Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:50, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит в определении сущности, структуры психологических знаний, их качества и условий усвоения обучающимися; изучении условий контроля психологических знаний с целью повышения их качества
Объект исследования – условия контроля и повышения качества психологических знаний студентов ВУЗов.
Введение ………………………………………………………………….
3
1. Теоретические взгляды на проблему знаний как психолого-педагогического феномена…………………………………………………….
5
1.1. Знания, их сущность, функции, виды, свойства, условия усвоения…………………………………………………………………………
5
1.2. Специфика психологических знаний ……………………………….
11
2. Проблема контроля и качества усвоения психологических знаний……………………………………………………………………………
15
2.1. Проблема усвоения психологических знаний……………………
15
2.2. Контроль и качество усвоения психологических знаний………..
18
Заключение……………………………………………………………………
26
Источники и литература……………………………………………………
29
Знания составляют ядро содержания обучения. На основе знаний у учащихся формируются умения и навыки, умственные и практические действия; знания являются основой нравственных убеждений, эстетических взглядов, мировоззрения.
Знания могут быть: донаучными; житейскими; художественными (как специфический способ эстетического освоения действительности); научными (эмпирические и теоретические).
Знания могут усваиваться на разных уровнях: репродуктивный уровень - воспроизведение по образцу, по инструкции; продуктивный уровень - поиск и нахождение нового знания, нестандартного способа действия.
Психологические знания - это целостное психологическое образование, включающее в себя внутренне упорядоченную систему релевантных понятий, суждений, представлений, выработанную в результате познавательной деятельности и чувственного опыта личности и выступающую адекватным отражением психической реальности, являющуюся индивидуально-значимой и имеющую прогностическую ценность для человека.
Особенность психологических знаний определяется не только их содержанием, но и отношением студента к воспринимаемому материалу.
Психологические знания делятся на теоретические психологические знания и практические психологические знания.
Психологические знания, помогая будущему выпускнику ВУЗа разобраться в своем внутреннем мире, лучше познать себя, становятся личностно-значимыми и способствуют более полному осознанию себя.
Научные психологические знания в настоящее время применяются везде, где необходимо учитывать психологию людей и человеческие взаимоотношения. Это — образование, медицина, экономика, политика, право. Но ими интерес к психологическим знаниям со стороны людей отнюдь не исчерпывается. Психологические знания нужны и с успехом используются для оптимальной организации труда человека и его взаимодействия с машинами. Этим занимается психология труда и инженерная психология. В последнем случае речь, в частности, идет о применении психологических знаний при конструировании различных технических устройств, с которыми человек имеет дело. Психологические знания нужны космонавтам и акванавтам (людям, работающим на больших глубинах под водой), специалистам, которые трудятся в необычных, экстремальных условиях.
Психологические знания необходимы руководителям различных учреждений для того, чтобы успешно справляться с управлением организациями и людьми. Психологические знания используются в армии, в спорте для обеспечения психологической подготовки военных к несению службы и спортсменов к участию в соревнованиях. Психологические знания нужны всем без исключения людям для лучшего понимания самих себя и других людей, для установления с ними нормальных человеческих взаимоотношений. Психологические знания необходимы родителям для воспитания детей, учителям — для их обучения, словом, почти всем людям. Разница состоит лишь в том, что одни люди осознают необходимость таких знаний, а другие не осознают. Однако установлено достаточно твердо: чем более образован, культурен и интеллектуально развит человек, тем больше он понимает значение психологических знаний, тем больше он стремится к их получению и использованию. То же самое касается стран и народов. Больше всего профессиональных психологов готовят и используют именно в тех странах, которые находятся на более высоком уровне социального и экономического развития.
ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА
1. Бадмаев, Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения. М., 1998.
2. Бардин, К.В. Как научить детей учиться: Учебная деятельность, ее формирование и возможные нарушения. (Родителям о детях). Мн., 1973.
3. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., 1989.
4. Выготский, Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
5. Габай, Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
6. Гальперин, П.Я. Введение в психологию. М., 1976.
7. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
8. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке. М., 1978.
9. Ильясов, И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
10. Леонтьев, А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
11. Менчинская, Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника. М., 1989.
12. Пантина, Н.С. Формирование двигательного навыка письма в зависимости от типа ориентировки в задании // Вопр. психологии. 1957. № 4.
13. Полякова, А.В. Усвоение знаний и развитие младших школьников / Под ред. Л.В. Занкова. М., 1978.
14. Российская педагогическая энциклопедия: В 2 т. М., 1993-1999.
15. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии. М., 1946.
16. Салмина, Н.Г. Виды и функции материализации в обучении. М., 1981.
17. Талызина, Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. М., 1998.
18. Талызина, Н.Ф. Пути и проблемы управления познавательной деятельностью человека // Теоретические проблемы управления познавательной деятельностью человека. М., 1975.
19. Талызина, Н.Ф. Управление процессом усвоения знаний. М., 1975.
20. Тищенко, П.Д. Что значит знать? Онтология познавательного акта. М., 1991.
21. Формирование приемов математического мышления / Под ред. Н.Ф. Талызиной. М., 1995.
22. Фридман, Л.М. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М., 1997.
23. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. М., 1989.