Развитие связной речи дошкольника

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2012 в 17:47, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является выявление таких форм организации процесса обучения, которые обеспечивают условие полноценного развития личности учащихся в традиционных и инновационных системах обучения. Можно выдвинуть следующую гипотезу, если учитель правильно подберёт формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным, полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников

Содержание

Введение
Глава 1. Изучение творческой деятельности ребенка, поиск путей ее формирования
Глава 2. Различия в приемах обучения на занятиях различного вида
Глава 3. Основные методические приемы обучения дошкольников рассказам по воображению
Глава 4. Занятия по обучению детей составлению творческих рассказов
Заключение. Анализ занятий.
Литература

Работа содержит 1 файл

Яна Логопедия.doc

— 172.00 Кб (Скачать)

     Методика  занятий, проводимых в начальный  период обучения, когда у детей  только еще начинает накапливаться  опыт творческого рассказывания, не может не отличаться от методики занятий, проводимых в дальнейшем, особенно в заключительный период обучения, когда дошкольники в определенной степени уже овладели умением придумывать рассказы и сказки.

     В самом начале обучения целесообразно  применение речевого образца, по аналогии с которым дети смогут увереннее придумывать рассказы по предложенному сюжету. Рекомендуется также использовать прием совместных действий — непосредственное участие педагога помогает ребенку лучше справиться с творческим заданием. На всех занятиях следует полнее использовать вопросы, указания, оценку и другие методические приемы.

     На  занятиях рекомендуется использовать различные способы пересказа. Например, короткий текст ребенок может  изложить от начала до конца. Более  длинное произведение можно пересказывать  коллективно, по частям: один начинает, другие продолжают и заканчивают. Здесь дети приобретают самый первоначальный опыт пересказа в лицах, с использованием элементов драматизации; они знакомятся с изложением текста от первого лица — от лица героя.

     Педагог может привлечь дошкольников и к коллективному рассказу, который по частям составляют несколько детей.

     Так, на занятии по картине «Шар улетел» воспитатель обращается к детям: «Рассказ о девочке начну я, а вы его продолжите. Ира надула красный воздушный шар и пошла гулять в сад. В саду всюду желтели листья. Было ветрено. Ире было весело: она держала шар за ниточку, бегала по дорожке и смотрела, как шар на ветру то опускался, то взлетал вверх. Что было дальше? Как случилось, что у Иры улетел шар, где он очутился и что стала делать девочка? Расскажи об этом. Коля». С помощью опорных вопросов педагог наметил план дальнейшего повествования, а ребенок попытался продолжить рас сказ. В случае затруднения педагог приходит на помощь. Затем он намечает план заключительной части рассказа: «Кто уговаривает Иру не плакать? Кто достает шар? Что скажет Ира мальчику, когда он принесет ей шар?» — и предлагает следующему ребенку закончить рассказ. Когда рассказ по частям составлен, полезно предложить кому-нибудь из детей повторить его от начала до конца. Если ребенок не справляется с заданием, педагог рассказывает сам. 
 
 
 
 
 

     3. Основные методические приемы  обучения дошкольников рассказам  по воображению 

     В процессе обучения большую роль играют вопросы педагога. Они помогают детям  живее, конкретнее представить воображаемые события и действия, о которых им предстоит рассказать. Творческими речевыми заданиями, используемыми при подготовке к рассказыванию, наряду с другими психическими процессами приводятся в действие и процессы воображения, что очень важно, так как, если ребенок не опирается на конкретные образы, созданные воображением, он рассказывает поверхностно и схематично.

     Воспитатель учит детей придумывать рассказы, отличающиеся жизненной конкретностью. Например, он наметил предложить детям  придумать рассказ о случае во время ледохода. Как следует подготовить дошкольников к данной теме?

     В начале занятия педагог, стремясь заинтересовать Детей новым сюжетом, проводит с  ними беседу. «Постарайтесь представить  себе ледоход на реке, — говорит  он. — Что можно увидеть на реке во время ледохода? А что услышать?» Дети начинают оживленно делиться наблюдениями: «Можно увидеть, как раскалываются льдины на части; как они несутся по реке; как льдины разбиваются друг о друга. Можно услышать треск льдин; когда ледокол идет, слышен гул мотора» и т. п. Педагог одобряет детские высказывания и дополняет их: «Льдины сталкиваются друг с другом, раскалываются с грохотом и треском; льдины обламываются и крошатся; они переворачиваются в воде; одни льдины наползают на другие» и т. п. Если ребята в ходе беседы живо представили себе картину ледохода, то при рассказывании они непременно остановятся на его описании.

     Итак, с помощью содержательных вопросов педагог активизирует память, мышление, речь и воображение детей, подготавливая  их к творческой деятельности.

     На  занятиях по рассказыванию важную роль играют вопросы, предлагаемые в виде плана к рассказу.

     С планом педагог знакомит детей после  того, как им становятся известны сюжет  и тема рассказа. Сообщается план в  доступной форме (сам термин «план» не употребляется). При этом воспитатель сосредоточивает внимание детей на узловых моментах рассказа, на логической последовательности изложения, на связи отдельных частей и т. д. Например, детям предстоит придумать рассказ о том, как Гриша с друзьями ходил за грибами в лес. В процессе беседы они знакомятся с основными пунктами плана:

     «Как  Гриша собирался в лес за грибами.

     О чем он мог разговаривать с  друзьями по дороге в лес.

     Как он искал грибы и какие.

     Что могло случиться с ребятами, когда  они собрались идти домой». Один из пунктов плана педагог разбирает с детьми подробнее. Так, он просит их подумать, что могло случиться, когда ребята собрались возвращаться домой. Дети высказывают свои предположения и затем вместе с воспитателем отбирают лучшие варианты: кто-то из ребят заблудился и все его искали; кто-то собрал вместо съедобных несъедобные грибы и остальные выручили его — все вместе быстро насобирали ему грибы; ребята помогли донести корзинку грибов встретившемуся в лесу старичку.

     Конкретизирование отдельных вопросов плана обогащает рассказы детей жизненным материалом, побуждает их к поиску новых сюжетных линий.

     Чтобы закрепить в детской памяти план рассказа, целесообразно предложить кому-либо из детей повторить основные его моменты. А в дальнейшем, при анализе и оценке каждого выступления, педагогу нужно обращать внимание на то, в какой степени рассказчик придерживался плана и сумел ли он достаточно обстоятельно раскрыть замысел.

     Когда дошкольники научатся работать на основе готового, составленного педагогом плана, можно привлечь их самих к обдумыванию последовательности изложения творческого рассказа.

     В ходе беседы воспитатель предлагает детям продумать план изложения  рассказа. Они делятся своими мыслями, педагог отмечает наиболее интересные суждения, придает им лаконичную форму выражения и включает в план (сам педагог обдумывает последовательность изложения заранее). Например, на занятии, где детям был предложен сюжет «Славик стал новоселом», воспитатель привлек их к предварительному обдумыванию последовательности в рассказывании.

     При активном участии ребят был составлен  следующий план: Славик едет на машине к новому дому; Славик рассматривает  новый дом; Славик помогает взрослым в новой квартире; Славик выходит  из нового дома на первую прогулку.

     В процессе обучения творческому рассказыванию  необходимо создавать условия для  проявления детьми большей активности и самостоятельности.

     Е.И. Тихеева отмечала, в частности, что  дети старшего дошкольного возраста способны учиться составлять рассказы как по плану, так и с опорой лишь на тему, без предварительной ее проработки.

     В подготовительной к школе группе дети могут также строить свои рассказы при опоре на образ главного героя. Всеми доступными речевыми средствами они стремятся полнее обрисовать центральный образ и все связанные с ним обстоятельства, ситуации, действия.

     Рассмотрим  методику занятия, на котором наряду с применением вопросов и указаний педагог дает характеристику герою  повествования.

     В начале занятия воспитатель предлагает придумать рассказ, например о том, как Вера помогала бабушке ухаживать за курицей с цыплятами. Он не только называет тему, но и знакомит детей с главным действующим лицом: «Вере шесть с половиной лет. Она живет в большом городе, а ее бабушка — за городом. Вера с мамой и папой часто навещают бабушку. Вера — заботливая внучка. Она во всем помогает бабушке. Начнет бабушка мыть посуду — Вера тут как тут: принимается вместе с ней мыть тарелки, чашки. Начнет бабушка пуговицу пришивать — Вера нитку в иголку вдевает. Приехала раз Вера к бабушке, а та говорит: «У нашей хохлатки цыплята вывелись. Хочешь на них посмотреть?» Побежала Вера на курицу с цыплятами посмотреть. Увидела: ходит курица по двору, а за ней — семь желтеньких цыплят. «Бабушка! Я буду помогать тебе ухаживать за курицей с цыплятами», — сказала Вера. Как Вера стала ухаживать за курицей с цыплятами, что произошло дальше — придумайте сами».

     Рассказ воспитателя захватывает воображение  детей, как бы приближает к ним  героя. Дети узнают о герое много  интересного, а главное, вникают в его нравственный облик. В связи с этим усилия детей будут направлены на раскрытие характера героя и, хотя ребята сделают это в самой элементарной форме, их опыт рассказывания обогатится новым подходом к решению творческой речевой задачи.

     На  занятиях по рассказыванию большая роль отводится упражнениям. Дети нередко затрудняются начать рассказ, подолгу молчат, с трудом подыскивают фразы, порой начинают рассказывать однообразно, копируя друг друга. Кроме того, нередки затянутые вступления к рассказам, а это отвлекает мысль от главного, перегружает речь рассказчика малозначащими подробностями. Поэтому воспитателю следует упражнять детей в умении строить начало рассказа.

     После того как дети познакомятся с сюжетом  и планом рассказа, воспитатель побуждает их к обдумыванию начала повествования. Дети упражняются, приобретая необходимые навыки. Педагог одобряет лучшие варианты и сам показывает, как достигается содержательное, динамичное начало рассказа. Например, по сюжету «Гриша с ребятами пошел за грибами в лес» педагог может начать рассказ с разговора действующих лиц.

     «Завтра мы пойдем в лес за грибами, —  сказали ребята Грише. — Ты пойдешь  с нами?» — «Пойду!» — быстро ответил Гриша. И с вечера стал собираться в лес — за грибами». А можно начать и так: «Гриша на лето приехал к дедушке в лесной поселок. В день приезда дедушка подарил Грише небольшую плетеную корзинку. «С этой корзинкой, — сказал дедушка, — ты будешь ходить в лес за грибами». Захотелось Грише поскорее пойти в лес — насобирать полную корзину грибов».

     Такое использование образца начала рассказа не следует смешивать с приемом, когда педагог начинает рассказывать, а дети продолжают. В первом случае дошкольники упражняются в построении начала рассказа как структурного элемента повествования, учатся находить различные его варианты, отбирать лучшие, во втором дети, выслушав от педагога начало рассказа, учатся продолжать повествование.

     В старшем дошкольном возрасте у детей  очень важно формировать произвольность речи: преднамеренность выбора как  содержания высказывания, так и языковых средств, которыми это смысловое содержание может быть выражено наиболее точно. Способность отбора лучшего, наиболее подходящего варианта построения фразы или более крупной части текста, как отмечает Ф.А. Сохин, и является сутью произвольности, осознанности построения высказывания («Я могу сказать так, но, наверное, лучше сказать по-другому»).

     На  занятиях в подготовительной к школе  группе дети вместе с воспитателем составляют цикл коротких рассказов, объединенных одним героем. Например, цикл рассказов о встрече новенькой в детском саду может состоять из четырех частей. На материале одного рассказа дети учатся описывать внешний вид действующего лица, на материале других — упражняются в описании воображаемых игрушек, рисунков, в передаче диалогов и т. п.

     Ценным  речевым упражнением является построение рассказа с опорой на данный педагогом  образец при условии замены в  нем описательных элементов в  соответствии с творческим заданием. Например, в рассказе-образце описывается  весна, перед детьми же ставится задача представить в рассказе действия героев в другое время года и соответственно этому дать описания.

     В комплексе эффективных методических приемов на занятиях широко применяется  и такой прием, как указания. Они  бывают разного типа: рассказать подробно; обдумать весь рассказ; продумать начало рассказа; обязательно рассказать о том или ином; получше обдумать, как закончить рассказ, и т.п.

     При обучении творческому рассказыванию  с помощью различных приемов  интенсивно активизируется словарь детей. Педагог привлекает внимание дошкольников к тем точным и выразительным словам, словосочетаниям, которые они смогут использовать в своем повествовании. С этой целью на протяжении всего занятия, особенно в объяснительной его части, он преднамеренно вводит в свою речь намеченный ранее словарный материал. Так, знакомя детей с сюжетом «Славик стал новоселом», педагог многократно и подчеркнуто произносит следующие слова и обороты: новоселы, новоселье, радостные хлопоты новоселов, новоселье праздничное событие. Речевой образец побуждает детей произносить нужные словосочетания и фразы. Они быстро запоминают акцентируемые слова и стараются ввести их в свой рассказ.

Информация о работе Развитие связной речи дошкольника