Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа
Проблемы новых слов привлекали лингвистов в разное время, довольно интенсивное пополнение лексики русского языка в 60-е годы XX векаобусловило повышенный интерес к проблемам неологии, к исследова-нию новообразований в разных аспектах: лексико-морфологическом(А.А. Брагина, Л.Г. Лыков, И.С. Улуханов), функционально-стилистическом(Г.П. Савельева, Л.В. Измайлова, Г.О. Винокур, Р.Ю. Намитокова, Эр. ХанПира), словообразовательном (О.И. Александрова, Н.Г. Бабенко,М.А. Бакина, Н.А. Богданов, О.А. Габинская, А.В. Горелкина, Е.А. Земская,М.У. Калниязов, В.В. Лопатин, А.Г. Лыков, Р.Ю. Намитокова, В.З. Санников,В,Б. Сузанович, И.С. Улуханов, Эр. Хан-Пира, В.П. Хохлачева,Н.М. Шанский, Л.А. Шеля-ховская, П.А. Янко-Триницкая), ономасиологическом
Вступление
Раздел1. Поэт Вознесенский
Раздел2. Теоретическое исследование
2.1. Окказионализм как объект изучения в лингвистике
2.2. Причины, побуждающие авторов к созданию индивидуально-авторских образований
2.3. Признаки окказионализма
2.4. Закон аналогии в окказиональном словообразовании
2.5. Классификация окказионализмов в творчестве А. Вознесенского
Министерство образования и науки Украины
Винницкий государственный педагогический университет
им. М. Коцюбинского
Институт иностранных языков
Кафедра русского языка
Проблема окказиональных слов в творчестве
Андрея Вознесенского
Курсовая работа
План
Вступление
Раздел1. Поэт Вознесенский
Раздел2. Теоретическое исследование
2.1. Окказионализм как объект изучения в лингвистике
2.2. Причины, побуждающие авторов к созданию индивидуально-авторских образований
2.3. Признаки окказионализма
2.4. Закон аналогии в окказиональном словообразовании
2.5. Классификация окказионализмов
в творчестве А. Вознесенского
Вступление
Проблемы
новых слов привлекали лингвистов в разное
время, довольно интенсивное пополнение
лексики русского языка в 60-е годы XX векаобусловило
повышенный интерес к проблемам неологии,
к исследова-нию новообразований в разных
аспектах: лексико-морфологическом(А.А.
Брагина, Л.Г. Лыков, И.С. Улуханов), функционально-стилистическом(
Актуальность исследования определяется задачами развития связной пись-менной речи учащихся . В решении этих задач большое значение имеет изу-чение механизма образования окказиональных слов и выявление их текс-тообразуюш,их функций. Работа с новообразованиями побуждает учащихся к выражению в слове своего внутреннего мира, способствует развитию твор-ческой личности.
Но, несмотря на устойчивый интерес лингвистов к проблеме новых слов, по нятие «окказиональность» и «окказиональные слова» в методике подроб-но не рассматриваются. Не разработана также методика формирования связ-ной речи с использованием окказиональных слов в качестве текстообразу-ющего средства.
Поэтому, основываясь на адаптивном принципе, позволяющем, с одной сто-роны, максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся, с другой - гибко реагировать на социокультурные изменения в окружающей среде, мы начали изучение механизма образования окказиональных слов в школе, чтобы дети осознанно использовали такие слова в качестве тексто-образующего средства.
Объектом данного исследования являются окказионализмы в художественных текстах Андрея Вознесенского, предметом-
Цель настоящей работы – выявить интерпретации окказионализмов.
Указанная цель обусловила постановку и решение следующих задач:
1.Дать обзор имеющихся теоретических работ, посвященных различным
аспектам изучения окказионального слова и рассмотреть основные теоретические и практические вопросы, связанные с исследованием окказионального слова:
признаки окказионального слова, его определение, функции в тексте.
2. Собрать языковой материал.
3. Сформулировать принципы и подходы к для исследования фактического материала.
4. Сделать наблюдения над собранными примерами.
5. Обобщить результаты в научный текст.
В курсовой
работе используется как
Объектом исследования является творчество Андрея Вознесенского, субъектом – окказионализмы в его сочинениях.
Практическая
ценность исследования
Работа состоит
из двух разделов, вступления, выводов
и списка использованной
2. Окказионализм
как объект изучения в лингвистике.
Приступая к рассмотрению предмета исследования, перечислим в качестве
вводных, установочных сведений основополагающие положения теории
окказиональности:
Окказиональное (слово, значение, словосочетание, звукосочетание,
синтаксическое образование) - "не узуальное», не соответствующее
общепринятому употреблению, характеризующееся индивидуальным вкусом, обусловленное специфическим контекстом употребления".[Бабенко 1997:3]
Окказионализм как факт речи задан тем не менее системой языка, проявляет и развивает семантические, словообразовательные и грамматические возможности этой системы, прорицает тенденции ее развития. "То, что живет в языке подспудной жизнью, чего нет в текущей жизни, но дано как намек в системе языка, прорывается наружу в ... явлениях языкового новаторства, превращающего потенциальное в актуальное". [Винокур 1943:4]
Окказионализмы могут быть созданы по нормативным словообразовательным моделям (так называемые потенциальные слова) и с нарушением в той или иной степени деривационной нормы (собственно окказионализмы) [Т.В. Попова.РУССКАЯ НЕОЛОГИЯ И НЕОГРАФИЯ.
Учебное электронное текстовое издание]
Всякое слово (языка или речи) реализует свое значение в контексте, но
узуальные (канонические) слова требуют так называемого
воспроизводящего
контекста, а окказиональные
- формирующего, созидающего. [Н.Г.БАБЕНКО.ОККАЗИОНАЛЬНОЕ
В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ.Структурно-
Анализ окказионализмов
разных типов является по преимуществу
семантическим и проводится главным образом
посредством семного и контекстуального
методов с привлечением таких
приемов исследования, как
анализ словарных дефиниций, словообразовательный
анализ, функционально-грамматический
анализ. [Г.БАБЕНКО.ОККАЗИОНАЛЬНОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ
ТЕКСТЕ.Структурно-
Высокохудожественные, эстетически ценные окказионализмы являя-ются важным текстообразующим средством, отличаются исключительной семантической емкостью. [Т.В. Попова.РУССКАЯ НЕОЛОГИЯ И НЕОГРАФИЯ.
Учебное электронное текстовое издание]
2.2. Причины, побуждающие художников слова к созданию индивидуально-авторских образований, таковы:
а) необходимость
точно выразить мысль (узуальных слов
для этого может быть недостаточно);
Я на болотной тропе вечерней
встретил бобра. Он заплакал вхлюп.
Ручкой стоп-крана торчал плачевно
красной эмали передний зуб.
(Бобровый плач),Тьмать,
1961,с 213
б) стремление автора кратко выразить мысль (новообразование может заме-нить словосочетание и даже предложение);
о, кинозвёздное оледененье,
нам невозможно уединенье —
в метро,в троллейбусе,в магазине
«Приветик, вот вы!» – глядят разини
в) потребность подчеркнуть свое отношение к предмету
речи, дать ему
свою характеристику, оценку;
Что натворили когда-то родители!
В разных глазах породнили пронзительно
смутный витраж нотр-дамской розетки
с нашим Блаженным в разводах разэтаких.
г) стремление своеобразным
обликом слова обратить внимание
на его семантику, деавтоматизировать
восприятие ;
Отшельничаю, берложу,
отлёживаюсь в берёзах,
лужаечный, можжевельничий,
отшельничаю,
отшельничаем, нас трое,
наш третий всегда на стрёме,
позвякивает ошейничком,
отшельничаем,
Возвращение в сигулду,Тьмать,
д)потребность избежать тавтологии;
е) необходимость сохранить ритм стиха, обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки.
Ищет рай душа Яндырова,
Потеряв ориентир.
Что в подарок мне вкодировал
Гений, прародитель дыр?
Семидырье,
Тьмать, 1958, с. 202
Первые три
причины являются основными.
В данной работе в качестве рабочего принят термин окказионализм (от лат.
оccasio - "случай" [Новейший философский словарь. 2009.] ), но в научной литературе по данной проблематике как дублирующие его встречаются следующие: ''писательские новообразования", "художественные неоло-гизмы", "творческие неологизмы", "стилистические неологизмы", "индии-видуальные неологизмы", "слова-самоделки", "слова-метеоры", "слова-однодневки", "эгологизмы", "индивидуально-авторские новообразования", "произведения индивидуального речетворчества", "эфемерные инновации" [ЭнРЯ, с. 159]..Как видно из приведенного терминологического ряда, который и сегодня остается открытым для новых специальных наименований описываемого явления, при создании термина одни ученые стремятся подчеркнуть то, что окказионализмы – авторские слова [Михаил Осадчий. Правовой самоконтроль оратора.Альпина бизнесбукс.2007.с 284] ("эгологизмы", "слова-самоделки" и др.), другие указывают посредством термина на кратковременность их сущеествования в речи ("слова-метеоры", "слова-однодневки"). Третьи считают возможным использовать термин "неологизм", но с характерными определениями (художественные, твор-ческие, индивидуальные, стилистические), которые все-таки не вполне от-граничивают окказионализмы от неологизмов [Земская 1972, с.21. ] Что касается термина окказионализм, то он представляется наиболее кратким, содержательно определенным, самым распространенным в научной литературе соответствующего направления.
Информация о работе Проблема окказиональных слов в творчестве Андрея Вознесенского