Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 19:35, курсовая работа
Цель моей работы выявить и показать на примерах имеющиеся в лирике поэтов первой половины XIX века образы “света” и “тьмы”. Для достижения данной цели, был поставлен ряд задач:
- проанализировать отражение темы «света» и «тьмы» в лирике поэтов первой половины XIX века, а также в научной и критической литературе.
-исследовать тенденции и закономерности развития поэзии первой половины XIX века
-проанализировать творчество поэтов первой половины XIX века.
Введение…………………………………………………………………....……....3
1.Закономерности развития поэзии первой половины XIX века……………………………………………………………………………....…4
1.1 Романтизм ………………………………………………………......…….......4
1.2 Картина мира в произведениях поэтов – философов XIX века………........5
2. Тема «света» и «тьмы» и её отражение в лирике первой половины XIX века………………………………………………………....……..……………….…….10
2.1 Тема «света» и «тьмы» в лирике А.С.Пушкина ……………….…...…….10
2.2 “Из пламя и света рождённое слово” (Тема «света» и «тьмы» в лирике М. Ю. Лермонтова)…………………………………….……………………..…......14
2.3 Тема «света» и «тьмы» в лирике Ф. И. Тютчева.…………………....….....26
Заключение………………………………………………………….….……...…32
Литература………………………………………………………………...……33
Следует подчеркнуть, что
Осознание в творчестве всего как единого и признание в видимом духовного начала - это пантеизм. Однако само конкретное содержание жизни космоса мыслимо лишь на основе многообразия, и в лирике Тютчева необходимо присутствуют мотивы двойственного порядка. Действительно, при обращении ко всей его поэзии мы ясно видим, как эта двойственность пронизывает все ее содержание. Наиболее яркий пример - стихотворение "День и ночь":
День - сей блистательный покров -
День, земнородных оживление,
Души болящей исцеленье,
Друг
человека и богов!
Но меркнет день - настала ночь;
Пришла - и с мира рокового
Ткань благодатную покрова,
Собрав, отбрасывает прочь…
И бездна нам обнажена
С своими страхами и мглами,
И нет преград меж ней и нами -
Вот
отчего нам ночь страшна!
День и ночь здесь - символы двух различных стихий космоса, светлой и темной, последняя же - олицетворение "бездны безымянной" - названа Тютчевым хаосом:
О чем ты воешь, ветр ночной?
О
чем так сетуешь
безумно?..
О, страшных песен сих не пой
Про древний хаос, про родимый!
Как жадно мир души ночной
Внимает повести любимой!
Из смертной рвется он груди
И с беспредельным жаждет слиться!..
О, бурь уснувших не буди -
Под
ними хаос шевелится!..
Жизнь космоса - борьба светлого космического начала с хаосом. Вселенское бытие здесь внутренне двойственно, свет и хаос связаны как день и ночь. И, что самое главное, не только светлое начало, но и хаос божествен, прекрасен и привлекателен.
Борьба между идеальным космическим началом и демоническим началом хаоса существует не только в природе, но и в самой человеческой душе:
...человек, как сирота бездомный,
Стоит теперь и немощен и гол,
Лицом
к лицу пред пропастию
темной.
И чудится давно минувшим сном
Ему теперь все светлое, живое...
И в чуждом, неразгаданном, ночном
Он
узнает наследье родовое.
Темная стихия страсти, угрюмый "огнь желания" таит очарование даже более сильное, чем светлая "пламенно-чудесная" игра, день - лишь "отраден и чудесен", ночь - "святая", воля к смерти и воля к жизни одинаково привлекательны для человека: И в мире нет четы прекрасней,
И обаянья нет ужасней,
Ей продающего сердца…
В человеке - желание гармонии более сильной, чем погружение в животворный океан идеального "эфирного" мира: Сумрак тихий, сумрак сонный,
Лейся в глубь моей души,
Тихий, томный, благовонный,
Все залей и утиши…
Дай вкусить уничтожения,
С
миром дремлющим
смешай!
Подлинное значение хаоса в лирике Тютчева - это начало уничтожения, бездны, сквозь которое необходимо пройти для достижения полного и подлинного слияния с космосом; тоска, охватывающая при встрече с проявлениями хаоса, - тоска и ужас смерти, уничтожения, хотя в них достигается блаженство самоуничтожения. Эта тоска - причина трагедии человека. Человек - лишь "греза природы". Отсюда - ощущение себя сиротой перед лицом темной бездны, ощущение призрачности жизни:Душа моя, Элизиум теней,
Что общего
меж жизнью и тобою!
В лирике Тютчева образно выражена мысль о том, что стихия хаоса, "как бы неадекватная, соответствующая ограниченности человеческого существа", позволяет нам при соприкосновении с ней осознать всю глубину пропасти, отделяющей нас от истинно космической жизни, мысль, что зло и грех не противоположности добра и святости, а лишь ступени к ним.
На этом новом уровне
"Обе разнородные силы как
бы с обеих сторон сближаются
между собой и выявляют
Умильная, таинственная прелесть…
Ущерб, изнеможение, и на всем
Та кроткая улыбка увядания,
Что в существе разумном мы зовем
Возвышенной стыдливостью страдания.
И
в описании состояния старого
человека: "одна улыбка умиления
в измученной душе моей". И
в описании "вещей души человека",
бьющейся "на пороге двойного
бытия": "Душа готова, как Мария,
/ К ногам Христа навек
Заключение
На основании проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Главные мотивы поэзии вытекали из основ мистического философского миросозерцания: идеи победы Вечности над Временем, победы ее над смертью, веры в конечное торжество Добра над Злом путем проявления божественного начала в человеке, - Любви, отображающей Вечную Женственность, а в связи с этим мистической убежденности в возможности преодоления ограничивающей человека "земности" - устремлении его "в высь". Поэты находили вечную Душу Мира, находили ту путеводную звезду что помогала жить надеждой на приобщение к миру мечты к Вечной Красоте, Добру и Свету. Тема недостижимости любви в бесчеловечном обществе — одна из мотивов стихотворений того времени, что приводило к созиданию печальной и грустной поэзии, «тьме в человеческих душах», но Тьма всегда была побеждена Светом, что и отражают стихи поэтов того времени.
Блок
писал когда-то: “... чем более
чуток поэт, тем неразрывнее ощущает
он “свое” и “не свое”, поэтому
в эпохи бурь и тревог нежнейшие
и интимнейшие стремления души поэта также
преисполняются бурей и тревогой”. Эту
мысль подтверждают многие стихи поэтов
XIX века, посвященные интимным переживаниям,
но преисполненные мучительных раздумий
о мире и человеке в нем. Умение проникать
в мир других людей определяло стиль написания
поэзии, что приводило к возвышенным и
чувственным стихам повествующих не только
о пламенном чувстве любви, но и о тьме
что приносит ее отрицание. Сердца поэтов
были наполнены болью и возвышенностью
и потому, как говорил Некрасов "русскому
народу преграды не поставлены: пред ним
широкий путь", путь который принесет
отчаяние и тревоги, надежду и радость,
и Свет который, в конце концов, всегда
побеждает Тьму в каком бы проявлении
она не выступала…
Литература
Информация о работе "Свет" и "Тьма" в русской лирике первой половины IX века