Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 11:18, реферат

Описание работы

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения на проблему его определения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.

Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя.

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе

История вопроса
1.2 Характеристика понятия общественного мнения

1.3 Теории исследования общественного мнения

1.4 Структурно-динамическая характеристика общественного мнения

1.5 Влияние общественного мнения

1.6Экспериментальные, эмпирические и практические данные по исследованию общественного мнения

Заключение

Выводы

Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат-Формирование общественного мнения.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     - Интенсивностью, являющейся показателем того, какую силу оно приобретает независимо от его направленности. Формой измерения интенсивности (и одновременно направленности) общественного мнения могут служить ответы респондентов на вопросы анкеты типа "полностью согласен - согласен - мне все равно - не согласен-абсолютно не согласен".

     - Стабильностью, означающей длительность времени, на протяжении которого значительная часть респондентов неизменно проявляет одну и ту же направленность и интенсивность чувств. Фиксация стабильности мнения требует сопоставления результатов не менее чем двух разведенных во времени исследований.

     - Информационной насыщенностью, указывающей, каким объемом знаний об объекте мнения владеют люди. Опыт подтверждает, что наиболее информированные о проблеме люди высказывают и более четкое мнение о ней; что же касается направленности мнения таких людей, то ее трудно предвидеть. Люди, больше знающие о проблеме и имеющие более четкое мнение о ней, поступают более предсказуемо.

     - Социальной поддержкой, являющейся свидетельством степени уверенности людей в том, что их мнение разделяют другие, принадлежащие к данной социальной среде. Степень социальной поддержки служит мерилом консенсуса людей по поводу проблемы.

     Ещё раз повторим, что существует множество  подходов к определению понятия "общественное мнение". Приведем три наиболее значимых подхода, а так же понятия общественного мнения с точки зрения этих подходов, для создания наиболее полного представления о специфике общественного мнения:

     Гносеологический

       Характеризует отражательную природу  общественного мнения, его место в структуре общественного сознания. Общественное мнение – это совокупность оценочных суждений и определяемых ими действий всех социальных субъектов по поводу объектов, затрагивающих их интерес.

     Общественное  мнение – состояние масс, как  совокупности классических и неклассических общностей.

     Социологический

     Характеризует социальную обусловленность, роль и функции общественного мнения. Общественное мнение – процесс совместной оценочной и вытекающей из нее практической деятельности. Общественное мнение – специфический социальный институт, выполняющий особые функции в обществе.

     Онтологический 

     Характеризует способы бытия общественного мнения. Общественное мнение – может существовать как общее в совокупности индивидуальных оценок и в совокупности действий, и в институциональной форме.  
 

     1.3 Теории исследования общественного мнения 

     Термин  «общественное мнение» впервые встречается ещё у Монтеня, в работе опубликованной в 1588 году. Но в поле научного интереса оно попало только в XIX веке, когда роль масс в политике и жизни государства стала расти. Важность этого конструкта возросла в связи с процессом урбанизации, и других тенденций политической и общественной жизни. Важно то, что впервые перед общественными науками встал вопрос о том, что люди думают, во что верят и какими нормами руководствуются, тогда как раньше эти науки занимались в основном поведением масс.

     Классик экономической теории Адам Смит, упоминает  об общественном мнении в своей «Теории  нравственных чувств», но полное развитие эта тема получила у Иеремии Бентама, философа школы утилитаризма. Он утверждал, что общественное мнение нужно для  того, чтобы правитель убедился, что его действия служат благу большинства.[5]

     Немецкий  социолог Фердинанд Тённис, используя  свой метод, исходящий из теории «общности  и общества», утверждал, что общественное мнение играет ту же роль в обществе, которую религия играла в общности

     Немецкий  философ Юрген Хабермас ввел в  дискуссию об общественном мнении понятие  «публичной сферы». Это та область  общественной жизни, где формируется  общественное мнение. Хабермас утверждает, что чертами этой сферы являются общедоступность, рациональное обсуждение и отсутствие влияния рангов и статусов. Однако это черты идеальной модели публичной сферы, того какой она должна быть. В современной западной демократии общественное мнение- это объект для манипулирования со стороны элит.

     Американский ученый, социолог Херберт Блюмер предложил другую концепцию «публичности». Согласно Блюмеру, общественное мнение - это на самом деле дискуссионное коллективное поведение, которое состоит из тех, кто обсуждает некоторую тему. Согласно этому определению, существует множество публик, каждая из которых формируется в ответ на появление некой новой темы и прекращает свое существование, когда тема исчерпана. Блюмер утверждает, что люди участвуют в таких публичных обсуждениях разными способами и в разной степени. Поэтому опрос общественного мнения на самом деле не измеряет эту публичную сферу. Участие в общественной дискуссии интеллигента важнее, чем пьяного безработного. А «масса», в которой люди независимо принимают решения о покупке определенной марки зубной пасты, это другая форма коллективного поведения, отличающаяся от публики.[11]

     Нельзя  не упомянуть теорию французского социолога  Пьера Бурдье. Он утверждал, что общественного  мнения на самом деле не существует, по следующим причинам: во-первых, не все люди способны к производству своего мнения. Во-вторых, значимы далеко не все мнения. В-третьих, в обществе почти никогда не бывает консенсуса по поводу того, что же считать темой для производства мнения, тогда как социолог в опросе задает один и тот же вопрос всем респондентам, предполагая, что существует некоторое соглашение по поводу «повестки дня».

     Общественное  мнение играет важную роль в политике. Изучение позиций общественного  мнения по разным вопросам взаимоотношений  правительства и общества -необходимая часть работы для прогнозирования поведения избирателей. Выделяются три основных категории людей, влияющих на производство общественного мнения: лидеры мнения, образованные люди и обычные люди.

     Значительное  влияние на формирование теоретических  представлений о природе и методах изучения общественного мнения оказала работа А.П.Лоуэппа "Общественное мнение и народное представительство". В центр своих теоретических исследований А.П.Лоуэпп поставил вопросы о границах компетентности общественного мнения при принятии решений, о соотношении мнений большинства и меньшинства, о формах выражения общественного мнения Лоуэпп пришел к заключению, что в процессе государственного управления оно имеет ограниченную сферу влияний, что в реальности существуют проблемы которые нельзя решить непосредственным голосованием или аппиляцией к общественному мнению.[11] 

      1.4 Структурно-динамическая характеристика общественного мнения 

     Ещё Г. Ф. Гегель изучал феномен общественного  мнения. Он выделил в нём целый  ряд структурных элементов: первый – условие существования общественного мнения, второй – объект (содержание) общественного мнения, третий – носитель общественного мнения, четвертый – характер суждения, выступающего в качестве общественного мнения, пятый – соотношение «всеобщего» и «особенного» мнений, сочетание и противоположность в общественном мнении истины и лжи.

     Будучи  комплексным социальным явлением, общественное мнение обладает собственной структурой, которую можно в целом описать  как заинтересованное оценочно-ценностное отношение субъекта к объекту. В структуре общественного мнения можно выделить три основных компонента: рациональный, эмоциональный и волевой. С точки зрения практической реализации, общественное мнение имеет два структурных аспекта: общественная оценка (суждение) и общественная воля.

     Общественное  мнение действует практически во всех сферах жизни общества. Вместе с тем границы его суждений достаточно определённы. В качестве объекта высказываний общественности выступают лишь те факты и события  действительности, которые вызывают общественный интерес, отличаются значимостью и актуальностью. Общественное мнение действует как в рамках общества в целом, так и в рамках различных классов и социальных групп. В этом смысле можно говорить не только об общественном мнении всей страны, но и об общественном мнении, например, рабочего класса, молодежи, республики или района, лиц одной профессии, работников данного предприятия, членов данной организации и т. п. Применительно к названным общностям носителем (субъектом) общественное мнение может выступать как общность в целом, так и любые составляющие ее образования (группы) — независимо от содержания их суждений, от того, высказываются ли они «за» или «против», образуют ли они «большинство» или «меньшинство». В соответствии с этим по своей структуре общественное мнение может быть монистичным, единодушным и плюралистичным, состоящим из ряда не совпадающих друг с другом точек зрения. В каждом конкретном случае содержание и другие характеристики общественного мнения (степень однородности, знак высказываний и другие) определяются рядом факторов – структурой (прежде всего социальной) высказывающейся общности, степенью совпадения интересов входящих в нее различных групп, характером обсуждаемого вопроса ит.п. Процессы формирования и функционирования общественного мнения могут протекать стихийно, независимо от деятельности тех или иных социальных институтов, но чаще всего они являются результатом целенаправленного действия разного рода государственных учреждений, политических организаций, научных и др. центров.[9]

       Общественное мнение отражает  реальное состояние общественного  сознания, интересы, настроения и  чувства классов в социальных  группах общества. В общественном  мнении проявляется конкретное  состояние общественного сознания  в тот или иной исторический отрезок времени. Оно концентрирует внимание на определённых сторонах, процессах бытия. Содержание общественного мнения – показатель глубины отражения, познание этих процессов, выражения их оценки с точки зрения интересов социальной группы, класса, народа в целом.

     Общественное  мнение и общественное сознание находятся  в сложных связях и отношениях. [12] Общественное сознание, как считают многие ученые, - это совокупность теорий, идей, взглядов, отражающих реальное общественное бытие, исторический процесс. Они порождены определёнными материальными условиями жизни людей. Структура общественного сознания чрезвычайно сложна. В нём выделяют несколько форм. Эти формы отличаются друг от друга способом отражения действительности, особенностями своего развития и т.д. но, прежде всего своим предметом. Каждая форма сознания отражает определённую сторону действительности. Но общественное мнение невозможно отожествить ни с одной из форм общественного сознания. Предмет общественного мнения невозможно «втиснуть» в рамки какой-либо одной формы, так как общественное мнение может быть сформулировано по вопросам политики или права, морали или искусства, религии или науки и т. д.  

     1.5 Влияние общественного мнения 

     Присутствие в общественной жизни такого явления, как общественное мнение ставит вопрос о его социальной роли и функциях, которые оно выполняет.

     Функции общественного мнения можно подразделить на главные и производные от них. Так же их различают в зависимости  от характера взаимодействия мнения тех или иных социальных институтов и отдельных лиц, в первую очередь от характера воздействия первых на вторых, от содержания высказываемого мнения, от его формы.

     Главное предназначение общественного мнения заключается в том, оно выступает  в роли регулятора отношении между людьми в масштабе всего общества. Регулирование общественных отношений – основная функция общественного мнения. Сущность её заключается в том, что общественное мнение вырабатывает и прививает членам общества отдельные нормы общественных отношений. Причём общественное мнение проявляет себя не только как регулятор между отдельными людьми, но и между личностью и коллективом, коллективом и обществом, а также между обществом и личностью.

     Механизм  регулятивной функции основывается на методе общественного воздействия, Который по мере социального развития всё в большой степени превращается в основной метод регулирования жизнедеятельности общества. По мере развития и совершенствования общественного мнения, по мере того, как оно доходит до общества в целом и начинает воздействовать на него регулятивная функция общественного мнения начинает проявлять себя как функция воспитания. Она представляется  необходимой в силу  важной роли и широкого участия в создании и утверждении между людьми «воспитывающих отношений». Главное же предназначение этой функции общественного мнения – воспитание в каждой личности чувства высокой ответственности за свои дела и поступки перед обществом, проникновение в саму сущность человека, оказание ему помощи. Воспитательная функция формирует в человеке чувство нравственной ответственности. Важнейшим условием для достижения воспитательного эффекта от проявления общественного мнения выступает общественная природа индивида и непрерывный процесс социализации.

     Посредством функции воспитания общественного  мнения можно влиять на человека, т.е. показывать ему его недостатки.

     Следовательно, общественное мнение, выросшие из опыта  социальной практики - универсальное средство воспитания членов общества. Универсальность его состоит в том, оно осуществляет свой функции как в периоды особой актуальности, потребности в нём, когда, к примеру, возникает необходимость специально мобилизовать общее мнение для одобрения или осуждения поступков членов общества, так и в периоды, когда само мнение «молчит», не действует открыто, а исподволь наблюдает за моральным обликом, делами и поступками людей. Другими словами, особенность функционирования общественного мнения заключается в том, что оно «работает без перерывов», осуществляя нравственный постоянный контроль за поведением членов общества, состоянием их жизненных позиций, состоянием их жизненных позиций, за событиями, фактами и явлениями социальной действительности.

Информация о работе Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе