Развитие связной речи дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление таких форм организации процесса обучения, которые обеспечивают условие полноценного развития личности учащихся в традиционных и инновационных системах обучения. Можно выдвинуть следующую гипотезу, если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников

Содержание

Введение
Глава 1. Изучение творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования
Глава 2. Различия в приемах обучения на занятиях различного вида
Глава 3. Основные методические приемы обучения дошкольников рассказам по воображению
Глава 4. Занятия по обучению детей составлению творческих рассказов
Заключение. Анализ занятий.
Литература

Работа содержит 1 файл

Яна Логопедия.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     На  занятиях по творческому рассказыванию  дети шести-семи лет учатся также  придумывать сказки.

     М. Кольцова отмечает, что сказки, сочиненные детьми дошкольного возраста, являются сплавом того, что они выучили, слышали ранее, что видят сейчас: «Рассказывая сказку, ребенок учится использовать ранее усвоенные фразы. Использует он их здесь не механически, а в новых комбинациях, создавая что-то свое, новое. В этом залог развития творческих способностей человеческого ума».

     Доступным и очень интересным для дошкольников оказывается придумывание сказок об игрушках — куклах, игрушечных медвежатах, лисятах, зайчатах и т. п.

     Детям старшего дошкольного возраста могут  быть предложены следующие сюжеты сказочного характера: «Медведица учит медвежонка говорить спасибо», «В игрушечном цирке  выступают заводные зверушки», «Слоненок  учится кататься на велосипеде», «Матрешки устроили для кукол веселый концерт», «На полке в шкафу для игрушек поселился крокодил», «Заяц, лиса и медведь захотели стать музыкантами». «Медвежонок и зайчишка затеяли веселую игру», «Подъемный кран и самосвал помогают куклам строить дом», «Кукла идет в лес за грибами», «Дюймовочка в гостях у кукол». Придумывание сказок целесообразно сопровождать демонстрацией игрушек. Это активизирует мышление, воображение, речевую деятельность ребенка, создает возможность реализовать влияние художественно-образной наглядности в работе по развитию словесного творчества детей.

     Итак, занятия по творческому рассказыванию  являются важным звеном в системе  обучения связной выразительной  речи детей старшего дошкольного  возраста и играют большую роль в  развитии их творческой активности и самостоятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     4. Занятия по обучению детей  составлению творческих рассказов 

     Занятие № 1

     Создание  рассказов-фантазий с использованием приема перемещения объектов во времени

     Цель: учить детей представлять выбранный  на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать рассказ, используя в нем словесные обороты, характеризующие временные отрезки (до того, как...; после того, как...; утром...; потом...; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной...).

     Ход занятия:

     1. Объекты на картине разделяются  на три категории: 

     а) рукотворный мир;

     б) живая природа;

     в) неживая природа.

     2. Прием преобразования во времени  целесообразно вводить в соответствии  с этими категориям и в следующей  последовательности:

  • Объекты животного мира, изображенные на картине, рассматриваются в рамках суточного изменения, например, при составлении описательного рассказа на тему "Я вспоминаю, что было с собакой ранним утром", или "Я представлю, что было с ней поздно вечером".
  • Объекты растительного мира можно рассматривать в рамках изменения времен года, например: что было с березой зимой или что с ней будет ранней осенью.
  • Неживая природа рассматривается в рамках крупных изменений окружающего ландшафта (это зависит от разумной или неразумной деятельности человека), например: как выглядело это место на картине, когда человека еще не было на земле; как будет выглядеть это место через сто лет.
  • Рукотворные объекты рассматриваются в рамках времени их создания и использования. Например: кто, когда и зачем сварил кашу для собак; кем, когда и зачем сделана будка для собаки, как за ней нужно ухаживать, чтобы она дольше прослужила.

     Примерная последовательность вопросов к детям:

     1) Какое время года изображено  на картине? (Старшие дети должны различать три состояния каждого времени года, например: раннее лето, позднее лето и лето в зените.)

     2) В какой части суток происходит  действие на картине? (Старшие  дети должны различать раннюю  и позднюю часть суток, раннее  и позднее утро.)

     3) Изображенное на картинке отображает  сегодняшний день жизни человека, далекое прошлое или будущее. 

     Рассказ ребенка 

     "Миска  с молоком" 

     "Хозяйка  знает, что собачка Жучка и  ее маленькие щенята очень  любят молоко. Поэтому ранним  утром, после того как хозяйка подоит корову, она никогда не забывает налить в мисочку свежего молока. Миску она перед этим тщательно моет, чтобы молоко не скисло. Если молоко долго стоит под солнцем, то к нему могут прилететь мухи, поэтому за миской надо следить".

     Занятие № 2

     Составление рассказов от лица разных героев

     Цель: учить детей вживаться в образ  и составлять связный рассказ  от первого лица.

     Ход занятия:

     1. Предложить детям "превратиться" в кого-нибудь или во что-нибудь (целый объект или его часть,  например: береза или ее ветка).

     2. Выбрать специфическую характеристику  объекта, например: старая береза  или больная ветка. 

     3. Предложить детям описать картину  с точки зрения выбранного  объекта. 

     Рассказ ребенка

     "Мудрая  береза"

     "Я  - береза. Живу много лет. Мне  нравится лето, потому что я зеленею, и все мои листочки могут наблюдать, как хозяева дома ухаживают за собаками, коровой, огородом, домом. Я видела, как маленький сынишка помогал папе строить будку, и сделали они это хорошо. Хозяйка не забывает кормить собаку со щенятами, и в этом ей помогает дочка. Я думаю, что эта семья живет счастливо и благополучно".

     Описание  восприятия картины с точки зрения различных органов чувств.

     Цель: научить детей `входить` в пространство картины и описывать воспринимаемое через различные органы чувств.

     Игра "К нам пришел волшебник: я могу только слышать"

     Цели:

  • учить представлять различные звуки и передавать свои представления в законченном рассказе;
  • побуждать к фантазированию путем построения предполагаемых диалогов между живыми и неживыми объектами по сюжету картины.

     Ход игры: всматриваясь в объекты, изображенные на картине, нужно представить издаваемые ими звуки и затем составить  связный рассказ на тему "Я  слышу только звуки на этой картине". Составить рассказ "О чем говорят  объекты". Составить диалоги "от имени" объектов.

     Рассказы  детей

     1. "Я слышу, как два щенка  визжат и пищат, когда играют, как третий щенок грызет кость,  как быстро дышит собака, как  она радостно лает, как шумит  ветер в лесу и где-то кричат  и играют деревенские мальчишки".

     2. "Я слышу, как собака-мама  разговаривает со щенками: "Грызи  кость получше, точи свои зубки.  Молодец! Не то что твои братцы, которые только и знают, что  играть".

     Игра "К нам пришел волшебник: я ощущаю только руками и кожей"

     Цель: учить детей представлять возможные осязательные ощущения при воображаемом соприкосновении с различными объектами, обозначать словами их специфические признаки и составлять законченный рассказ.

     Ход игры: нужно представить ощущения, возникающие при воображаемом касании  руками или ином кожном соприкосновении с объектами на картине, и затем составить рассказ `Я ощущаю руками и лицом`.

     Рассказ ребенка

     "Я  глажу руками щенят и собаку. Шерстка у щенят мягкая и  пушистая, а у собаки - жесткая  и гладкая. Язычок у собаки  мокрый и теплый, а нос холодный. Молоко в миске теплое, а в другой миске мясо холодное. На улице жарко, а в лесу прохладно. Прохладно и в доме у человека, и в будке собаки. Если пройти босиком, то по травке идти приятно и мягко, а по земле - жестко и больно".

     Анализ занятия № 1

     Основная  цель занятия по развитию речи: учить  детей представлять выбранный на картине объект с точки зрения его прошлого или будущего и придумывать  рассказ, используя в нем словесные  обороты, характеризующие временные  отрезки (до того, как...; после того, как...; утром...; потом...; в прошлом; в будущем; днем; ночью; зимой; летом; осенью; весной...).

     Логика  построения занятия вытекала из основной ее цели. Занятие началось с рассматривания картины и разделения изображенных на ней объектов на три категории: а) рукотворный мир; б) живая природа; в) неживая природа. Затем детям задавались вспомогательные вопросы для того, чтобы они могли составить отдельные предложения своего будущего рассказа-фантазии.

     Я считаю, что занятие достигло своих  целей, так как дети с интересом и желанием выполняли намеченное задание.

     На  занятии сочетались репродуктивная и продуктивная деятельность детей, а также фронтальная и индивидуальная работа. Старалась предоставить возможность  составить свой рассказ каждому  ребенку, учитывая индивидуальные особенности детей.

     Анализ  занятия № 2

     Основная  цель занятия по развитию речи: учить  детей вживаться в образ и  составлять связный рассказ от первого  лица.

     Логика  построения занятия вытекала из основной ее цели. Занятие началось с рассматривания картины и выбора «роли», т.е. персонажа, от имени которого будет вестись рассказ. В ход занятия для повышения мотивации выполнения задания (составления рассказа) включены две дидактические игры, цель которых – научить детей наиболее точно описывать сенсорные ощущения. Игры выбирали так, чтобы каждый ребенок принимал участие в ней.

     Занятие достигло своих целей, дети с интересом  и желанием выполняли намеченное задание.

     На  занятии сочетались репродуктивная и продуктивная деятельность детей, а также фронтальная и индивидуальная работа.

     Работая над темой контрольной работы, я расширила свои теоретические  и практические знания по данному  вопросу и познакомилась с  технологией обучения дошкольников рассказыванию.

 

     

     Литература 

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1997.
  2. Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. – М., 2006.
  3. Казакова Т.Г. Развитие у дошкольников творчества. – М., 2005
  4. Кольцова М. Ребенок учится говорить. – М., 2003.
  5. Короткова Э.П. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 2008.
  6. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. .Заикание. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия” — М.: В.Секачев, 2008. — 304 с.: ил.
  7. Волкова Г.А. Логопедическая риторика. М., Просвещение, 2005.
  8. Выготская И.Г., Пеллингер Е.Л., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. М., Просвещение, 1993.
  9. Глухов В.П. Особенности формирования связной речи дошкольников с общим недоразвитием. - М., 2001.
  10. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи у дошкольников с общим речевым недоразвитием. - М., 2008.
  11. Глухов В.П. Методика формирования связной монологической речи дошкольников с общим речевым недоразвитием. - М., 2008.
  12. Жукова Н.С. Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия: Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. — Екатеринбург: ЛИТУР, 2007. — 317 с.
  13. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции младших школьников. - С.-Петербург, 2008.
  14. Лалаева Р.И., Серебряковой Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. — Ростов н/Д: Феникс, СПб: Союз, 2004. —224с.
  15. Логопедия: Учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. — 680с.
  16. Логопедия. Методическое наследие: Пособие для логопедов и студентов дефектологических факультетов педагогических вузов: В 5 книгах. / Авт.-сост. Л.С. Волкова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина; Под ред. Л.С. Волковой.- М.: Владос, 2003.
  17. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст): Советы педагогам и родителям по подготовке к обучению детей с особыми проблемами в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 304 с.
  18. Миронова С.А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. М., Просвещение, 2004.

Информация о работе Развитие связной речи дошкольника