Сатира как мощное обличение пороков общества по творчеству М. М. Зощенко

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Истоки сатиры лежат в далекой древности. Она сопровождала человека на протяжении всей сознательной жизни.
На мой взгляд, сатирические произведения всегда очень интересно читать. Их смысл «не лежит на поверхности», чтобы разобраться, о чем же на самом деле сатирический рассказ нужно напрячь мозг и прочитать между строк.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………3 – 4
2. Теоретическая часть…………………………………………………….5 – 8
3. Биография М. М. Зощенко………………………………………………9 – 11
4. Анализ «Голубой книги»………………………………………………………………………12 – 33
5. Заключение………………………………………………………………34 – 36
6. Список использованной литературы……………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовая ТиПМИ.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

Рассказ «Мелкий случай из личной жизни» знакомит нас со случаем на вокзале в будке для приема груза. Весовщик всех через одного – двух отправляет укреплять груз: «Тут где-то шляется человек с гвоздями. Пущай он вам укрепит…[19]». Тогда рассказчик пока не пришла его очередь решает укрепить свою тару, но услышав, что эта услуга стоит 8 рублей очень удивился. «Я бы вам и за трояк сделал, но войдите в мое пиковое положение: мне же надо делиться вот с этим крокодилом[20]». В общем, весовщик специально не пропускал тару, так сказать «подкидывал» работу для мужчины с молотком и гвоздями.

«История с переодеванием» как будто написана в 2011 году! Все тот же почет и уважение людям с высоким социальным положение, и все то же безразличие к обычному, среднестатистическому человеку.

В рассказе говорится о том, как автор решил прикинуться иностранцем, чтобы ему предоставили номер в гостинице. И это у него практически получается, но чемодан раскрывается в самый неподходящий момент и все видят его скудное содержимое, после чего оказывается, что номеров в гостинице снова нет. И автор уже собирается уйти, но находится «добрый человек» - швейцар:

– Товарищ, подойдите сюда. Не бойтесь. Скажите, неужели вам так нужен номер?

– На пароходе закачало – еле стою. И даже согласен дать премию, только чтоб мне дали в номере полежать.

– У нас взяток не берут. А если вам нужен номер, то я вам могу дать просто так. Безвозмездно. Но он без ключа. Номер заперт, а ключ потерян. За это вы слесарю заплатите пятнадцать рублей. Он вам откроет, и ключ подберет из старья[21]».

Не перевелись еще честные и доброжелательные люди: и взятку не взял и незнакомцу помог. Только вот беда, оказалось, что никто ключа от этого номера не терял. И швейцар обыкновенный ключ продал за 15 рублей!

Что же мы видим, прочитавши раздел «Коварство»?  Наверное, человеческая жизнь не возможна без коварства. Зощенко в послесловии пишет: «Старый мир с его мешочниками, купцами и спекулянтами в дальнейшем, без сомнения, рассыплется в прах и в тартарары[22]». Но в этом к великому сожалению Михаил Михайлович ошибся, прошли уже десятки лет, но ничего изменились, только «фокусы» спекулянтов стали более изощренными и продуманными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Что называть неудачами? Хотя многие люди не любят называть себя «неудачниками» и предпочитают слыть «успешными», именно через неудачи пролегал путь ко всем выдающимся достижениям. Что можно назвать «неудачей», а что «успехом» зависит лишь от взгляда того человека, кто дает это определение. Зачастую за неудачу принимается видимое положение вещей, не учитывающее того, что скрыто в глубине. Например, если мы не достигаем промежуточной цели, видимый результат может показаться неудачей, если не принимать во внимание извлеченные из этого уроки, которые помогают успешно достичь конечной цели.

Каждый из нас, ежедневно встречает на своем пути кучу трудностей, препятствий и неудач! Непонимание в семье, расставание с любимыми, ссоры с друзьями, трудности на работе, учебе, отсутствие денег, болезнь и куча всего сваливается на нас в течение жизни, а бывает не нужно ждать – все самое худшее приходит в один день.

И что мы делаем? Конечно же – ищем причину. И как только мы не изощряемся, что только не придумываем, кого только не виним, лишь бы не себя самого.

Только сам человек является виновником своих проблем! Возможно, человек скажет, разве я виноват в том, что у меня слабое сердце, что моя девушка/парень меня не уважает, что на работе не ценят мой талант и т. д. и т.п.? Да, сам человек виновник всему этому.

Мне кажется, человек обладает уникальной способностью: его мысли часто превращаются в реальные события,

Так уж заведено в нашем мире, так привыкли жить, людям лень думать оригинально, ведь куда проще жить по шаблону, а значит мыслить, в большей степени негативно.

Стоит понять: «Нет правды! Есть позитивное восприятие действительности и негативное! Решай за какую команду играешь ты!»
Нужно научиться радоваться жизни и всему, что ей сопутствует, находить во всем позитив.

Только сам человек, своими мыслями притягивает проблемы! Успех и депрессия не могут находиться в одном человеке одновременно, выбирай, кем хочешь стать, – вечным нытиком, или счастливым человеком! Не усложняй свою жизнь, впусти в неё радость, а значит и успех!

Я даже заметила это по своей, хотя и небольшой жизни, если расстраиваться и переживать из-за небольшой неудачи, то обязательно случиться что-то более неприятное.

Чтобы узнать, откуда собственно возникали неудачи раньше, обратимся к истории.

«И точь-в-точь такая же неприглядная картина открывается нашему взору, если мы вдруг пожелаем осветить светом истины ветхие, пожелтевшие, пыльные страницы истории:

И вот глядим в историю. Перелистываем ее туда и сюда. Средний мир. Древние века. Халдея там, Финикия. И мало ли там чего. Персия. Сиам.

И видим прямо нечто удивительное...

Нищие бродят. Прокаженные лежат. Рабов куда-то гонят. Стегают кнутом. Война гремит. Чья-то мама плачет. Кого-то царь за ребро повесил. Папу в драке убили. Богатый побил бедного. Кого-то там в тюрьму сунули. Невеста страдает. Жених без ноги является. Младенца схватили за ножки и ударили об стенку... Как много, однако, неудач. И какие это все заметные неудачи…

То есть это прямо в другой раз как-то даже плохо укладывается в голове. Все-таки встречаются милые люди. И вдруг читаем — целую семью запихали в клетку к медведям. С другого там сняли кожу. Этому отрубили руку. Отрезали нос. Прибили гвоздем шляпу к голове. Посадили на кол[23]».

Во введение к разделу «Неудачи» Зощенко написал подборку из жизненных неудач писателей и поэтов. Вот несколько примеров:

«Знаменитый историк Полибий был продан в рабство и увезен из своего отечества. Погиб от нужды и лишений».

«Автор «Робинзона Крузо» Дефо за сатирическую статью был приговорен к тюремному заключению. Сутки он провел привязанный к позорному столбу на площади. Проходящие обязаны были в него плевать».

«О смерти поэта Лермонтова, сосланного на Кавказ, Николай I сказал: «Собаке – собачья смерть»»[24].

Я не согласна с Зощенко в том, что все выше перечисленные случаи можно назвать неудачами. На мой взгляд, это не неудачи это средства, предпринятые властью для того чтобы наказать писателей за их стремление говорить правду.

Завершает раздел «Неудачи» рассказ под названием «Рассказ о зажиточном человеке». Автор повествует нам о неком бедном курьере Федоре, который приехал из деревни. Он был очень грубой и скандальной личностью. Когда ему начали делать выговор из-за пьянки в общежитие, он сослался на то, что ему одиноко, так как его семья осталась в деревне. Федору выделили комнату, и он выписал свою жену и детей из деревни. Но по-прежнему наш герой скандалит, выпивает, орет. И снова у Федора есть причина, и снова его желание удовлетворили, и снова скандалы… Так продолжалось до тех пор пока окружающие не поняли, «что это попросту дрянной, неудачный человек[25]».

И в этом я снова вынуждена не согласиться с Зощенко. Я считаю, что Федор  - слабый человек, а удача здесь не играет роли. Его даже можно назвать везучим человеком, все его желания выполнялись, как в сказке, и это только его вина, что жизнь не удалась.

Хочется заострить внимание на реакции общества: «И тут все поняли, в чем дело. Тут все поняли, что это попросту дрянной, неудачный человек.

И тогда все поняли, что ему зажиточность нужна, но при этом его надо нянчить, и его перевоспитывать.

И тогда всем стало легче. Все вздохнули и поняли, что с ним надо делать.

И в этом понимании была большая удача. И под давлением этой удачи померкнут вышеуказанные неудачи, и начнется то, чего всем хочется[26]».

Общество счастливо, так как оно поняло суть проблемы, осознало, что нужно делать, но в рассказе нечего не говорится, сделали хоть что то окружающие. Чаще всего или даже практически всегда общество просто отходит в сторону и способно лишь на распускание сплетен и «перемывание костей».

 

 

А для того чтобы у читателя не оставалось никаких сомнений насчет того, что именно автору «надо было осветить», в конце своей книги он рассказывает весьма прозрачную назидательную историю, этакий непритязательный случай из жизни, происшедший вскоре после революции.

Автор жил тогда в довольно большом пятиэтажном доме. Но, несмотря на эти пять этажей, в доме, как ни странно, еще не было электрического освещения. Кругом уже все дома были давным-давно электрифицированы, а этот почему-то все еще освещался тусклыми керосиновыми лампочками. И тогда жильцы начали хлопотать, чтобы им тоже провели электричество. Больше всех хлопотала об этом, говорит автор, «наша квартирная хозяйка, или, как теперь говорят, ответственная съемщица, Елисавета Игнатьевна Хлопушкина[27]».

Эта самая Елисавета Игнатьевна проявила себя как настоящая общественница и активистка, и, в конце концов, хлопоты ее увенчались успехом. В доме вспыхнул яркий электрический свет. И вот тут-то и произошел тот удивительный случай, рассказом о котором автор решил завершить свою «Голубую книгу»:

«...наша хозяйка Хлопушкина, пожив три дня со светом, становится неестественно мрачной и неразговорчивой. Мы ее спрашиваем, что такое.

Она говорит:

— Видите, я недовольная освещением. Свет глаза режет и вызывает слепоту. А главное, говорит, он у меня в комнате осветил такое барахло, что я прямо смущаюсь к себе заходить...

...один из нас меланхолично говорит:

— Бывало, действительно, выйдешь утром на работу, вечером явишься, чай попьешь — и спать. И ничего такого лишнего при керосине у себя не видал. А теперича я зайду к себе, освещу, и мне тоже, как ей, неинтересно становится.

Вот мы и зашли к нему. Зажгли свет. Видим, действительно, нечто невероятное. Тут туфля, тут штаны рваные валяются. Тут обойки оторваны и клочком торчат. Видим — клоп рысью бежит, от света спасается. На столе лежит тряпка, неизвестно какая. Пол жуткий. Тут плевок, тут окурок, тут блоха резвится.

Стоит канапе. И мы сколько раз на этом его канапе сидели, думали — ничего. А теперь видим — это совершенно страшное канапе. Все торчит, все висит, все изнутри лезет»[28].

 

 

 

«Голубая книга» поразила меня языком, который использовал Зощенко: вводные слова, смесь коммунального жаргона и канцелярских выражений. Все рассказы написаны в маловысокохудожественной манере. Я думаю, что это прием был использован для того, чтобы книга была понятна абсолютно всем, даже тем людям, кто не имел образования. 

Михаил Михайлович пишет с бесконечными повторами одних и тех же фраз, со смешными бытовыми подробностями, которые в действительности места не имели.

Наверное, простой обыватель, прочитав эту книгу, скажет о неграмотности и не профессионализме автора. Я тоже вначале так думала. Но если проанализировать всю книгу в совокупности, остается только поражаться мастерству Зощенко. Он смог на смешном мещанском языке изложить пикантные факты из всемирной истории.

Он рассказывает истории из жизни разных попов, царей и других «маловысокообразованных» кровопийц, которые тиранили трудовой народ, и сейчас настало время расплаты, так сказать время насмехания над ними. Но ирония Зощенко заключается, в том, что он в каждый раздел заносит не только факты из истории, но и факты из современной ему жизни. А это значит что живущий сейчас народ, народ победивший революцию, ничуть не лучше царей, императоров, попов и т. д.

И получается, что вся человеческая история есть не путь восставшего класса к своему идеалу, совершенству, а один грандиозный театр абсурда, в котором каждый человек существует лишь ради собственных интересов, постоянно меняя маску для окружающих.

Вот он, значит, пишет про жильца, выигравшего деньги, и как этот жилец ушел к любовнице со своими деньгами, а потом деньги у него украли, и та жиличка его выперла, и он очень прекрасно вернулся к своей жене, у которой морда от слез уже пухлая. И не употребляет при этом даже слов «человек» или «женщина», а только «жилец» и «жиличка».

И так вот они живут, к примеру, поэты, которые влюблены, но жизни не знают, или артисты, у которых нервы не в порядке. И Михаил Михайлович тем самым подписывает приговор своему классу и себе самому, что вот они оторваны от жизни. Но трудящие у него выходят ничуть не лучше, потому что только и думают, как пива выпить, жене «в харю плюнуть» или чтобы из партии не вычистили. А исторические события в изложении Зощенко выглядят того пошлее, потому что он их излагает таким же языком, каким другие его герои в поезде рассказывают случайному попутчику свою жизнь.

И получается у него, что вся история человечества есть одни только деньги, коварство, любовь и неудачи с отдельными удивительными происшествиями.

И мы со своей стороны против такого подхода ничего возразить не можем. Потому что Зощенко нельзя обвинить в перевирание истории или современной ему жизни. Он лишь писал то, что видел своими глазами. (Практически все исторические события, описанные Зощенко, широко известны, и поэтому мы не можем обвинить его в обмане).

 

 

 

 

 


5.     Заключение.

 

Творчество Михаила Михайловича Зощенко – самобытное явление в русской советской литературе. Писатель по-своему увидел некоторые характерные процессы современной ему действительности, вывел под слепящий свет сатиры галерею персонажей, породивших нарицательное понятие "зощеновский герой". Находясь у истоков советской сатирико-юмористической прозы, он выступил создателем оригинальной комической новеллы, продолжившей в новых исторических условиях традиции Гоголя, Лескова, раннего Чехова. Наконец, Зощенко создал свой, совершенно неповторимый художественный стиль.

Информация о работе Сатира как мощное обличение пороков общества по творчеству М. М. Зощенко