Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:06, курсовая работа
Истоки сатиры лежат в далекой древности. Она сопровождала человека на протяжении всей сознательной жизни.
На мой взгляд, сатирические произведения всегда очень интересно читать. Их смысл «не лежит на поверхности», чтобы разобраться, о чем же на самом деле сатирический рассказ нужно напрячь мозг и прочитать между строк.
1. Введение…………………………………………………………………3 – 4
2. Теоретическая часть…………………………………………………….5 – 8
3. Биография М. М. Зощенко………………………………………………9 – 11
4. Анализ «Голубой книги»………………………………………………………………………12 – 33
5. Заключение………………………………………………………………34 – 36
6. Список использованной литературы……………………………………37
Журнальная публикация вызвала такой скандал, на писателя был обрушен такой шквал критической брани, что печатание «Перед восходом солнца» было прервано. Зощенко обратился с письмом к Сталину, прося его ознакомиться с книгой «либо дать распоряжение проверить ее более обстоятельно, чем это сделано критиками». Ответом стал очередной поток ругани в печати, книга была названа «галиматьей, нужной лишь врагам нашей родины» (журнал «Большевик»).
Постановление 1946, с присущим советской идеологии хамством «критиковавшее» Зощенко и А.Ахматову, привело к их публичной травле и запрету на издание их произведений. Поводом стала публикация детского рассказа Зощенко Приключения обезьяны (1945), в котором властями был усмотрен намек на то, что в советской стране обезьяны живут лучше, чем люди. На писательском собрании Зощенко заявил, что честь офицера и писателя не позволяет ему смириться с тем, что в постановлении ЦК его называют «трусом» и «подонком литературы». В дальнейшем Зощенко также отказывался выступать с ожидаемым от него покаянием и признанием «ошибок». В 1954 на встрече с английскими студентами Зощенко вновь попытался изложить свое отношение к постановлению 1946, после чего травля началась по второму кругу.
Самым печальным следствием этой идеологической кампании стало обострение душевной болезни, не позволявшее писателю полноценно работать. Умер Зощенко в Ленинграде 22 июля 1958.
4. Анализ «Голубой книги».
Михаил Зощенко один из крупнейших русских писателей XX века, творчество которого выходит за пределы сатирического жанра. «Голубая книга» представляет Зощенко-юмориста, Зощенко-философа, Зощенко - продолжателя классических традиций русской прозы.
Когда я взяла в руки эту книгу, у меня возник вопрос: «Почему именно голубая?». Ответ автор дает в предисловии:
«Мы назвали ее так оттого, что все другие цвета были своевременно разобраны. Синяя книга, Белая, Коричневая, Оранжевая... Все цвета эти были использованы для названия книг, которые выпускались различными государствами для доказательства своей правоты или, напротив, — вины других.
Нам едва оставалось четыре-пять совершенно невзрачных цвета. Что-то такое: серый, розовый, зеленый и лиловый. И посудите сами, что таким каким-либо пустым и незначительным цветом было бы, по меньшей мере, странно и оскорбительно назвать нашу книгу.
Но еще оставался голубой цвет, на котором мы и остановили свое внимание[3]».
«Голубая книга» состоит из пяти частей — «книг», которые состоят из рассказов на современную автору тему. Каждая книга состоит из вступительной части, основной и послесловия. Во вступительной части приводится историческая справка. Основная часть книги содержит сатирические рассказы. В послесловии автор подводит итоги.
"Голубая книга" - цикл сатирических и комических рассказов. В которых наряду с историческими личностями представлены яркие колоритные образы современников: корыстная молочница, за червонец сдавшая напрокат своего мужа разбогатевшей врачихе; Володька Завитушкин, который женился, не разглядев своей невесты, а потому не мог узнать на свадьбе молодой супруги; Федор Кульков, открывший способ борьбы против бюрократизма да угодивший в тюрьму…
Стержень книги — философская идея о нравственном несовершенстве старого мира, о необходимости воспитания нового человека.
Эту книгу рассказов сам автор называл "краткой историей человеческих отношений". Только и всего. Ну да, герои не всегда оказываются в своем времени, случается им действовать и в прошлом - далеком и не очень. Но ведь это такие специальные зощенковские герои, не обремененные излишним культурным багажом и политическим самосознанием – им в любом вре
После "Голубой книги" его фактически перестали печатать: мол, выходит за рамки "положительной сатиры на отдельные недостатки". Зато в мировой культуре признали Михаила Зощенко явлением уникальным. Незадачливые западные критики увидели в его прозе сюрреалистическую фантастику. Но мы-то с вами знаем: он описывал только то, что видел вокруг...
«...история, можно сказать, — общее достояние и общее дело, за которое следует всем краснеть[4]».
История в этой книге — не просто «соединительная ткань», а скорее своеобразный мощный сюжетный двигатель, превративший собрание разрозненных новелл в единое и цельное повествование. Сказанное, однако, не означает, что сюжетом «Голубой книги» стала сама история. «Голубая книга» — не роман, и сюжета в обычном смысле этого слова в ней нет. Вернее, ее сюжет — это сюжет совсем особого рода. Лично я не могу вспомнить не одной композиции книги, похожей на созданную Зощенко.
Сам Михаил Михайлович так отзывался о своей книге: «Я не стремился к форме романа и не пытался найти эту форму. Я новеллист. И мое дело найти идею, которая двигала бы новеллы. Сюжетное движение новеллы уже не звучит. Я хотел найти новые методы движения не по сюжету, а по теме, по внутреннему содержанию...
Я считаю, что «Голубая книга» держится не новеллой, а философской идеей, которая двигает ее. Рассказы сами по себе в этой книге не существуют[5]».
Таким образом, сюжетным двигателем «Голубой книги» явлается не история, а философская идея, философия. Или, если угодно, философия истории.
«...перелистав страницы истории своей рукой невежды и дилетанта, мы подметили неожиданно для себя, что большинство самых невероятных событий случалось по весьма немногочисленным причинам. Мы подметили, что особую роль в истории играли деньги, любовь, коварство, неудачи и кое-какие удивительные события, о которых речь будет дальше.
И вот в силу этого мы разбили нашу книгу на пять соответствующих отделов.
И тогда мы с необычайной легкостью, буквально как мячи в сетку, распихали наши новеллы по своим надлежащим местам.
И тогда получилась удивительно стройная система. Книга заиграла всеми огнями радуги. И осветила все, что ей надо было осветить»[6].
Зощенко исторически обозревает далекое и относительно близкое прошлое человечества, нравственные нормы, порожденные моралью собственников. В соответствии с этим замыслом книга распадается на пять основных разделов.
В каждом из первых четырех разделов Зощенко проводит читателя по разным векам и странам. Так, например, в "Деньгах" сатирик рассказывает, как в Древнем Риме преторианцы торговали троном императора, как папы отпускали грехи за деньги, как окончательно проворовался светлейший князь Меншиков, позарившись на червонцы, которые петербургское купечество преподнесло на именины Петру II. Сатирик в комически сниженной манере пересказывает события мировой истории, связанные с неизменным торжеством золотого тельца, говорит о крови и грязи, за долгие годы прилипших к деньгам.
Зощенко использует материал исторического анекдота, чтобы сделать из него не только убийственную сатирическую зарисовку рыцарей наживы, но и притчу, то есть подвести современника к постижению генезиса тех пороков прошлого, которые сохранились в мещанине и обывателе наших дней.
История и современность завязаны здесь в тугой узел. События прошлого отражаются в комических новеллах сегодняшнего дня, как в серии кривых зеркал. Используя их эффект, сатирик проецирует ложное величие былого на экран новой эпохи. Поэтому и минувшее, и еще сохранившееся нелепое в жизни приобретают особо глупый и неприглядный вид.
В ряде откликов на "Голубую книгу" было верно отмечено принципиальное новшество этой работы писателя. "Зощенко увидел в прошлом, - писал А. Дымшиц, - не только прообразы современных мещан, но и разглядел в нем ростки нашей революции, о которых с большим лиризмом рассказал в лучшем разделе "Голубой книги"– "Удивительные события". Пафосно – лирический пятый раздел, венчая книгу в целом, придавал ей возвышенный характер».
Мне очень понравилась способность Михаила Зощенко предчувствовать вопросы читателей: прочитав лишь предисловие, становится ясно: о чем книга, почему выбрано именно такое название для книги, на какие раздела она разбита, почему выделены данные темы и многое другое.
Общая тональность "Голубой книги" «более мягкая». Здесь автор по-прежнему выступает преимущественно сатириком и юмористом, но в книге "больше радости и надежды, чем насмешки, и меньше иронии, чем настоящей, сердечной и нежной привязанности к людям[7]".
В этой книге получила дальнейшее развитие тема гуманизма, проблема подлинного и мнимого человеческого счастья. Это придает цельность разнородному историческому и современному материалу, сообщает повествованию внутреннюю грацию и единство.
Как я уже говорила, что прежде чем перейти непосредственно к сатирическим рассказам, автор обрисовывает общее положение дел, приводит исторические справки – случаи из истории, так или иначе, связанные с темой раздела. Тем самым автор вмешивается в ход повествования, но не с помощью традиционных комментариев по ходу текста. Я считаю, что с помощью этого приема Зощенко дарует читателю свободу истолкования текста. Автор лишь во введение к разделу настраивает читателя на негативную волну к тому или иному пороку человечества. А в послесловии подводит итоги «Что же мы видим, прочитавши интересные новеллы из истории и смешные рассказы из нашей жизни? А мы видим, что деньги, как это ни удивительно, приносят людям большие огорчения. Но как это бывает – мы не беремся утверждать. Быть может, это происходит от злосчастного свойства денег, а быть может, и, наоборот – от горестных сторон наших, в сущности, неважных характеров[8]».
Свою курсовую хочется продолжить словами Михаила Михайловича: «Итак, поделившись с вами общими замечаниями, мы торжественно открываем наши отделы[9]».
Далее, мне хочется рассмотреть каждый отдел книги и проанализировать наиболее запомнившиеся рассказы из данного раздела.
Когда я слышу слово «деньги», в моей голове возникает много вопросов, на многие из которых я затрудняюсь ответить. Что такое деньги? Человек управляет деньгами, или деньги человеком?
Вопрос не в том, чем ты владеешь, а вопрос в том, как ты к этому относишься. Если человек своими деньгами служит другим, если он зарабатывает сам и делает много полезного для других, значит, он умело управляет тем, что имеет. Например, Билл Гейтс, - он с нуля заработал свои миллионы и дал мощное развитие компьютерным программам, которыми пользуются люди всей планеты.
Может ли человек равнодушно
Деньги, как и многие другие жизненные аспекты, очень важны для человека. И в зависимости от того, в чьи руки они попадут, они могут принести или положительные, или отрицательные результаты. Например, возьмем кухонный нож. Это полезный предмет, благодаря которому можно резать продукты. А кто-то этим ножом может убить. Но мы ведь не обвиняем в этом поступке нож. Причем здесь нож? Просто этот нож попал в руки к соответствующему человеку. То же самое и с деньгами. Во многих бедах и несчастьях обвиняют деньги. А причем здесь деньги? Как деньги могут испортить? То, что у человека изначально было заложено, та его внутренняя суть, с которой он жил раньше, при наличии денег выходит наружу быстрей и только. Один человек зарабатывает деньги для любви, созидания, другой - для мщения и воздаяния. И с какими внутренними смыслами, с какой сутью, с какой идеей, каким способом он это все зарабатывал – то такими и становились деньги. И здесь у каждого Свобода выбора!
Если внимательно посмотреть ис
Выше сказанное подтверждает и Зощенко во введении к разделу «Деньги». Здесь мы видим большинство историй именно про церковь и церковных деятелей. Например, продажа индульгенций. Я сама никогда не понимала этого феномена, как вообще можно купить прощение за свои грехи у Господа Бога? И вот что Зощенко пишет по поводу того как зародилась эта процедура: «А может, нам, братцы, грехи отпущать за деньги? У кого какой грех – гони монету… И квиток получай на руки… Ай, ей-богу…[10]»
Интересны замечания Михаила Зощенко по поводу взаимосвязи судьбы выдающихся исторических личностей и денег. Падение знаменитого придворного деятеля Александра Даниловича Меншикова. Всем известно, что князь никогда не отличался честностью, и все время которое он провел при дворе, воровал. Есть известная пословица: «Чем больше есть, тем больше хочется». Вот и Меншиков, когда, как ему показалось, подвернулся удобный момент, решил пополнить свое состояние на несколько сотен червонцев. Но не вышло, двенадцатилетний император Петр II заметил Александра с подносом, на котором лежали деньги. Через несколько дней после этого Меньшикова арестовали и сослали на вечное жительство в глухую деревню.
Из всего раздела «Деньги» меня больше всего поразили 2 рассказа: «Рассказ про одного спекулянта», «Рассказ про одну корыстную молочницу».
Информация о работе Сатира как мощное обличение пороков общества по творчеству М. М. Зощенко