Развитие связной речи дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление таких форм организации процесса обучения, которые обеспечивают условие полноценного развития личности учащихся в традиционных и инновационных системах обучения. Можно выдвинуть следующую гипотезу, если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников

Содержание

Введение
Глава 1. Изучение творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования
Глава 2. Различия в приемах обучения на занятиях различного вида
Глава 3. Основные методические приемы обучения дошкольников рассказам по воображению
Глава 4. Занятия по обучению детей составлению творческих рассказов
Заключение. Анализ занятий.
Литература

Работа содержит 1 файл

Яна Логопедия.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     В средней, старшей и подготовительной к школе группах на занятиях также  используются различные предметы, игрушки  и картинки. Но в этом возрасте дети уже начинают овладевать основными  видами монологической речи. С ними проводят специальные занятия по пересказу, а начиная со старшей группы — по рассказыванию на темы из личного опыта. В подготовительной к школе группе новым для детей видом обучения являются занятия по творческому рассказыванию на предложенный педагогом сюжет.

     Рассказы  ребенка могут быть разнообразны по содержанию: об игрушках и играх, о предметах быта, о выполняемых  трудовых поручениях, о взаимоотношениях с товарищами, о природе и т. д.

     Важно, чтобы дети говорили о хорошо знакомых им предметах, фактах, событиях. Тогда их речь становится более связной и свободной.

     В процессе подготовки к занятиям по развитию речи воспитатель должен отбирать такой материал для рассказов, на основе которого углубляются нравственные представления и чувства ребенка, его эмоциональные и эстетические переживания.

     В процессе обучения дети овладевают умением  составлять рассказы различных видов. Рассказы на реалистические темы требуют  от ребенка жизненно достоверного, точного изложения фактов. К таким  рассказам, которые в методике развития речи принято называть фактическими, относятся рассказы по восприятию, а также по памяти (на темы из личного опыта).

     Другую  группу составляют творческие рассказы, которые создаются при активной работе воображения. Однако и здесь  широко используются реалистические темы: ребенок может придумывать события или действия вымышленного героя, но при этом придерживаться жизненной достоверности.

     Постепенно  приобретая опыт составления рассказов  на темы реалистического характера, дети в старшем дошкольном возрасте могут обращаться уже и к сказочным сюжетам. С живым интересом ребенок пробует придумать сказку с присущими ей жанрово-композиционными особенностями: сказочным зачином, повторами и т. п. Так постепенно совершенствуется его словесное творчество.

     По  форме рассказы делятся на описательные и сюжетные. Объектами для описания служат вещи, игрушки, растения. Описательный рассказ может быть составлен и по предметным картинкам.

     На  занятиях воспитатель учит ребенка  выделять существенные признаки, качества предметов или явлений, существующие между ними связи и отношения и придерживаться определенной последовательности при описании их; использовать точные обозначения, эмоционально окрашенные слова и словосочетания. Чаще всего рассказы-описания составляются дошкольниками при опоре на восприятие, т.е. дети описывают то, что видят перед собой. Однако описательный рассказ может быть развернут и на материале образов памяти — ребенок припоминает то, что наблюдал раньше, и по воспоминаниям дает описание вещи, игрушки и т. д.

     При составлении сюжетных рассказов  у детей формируют умение передавать те или иные события, происшествия, приключения во временной последовательности. При этом они на практике осваивают  построение рассказа — в простейшей форме передают завязку, развитие действия и его кульминацию, развязку. В сюжетном рассказе обязательны действующие лица, в него могут входить также элементы описания, рассуждения.

     Таким образом, занятия по обучению рассказыванию  носят различный характер: на одних  дети учатся строить рассказы, опираясь на свои непосредственные восприятия (например, о предметах, игрушках или картинках, которые они видят перед собой), на других — составляют рассказы на темы из личного опыта (то есть на материале образов памяти), на третьих — придумывают сказки и рассказы на предложенный сюжет с опорой на образы воображения. Выбор средств обучения при этом не может не зависеть от того, в каком виде рассказывания предстоит упражнять детей, какие психические процессы будут активизироваться учебными речевыми заданиями.

     Составление разного вида рассказов — наиболее трудный для детей род речевого творчества. Поэтому воспитателю  следует постепенно переходить от постановки простых заданий к более сложным, но в то же время посильным для  детей данного возраста. Необходимо постоянно закреплять приобретаемые детьми речевые умения и навыки, совершенствовать их.

     В дошкольном возрасте дети только еще  начинают овладевать монологической речью. Поэтому они нуждаются в своевременной  помощи со стороны взрослых, в их советах и указаниях.

     Педагог должен конкретно представлять себе, какие именно трудности возникают  у детей при рассказывании, на что в первую очередь следует  обратить внимание ребенка.

     Задача  воспитателя — научить дошкольника  правильно начинать рассказ на выбранную  тему и передавать его живо, интересно, логически последовательно.

     Однако  необходимость в логической последовательности повествования очень часто вызывает у детей затруднения; ребенок  еще нечетко выделяет смысловые  отношения между частями рассказа, не умеет сосредоточить свою мысль на главном и поэтому может нарушить логику расположения смысловых звеньев.

     В процессе обучения следует добиваться, чтобы рассказ ребенка был  понятен слушателям, т. е. чтобы все  его части были взаимосвязаны  и взаимообусловлены.

     Важным  условием для развития связной речи является правильно поставленная словарная работа и формирование грамматических навыков, так как характерные недостатки детских рассказов — однообразие используемых синтаксических конструкций (короткие нераспространенные бессоюзные предложения, часто незаконченные), повторение одних и тех же слов, частей предложения и даже целых фраз и т. д. Воспитатель помогает детям овладевать языковым материалом, характеризующим качественные стороны предметов и явлений (прилагательные и причастия в роли определений), обозначающим отношения предметов по месту и времени, а также причинные и причинно-следственные связи (наречия, предлоги, союзы). Кроме того, педагог учит их пользоваться словарным материалом, характеризующим уровень обобщения (обобщающие слова; существительные, обозначающие видовые и родовые понятия).

     Не  менее важно постоянно уделять  внимание формированию навыков построения предложения. Работа над предложением включает следующие задачи: развитие умения составлять простые распространенные предложения, пользоваться предложениями с однородными членами с сочинением и подчинением.

     Дошкольников  отличает эмоциональная отзывчивость на образную речь. Очень важно, чтобы  дети и сами использовали доступные  им образные средства родного языка. Образную речь ребенка развивают на основе активизации его образного мышления, воображения.

     В процессе обучения дети овладевают умением  использовать в монологической речи несложные образные описания, сравнения, эпитеты, а также различные интонационные  оттенки.

     Педагогу  следует добиваться, чтобы дети глубже переживали свое отношение к окружающему  и ярче отражали его в рассказах.

     Действенным средством умственного, нравственного  и эстетического воспитания дошкольников является художественная литература. Она оказывает огромное влияние и на развитие и обогащение речи ребенка. На занятиях в детском саду дошкольники знакомятся с лучшими произведениями детской литературы. Задача педагога — донести до детей содержание произведения в единстве с его языковым богатством, подчеркнуть некоторые наиболее доступные их пониманию элементы композиции. Большую роль играет при этом образная, эмоциональная речь воспитателя.

     Однако  обучение будет эффективным лишь в том случае, если дети внимательно  слушают объяснения и указания воспитателя, активно выполняют учебные задания, проявляют к ним интерес.

     На  занятиях по рассказыванию педагог  приучает детей к умственному  труду, воспитывает способность  к произвольным усилиям для решения  поставленных задач, умение усваивать  речевые образы и творчески следовать им при выполнении заданий.

     Овладение воспитателем методами и приемами обучения рассказыванию — одно из важнейших  условий успешной работы по развитию речи дошкольников.

     На  занятиях используются такие приемы, как объяснения, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала, упражнения, оценка речевой деятельности и др.

     Проводя то или иное занятие, педагог должен находить наиболее эффективные варианты сочетания различных приемов  с тем, чтобы повышать активность и самостоятельность детей.

     Методика  применения различных приемов и  самый выбор их претерпевают изменения  на различных этапах обучения в зависимости  от стоящих задач, от степени подготовленности детей, от уровня их активности, самостоятельности  и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Различия в приемах обучения на занятиях различного вида. 

     Остановимся вначале на обучении рассказыванию с использованием предметов и игрушек.

     Такие занятия систематически проводятся во всех группах детского сада. Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия — зрительные, слуховые, осязательные и др.

     Обучение  рассказыванию на занятиях такого типа проходит более успешно, если подбор игрушек и предметов строго продуман воспитателем.

     Для показа часто используются наборы —  комплекты. Дети группируют игрушки  и предметы по общим признакам, описывают  их на основе сравнения.

     Задание рассказать об игрушке побуждает  ребенка внимательно рассмотреть  ее детали, отметить цвет, величину и т. д.

     Воспитатель учит детей наблюдать и фиксировать  в словах, в речи то, что они  видят, слышат, осязают. Ребенок упражняется  в выборе точных слов-обозначений, учится контролировать свою речь, степень  ее соответствия описываемому объекту  и его признакам. В рассказах-описаниях находит выражение эмоционально-эстетическое отношение дошкольников к вещам, к игровому материалу.

     К рассказам, которые дети строят на материале  непосредственных восприятий, относятся  также рассказы — описания растений и животных.

     Качество  рассказов и активность детей  на занятиях во многом зависят от приобретаемого ими опыта восприятия объектов при  наблюдениях, на прогулках, экскурсиях.

     Показ игрушек может происходить в  виде инсценировки какого-либо сюжета. Игровые действия побуждают детей описывать предметы детализированее, эмоциональнее.

     Важным  приемом обучения являются вопросы, с помощью которых педагог  помогает дошкольникам лучше познакомиться  с объектами описания. Опираясь на вопросы, дети анализируют, сравнивают, обобщают; отвечая на них — припоминают точные обозначения предметов, признаков, качеств.

     Воспитатель задает вопросы, как правило, в начале занятия, когда знакомит детей с  игрушками или предметами и подготавливает к предстоящему рассказыванию. В  младшей и средней группах ребята описывают предметы, опираясь на последовательно задаваемые педагогом вопросы. Наряду с вопросами широко используется речевой образец (рассказ воспитателя). Образец служит примером точной соотнесенности речи с воспринимаемым объектом, с вычленяемыми в нем качествами, признаками, деталями. Это — один из ведущих приемов, поскольку дети овладевают речью путем активного творческого подражания речи окружающих.

     Рассказ-образец  педагога должен быть содержательным, интересным, лаконичным и эмоционально выразительным. Языковой материал, заключенный в рассказе-образце, служит для детей (объектом внимания, познания и освоения.

     Итак, показом игрушек, предметов, организацией действий с ними, постановкой определенных заданий педагог создает такие  учебные ситуации, в которых дошкольники проявляют речевую активность, целенаправленно овладевают языковым материалом, речевыми навыками и умениями.

     Важное  значение в системе обучения рассказыванию  имеют занятия по картине.

     В детском саду проводятся два вида таких занятий: рассматривание картин с беседой о них и составление детьми рассказов на материале картин.

     На  первых дошкольники овладевают преимущественно  диалогической речью: учатся выслушивать  вопросы педагога, отвечать на них, спрашивать; вторые способствуют развитию монологической речи: дети приобретают навыки составления рассказа, в котором все части контекстно связаны друг с другом, логически и синтаксически объединены.

Информация о работе Развитие связной речи дошкольника