Сатира как мощное обличение пороков общества по творчеству М. М. Зощенко

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Истоки сатиры лежат в далекой древности. Она сопровождала человека на протяжении всей сознательной жизни.
На мой взгляд, сатирические произведения всегда очень интересно читать. Их смысл «не лежит на поверхности», чтобы разобраться, о чем же на самом деле сатирический рассказ нужно напрячь мозг и прочитать между строк.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………3 – 4
2. Теоретическая часть…………………………………………………….5 – 8
3. Биография М. М. Зощенко………………………………………………9 – 11
4. Анализ «Голубой книги»………………………………………………………………………12 – 33
5. Заключение………………………………………………………………34 – 36
6. Список использованной литературы……………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовая ТиПМИ.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Завершая разговор о Зощенко-сатирике, хотелось бы подвести некоторые итоги. За три с лишним десятилетия работы в литературе (писатель умер 22 июля 1958 года) Зощенко прошел большой и нелегкий путь. Были на этом пути несомненные, выдвинувшие его в число крупнейших мастеров советской литературы удачи и даже—не надо бояться этого слова — подлинные открытия. Были и столь же несомненные просчеты. Сегодня очень хорошо видно, что расцвет творчества сатирика приходится на 20-е – 30-е гг. Но в равной мере очевидно также, что лучшие произведения Зощенко этих, казалось бы, далеких лет по-прежнему близки и дороги читателю. Дороги потому, что смех большого мастера русской литературы и сегодня остается верным нашим союзником в борьбе за человека, свободного от тяжелого груза прошлого, от корысти и мелочного расчета приобретателя.

Основные черты, характерные для его творчества — это доверительная нотка, присутствующая в каждом его произведении, читатель всегда ощущает близость автора, который в свою очередь, уважает и любит своего читателя. Жизнь простых людей описана в его рассказах и новеллах детально, по его героям можно судить не только о времени, в которое они жили, но и об их мышлении. Быт – ограниченное пространство для ограниченного пролетария, который ещё не понял всю значимость революций ХХ века, не желает вырваться на свободу, стать лучше, взглянуть на свои поступки со стороны вместо того, чтоб повсеместно пытаться кулаками и бранью доказать свою значимость.

Зощенко знал, кто его читатель, поэтому он не желал описывать чуждую народу обстановку, невероятные ситуации и неординарных людей, всё его творчество насквозь пронизано желанием сблизится с читателем, войти к нему в доверие, для этого он использует жаргонные выражения и непосредственное общение с читателем в форме сказа. Одну из главных задач своего творчества он видит в том, чтоб высветить как прожектором все недостатки человека, всю  ущербность мировоззрения, неспособность на высокие чувства и самопожертвование.

Автор старается донести до читателя всё, что он видел вокруг, за что переживал и желал исправить, хотел повлиять на мир вокруг него в отдельно взятой любимой стране, но понимал, что должно пройти гораздо больше времени, чем  те десять  минут, которые требуются для прочтения его сатирического рассказа.

Зощенко не забыт. Как бы ни клеймили его позором те же советские писатели середины прошлого века, Зощенко до сих пор читают и любят, его рассказы актуальны и по сей день, может быть только не в такой степени, как раньше. В чём-то, даже, значимость любого писателя определяет время. А то, что Зощенко не забыли и его рассказы до сих пор читают наши современные юмористы-сатирики, такие как Жванецкий и Задорнов, говорит о многом. И прежде всего о том, что пороки общества остались теми же. Мало чего изменилось, лишь стремление сатириков высмеять эти пороки осталось прежним.

 

 

Мне было очень интересно и легко читать «Голубую книгу». У Михаила Зощенко совершенно особая сатира, он не похож ни на одного писателя. Его рассказы очень просты и доступны абсолютно для всех. Его творчество – это не ирония и не скрытая сатира, это открытое осмеяние пороков человечества.

Лично для меня было большим открытием, что можно таким простым, даже иногда примитивным языком, передать исторические события.

Когда я читала рассказы Зощенко, мне было и смешно и грустно. Смех вызывал язык автора (просторечные слова, сравнения, жаргонные слова). А грустно мне стало от того, что я еще раз осознала, человек совершал отвратительные поступки тысячи, сотни, десятки лет назад, совершает их сейчас в XXI веке и сейчас зачастую их масштаб более ужасающий, нежели это было раньше. И из всего сказанного следует, что если человек будет продолжать поддаваться низменным страстям, то это,  возможно, приведет его к еще более ужасным преступлениям!

В послесловии ко всей книге Зощенко пишет такие слова: «Мы по мере своих слабых и ничтожных сил берем скромную задачу. И своим смехом хотим зажечь хотя бы небольшой, вроде лучины, фонарь, при свете которого некоторым людям стало бы заметно, что для них хорошо, что плохо, а что посредственно».


6.     Список  использованной литературы.

 

http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_literature/4173/%D0%A1%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%80%D0%B0                 (понятие сатиры, свойства сатиры)

 

http://www.tonnel.ru/?l=gzl&uid=744&op=bio (биография М.М. Зощенко)

 

М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989.

 

 

 

6

 



[1] http://www.potomy.ru/school/851.html

[2] http://studentius.com/rabota-15399.html

[3] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 16

[4] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 166

[5] http://ru.wikipedia.org/wiki/%C3%EE%EB%F3%E1%E0%FF_%EA%ED%E8%E3%E0

[6] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 15

[7] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 16

[8] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 81

[9] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 16

[10] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 25

 

[11] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 57

[12] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 67

[13] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 81

[14] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 90

 

[15] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 121

 

[16] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 128

 

[17] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 129

 

[18] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 129

 

[19] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 184

[20] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 185

[21] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 206

[22] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 207

[23] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 212

[24] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 227 – 228

[25] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 281

[26] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 281

[27] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 334

[28] М. М. Зощенко. Голубая книга. Рассказы. – М.: Правда, 1989. – с. 334-335


Информация о работе Сатира как мощное обличение пороков общества по творчеству М. М. Зощенко