Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 19:35, курсовая работа
Цель моей работы выявить и показать на примерах имеющиеся в лирике поэтов первой половины XIX века образы “света” и “тьмы”. Для достижения данной цели, был поставлен ряд задач:
- проанализировать отражение темы «света» и «тьмы» в лирике поэтов первой половины XIX века, а также в научной и критической литературе.
-исследовать тенденции и закономерности развития поэзии первой половины XIX века
-проанализировать творчество поэтов первой половины XIX века.
Введение…………………………………………………………………....……....3
1.Закономерности развития поэзии первой половины XIX века……………………………………………………………………………....…4
1.1 Романтизм ………………………………………………………......…….......4
1.2 Картина мира в произведениях поэтов – философов XIX века………........5
2. Тема «света» и «тьмы» и её отражение в лирике первой половины XIX века………………………………………………………....……..……………….…….10
2.1 Тема «света» и «тьмы» в лирике А.С.Пушкина ……………….…...…….10
2.2 “Из пламя и света рождённое слово” (Тема «света» и «тьмы» в лирике М. Ю. Лермонтова)…………………………………….……………………..…......14
2.3 Тема «света» и «тьмы» в лирике Ф. И. Тютчева.…………………....….....26
Заключение………………………………………………………….….……...…32
Литература………………………………………………………………...……33
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Закономерности
развития поэзии первой
половины XIX века……………………………………………………………………
1.1 Романтизм
………………………………………………………......…….
1.2 Картина мира в произведениях поэтов – философов XIX века………........5
2.
Тема «света» и «тьмы»
и её отражение в лирике
первой половины XIX века………………………………………………………....…
2.1 Тема «света» и «тьмы» в лирике А.С.Пушкина ……………….…...…….10
2.2 “Из
пламя и света рождённое слово” (Тема
«света» и «тьмы» в лирике М. Ю. Лермонтова)…………………………………….…………
2.3 Тема «света» и «тьмы» в лирике Ф. И. Тютчева.…………………....….....26
Заключение……………………………………………………
Литература……………………………………………………
Введение
XIX век по праву называют “
История мировой литературы
Последнее время, в связи с ожидающимся концом света, стало очень модно обращаться к существующим предсказаниям, составлять личные и семейные гороскопы, пытаться заглянуть в будущее. Среди филологов и литературоведов существует тенденция поиска библейских мотивов в творчестве писателей и поэтов.
Поэты XIX века в своём творчестве обращались к теме «света» и «тьмы». «Свет» и «тьма» - понятия слишком многогранные, чтобы дать четкое их определение. Каждый автор вкладывает в них свой особенный, уникальный смысл, отражающийся в их произведениях.
Цель моей работы выявить и показать на примерах имеющиеся в лирике поэтов первой половины XIX века образы “света” и “тьмы”. Для достижения данной цели, был поставлен ряд задач:
- проанализировать отражение темы «света» и «тьмы» в лирике поэтов первой половины XIX века, а также в научной и критической литературе.
-исследовать тенденции и закономерности развития поэзии первой половины XIX века
-проанализировать творчество поэтов первой половины XIX века.
Теоретическую базу составляют труды отечественных ученых, литературоведов и критиков по проблеме исследования.
Источниковую базу работы составляют произведения русских поэтов первой половины XIX века: А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев. А также литературоведческие статьи.
1.1 Романтизм
Романтизм – одно из самых ярких и значительных направлений в искусстве. Возникший первоначально в Германии и чуть позднее в Англии, он получил затем широкое распространение едва ли не во всех европейских странах и оказал огромное воздействие на мировую культуру.
Без
преувеличения романтизм можно
назвать революцией в
Но
не только социальными
Вера
во всемогущество
При этом в творчестве одних писателей романтиков (нередко их называют романтиками пассивными или консервативными) преобладала мысль о господстве в мире каких-то высших, роковых сил, недоступных разуму человека, неподвластных его воле. В творчестве других писателей романтического направления (их часто называют романтиками активными или революционными) преобладали настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла.
Однако
же все без исключения
1.2
Картина мира в произведениях
поэтов – философов
XIX века.
Рассуждая о картине мира, выраженной
в произведениях поэтов-
представлена крайне скупо, но именно в ней отразился дух эпохи, предчувствие надвигающейся катастрофы.
С середины XIX в. русская культура вступила в новый, сравнительно короткий, но чрезвычайно насыщенный литературными событиями этап. Переход от эпохи классической литературы к новому литературному времени отличался далеко не мирным характером общекультурной и внутрилитературной жизни, стремительной – по меркам XIX в. – сменой эстетических ориентиров, кардинальным обновлением литературных приемов. К концу XIX в. особенно динамично обновилась русская поэзия, вновь – после пушкинской эпохи – вышедшая на авансцену культурной жизни страны. Прежде всего картина мира воссоздается в лирике поэтов-пейзажистов. Поэзия не философствует о
природе
в системе понятийных категорий
так, как это делает философия. Но вот что
знаменательно: там, где философы излюбленным
предметом своих размышлений избрали
природу, как в древнее время Гераклит
и Эмпедокл, в новое – Яков Беме, Шеллинг,
их язык максимально приближался к поэтическому.
Поэтому можно сказать, что поэзия, постигая
сущность природных явлений, становится
философской, а философия, постигая явленность
природных сущностей, – поэтической (Захаркин,
1975). Следует учесть и то, что традиционная
натурфилософия, как она сложилась еще
в греческой античности, оказалась в новое
время наиболее спорным, быстро устаревающим
разделом философии, и это обусловлено
стремительным прогрессом естественных
наук.1 С середины XIX столетия, а именно
этот период нас интересует, натурфилософия
вообще прекращает свое существование.
Значит ли это, что отпала нужда в целостном
духовном постижении природы, таинственность
которой тем больше изумляет человека,
чем могущественнее средства естественнонаучного
знания? Нет, конечно. Но сферой постижения
природы как целого вместо старой умозрительной
натурфилософии все больше становится
искусство, в частности, поэзия с ее особым,
образным философизмом. По мере того как
натурфилософия низвергалась со своего
трона революционными науками о природе,
возрастало значение медитативной, размышляющей
лирики, которая отразилась в творчестве
таких поэтов второй половины XIX в., как
Ф.И. Тютчев, А.А. Фет, Вл. Соловьев и др.
В философской лирике так или иначе воспроизводятся
основные вопросы, которые извечно ставила
перед собой всякая философия природы,
прежде всего о родственности или враждебности
природных начал человеку. Духовна ли
природа изнутри, или она слепа в своем
могуществе? Русская философская лирика
прошла несколько длительных этапов в
постановке и разрешении этих проблем.
В поэзии XVIII в. они трактовались однозначно:
человек и природа порождены одной благой
волей, одним мирообъемлющим разумом,
и потому между ними не может быть никакого
разлада. В поэзии открывается стройная
картина безупречно организованного космоса.
В поэзии первой половины XIX в. – Е.А. Баратынского,
А.С. Пушкина, а особенно М.Ю. Лермонтова
– отчетливо звучит тема неразрешимого
разлада между человеком и природой. Поэзия
второй половины XIX в. развивает и усиливает
эти мотивы. То, что у Лермонтова выступает
как эмоциональное состояние лирического
"я", у Тютчева становится трагическим
законом мироздания:
Невозмутимый строй во всем,
Созвучье полное в природе, –
Лишь в нашей призрачной свободе
Разлад мы с нею сознаем.
Откуда, как разлад возник?
И отчего же в общем хоре
Душа не то поет, что море,
И
ропщет мыслящий тростник?
Перед нами классическое выражение пережитой романтиками трагедии разлада с природой. Человек с его "призрачной свободой" резко противопоставлен природе. "Мыслящий тростник", то есть человек, ощутил себя одиноко стоящим в мире, исключенным из его великой гармонии. В этом стихотворении мы видим осознание коренной отторженности человека от жизни природы. Тютчев говорит нам о том, что в природе есть свои тайны, ужасы, бездны. Хаос, затаившийся в глубине
природы, выдает себя завываниями ночного ветра: "О, страшных песен ты не пой// Про древний хаос про родимый!" Тютчева-философа влечет к себе непостижимое, и все непостижимое воплощается для него в конечном счете в едином понятии "хаос". Хаос есть и величайшая тайна, и скрытая, "роковая" основа всего сущего. В нем и сознание, и подсознание, и сама человеческая душа, таинственная в своих противоречиях. Хаос – это те бездны, которые постоянно держат человека в своей власти, которые открываются перед ним в ночном безмолвии. Хаос – понятие космическое. Поэт полагает, что в основе
всего
сущего лежит некая первозданная,
темная стихия – хаос. Хаос – воплощение
всего непостижимого. Все сущее,
видимое – лишь всплеск, временное
пробуждение бездны. Ощутить стихийное
дыхание "древнего хаоса", почувствовать
себя на краю бездны, пережить трагедию
одиночества человек может лишь ночью,
когда хаос "просыпается":
"И бездна нам обнажена
Своими страхами и мглами.
И нет преград
меж ней и нами".
Противостояние одинокого и бессильного человека могущественному хаосу бытия, ощущение пограничных состояний между жизнью и смертью проходит через многие произведения поэта. У Тютчева снимается односторонний, романтический акцент с субъективного противостояния человека природе – уже не только он "ропщет" на нее, но и она грозит ему, вызывает чувство смятения, страха, непонимания. Разлад между ними глубже, чем считалось раньше; не один человек виновен в нем, такова судьба мироздания, столкнувшая в упор два хаоса: поднимающийся со дна души и рождающий бури в
Информация о работе "Свет" и "Тьма" в русской лирике первой половины IX века