Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 20:49, курсовая работа
С чем у вас ассоциируется слово «призрак»? С мистикой, фильмами ужасов, потусторонней силой? Лично моя ассоциация – одиночество. Призрак – одинокая потерявшаяся душа, которая не знает, что ей делать, которая ищет выход из своего заточения в призрачном мире.
Таким и является главный герой романа Гастона Леру «Призрак Оперы». В этой творческой работе я собираюсь понять эту самую потерянную душу Призрака, его мотивы, замыслы, желания. Я собираюсь посмотреть на сюжетную линию романа так же с точки зрения главной героини Кристины Даэ и ее возлюбленного Рауля Де Шаньи.
Но для начала узнаем о самом создателе романа «Призрак Оперы» Гастоне Леру.
Действие романа
(и это придает ему
Грандиозное
место действия, равно как и
готические элементы в
Как удивительно
подходит к оперным сюжетам
тот факт, что привидение в
"Призраке Оперы" – на
самом деле живой человек, чьи
таинственные появления и исчезновения
происходят всего лишь благодаря секретным
дверям и тайным коридорам, чья внешность
(а он, мы помним, походил на скелет) обусловлена
болезнью и обитанию в подвалах, лишенных
дневного света. Эрик обитал в театре,
так что ему пришлось стать театральным
приведением. Его трюки и фокусы – театральны.
Он устраивал их так, как если бы все происходило
на сцене. Он актер, играющий роль возмутителя
спокойствия в мелодраме собственного
сочинения. В "Нью-Йорк Таймс" в 1911
году появился отзыв на роман, в котором
критик досадовал по этому поводу: "Когда
призрак перестает быть призраком, а все
загадки получают объяснения, интерес
падает… должны ли мы всегда прощать автора,
который до этого нагнал на нас страху?
Если нам показали привидение, так пусть
оно остается привидением до конца".
Я должен сказать, что не согласен с такой
позицией. Если бы Эрик был на самом деле
привидением, он бы вызвал меньше сострадания,
когда мы начинаем получше его узнавать
и открывать для себя его разбитую любовь
к Кристине.
В этой
игре в настоящее – не
Дневник
Призрака.
Они
оба безумно любили
её, до самой её смерти.
Они дарили ей цветы
и сражались за неё.
А она? Ведомая музыкой
тёмной стороны страсти
и спасённой лёгкой
пушинкой любовной чистоты.
С кем осталась она?
Кого она любила по-настоящему?
И после смерти обрела
ли она покой?
Когда
зажжётся свеча, когда
в ложе номер пять освободят
место и новый шедевр
поставят на подмостках
сгоревшего парижского
театра... мы узнаем ответ
на этот вопрос. А пока...
пока просто задуйте
свечу и прислушайтесь...
ведь где-то в глубине
вас живёт точно такой
же призрак, призрак
оперы...
Я один… Совсем один… Но это продлится недолго… О да. Скоро, совсем скоро Кристина Даэ будет моей.
Я не представился. Наверное, вы уже знаете, кто я. Нет? Я – тот самый загадочный, таинственный, странный и даже страшный Призрак Оперы.
Слышите этот волшебный, этот прекрасный голос? Это поет ОНА – моя будущая заложница…и жена. Но обо всем по порядку.
Мои любимые звуки – не только звуки волшебного оперного голоса Кристины. Я наслаждаюсь криками девиц, которые так отчаянно пугаются, когда слышат мои негромкие завывания в темных коридорах театра. Они просто ласкают слух! Их страх, их жалкий ужас придает мне сил. Не знаю, почему, но я как будто становлюсь сильнее, слушая их визги, ощущая их сильные эмоции, наблюдая, как их личики искажаются жалким удивлением и страхом. Я всегда один. И эмоции как будто подпитывают мои силы.
Я не буду повествовать вам долгую историю моей прежней жизни, потому что главным сейчас является настоящее. Ведь именно в настоящем я собираюсь сделать Кристину Даэ своей навеки.
Я помню наш недавний диалог с этой прекрасной девушкой
«- Кристина, тебе нужно полюбить меня!
- Как вы можете говорить мне это! Мне, которая поет только для вас!
- Вы, должно быть, утомлены?
- Ах! Сегодня я отдала вам всю душу и теперь почти мертва.
- Твоя душа прекрасна, дитя мое - и я благодарю тебя. Ни один король не получал такого подарка. Этим вечером ангелы плакали...»
Это было сразу
после ее гениального выступления
на сцене нашего театра. Воистину, ее
голос – не что иное, как божий
дар. И я хочу… нет, я жажду, чтобы этот
дар принадлежал мне, и только мне.
***
После смерти отца моя дорогая Кристина лишилась своего чудесного голоса и пела в местном хоре. Но хор был не достоин ее дара, который я собирался в ней раскрыть. И я превратился в голос. Я превратился в того, кто преследовал ее всюду, кто стал ее второй душой, ее другом, наставником, учителем.
Если вы не знаете, то я в совершенстве овладел талантом чревовещания. Мой голос может быть везде. Он может звучать из стены, из соседней комнаты, из той богато украшенной вазы, то стоит в гримерной у танцовщиц. Именно так я и пугаю всех обывателей театра. Именно поэтому меня и прозвали Призраком.
Кристина слышала мой голос все время. Я создавал ощущение того, что всегда находился рядом с ней.
Назвавшись ей Ангелом Музыки, я начал совершенствовать ее талант, петь вместе с ней. Каждый день понемногу. С каждым днем она доверялась мне все больше, раскрывалась, раскрепощалась.
И она достигла неземных высот, ей нужно было пробиваться на сцену. Именно тогда я и воспользовался талантом чревовещания и заставил оперную диву Карлотту издать этот отвратительный «жабий» звук. И тогда настал час славы Кристины Даэ.
Вы спросите,
зачем мне нужно было превращать
ее в солистку и звезду французской
оперы? Все просто. Сначала я стал для
нее Ангелом Музыки – наставником, учителем,
другом. Мы вместе пели, разговаривали,
я был с ней везде, хоть она меня и не видела.
Для других я был ужасным Призраком Оперы,
но для нее – Ангелом. Я подчинил ее талант
и разум себе, я почти сделал ее своей.
Я внушил ей доверие, она безоговорочно
уважает меня. Она достигла статуса Лучшей
Певицы Оперы только благодаря мне. И это
только начало…
Здесь возникает вопрос, почему Кристина Даэ так легко доверилась какому-то эфемерному голосу. Мне кажется, что этот голос был не только «наставником и учителем», но и заменил Кристине отца. Она потеряла свой прекрасный голос после его смерти. И тут появляется волшебный Ангел Музыки, который понимает ее, разговаривает с ней, поддерживает ее. Любовь Ангела к ней, его восхищение ей заменила ей отцовскую любовь. Именно поэтому Кристина так легко пошла с ним на контакт. Но вернемся к дневнику Призрака.
***
Я узнал о
ее «друге детства – графе Рауле
Де Шаньи. И он является третьим лишним
в нашей прекрасной паре. Она знает
его с трех лет, и любит, как брата. Вот
только Кристине не известно то, что Рауль
питает к ней более глубокие чувства. Не
думаю, что она будет с ним. Нет, я не просто
не думаю, я знаю это! Жалкий Рауль Де Шаньи
мне не соперник, он просто обычный граф
без особых талантов и со слабым характером.
***
Что ж, ей нелегко будет узнать то, что Великий Призрак Оперы, Ангел Музыки – уродливый человек. В этом смысле Кристина бы предпочла Де Шаньи, ведь он чертовски хорош собой.
Но ее судьба
– быть со мной. И ей придется с этим
смириться! Она полюбит меня таким, какой
я есть. А впрочем, если не полюбит, то я
заставлю ее это сделать.
***
Перед заточением,
то есть браком со мной, Кристина умоляет
дать ей шанс увидеть свет в последний
раз. Я дам ей этот шанс. Единственный и
последний. Но потом она вернется.
***
Я ненавижу тебя, Рауль де Шаньи! Я ненавижу тебя за то, что ты отнял любовь Кристины Даэ у меня. Да, вы знакомы с детства, но ты не приложил никаких усилий, чтобы завоевать ее! Ты не опекал ее каждый день, не учил, не пел с ней, не разговаривал! Почему, почему она полюбила не меня, ее наставника, ее единственного друга и учителя, а тебя?!
Даэ договорилась
с тобой о побеге, но я не глух
и не слеп. Поэтому, похитив Кристину,
я заточил ее у себя в логове. Но
служащий театра, которому известно множество
тайных ходов, провел тебя ко мне. Но путь
к логову лежит через камеру пыток. Ты
и твой жалкий прислуга скоро умрут в моей
гениальной камере пыток! Глупая девчонка
Кристина думала, что я не знаю, что вы
отсиживаетесь там. Ну что ж, посмотрим,
как долго вы продержитесь. Ветки железного
дерева уже приветливо раскинуты.
***
Боже, что со
мной происходит?!... Как будто вся
моя злость от того одиночества, в
котором я находился каждый день,
вся моя любовь к Кристине, вся моя
жестокость – все выливается в одну, неописуемую
эмоцию. Моя жизнь похожа на музыкальное
произведение, на Оперу – жесткие стаккато
сменяются тревожными легато, аккорды
души переплетаются с репризами размышлений.
Моя боль звучит октавой и резко перекрывается
неожиданным фортиссимо злости на весь
мир.
***
И вот в кляксах
нот и аккордов проглядывается слово
«жалость», слышится фраза «отпускаю
ее». Последняя нота моей души прозвучала.
Кристина свободна. Fine.
Противоречивость
души Призрака.
В конечном итоге, Призрак Оперы оказался изобретательным, жестоким маньяком, который хотел погубить огромное количество жизней в том случае, если Кристина скажет «нет». Он хранил бочки с таким количеством пороха, что весь театр взлетел бы на воздух.
Эрик может
являться примером классического киношного
злодея. По сути своей, это – эгоистичный
уродливый террорист, талантливый
архитектор, музыкант, инженер (все
это воплощено в камере пыток),
не думающий ни о ком, кроме себя,
совмещающий в себе изворотливый
ум и умение чревовещателя. К тому же он
уродлив. В «Призраке Оперы» все положительные
персонажи – красивые люди (что Рауль,
что Кристина), а самый что ни на есть злодей
– уродлив. У Гастона Леру это еще один
признак ужасного характера?...
Мы привыкли
видеть «Призрак Оперы» историей любви.
Но, мне кажется, большую часть текста
и анализа автор посвящает гениальности
и жестокости главного героя Эрика. Он
неоднократно называет его монстром, увлеченно
описывает его величайшее изобретение
– камеру пыток. А в конце у меня возникло
ощущение того, что главной идеей Призрака
было то, что он хочет уничтожит весь французский
театр, а не провести всю свою жизнь с Кристиной.