Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 22:53, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена поэтике ранней лирики Анны Андреевны Ахматовой. Поэтесса писала на рубеже веков, и нам интересно проследить мысли и чувства героини другой эпохи, сравнить их с нынешними. Многие исследователи занимались лирикой Ахматовой (Виноградов, Жирмунский, Эйхенбаум, Гиппиус, Коллонтай, Веселовский и другие), но эта тема ещё не до конца раскрыта, она неисчерпаема и многогранна. Связь поэзии с традициями прошлого, отражение в ней архаического типа мышления между тем не отягчает творчество поэтессы ненужным балластом времени, а, напротив, делает ее живой и нужной для современного читателя. В этом состоит актуальность нашей работы.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОГЛАВЛЕНИЕ 2
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I 5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ 5
1.1. Что есть поэтика 5
1.2. Поэтика и её виды 5
1.3. Лирическая героиня в творчестве Анны Андреевны Ахматовой 6
1.4. Лирическая героиня Анны Ахматовой и поэтика символизма и акмеизма 8
1.5.Новый тип лирической героини в творчестве Анны Ахматовой и его эволюция 10
ГЛАВА II 12
ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИЧЕСКОГО СЛОВА АННЫ АХМАТОВОЙ 12
2.1. Концепция любви в творчестве Ахматовой 12
2.2. «Вещи и лица» в поэзии Ахматовой 16
2.3. Особенности языка Ахматовой 22
3. Значение творчества А.А. Ахматовой. 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33
Московский
государственный университет
Филиал
МГУ имени М. В. Ломоносова в г.
Севастополе
Историко-филологический факультет
Кафедра
русского языка и литературы
ПОЭТИКА
РАННЕЙ ЛИРИКИ АННЫ
АНДРЕЕВНЫ АХМАТОВОЙ
Курсовая
работа
СЕВАСТОПОЛЬ-2011
Данная курсовая работа посвящена поэтике ранней лирики Анны Андреевны Ахматовой. Поэтесса писала на рубеже веков, и нам интересно проследить мысли и чувства героини другой эпохи, сравнить их с нынешними. Многие исследователи занимались лирикой Ахматовой (Виноградов, Жирмунский, Эйхенбаум, Гиппиус, Коллонтай, Веселовский и другие), но эта тема ещё не до конца раскрыта, она неисчерпаема и многогранна. Связь поэзии с традициями прошлого, отражение в ней архаического типа мышления между тем не отягчает творчество поэтессы ненужным балластом времени, а, напротив, делает ее живой и нужной для современного читателя. В этом состоит актуальность нашей работы.
Объектом исследования нашей работы является ранняя лирика Анны Ахматовой, представленная тремя сборниками «Вечер», «Чётки» и «Белая стая». Мы хотим постигнуть истоки творчества Анны Андреевны Ахматовой, чтобы в дальнейшем яснее понимать её более зрелое творчество. Первые сборники Ахматовой являются классическими, имеют непреходящее значение, и мы будем рассматривать именно их, чтобы лучше понимать дальнейшее творчество Анны Ахматовой, несмотря на то, что более поздняя лирика, безусловно, является более зрелой.
Цель нашей работы заключается в выявлении особенностей поэтики ранней лирики Анны Андреевны Ахматовой и раскрытии через неё характера лирической героини, её чувств и переживаний.
Наши задачи:
– исследовать образ лирической героини ранних сборников Ахматовой, проследить его эволюцию;
– определить степень влияния символизма и акмеизма на раннюю лирику Ахматовой;
– раскрыть своеобразие концепции любви у ранней Ахматовой;
– исследовать особенности поэтики в каждом из трёх первых сборников Ахматовой;
– выявить особенности поэтического языка ранней Ахматовой.
В нашей работе мы будем использовать следующие методы: индукции, синтеза, сравнения, наблюдения, обобщения, описательный, аналитический и метод компонентного анализа.
В
первой главе мы рассмотрим теоретические
аспекты поэтики и опишем лирическую
героиню творчества Ахматовой, её эволюцию.
Во второй, практической главе, на примере
отдельных стихотворений покажем особенности
поэтики и языка Анны Андреевны Ахматовой.
Различные словари определяют значение поэтики по-разному, но суть понятия остаётся единой. Мы приведём примеры некоторых определений понятия поэтика.
"Поэтика
– теория поэзии, наука о поэтическом
творчестве, ставящая себе целью выяснить
его происхождение, законы, формы и значение..."
[11, с.937]
"Поэтика – наука о строении
литературных произведений и системе
эстетических средств, в них используемых.".
[11, с.938]
Проанализировав несколько определений понятия поэтики (эти и некоторые другие), можно сделать вывод, что поэтику можно определить как систему изобразительно-выразительных средств в произведении, совокупность методов, которыми пользуется автор для создания образов.
Поэтика
присуща литературному
Также данное понятие включает в себя различные составляющие. Например, поэтика делится на общую, описательную и историческую. Общая поэтика исследует законы построения и художественные средства любого произведения, рассматривает возможные способы художественного воплощения замысла писателя, законы сочетания различных способов в зависимости от жанра, вида литературного и рода литературного. Описательная поэтика описывает структуры отдельных произведений конкретных авторов или целых периодов. «Она ставит целью воссоздание того пути от замысла к окончательному тексту, пройдя который исследователь может полностью проникнуть в авторский замысел. При этом разные уровни и части произведения рассматриваются как единое целое». [11, с.939]. Историческая же поэтика изучает развитие литературно-художественных средств, как отдельных художественных приемов (эпитеты, метафоры, рифмы и т.д.) и категорий (художественное время, пространство, основные противопоставления признаков), так и целых систем таких приемов и категорий, свойственных той или иной эпохе. Гаспаров М. Л. выделяет также частную поэтику, которая занимается описанием литературного произведения во всех перечисленных выше аспектах, что позволяет создать "модель" – индивидуальную систему эстетически действенных свойств произведения. [17, с.10]