Проблема окказиональных слов в творчестве Андрея Вознесенского

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 17:22, курсовая работа

Описание работы

Проблемы новых слов привлекали лингвистов в разное время, довольно интенсивное пополнение лексики русского языка в 60-е годы XX векаобусловило повышенный интерес к проблемам неологии, к исследова-нию новообразований в разных аспектах: лексико-морфологическом(А.А. Брагина, Л.Г. Лыков, И.С. Улуханов), функционально-стилистическом(Г.П. Савельева, Л.В. Измайлова, Г.О. Винокур, Р.Ю. Намитокова, Эр. ХанПира), словообразовательном (О.И. Александрова, Н.Г. Бабенко,М.А. Бакина, Н.А. Богданов, О.А. Габинская, А.В. Горелкина, Е.А. Земская,М.У. Калниязов, В.В. Лопатин, А.Г. Лыков, Р.Ю. Намитокова, В.З. Санников,В,Б. Сузанович, И.С. Улуханов, Эр. Хан-Пира, В.П. Хохлачева,Н.М. Шанский, Л.А. Шеля-ховская, П.А. Янко-Триницкая), ономасиологическом

Содержание

Вступление
Раздел1. Поэт Вознесенский
Раздел2. Теоретическое исследование
2.1. Окказионализм как объект изучения в лингвистике
2.2. Причины, побуждающие авторов к созданию индивидуально-авторских образований
2.3. Признаки окказионализма
2.4. Закон аналогии в окказиональном словообразовании
2.5. Классификация окказионализмов в творчестве А. Вознесенского

Работа содержит 1 файл

оля варыант.doc

— 181.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и науки Украины

Винницкий государственный  педагогический университет

им. М. Коцюбинского

                      Институт иностранных языков

                       Кафедра русского языка 
 

         Проблема окказиональных слов в творчестве

                 Андрея Вознесенского

                                  Курсовая работа  
 
 
 
 

                                                      студентки  третьего курса

                                                      заочной формы обучения

                                                      специальность

                                                    « русский язык и социальная педагогика»

                                                     

                                                    Научный руководитель :

                                                     доцент, кандидат филологических наук     

                                                    

                                                   Дата:

                                                    Оценка: 
 
 

                                          Винница 2010

               План

Вступление

Раздел1. Поэт Вознесенский

Раздел2. Теоретическое исследование

           2.1. Окказионализм как объект изучения в лингвистике

           2.2. Причины, побуждающие авторов к созданию индивидуально-авторских образований

           2.3. Признаки окказионализма

           2.4. Закон аналогии в окказиональном словообразовании

           2.5.  Классификация окказионализмов в творчестве А. Вознесенского 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Вступление

    Проблемы новых слов привлекали лингвистов в разное время, довольно интенсивное пополнение лексики русского языка в 60-е годы XX векаобусловило повышенный интерес к проблемам неологии, к исследова-нию новообразований в разных аспектах: лексико-морфологическом(А.А. Брагина, Л.Г. Лыков, И.С. Улуханов), функционально-стилистическом(Г.П. Савельева, Л.В. Измайлова, Г.О. Винокур, Р.Ю. Намитокова, Эр. ХанПира), словообразовательном (О.И. Александрова, Н.Г. Бабенко,М.А. Бакина, Н.А. Богданов, О.А. Габинская, А.В. Горелкина, Е.А. Земская,М.У. Калниязов, В.В. Лопатин, А.Г. Лыков, Р.Ю. Намитокова, В.З. Санников,В,Б. Сузанович, И.С. Улуханов, Эр. Хан-Пира, В.П. Хохлачева,Н.М. Шанский, Л.А. Шеля-ховская, П.А. Янко-Триницкая), ономасиологическом (О.А. Габинская, И.С. Торопцев, М.С. Малеева, СМ. Васильченко,В.А. Губанова, В.В. Домогатская, Л.С Евдокимова, И.А. Устименко).

   Актуальность исследования определяется задачами развития связной пись-менной речи учащихся . В решении этих задач большое значение имеет изу-чение механизма образования окказиональных слов и выявление их текс-тообразуюш,их функций. Работа с новообразованиями побуждает учащихся к выражению в слове своего внутреннего мира, способствует развитию твор-ческой личности.

   Но, несмотря на устойчивый интерес лингвистов к проблеме новых слов, по нятие «окказиональность» и «окказиональные слова» в методике подроб-но не рассматриваются. Не разработана также методика формирования связ-ной речи с использованием окказиональных слов в качестве текстообразу-ющего средства.

Поэтому, основываясь  на адаптивном принципе, позволяющем, с одной сто-роны, максимально учитывать индивидуальные особенности учащихся, с другой - гибко реагировать на социокультурные изменения в окружающей среде, мы начали изучение механизма образования окказиональных слов в школе, чтобы дети осознанно использовали такие слова в качестве тексто-образующего средства.

Объектом данного  исследования являются окказионализмы в художественных  текстах Андрея Вознесенского, предметом-

Цель настоящей  работы – выявить интерпретации  окказионализмов.

Указанная цель обусловила постановку и решение  следующих задач:

1.Дать обзор имеющихся теоретических работ, посвященных  различным

аспектам изучения окказионального слова и рассмотреть основные теоретические и практические вопросы, связанные с исследованием окказионального слова:

признаки  окказионального  слова, его определение, функции  в тексте.

2. Собрать языковой  материал.

3. Сформулировать принципы и подходы к для исследования фактического материала.

4. Сделать наблюдения  над собранными примерами.

5. Обобщить результаты  в научный текст.

  В курсовой  работе используется как основной  описательный метод исследования  с элементами словообразовательного и семантического.

  Объектом  исследования   является творчество Андрея Вознесенского, субъектом – окказионализмы в его сочинениях.

   Практическая  ценность исследования заключается  в возможности использования  материалов  в школе при изучении  творчества  Вознесенского.

  Работа состоит  из двух разделов, вступления, выводов  и списка использованной литературы . 
 
 
 
 

2. Окказионализм как объект изучения в лингвистике. 

    1. Понятие окказионализма  

Приступая к  рассмотрению предмета исследования, перечислим в качестве

вводных, установочных сведений основополагающие положения  теории

окказиональности:

   Окказиональное  (слово,   значение,   словосочетание,   звукосочетание,

синтаксическое  образование) - "не узуальное», не соответствующее

общепринятому употреблению, характеризующееся индивидуальным вкусом, обусловленное специфическим контекстом употребления".[Бабенко 1997:3]

  Окказионализм как факт речи задан тем не менее системой языка, проявляет и развивает семантические, словообразовательные и грамматические возможности этой системы, прорицает тенденции ее развития. "То, что живет в языке подспудной жизнью, чего нет в текущей жизни, но дано как намек в системе языка, прорывается наружу в ... явлениях языкового новаторства, превращающего потенциальное в актуальное". [Винокур 1943:4]

  Окказионализмы могут быть созданы по нормативным словообразовательным моделям (так называемые потенциальные слова) и с нарушением в той или иной степени деривационной нормы (собственно окказионализмы) [Т.В. Попова.РУССКАЯ НЕОЛОГИЯ И НЕОГРАФИЯ.

Учебное электронное  текстовое издание]

    Всякое слово (языка или речи) реализует свое значение в контексте, но

узуальные (канонические)   слова   требуют   так   называемого

воспроизводящего   контекста,   а окказиональные - формирующего, созидающего. [Н.Г.БАБЕНКО.ОККАЗИОНАЛЬНОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ.Структурно-семантический анализ.Учебное посо-бие.Калининград.1997] 

   Анализ окказионализмов разных типов является по преимуществу семантическим и проводится главным образом посредством семного и контекстуального методов с привлечением   таких   приемов   исследования,   как   анализ   словарных дефиниций, словообразовательный   анализ,   функционально-грамматический анализ. [Г.БАБЕНКО.ОККАЗИОНАЛЬНОЕ В ХУДОЖЕСТВЕННОМ ТЕКСТЕ.Структурно-семантический анализ.Учебное пособие.Калининград.1997]

      Высокохудожественные,   эстетически   ценные   окказионализмы   являя-ются важным текстообразующим средством, отличаются исключительной семантической емкостью. [Т.В. Попова.РУССКАЯ НЕОЛОГИЯ И НЕОГРАФИЯ.

Учебное электронное  текстовое издание]

2.2. Причины, побуждающие художников слова к созданию индивидуально-авторских образований, таковы:

а) необходимость  точно выразить мысль (узуальных слов для этого может быть недостаточно); 

Я на болотной тропе вечерней

 встретил  бобра. Он заплакал вхлюп.

Ручкой стоп-крана  торчал плачевно

 красной эмали  передний зуб.

                        (Бобровый плач),Тьмать, 1961,с 213 

б) стремление автора кратко выразить мысль (новообразование может заме-нить словосочетание и даже предложение);

о, кинозвёздное оледененье,

нам невозможно уединенье —

в метро,в троллейбусе,в  магазине

«Приветик, вот  вы!» – глядят разини

                                              ( Мэрилин), Тьмать, 1971, с.835 

 в) потребность  подчеркнуть свое отношение к предмету

речи, дать ему  свою характеристику, оценку;  

Что натворили  когда-то родители!

В разных глазах породнили пронзительно

смутный витраж нотр-дамской розетки

с нашим Блаженным  в разводах разэтаких.

                                                    (Олененок), Тьмать, 1961, с. 98 

г) стремление своеобразным обликом слова обратить внимание на его семантику, деавтоматизировать восприятие ;  

Отшельничаю, берложу,

отлёживаюсь в  берёзах,

лужаечный, можжевельничий,

отшельничаю,

отшельничаем, нас трое,

наш третий всегда на стрёме,

позвякивает ошейничком,

отшельничаем,

       Возвращение в сигулду,Тьмать,с.112

д)потребность  избежать тавтологии;

е) необходимость  сохранить ритм стиха, обеспечить рифму, добиться нужной инструментовки.

Ищет рай душа Яндырова,

Потеряв ориентир.

Что в подарок  мне вкодировал

Гений, прародитель  дыр?

     Семидырье,  Тьмать, 1958, с. 202 
 

 Первые три  причины являются основными. Очень  часто возникновение новообразования  бывает вызвано не одной, а сразу несколькими причинами.

    В данной работе в качестве рабочего принят термин окказионализм (от лат.

оccasio - "случай" [Новейший философский словарь. 2009.] ), но в научной литературе по данной проблематике как дублирующие его встречаются следующие: ''писательские новообразования", "художественные неоло-гизмы", "творческие неологизмы", "стилистические неологизмы", "индии-видуальные неологизмы", "слова-самоделки", "слова-метеоры", "слова-однодневки", "эгологизмы", "индивидуально-авторские новообразования", "произведения индивидуального речетворчества", "эфемерные инновации" [ЭнРЯ, с. 159]..Как видно из приведенного терминологического ряда, который и сегодня остается открытым для новых специальных наименований описываемого явления, при создании термина одни ученые стремятся подчеркнуть то, что окказионализмы – авторские слова [Михаил Осадчий. Правовой самоконтроль оратора.Альпина бизнесбукс.2007.с 284] ("эгологизмы", "слова-самоделки" и др.), другие указывают посредством термина на кратковременность их сущеествования в речи ("слова-метеоры", "слова-однодневки"). Третьи считают возможным использовать термин "неологизм", но с характерными определениями (художественные, твор-ческие, индивидуальные, стилистические), которые все-таки не вполне от-граничивают окказионализмы от неологизмов [Земская 1972, с.21. ] Что касается термина окказионализм, то он представляется наиболее кратким, содержательно определенным, самым распространенным в научной литературе соответствующего направления.

Информация о работе Проблема окказиональных слов в творчестве Андрея Вознесенского