"Свет" и "Тьма" в русской лирике первой половины IX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 19:35, курсовая работа

Описание работы

Цель моей работы выявить и показать на примерах имеющиеся в лирике поэтов первой половины XIX века образы “света” и “тьмы”. Для достижения данной цели, был поставлен ряд задач:
- проанализировать отражение темы «света» и «тьмы» в лирике поэтов первой половины XIX века, а также в научной и критической литературе.
-исследовать тенденции и закономерности развития поэзии первой половины XIX века
-проанализировать творчество поэтов первой половины XIX века.

Содержание

Введение…………………………………………………………………....……....3
1.Закономерности развития поэзии первой половины XIX века……………………………………………………………………………....…4
1.1 Романтизм ………………………………………………………......…….......4
1.2 Картина мира в произведениях поэтов – философов XIX века………........5
2. Тема «света» и «тьмы» и её отражение в лирике первой половины XIX века………………………………………………………....……..……………….…….10
2.1 Тема «света» и «тьмы» в лирике А.С.Пушкина ……………….…...…….10
2.2 “Из пламя и света рождённое слово” (Тема «света» и «тьмы» в лирике М. Ю. Лермонтова)…………………………………….……………………..…......14
2.3 Тема «света» и «тьмы» в лирике Ф. И. Тютчева.…………………....….....26
Заключение………………………………………………………….….……...…32
Литература………………………………………………………………...……33

Работа содержит 1 файл

Свет и тьма в лирике первой половины IX века.doc

— 231.00 Кб (Скачать)

      Следует подчеркнуть, что предметное чувство поэта направлено на природу как целое, и каждое проявление жизни для него есть символ великого и невыразимого космического целого, некого "иного" - космоса в философском смысле этого слова. Поэзия Тютчева делает конкретные впечатления жизни в ее целом предметом восприятия, художественным центром, вокруг которого расположены частные поэтические идеи. Здесь - своеобразная художественная "религиозная философия", проявляющаяся в общности и вечности ее тем. Времена года, день и ночь, свет и тьма, любовь, море, душа - все это у Тютчева предмет художественного описания в своей общей, стихийной природе. Даже отдельные переживания связываются с общим, вскрывается космическая сторона жизни. Это может достигаться как прямым указанием на присутствие высших сил (например, гроза - проявление демонических сил: "Одни зарницы огневые, / Воспламеняясь чередой, / Как демоны глухонемые / Ведут беседу меж собой…"), так и посредством эпитетов, зачастую парадоксальных - "звучные волны ночи, гремящая тьма, поющие деревья" и т. п., которые у Тютчева представляют собой "приемы классификации явлений, превращение разрозненных моментов в необходимые, внутренне согласованные обнаружения проявлений вечных начал космоса".

      Осознание в творчестве всего  как единого и признание в видимом духовного начала - это пантеизм. Однако само конкретное содержание жизни космоса мыслимо лишь на основе многообразия, и в лирике Тютчева необходимо присутствуют мотивы двойственного порядка. Действительно, при обращении ко всей его поэзии мы ясно видим, как эта двойственность пронизывает все ее содержание. Наиболее яркий пример - стихотворение "День и ночь":

День - сей блистательный  покров -

День, земнородных оживление,

Души  болящей исцеленье,

Друг  человека и богов! 

Но  меркнет день - настала ночь;

Пришла - и с мира рокового

Ткань благодатную покрова,

Собрав, отбрасывает прочь…

И бездна нам обнажена

С своими страхами и  мглами,

И нет преград меж  ней и нами -

Вот отчего нам ночь страшна! 

      День и ночь здесь - символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, последняя же - олицетворение "бездны безымянной" - названа Тютчевым хаосом:

О чем ты воешь, ветр ночной?

О чем так сетуешь  безумно?.. 

О, страшных песен сих  не пой

Про древний хаос, про  родимый!

Как жадно мир души ночной

Внимает повести любимой!

Из  смертной рвется он груди

И с беспредельным  жаждет слиться!..

О, бурь уснувших не буди -

Под ними хаос шевелится!.. 

        Жизнь космоса - борьба светлого космического начала с хаосом. Вселенское бытие здесь внутренне двойственно, свет и хаос связаны как день и ночь. И, что самое главное, не только светлое начало, но и хаос божествен, прекрасен и привлекателен.

  Борьба между идеальным космическим началом и демоническим началом хаоса существует не только в природе, но и в самой человеческой душе:

...человек,  как сирота бездомный,

Стоит теперь и немощен  и гол,

Лицом к лицу пред пропастию  темной. 

И чудится давно  минувшим сном

Ему теперь все светлое, живое...

И в чуждом, неразгаданном, ночном

Он  узнает наследье родовое. 

       Темная стихия страсти, угрюмый "огнь желания" таит очарование даже более сильное, чем светлая "пламенно-чудесная" игра, день - лишь "отраден и чудесен", ночь - "святая", воля к смерти и воля к жизни одинаково привлекательны для человека: И в мире нет четы прекрасней,

И обаянья нет ужасней,

Ей  продающего сердца…

  

      В человеке - желание гармонии более сильной, чем погружение в животворный океан идеального "эфирного" мира: Сумрак тихий, сумрак сонный,

Лейся в глубь моей души,

Тихий, томный, благовонный,

Все залей и утиши…

Дай вкусить уничтожения,

С миром дремлющим  смешай! 

       Подлинное значение хаоса в лирике Тютчева - это начало уничтожения, бездны, сквозь которое необходимо пройти для достижения полного и подлинного слияния с космосом; тоска, охватывающая при встрече с проявлениями хаоса, - тоска и ужас смерти, уничтожения, хотя в них достигается блаженство самоуничтожения. Эта тоска - причина трагедии человека. Человек - лишь "греза природы". Отсюда - ощущение себя сиротой перед лицом темной бездны, ощущение призрачности жизни:Душа моя, Элизиум теней,

Что общего меж жизнью и тобою! 

        В лирике Тютчева образно выражена мысль о том, что стихия хаоса, "как бы неадекватная, соответствующая ограниченности человеческого существа", позволяет нам при соприкосновении с ней осознать всю глубину пропасти, отделяющей нас от истинно космической жизни, мысль, что зло и грех не противоположности добра и святости, а лишь ступени к ним.

      На этом новом уровне противопоставление  хаоса и идеального начала - космоса - находит выражения не в образах "дня и ночи", а в образах "тишины, успокоения и зноя "и столкновение их - это столкновение манящей и бурной красоты жизни с тихой и светлой красотой бессилия и умирания. Здесь подчеркивается черта, присущая самому космосу - сила возвышения над самим собой. Хаос, таким образом, - олицетворение "преодоления земного и смертного".

      "Обе разнородные силы как  бы с обеих сторон сближаются  между собой и выявляют присущую  им высшую гармонию, недостижимую  вне духовного преобразования, страдания и умирания". Этот синтез достигается Тютчевым и в описаниях осени:Есть в светлости осенних вечеров

Умильная, таинственная прелесть…

Ущерб, изнеможение, и на всем

Та  кроткая улыбка увядания,

Что в существе разумном мы зовем

Возвышенной стыдливостью страдания.

 И  в описании состояния старого  человека: "одна улыбка умиления  в измученной душе моей". И  в описании "вещей души человека", бьющейся "на пороге двойного  бытия": "Душа готова, как Мария, / К ногам Христа навек прильнуть..." Итак, в лирике Тютчева, "самой ночной души русской поэзии", открывается в неподвижной, завершенной форме, в чистой красоте божественное единство космоса и хаоса, в борьбе между которыми протекает "злая жизнь с ее мятежным жаром". 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

      На  основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:

      Главные мотивы поэзии вытекали из основ мистического философского миросозерцания: идеи победы Вечности над Временем, победы ее над  смертью, веры в конечное торжество  Добра над Злом путем проявления божественного начала в человеке, - Любви, отображающей Вечную Женственность, а в связи с этим мистической убежденности в возможности преодоления ограничивающей человека "земности" - устремлении его "в высь". Поэты находили вечную Душу Мира, находили ту путеводную звезду что помогала жить надеждой на приобщение к миру мечты к Вечной Красоте, Добру и Свету. Тема недостижимости любви в бесчеловечном обществе — одна из мотивов стихотворений того времени, что приводило к созиданию печальной и грустной поэзии, «тьме в человеческих душах», но Тьма всегда была побеждена Светом, что и отражают стихи поэтов того времени.

      Блок  писал когда-то: “... чем более  чуток поэт, тем неразрывнее ощущает  он “свое” и “не свое”, поэтому  в эпохи бурь и тревог нежнейшие и интимнейшие стремления души поэта также преисполняются бурей и тревогой”. Эту мысль подтверждают многие стихи поэтов XIX века, посвященные интимным переживаниям, но преисполненные мучительных раздумий о мире и человеке в нем. Умение проникать в мир других людей определяло стиль написания поэзии, что приводило к возвышенным и чувственным стихам повествующих не только о пламенном чувстве любви, но и о тьме что приносит ее отрицание. Сердца поэтов были  наполнены болью и возвышенностью и потому, как говорил Некрасов "русскому народу преграды не поставлены: пред ним широкий путь", путь который принесет отчаяние и тревоги, надежду и радость, и Свет который, в конце концов, всегда побеждает Тьму в каком бы проявлении она не выступала… 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Литература

  1. Андреев Л. . Избранное. – СПб., изд-во «Питер», 2004 г.
  2. Андреев Л.Н. Из дневника. Русский сборник. – СПб., изд-во «Нева», 2001г.
  3. Вестник МГТУ, том 9, №1, 2006 г. стр.88-95
  4. Гинзбург Л. О лирике. 2-е изд., доп. Л., 1974.
  5. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе.- Пособие для уч-ся. М., Просвещение, 1980.
  6. Дарский Д.С. "Чудесный вымысел". Космическое сознание в лирике Тютчева. Пб., 1914ос, "святая "ночь.
  7. 3унделович Я.О. Этюды о лирике Тютчева. Самарканд, 1971.
  8. Майлин Е.А. О русском романтизме.- М., 1975.
  9. Микешин А.М. Исторические судьбы русской романтической поэзии.- Кемерово, 1973.
  10. Попова О.В. Картина мира в философской лирике I половины XIX века
  11. Соловьев В.С. Поэзия Ф.И. Тютчева. В сб. Соловьев В.С.
  12. Тютчев Ф.И. Стихотворения. Письма. М., 1957.
  13. Философия искусства и литературная критика. М., 1917.
  14. Франк С.Л. Космическое чувство в поэзии Тютчева. Русская мысль. Кн. 11. 1913.
  15. Эйгес И. Пушкин и Жуковский.- АН СССР, М., 1941.

Информация о работе "Свет" и "Тьма" в русской лирике первой половины IX века