Разработка технологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 19:50, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы состоит в определении сущности, структуры психологических знаний, их качества и условий усвоения обучающимися; изучении условий контроля психологических знаний с целью повышения их качества
Объект исследования – условия контроля и повышения качества психологических знаний студентов ВУЗов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………….
3
1. Теоретические взгляды на проблему знаний как психолого-педагогического феномена…………………………………………………….

5
1.1. Знания, их сущность, функции, виды, свойства, условия усвоения…………………………………………………………………………

5
1.2. Специфика психологических знаний ……………………………….
11
2. Проблема контроля и качества усвоения психологических знаний……………………………………………………………………………

15
2.1. Проблема усвоения психологических знаний……………………
15
2.2. Контроль и качество усвоения психологических знаний………..
18
Заключение……………………………………………………………………
26
Источники и литература……………………………………………………
29

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ - Контроль и качество своения психологических знаний.doc

— 187.50 Кб (Скачать)
le="text-align:justify">2.2. Контроль и качество усвоения психологических знаний

 

Некоторые психологи [10,15, 17 ] предлагают в качестве основной цели изучения психологического знания рассматривать формирование у обучаемых психологической культуры. Психологическая культура включает комплекс активно реализующихся культурно-психологических стремлений и соответствующих умений субъекта. В состав психологической культуры входят такие качества, как:  

                    систематическое самовоспитание;

                    навыки конструктивного межличностного и делового общения:

                    навыки психологической саморегуляции;

                    творческий подход к делу;

                    умение познавать и реалистически оценивать свою личность.

  Психологическая культура включает в себя как образованность (обученность и воспитанность), так и основные параметры развития личности. Причем индивидуальная психологическая культура не может рассматриваться вне контекста той общечеловеческой культуры, в которой человек вырос, живет. Она содержит в себе черты национальной, социально-стратовой культуры, "вычерпывая" ее достояние в пространстве и времени.

  Говоря о проблеме оценки качества знаний, нельзя не говорить о критериях и показателях этой оценки. И здесь главным критерием выступает контроль (или диагностика) качества усвоения знаний.

Диагностика в образовательном процессе понимается, как и привычный нам термин "контроль в учебном процессе". Без диагностики невозможно эффективное управление дидактическим процессом, достижение оптимальных результатов, определенных целями обучения. 
Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий.

Контролирование, оценивание психологических знаний, умений обучаемых включаются в диагностирование как необходимые составные части. В нынешней теории педагогики еще нет установившегося подхода к определению понятий "оценка", "контроль", "проверка", "учет" и других, с ними связанных. Нередко они смешиваются, взаимозамещаются, употребляются то в одинаковом, то в различном значении.

Общим родовым понятием выступает "контроль", означающий выявление, измерение и оценивание знаний, умений обучаемых. Выявление и измерение называют проверкой. Поэтому проверка — составной компонент контроля, основной дидактической функцией которого является обеспечение обратной связи между преподавателем и обучающимися, получение педагогом объективной информации о степени освоения учебного материала, своевременное выявление недостатков и пробелов в знаниях. Проверка имеет целью определение не только уровня и качества обученности обучающегося, но и объема учебного труда последнего. Кроме проверки, контроль содержит в себе оценивание (как процесс) и оценку (как результат) проверки.

В ведомостях успеваемости, базах (банках) данных и т.д. оценки фиксируются в виде отметок (условных обозначений, кодовых сигналов, "зарубок", памятных знаков и т.п.). [22]

Основой для оценивания успеваемости обучающегося, а соответственно, и уровня усвоения знаний, являются итоги (результаты) контроля. Учитываются при этом как качественные, так и количественные показатели работы обучающихся. 

Количественные показатели фиксируются преимущественно в баллах или процентах, а качественные в оценочных суждениях типа "хорошо", "удовлетворительно" и т.п. [23]

Количественное значение уровня обученности получается тогда, когда оценку понимают (и определяют) как соотношение между фактически усвоенными знаниями, умениями и общим объемом этих знаний, умений, предложенным для усвоения. Показатель усвоения (продуктивности обучения) вычисляется из соотношения:
О = (Ф/П) • 100% ,

где О — оценка успеваемости (обученности, продуктивности), Ф — фактический объем усвоенных знаний, умений; П — полный объем знаний, умений, предложенных для усвоения. Как видно, показатель усвоения (оценка) здесь колеблется между 100% — полное усвоение информации и 0% — полное отсутствие такового. [22]

Для определения оценки по этому критерию необходимо научиться измерять объемы усвоенной и предложенной информации. Эта задача решена на уровне удобной практической технологии.
Функции оценки, как известно, не ограничиваются только констатацией уровня обученности. Оценка — единственное в распоряжении педагога средство стимулирования учения, положительной мотивации, влияния на личность. Именно под влиянием объективного оценивания у обучаемых создается адекватная самооценка, критическое отношение к своим успехам. Поэтому значимость оценки, разнообразие ее функций требуют поиска таких показателей, которые отражали бы все стороны учебной деятельности учеников и обеспечивали их выявление.

Важнейшими принципами контролирования обученности (успеваемости) учащихся - как одного из главных компонентов качества образования - являются:

o                      объективность,

o                      систематичность,

o                      наглядность (гласность). [16]

Объективность заключается в научно обоснованном содержании контрольных заданий, вопросов, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность контролирующих, или как часто говорят в последнее время - диагностических процедур, означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов.

Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели.

Принцип наглядности (гласности) заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка - это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса - от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении.

Нельзя не сказать о функциях и видах контроля психологических знаний в педагогическом процессе. В зависимости от функций, которые выполняет контроль в учебном процессе, можно выделить три основных его вида:

o                      предварительный,

o                      текущий,

o                      итоговый, рассматриваемые как средства контроля за уровнем (качеством) усвоения [23]

Назначение предварительного контроля состоит в установлении исходного уровня разных сторон личности учащегося и, прежде всего, - исходного состояния познавательной деятельности, в первую очередь - индивидуального уровня каждого ученика.

Успех изучения любой темы (раздела или курса) зависит от степени усвоения тех понятий, терминов, положений и т.д., которые изучались на предшествующих этапах обучения. Если информации об этом у педагога нет, то он лишен возможности проектирования и управления в учебном процессе, выбора оптимального его варианта. Необходимую информацию педагог получает, применяя пропедевтическое диагностирование, более известное педагогам как предварительный контроль (учет) знаний. Последний необходим еще и для того, чтобы зафиксировать (сделать срез) исходный уровень обученности. Сравнение исходного начального уровня обученности с конечным (достигнутым) позволяет измерять "прирост" знаний, степень сформированности умений и навыков, анализировать динамику и эффективность дидактического процесса, а также сделать объективные выводы о "вкладе" педагога в обученность учащихся, эффективности педагогического труда, оценить мастерство (профессионализм) педагога.

Важнейшей функцией текущего контроля является функция обратной связи. Обратная связь позволяет преподавателю получать сведения о ходе процесса усвоения у каждого учащегося. Она составляет одно из важнейших условий успешного протекания процесса усвоения. Обратная связь должна нести сведения не только о правильности или неправильности конечного результата, но и давать возможность осуществлять контроль за ходом процесса, следить за действиями обучаемого.

Контроль усвоения знаний учащихся является одним из основных элементов оценки качества образования. Преподаватели ежедневно контролируют учебную деятельность учащихся путем устных опросов в аудитории и путем оценки письменных работ.

Эта неформальная оценка, которая преследует чисто педагогическую цель в рамках деятельности учебного заведения, относится к естественным нормам, учитывая то, что результаты каждого учащегося должны быть как минимум средними. Другими словами, выставленная преподавателем оценка почти всегда показывает "нормально", что, очевидно, ограничивает ее ценность.

Современный подход к оценке результатов в общем образовании является более критичным. Действительно, сами подходы и выбор критериев оценки стали значительно более тщательными. В то же время более осторожно начали подходить к возможности использования результатов оценки в целях педагогической или селективной диагностики, о чем мы поговорим позже.

Чтобы быть использованными с той или иной целью, результаты оценки качества знаний должны иметь три качества:

они должны быть "валидными" (четко соответствовать программам преподавания);

жестко объективными и стабильными (т.е. не подверженными изменениям, независимыми от времени или от характера экзаменующего);

"доступными" (т.е. время, научные силы и средства на их разработку и проведение должны быть доступны данному государству). [20]

Справедливой критике подвергают многие авторы систему текущих и вступительных экзаменов. Небольшое количество вопросов не позволяет объективно проверить весь курс, вопросы часто не являются отражением тех знаний, умений, навыков, которые необходимо сформировать, каждый из экзаменаторов имеет свое суждение о знаниях отвечающего, свои методы и критерии; количество дополнительных вопросов и их сложность зависят от экзаменатора, что также оказывает влияние на общий результат.

Нельзя обойти молчанием роль психологических факторов, общую и специальную подготовку учителя, его личные качества (принципиальность, чувство ответственности). Все это, так или иначе, влияет на результат проверки и оценки психологических знаний. Личные качества педагога непременно проявляются как в характере преподавания, так и в процессе проверки и оценки знаний, о чем более подробно мы поговорим дальше. Следовательно, как уже подчеркивалось выше, проблема исключения субъективности в оценке и проверке знаний требует более углубленного исследования.

Качество усвоения психологических знаний выражается зачастую в виде педагогической оценки. Педагогическую оценку правомерно рассматривать как особого рода стимул. В мотивации индивидуального поведения при возникновении потребности в интеллектуальном и нравственном развитии в специфических видах деятельности - обучении и воспитании - педагогическая оценка играет ту же самую роль, какую выполняет любой другой стимул при актуализации иных потребностей в различных видах деятельности.

Педагогическая оценка является специфическим стимулом, который действует в учебной и воспитательной деятельности и определяет ее успех.

Педагогические оценки, рассматриваемые как поощрения или наказания, должны быть уравновешенными. С одной стороны, они должны содержать в себе систему стимулов, активизирующих развитие положительных свойств и особенностей у учащегося, с другой стороны, включать совокупность не менее действенных стимулов, препятствующих возникновению отрицательных качеств личности и неправильных форм поведения у тех же самых студентов.

Следует отметить, что на современном этапе в высшей школе широко используются такие методы контроля качества усвоения психологических знаний студентов как устный (зачет, экзамен, коллоквиум, семинар) и письменный (тестирование, рабочая тетрадь, опорный конспект, контрольная и курсовая работа или проект, реферат), контроль лабораторный, интернет-тестирование, машинный  и методы самоконтроля.

В рыночной экономике будущая трудовая деятельность выпускника  вуза предъявляет конкретные и очень высокие требования к профессиональным компетенциям молодого специалиста. На практике известны случаи, когда молодой специалист, интересуясь работой и проявляя способности в ней, ясно осознавал, что ему не хватает психологических знаний,  по разным причинам недополученных во время обучения.

Сложившаяся в вузах система контроля знаний студентов, направленная лишь на усвоение студентами необходимой суммы психологических знаний и их воспроизведение, сегодня не удовлетворяют ни студента, ни педагога. На смену такому положению должны прийти новые формы контроля и самоконтроля, которые ориентировали бы студента на умение самостоятельно добывать знания и применять  их на практике.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В курсовой работе нами были проанализированы психологические знания, их специфика. Мы рассмотрели особенности контроля с целью повышения качества психологических знаний.

В результате работы нами были сделаны следующие выводы.

Знание - это проверенный общественно-исторической практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности; адекватное ее отражение в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Знания фиксируются в форме знаков естественного и искусственного языков.

Информация о работе Разработка технологии