Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 11:18, реферат

Описание работы

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения на проблему его определения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.

Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя.

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе

История вопроса
1.2 Характеристика понятия общественного мнения

1.3 Теории исследования общественного мнения

1.4 Структурно-динамическая характеристика общественного мнения

1.5 Влияние общественного мнения

1.6Экспериментальные, эмпирические и практические данные по исследованию общественного мнения

Заключение

Выводы

Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат-Формирование общественного мнения.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Поучительную  технику регистрации наблюдаемых  событий разработали московские социологи в рамках исследовательского проекта “общественное мнение” (руководитель исследования Б.А.Грушин). В числе одного из каналов выражения общественного мнения были выделены собрания. Для регистрации данных использовалась картотека наблюдения, включающая девять различных бланков оценки: ситуации перед началом собрания, организационного периода, регистрации действий докладчика или выступающего, регистрации реакций аудитории на выступление, описания общей ситуации во время прений, ситуации при принятии решений собрания, в частности при обсуждении поправок и дополнений к проекту решения, ситуации по окончании собрания и карточка общей характеристики собрания.

     Наблюдение  большой аудитории собрания производится несколькими лицами, которые придерживаются единой инструкции. подготовке протокола  регистрации данных наблюдения предшествует не только разработка общей концепции, но и неоднократные нестандартизованные наблюдения на разных объектах ( в нашем случае- собраниях разных организаций и коллективов).[11] 

     Документальные  источники 

     Документальной  в социологии называют любую информацию, фиксированную в печатном или рукописном тексте, на магнитной ленте, на фото- или кинопленке. В этом смысле понятие документации отличается от общеупотребительного: обычно мы называем документами официальные материалы.

     По  способу фиксирования информации различаются: рукописные и печатные документы; записи на магнитной ленте. С точки зрения целевого назначения выделяются материалы, которые были избраны самим исследователем.

     Пример: Американский социолог У.Томас и  польский Ф.Знанецкий исследовали  по документам жизнь польских эмигрантов в Европе и Америке. Они попросили одного польского крестьянина написать автобиографию и получили от него 300 страниц рукописного текста.

     Эти документы называют целевыми. Другие - не зависимые от социолога документы  называют наличными. Обычно они и составляют документальную информацию в социологических исследованиях.

     Анализ  документов - важный метод сбора  информации при формулятивном плане  исследования (для выдвижения гипотез  и общей разведки темы) и на стадии работы по описательному плану. В  экспериментальных исследованиях возникают значительные трудности перевода языка документов на язык гипотез, но, как показывает опыт, и эти затруднения можно преодолеть при умелом обращении с материалом.

     Опросы 

     Опросы - незаменимый прием получения  информации о субъективном мире людей, их склонностях, мотивах деятельности, мнениях.

     Опрос - почти универсальный метод, при соблюдении надлежащих предосторожностей позволяет получить не менее надежную информацию, чем при исследовании документов или наблюдении.

     Разновидности опросов:

     Существуют  два больших класса опросных методов: интервью и анкетные опросы.

     Интервью - проводимая по определенному плану  беседа, предполагающая прямой контакт  интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

     Имеется множество разновидностей интервью.

     1) По содержанию беседы различают  документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение фактов) и интервью мнений, цель которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью со специалистами-экспертами, причем организация и структура интервью со специалистами существенно отличается от обычной системы опроса.

     2) По технике проведения - делятся  на свободные, нестандартизованные и формализованные ( а также полустандартизованные) интервью.

     Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой детализации вопросов, но по общей программе (“путеводитель  интервью”). Такие интервью уместны  на стадии разведки в формулятивном плане исследования.

     Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное  наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию  вопросов, варианты возможных ответов.

     3) В зависимости от особенностей процедуры интервью может быть интенсивным (“клиническим” т.е. глубоким, длящимся иногда часами) и фокусированным на выявление достаточно узкого круга реакций опрашиваемого. Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.

     4) Так называемые ненаправленные  интервью носят “терапевтический” характер. Инициатива течения беседы принадлежит здесь самому респонденту, интервьюер лишь помогает ему “излить душу”.

     5) Наконец, по способу организации  интервью делятся на групповые и индивидуальные. Первые применяются относительно редко, это планируемая беседа, в процессе которой исследователь стремиться вызвать дискуссию в группе.

     Опрос по анкете. 

     Этот  метод предполагает жестко фиксированный  порядок, содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа, причем они регистрируются опрашиваемым либо наедине с собой (заочный опрос), либо в присутствии анкетера (прямой опрос).

     Анкетные  опросы классифицируют прежде всего  по содержанию и конструкции задаваемых вопросов. Различают открытые опросы, когда респонденты высказываются в свободной форме. В закрытом опросном листе все варианты ответов заранее предусмотрены. Полузакрытые анкеты комбинируют обе процедуры. Зондажный или экспресс - опрос применяется в обследованиях общественного мнения и содержит всего 3-4 пункта основной информации плюс несколько пунктов, связанных с демографическими и социальными характеристиками опрашиваемых. Такие анкеты напоминают листы всенародных референдумов. Опрос по почте отличают от анкетирования на месте: в первом случае ожидается возвращение опросного листа по заранее оплаченному почтовому отправлению, во втором - анкетер сам собирает заполненные листы.

     Групповое анкетирование отличается от индивидуального. В первом случае анкетируют сразу  до 30-40 человек: анкетер собирает опрашиваемых, инструктирует их и оставляет для заполнения анкет, во втором - он обращается индивидуально к каждому респонденту.

     Организация “раздаточного” анкетирования, включая  опросы по месту жительства, естественно, более трудоемка, чем, например, опросы через прессу, также широко используемые в нашей и зарубежной практике. Однако последние непредставительны в отношении многих групп населения, так что скорее могут быть отнесены к приемам изучения общественного мнения читателей данных изданий.

     Наконец, при классификации анкет, используют также многочисленные критерии, связанные  с темой опросов: событийные анкеты, анкеты на выяснение ценностных ориентаций, статистические анкеты (в переписях  населения), хронометражи суточных бюджетов времени и т.д.

     При проведении опросов не надо забывать, что с их помощью выявляются субъективные мнения и оценки, которые подвержены колебаниям, воздействиям условий опроса и других обстоятельств.

     Чтобы минимизировать искажение данных, связанное  с этими факторами, любую разновидность опросных методов следует проводить в сжатые сроки. Нельзя растягивать опрос на долгое время, так как к концу опроса могут измениться внешние обстоятельства, а информация о его проведении будет передаваться опрашиваемыми друг другу с какими- либо комментариями, и эти суждения станут влиять на характер ответов тех, кто позже попадет в состав респондентов.[2] 
 
 
 

     Выводы 

     Таким образом, в работе мы рассмотрели  множество подходов к определению  общественного мнения. Приведем три наиболее значимых подхода, а так же понятия общественного мнения с точки зрения этих подходов, для создания наиболее полного представления о специфике общественного мнения:

     Гносеологический

       Характеризует отражательную природу  общественного мнения, его место в структуре общественного сознания. Общественное мнение – это совокупность оценочных суждений и определяемых ими действий всех социальных субъектов по поводу объектов, затрагивающих их интерес.

     Общественное  мнение – состояние масс, как  совокупности классических и неклассических общностей.

     Социологический

     Характеризует социальную обусловленность, роль и  функции общественного мнения. Общественное мнение – процесс совместной оценочной и вытекающей из нее практической деятельности. Общественное мнение – специфический социальный институт, выполняющий особые функции в обществе.

     Онтологический 

     Характеризует способы бытия общественного  мнения. Общественное мнение – может  существовать как общее в совокупности индивидуальных оценок и в совокупности действий, и в институциональной форме.

       Теоретические подходы к изучению  общественного мнения можно разделить  на 4 категории:

     Первый  подход опирается на количественное измерение параметров общественного  мнения.

     Второй  заключается в исследовании различных  способов взаимодействия мнений индивидов, в результате чего появляется общественное мнение по какому-либо вопросу.

     Третий  подход заключается в анализе  роли общественного мнения в процессах  общества и политики.

     И четвертая группа теорий строится на изучении средств массовой информации, механизмов пропаганды и технологий влияния на общественное мнение. 
 
 
 
 
 
 
 

     Заключение 

     Общественное  мнение – это состояние массового  сознания, заключающее в себе отношение (скрытое или явное) к общественным событиям, к деятельности различных групп, организаций, отдельных личностей; выражает позицию одобрения или осуждения по тем или иным общественным проблемам, регулирует поведение индивидов, социальных групп и институтов, насаждает определенные нормы общественных отношений; действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных социальных групп. Активность и значение общественного мнения определяются характером социальной структуры общества, уровнем развития экономической культуры, демократических институтов и свобод. Общественное мнение находит выражение в выборах органов власти, средствах массовой коммуникации, опросах населения и др.

     Объектами общественного мнения выступают факты, события и процессы. Субъектом общественного мнения является доминирующее большинство того или иного общества. Выразителем общественного мнения является любое объединение людей, выступающее его носителем.

     К причинам или движущим силам общественного  мнения относятся массовые потребности, интересы и ценностные ориентации людей.

     Общественное  мнение как публично выраженное и распространенное мнение является выразителем общих интересов людей. Его формирование происходит в процессе борьбы противоположных мнений.

     Необходимо  отметить, что цель работы достигнута. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Литература 

  1. Андреева  Г.М. "Социальная психология" М-;1996 г.
  2. Бутенко И.А. “Анкетный опрос как метод общения социолога с респондентом”, Москва, 1989 год.
  3. Волков Ю.Г., Мостовая И.В. Социология: Учебник. – М., 1998.
  4. Гавра Д.П. Общественное мнение как социологическая категория и социальный институт. – СПб, 1995.
  5. Гормонов М.К. Общественное мнение. История и современность общественного мнения. . М., 1988.
  6. Горшков М.К. Общественное мнение. – М., 1988;
  7. Каменская Е.Н. Социология: Конспект лекций. – Ростов-на-Дону, 2005.
  8. Коробейников B.C. Авторитет общественного мнения. – М., 1989.
  9. Короткова Л.Н. Социология общественного мнения. – М., 2000.
  10. Парыгин Б. Д. Общественное настроение. М. 1966 г.
  11. Социология: Учебник / Под ред. В.Н. Лавриненко. - М., 2004.
  12. Тарасенко А. А. Общественное мнение и поведение личности. М. 1975г.
  13. Ядов В.А. “Социологические исследования: методология, программы, методы”, Москва, 1987 год.

Информация о работе Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе