салона.
ПРИЛРЖЕНИЕ IX
Пьер Безухов
Одним из любимых героев автора, которому он уделяет большое внимание,
является Пьер Безухов, которого Л. Н. Толстой показывает нам впервые
в салоне Анны Павловны Шерер как явного нарушителя общественного
спокойствия и плавного течения вечера. Большой и неуклюжий,
он никак не вяжется с изящной обстановкой салона,
смущает и шокирует окружающих. Внешность Безухова
вряд ли дает возможность предположить в нем незаурядную личность,
скорее, она вызывает усмешку у окружающих. Молодой человек,
нелепый и непривлекательный, "толстый, выше обыкновенного роста,
широкий, с огромными красными руками",
ото всех в гостиной отличается умным, наблюдательным взглядом.
Именно это, а не огромный рост или коричневый фрак,
внушает Анне Павловне беспокойство. Пьера приветствуют поклоном,
относящимся к людям самой низшей иерархии.
Он незаконный сын екатерининского вельможи, графа Безухова,
и позже его законный наследник. Писатель не зря
обращает наше внимание на облик вошедшего:
постоянный портретный признак - массивная,
толстая фигура Пьера Безухова может быть в зависимости
от обстоятельств то неуклюжей, то сильной,
может выражать и растерянность, и гнев, и доброту, и бешенство.
Иначе говоря, у Толстого постоянная художественная деталь
каждый раз обрастает новыми, добавочными оттенками.
А какая улыбка у Пьера? «...Не такая, как у других...
У него, напротив, когда приходила улыбка, то вдруг мгновенно
исчезало серьезное... лицо и являлось другое - детское, доброе...»
Но после женитьбы на Элен Курагиной мы видим совсем другого Пьера,
который уже не боится пропустить умные разговоры, а, наоборот,
глубоко презирает этих пустых и надменных людей.
Лицо Пьера "уныло и мрачно", ибо наступило прозрение,
сознание своей непоправимой ошибки.
Только общение с простыми русскими людьми во время
Бородинского сражения и в плену возвращает Пьеру душевное
спокойствие, которое меняет его внешность. Толстой пишет о том,
что взгляд Пьера никогда не имел прежде такого твердого,
спокойного и оживленного выражения. "Прежняя его распущенность,
выражавшаяся и во взгляде, заменилась теперь энергичною,
готовою на деятельность и отпор подобранностью".
Портретная характеристика Пьера служит раскрытию
его внутреннего мира, свидетельствует о становлении его характера,
в котором появляются несвойственные ему прежде решительность и воля.
ПРИЛОЖЕНИЕ X
Князь Андрей Болконский
«В это время в гостиную вошло новое лицо.
Новое лицо это был молодой князь Андрей Болконский» —
так в круговороте лиц салона Анны Павловны Шерер появляется главный,
хотя и не самый любимый автором герой романа.
Князь Андрей безупречен и моден. Безупречен его французский.
Даже имя Кутузов он произносит с ударением на последнем слоге,
как француз. Безупречны сухие черты его лица,
мундир адъютанта и тихий, медленный, стариковский шаг.
Завершает картину вселенская скука в глазах. Князь Андрей —
светский человек. В этом смысле он подвержен всем движениям
и переменам моды не только в одежде, но и в поведении, в стиле жизни.
И тихая походка, и скука во взгляде,
и манера держать себя с окружающими —
все выдает в нем приверженца дендизма.
И действительно, князь Андрей чрезвычайно дистанцирован
от посетителей салона. Его лицо портит гримаса, замечает Толстой.
Все и вся надоело и наскучило. Но подобное отношение к миру
не затрагивает людей, симпатичных ему. Он преображается,
встретив Пьера. Улыбка князя Андрея становится
«неожиданно доброю и приятною». А их дальнейшая беседа —
разговор двух добрых товарищей, и, несмотря на то,
что Пьер младше Болконского, разговор равных,
безмерно уважающих друг друга людей. Князь Андрей дан нам в романе
полностью сформированным, законченным человеком,
в отличие от Пьера Безухова, становления которого
происходит все семь лет романной жизни. Именно таким
Толстой проводит князя через главные события европейской
и отечественной истории, через любовь и смерть.
Все его испытания, все сюжетные движения сводятся к поискам
и момента истины, точки или события, в которых за личиной