Сатира как мощное обличение пороков общества по творчеству М. М. Зощенко

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 20:06, курсовая работа

Описание работы

Истоки сатиры лежат в далекой древности. Она сопровождала человека на протяжении всей сознательной жизни.
На мой взгляд, сатирические произведения всегда очень интересно читать. Их смысл «не лежит на поверхности», чтобы разобраться, о чем же на самом деле сатирический рассказ нужно напрячь мозг и прочитать между строк.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………3 – 4
2. Теоретическая часть…………………………………………………….5 – 8
3. Биография М. М. Зощенко………………………………………………9 – 11
4. Анализ «Голубой книги»………………………………………………………………………12 – 33
5. Заключение………………………………………………………………34 – 36
6. Список использованной литературы……………………………………37

Работа содержит 1 файл

курсовая ТиПМИ.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

В первом рассказе автор повествует нам о мужчине по фамилии Сисяев. Он занимался различными темными делишками, за что и был арестован. Но поскольку он предчувствовал свой арест, Сисяев зашил деньги и золотой квадратик себе в одежду. Благодаря этому больше года прожил наш герой не плохо. И вдруг захворал воспалением легких… И тут начинается самое интересное. Подумав, что он скоро умрет, Сисяев решает проглотить все свое добро. «Я помру, а тут кто-нибудь шарить начнет. А мне это не приятно. И пущай это золото у меня в брюхе лежит, чем кто-нибудь им воспользуется[11]». Насколько же нужно быть человеком жадным и скупым, чтобы докатиться до такого! Все монеты проглотить ему не дали, остановили. А вскоре он пошел не поправку, но появилась новая беда – «в желудке колет, кушать неохота, и слюна идет». (Вот к чему приводит глотание денег!) И перед героем встает новая дилемма: ехать на операцию, но тогда возможно хирурги разворуют его монеты или  принимать разные сильные средства и массаж. Сисяев конечно же выбрал второе. «Разные сильные средства, конечно, выгнали монеты наружу, но по подсчету их оказалось меньше, чем следует». Новая беда нависла над героем: куда же делись остальные монеты? Но чтобы, как говорится, успокоить себя спекулянт полагает, что золото, зацепившись за какой-нибудь естественный поворот внутренней системы, благополучно лежит у него в желудке.

Второй рассказ еще более поразил меня способностью человека любить деньги, и не любить своих близких. Автор поведал нам о молочнице, которая за 50 червонцев продала своего мужа симферопольской вдове. Она попыталась «погнаться за 2 зайцами»: и деньги получить, и мужа через несколько дней вернуть. Но не получилось, муж решил остаться с вдовой.

Практически все рассказы Зощенко насыщены просторечными словами. «Рассказ про одну корыстную молочницу» – яркое подтверждение этого. «Правда молочница еще пару раз заходила на квартиру и дико скандалила, требуя возврата своего супруга, однако ни черта хорошего не вышло… Теперь эта дура может на досуге и в полном одиночестве подумать, какую ошибку она совершила[12]».

Из всех рассказов данного раздела видно, что деньги приносят людям большие несчастья и огорчения. Но автор не говорит нам, почему же так случается. Он не выясняет причины этого. «Быть может, это происходит от злосчастного свойства денег, а быть может, и наоборот – от горестных сторон наших, в сущности, неважных характеров. Но, быть может, одно влияет на другое и как-нибудь взаимно действует [13]».

Целью Зощенко является демонстрация порока все остальное в руках читателя. Решение остается за нами: просто прочитать рассказы, задуматься над поставленной проблемой или действовать – бороться.

                                                            

                                                             Из всех дивных явлений и чувств,                                                    

                                                             рассыпанных щедрой рукой                                   

                                                             природы, нам, наверное, я так                                           

                                                             думаю, наижальче всего будет                        

                                                             расстаться с любовью.

                                                                                             М. М. Зощенко

Что такое любовь? Это один из самых трудных вопросов, которые волнуют человечество. Веками люди пытаются найти ответ и узнать точно, что  такое любовь. Философы, писатели, поэты и музыканты дают свои определения и формулировки, но что такое любовь, на самом деле точно не может сказать никто. Проходят века, технический прогресс развивается с немыслимой скоростью, и человеческие отношения развиваются вместе с ним. И вот парадокс: мы научились получать и использовать электричество, мы активно осваиваем космическое пространство и глубины океана, мы ввели в свою повседневную жизнь компьютеры и уплотнили информационное пространство, но на вопрос, что такое любовь, четкого ответа мы до сих пор дать не можем.

Спросите у разных людей, что такое любовь, и вы удивитесь тому, насколько непохожими будут их ответы.  Для одних любовь – это терпение и доброта, для других – нежность и внимание. Для кого-то любовь – это бурная страсть, всепоглощающая и сжигающая, а для кого - то – возможность заботиться о другом человеке, отдавая ему безвозмездно все тепло своей души. И какое бы определение не давали люди тому, что же такое любовь, одно можно сказать с уверенностью: любовь – это та движущая сила, без которой невозможен ни технический прогресс, ни развитие искусства, ни тем более продолжение человеческого рода. Хочется отметить, что я имею ввиду не только любовь к противоположному полу, но и любовь к родителям, любовь к своему ребенку, родственникам, любовь к лучшему другу, любовь к жизни и т. д., и т. д. Это чувство настолько многогранно, что наверное полностью человечество не поймет его никогда. И, конечно, любовь – это то, о чем мечтает каждый человек независимо от возраста, пола и социального положения.

Были времена, когда само существование любви было под сомнением. В истории человечества есть много примеров того, когда любовь считалась  надуманным и фальшивым чувством, и вместо объяснимых и понятных чувств между родителями и детьми, братьями и сестрами возникала кровная вражда и даже ненависть. Друзья предавали друг друга, дети убивали родителей за право занять трон или получить наследство…

Все эти отношения  становились литературными сюжетами, актуальность которых не пропала и сегодня. Современное поколение точно так же ежедневно встречается с превратностями любви и теми дилеммами, которые ставит это непростое чувство.  И если мы, люди, начнем недооценивать любовь или станем пренебрегать ею, то мы не только обедним себя эмоционально и духовно, но и лишим себя замечательных физических ощущений. Именно любовь является движущей силой нашей жизни. Во имя любви человек трудится, сочиняет музыку и стихи, делает научные открытия и путешествует по миру.

Многие поэты и писатели темой для своего творчества выбирали именно это светлое чувство – любовь.

Михаил Михайлович Зощенко много писал о любви, в «Голубой книге» этой теме посвящён целый раздел, но и в некоторых сатирических рассказах, не вошедших в него, тоже можно проследить линию любовных отношений между мужчиной и женщиной. Автор не забывает, что даже когда наступило «новое время», когда Россия встала на «великий путь коммунизма», персонаж, как и прежде, нуждается в возвышенных чувствах, таких, какие воспевались в сентиментальных любовных романах. Но вдруг оказывается, что простой пролетарий не способен на подобные чувства, хотя сам этого не осознаёт.

«Итак, сознавая, что мы мало чего знаем о любви, но вместе с тем признавая за этим нежным чувством нечто немаловажное и даже грандиозное, мы с особым трепетом и сердечным волнением берем в свои руки тяжелые тома истории[14]»

Зощенко пытается проследить, какую же роль играла любовь раньше. И вот что мы узнаем. Например, русские помещики весьма часто женили своих крестьян по такому способу: выстраивали их по росту и записывали с кем попало (высоких мужиков – с высокими женщинами, низеньких – с низенькими). О какой любви тут может идти речь?!

Но, на мой взгляд, более смешной случай имел место во Франции при Людовике XV. Один спекулянт ради своих корыстных целей решил выдать свою дочь замуж за маркиза со знаменитой фамилией. Все бы еще ничего, но его дочери в то время было всего три года, а маркизу – тридцать! Послушайте, я бы рад с вами породниться, и сумма меня устраивает, но у вас невеста чересчур мала – сказал маркиз. Тогда «заботливый» папаша предложил маркизу ежемесячное огромное жалованье до совершеннолетия невесты, если через 12 лет маркиз обязуется жениться на его дочери. Маркиз, конечно же, согласился. И в течение девяти лет аккуратно получал свое жалование, а на десятый год молоденькая, двенадцатилетняя невеста, заболев дифтеритов, скончалась.

Девочку, конечно, жалко. Но папаше поделом, нечего свои низкие дела проворачивать с помощью продажи собственной дочери! Даже и не верится, что на свете живут такие низкие люди.

В каждой эпохи существовали отдельные личности, которые были способны на настоящую большую любовь. Чаще всего именно эти личности совершали поступки ради своих любимых, которые навсегда вошли в историю. Например, у английского поэта Р. Броунинга умерла горячо любимая жена. Страшно оплакивая ее, поэт положил в гроб самое дорогое, что было для него, - тетрадь своих новых сонетов. (Правда, в дальнейшем, когда поэт еще раз полюбил, он достал эту тетрадь, но это уже не так важно).

Итак, переходим непосредственно к рассказам о любви. В начале рассказа обычно автор представляет читателю некую идиллию. Двое любящих или симпатизирующих друг другу людей пытаются завязать романтические отношения, главный герой демонстрирует избраннице красивые чувства, благие намерения, но как только герои встречают на своём пути какие-либо мелкие, по сути даже ничтожные помехи, любовная дымка рассеивается, и  персонаж демонстрирует всем своё невежество и убогость чувств. Например, «Рассказ про даму с цветами», в котором у Николая Николаевича Горбатова утонула жена, он очень хотел найти ее труп, даже предложил вознаграждение за него, но когда труп нашли «наклонился несколько ниже, и тут полная гримаса отвращения и брезгливости передернула его интеллигентные губы. Носком своего сапожка он перевернул лицо утопленницы[15]…»   

Или вот в рассказе «Забавное приключение» автор пишет про то, как жена одного служащего влюбилась в актера, пленившего ее своей великолепной игрой на подмостках сцены. Но он был семейный, и им негде было встречаться. И они встречались у ее подруги. А к этой подруге ходил муж этой дамочки, что влюблена в артиста, а к соседу этой подруги ходила жена нашего артиста, будто бы попить чаю с пирожными, а на самом деле всякий моментально поймет, какие такие у них водились пирожные. И тут им надо было бы всем разжениться и пережениться, но поскольку уже была куча детей у всех у них, то это было невозможно и только обременительно, и все они, поскандалив и изведя этим в корне свою любовь, остались ни с чем. Но крови много друг другу попортили, страдая, как последние извозчики или сапожники, даром что были артисты и служащие.

Вся трагедия заключается в том, что обычно герой не осознаёт этого. Он уверен, что являет собой образец «нового человека», а на самом деле он ущербный «субъект», с неискоренимыми никакой новой идеологией мелкобуржуазными замашками. Так, в рассказе «Свадебное происшествие» герой Володька Завитушкин познакомился со своей невестой в трамвае. На третий день пошли они в гражданский подотдел и записались. После записи пошли молодые на квартиру к мамаше невесты. Володька свою супругу еще в прихожей из виду потерял. В комнате народа полно. Поймал Володька себя на мысли, что и не знает, как его супруга выглядит. «Стал по комнате ходить между девиц. То к одной толкнется, то к другой. А те довольно неохотно держатся и особой радости не выказывают[16]». Тут все за стол садятся, Володьку ведут на почетное место и рядом сажают довольно симпатичную девушку. Он полез к ней целоваться. Тут и развернулись главные события. Гости кричать стали: «Это какой-то ненормальный сукин сын. На всех девиц кидается. Молодая супруга еще к столу не вышедши – прибирается, а он с другой начал упражняться[17]».  Самое интересное, что герой наш даже и не подумал извиняться: «А бес вас разберет! Насажали разных баб, а мне разбирайся[18]». А когда его выгонять стали, он меня просто поразил своей фразой: «Дайте хоть пожрать. С утра не жравши по такой канители». И какая же это любовь? Это безрассудство какое-то…


Коварство – черта характера, свойство человека, состоящие в склонности к злым, хитрым умыслам, прикрытым наружной доброжелательностью (словарь Ушакова). Коварство может быть связано с любовью, но чаще с деньгами  или другой выгодой.

Если полистать страницы истории человечества, то можно обнаружить много историй, связанных с коварством. Конечно же, наиболее яркие примеры коварства можно обнаружить там, где замешана власть. Исключительным коварством отличался прославленный император Нерон. Он не останавливался не перед чем, даже перед собственной матерью, которая резко осуждала его политику. Он два раза пытался убить собственную мать, но это ему не удавалось. На третий раз он нанял убийцу, который выполнил его желание.

В российской истории тоже немало случаев коварства. Был такой некий поручик Бергер, который должен был сопровождать обер – гофмаршала Левенвольда в тюрьму в Сибирь. А одна красавица Лопухина вызвала к себе Бергера и просила хорошо заботиться об арестанте и передать ему, что она его искренне любит и помнит. Молодой поручик решил раздуть историю из этого, надеясь сделать себе карьеру. Он рассказал о разговоре с Лопухиной (преувеличив, конечно) и бедную красавицу подвергли пытке и казни. А желание негодяя Бергера так и не было исполнено. Он несколько лет провел в Сибири, где спился и умер. Вот так корыстное стремление одного человека искалечило и убило ни в чем не повинную девушку.

Но есть такой вид коварства, который существовал, существует и, наверное, будет существовать всегда – стремление продемонстрировать начальству идеальный продукт своего труда, идеальное состояние территории, над которой ты имеешь власть.

Яркий пример – князь Потемкин. Он, чтобы удивить императрицу и желая показать, что завоеванные земли сказочно богаты, велел построить по берегам Днепра красивые домики, церкви и сады. Сюда были пригнаны стада коров и овец. Двигались обозы. И подставные мужики – в нарядных костюмах – сидели на берегу.

Этот случай напоминает мне современную жизнь, когда чиновники перед приездом начальства полностью преобразовывают свои владения. Я знаю даже случаи, когда перед приездом комиссии рабочим выдали спецодежду, а потом снова отобрали ее.

Из раздела «Коварство» мне больше всего понравились рассказы: «Мелкий случай из личной жизни» и «История с переодеванием». На мой взгляд, все те, пороки, которые автор высмеивает в этих произведениях, очень актуальны и для современного общества.

В современном мире, мире денежных отношений каждый продавец стремится как можно быстрее сбыть свой товар, чаще всего не заботясь о его качестве. Для этого используются разные средства: пиар, реклама. Раньше, когда применение этих средств было мало развито, пользовались другими – например, ставили человека перед необходимостью воспользоваться той или иной услугой. Хотя и сейчас еще не отказались от таких методов.

Информация о работе Сатира как мощное обличение пороков общества по творчеству М. М. Зощенко