Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 11:18, реферат

Описание работы

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения на проблему его определения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.

Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя.

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе

История вопроса
1.2 Характеристика понятия общественного мнения

1.3 Теории исследования общественного мнения

1.4 Структурно-динамическая характеристика общественного мнения

1.5 Влияние общественного мнения

1.6Экспериментальные, эмпирические и практические данные по исследованию общественного мнения

Заключение

Выводы

Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат-Формирование общественного мнения.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

     Регулятивная  и воспитательная функции активно  взаимодействуют, взаимопроникают, дополняют  друг друга, и всё чаще выступают  как единая регулятивно – воспитательная функция общественного мнения. Она  отличается многообразием способов и форм своего проявления, что обусловлено возросшими потребностями духовной жизни общества и социальной практике, постоянным совершенствованием условий для проявления творческой активности и самореализации народных масс.

     Общественное  мнение народа оценивает и анализирует, контролирует и консультирует, вырабатывает предложения и предписания, другими словами, выполняет значительный объём весьма нужной для общества работы.

     В зависимости от характера влияния  мнения масс на различные социальные институты, принято выделять контрольную, консультативную и директивную функции общественного мнения.

     Сущность  контрольной (в более широком  смысле – экспрессивной) функции«заключается  в том, что народное мнение  по заинтересовавшему его вопросу  практически всегда занимает определённую позицию и стремиться к тому, чтобы ей отвечала соответствующая деятельность официальных организаций и лиц». «Эта особенность придает данному феномену характер силы стоящий над институтами власти, оценивающей и контролирующей деятельность институтов и лидеров партий, государства

     Смысл консультативной функции заключается  в том, что в случае необходимости  общественное мнение может дать консультацию, совет относительно способов разрешения тех или иных социальных, экономических, политических, идеологических, межгосударственных проблем. Это мнение будет справедливым лишь в том случае, если институты власти заинтересованы в таких советах. Прислушиваясь к таким советам, политические лидеры, группы, кланы  вынуждены  корректировать  решения,  методы  управления. Но нужно заметить, что «выработка дельного совета, конструктивного предложения требует от субъекта общественного мнения определённых способностей, и, прежде всего умение анализировать явления социальной действительности, программировать социальные отношения и процессы, из цепочки отдельных   фактов   выстраивать   модель   общественного развития»

     Что касается директивной (предписывающей) функции общественного мнения, то о её проявлении можно говорить  в том случае, когда результатом  функционирования общественных суждений  выступают решения, касающиеся различных сторон жизнедеятельности общества  и имеющие строго заданный характер. Это означает, что «общественность выносит решения по тем или иным вопросам проблемам социальной жизни, имеющие императивный характер, например, волеизъявление народа во время выборов, референдумов. Народ в данном случае не только дает мандат доверия тому или иному лидеру, но и высказывает свое мнение. Императивные высказывания занимают в политике весьма значительное место».[12] 

     Влияние общественного мнения на формирование привычек и традиций. Осуществление нравственного контроля и поддержание моральных стимулов деятельности и поведения людей позволяет общественному мнению формировать в индивидуальном сознании привычки, а в коллективном и общественном — традиции морального поведения. Формирование привычек и традиций также можно рассматривать как одну из важных функций общественного мнения в нравственном воспитании.

     Привычки  морального поведения — это потребности, склонности, стремления человека к поступкам, обладающим моральной ценностью, и способам их осуществления, имеющим относительную устойчивость.

     Важность  воспитания привычек должного поведения  в нашем обществе уже достаточно осознанна. Существующее же некоторое  предубеждение на этот счет вытекает из непонимания природы привычек, в особенности нравственных привычек, представляющих собой сложные психологические образования. Суть в том, что привычка исключает якобы убеждение и ведет к автоматизму, а поскольку это так, то не следует делать ударение на воспитании привычек.

     Нравственные  привычки действия связаны с размышлением человека, осмыслением конкретной ситуации, планированием и т. п. Они являются весьма гибкими формами поведения, за которыми в отличие от элементарных, скажем, гигиенических привычек не закрепляются строго определенные действия и операции. В то же время наличие нравственных привычек помогает ориентироваться в тех или иных нравственных ситуациях, поскольку у человека вырабатывается установка на соблюдение в поведении морального кодекса строителя коммунизма.

     Привычка, следовательно, не исключает и не может исключать убеждения. Она  складывается, как правило, на его  основе и становится одной из форм его реализации в поведении человека. Убеждение при этом укрепляется  наличием соответствующих привычек. В жизни встречается немало случаев, когда человек, совершивший аморальный поступок, знает нравственные нормы и понимает, что их нельзя нарушать. И происходит это именно оттого, что сознательное отношение к вопросам поведения у него не перешло еще в привычку.

     Велика  роль общественного мнения и в  формировании традиций, в том числе  и нравственных. В традициях аккумулируется социальный опыт людей и посредством  их передается от одного поколения  к другому. Благодаря традициям  обеспечивается преемственность прошлого, настоящего и будущего.

     Роль  общественного мнения сказывается  в том, что его требования воплощаются, закрепляются в идейном содержании традиций. Различия между общественным мнением и традициями можно представить  как различия между настоящим и прошлым в сознании общества. То, что волнует людей сегодня, те вопросы, которые они в настоящее гремя решают, выступают предметом общественного мнения. Постоянно повторяющаяся социальная практика, одобряемая общественным мнением, закрепляет формы проявления тех или иных общественных отношений, деятельности, поведения людей в прочных установлениях, т. е. в традициях. 
 

     1.6 Экспериментальные, эмпирические  и практические данные по исследованию  общественного мнения 

     При подготовке и проведении изучения общественного мнения не обходимо придерживаться следующих основных требований:

     1) Постановка цели исследования,

     Должно  быть четко сформулировано, какие  сведения предполагается получить, как  использовать и на что направить  обобщенные итоги.

     2) Разработка инструмента (анкеты, вопросники). Вопросы должны формулироваться четко, быть краткими, не допускающими различных толкований. Следует избегать прямых, "лобовых" вопросов, особенно в тех случаях, если они по смыслу касаются оценок работы опрашиваемого, направлены на получение данных непосредственно о самом человеке , его взглядах. Для получения более объективной информации вводятся проверочные вопроса (по этой же теме, но в другой постановке, позволяющей получить косвенное подтверждение ответа на основной вопрос).

     После набора возможных вариантов ответов -подсказок обозначается место для  других вариантов, не предусмотренных  анкетой.

     З) Подготовка выборки (число и состав опрашиваемых).

     При проведении исследований в городе, районе по проблемам, касающимся всех социальных слоев оптимальное количество опрашиваемых должно составлять 1 - 1,5 процента от общей численности населения. Если же опрос проводится среди отдельных групп, в крупных трудовых коллективах, учебных заведениях количество респондентов может достигать 10 процентов от списочного состава. В небольших подразделениях по возможности опрос проводится среди всех его членов, либо какой-то его части по усмотрению исследователей. При устных, телефонных , экспресс-опросах по текущим, не требующим глубокого анализа вопросам достаточно проинтервьюировать несколько десятков человек. Для получения наиболее объективной информации в число опрашиваемых должны быть включены все категории населения— по национальности, возрасту, (социальному положению, образованию и т.д.

     4) Проведение анкетирования, опроса.

     Как правило, его надо проводить анонимно, что повышает достоверность информации. Многое зависит от организаторов  этого дела, насколько умело они  настроят, подготовят людей на откровенные  высказывания своих взглядов, позиций, мнений.

     5) Обработка анкет, подготовка выводов,  рекомендаций и предложений, по  преодолению развития нежелательных  процессов, прогнозирование возможных  результатов и последствий их  реализации.

     6) Принятие конкретных мер. 

     7) Последующие проверки правильности решений и результатов принятия мер (отслеживание).[13]

     Рассмотрим  методы изучения общественного мнения

     1) Прямое наблюдение

     2) Анализ документов

     3) Опросы, которые делятся на два  подкласса:

     а) интервью

     б) анкетный опрос 

     Прямое  наблюдение

     Под наблюдением подразумевается прямая регистрация событий очевидцем.

     Наблюдение  может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает  происходящие события. Иногда он может  пользоваться данными наблюдений других лиц.

     Наблюдение  бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:

     а) Оно подчинено ясной исследовательской  цели и четко сформулированным задачам.

     б) Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.

     в) Все данные наблюдения фиксируются  в протоколах или дневниках по определенной системе.

     г) Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.

     Процедура любого наблюдения складывается из ответа на вопросы: “Что наблюдать?”, “Как наблюдать?” и “Как вести записи?”.

     На первый вопрос отвечает программа исследования, в частности состояние гипотез, эмпирические индикаторы выделенных понятий, стратегия исследования в целом.

     При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по фомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или  бесструктурное наблюдение. Цель такого предварительного наблюдения заключается  в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:

     1) Общая характеристика социальной  ситуации, включающая такие элементы, как: сфера деятельности (производственная, непроизводственная, уточнение ее  особенностей и т.д.); правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом ( формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях); степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).

     2) Попытка определить типичность  наблюдаемого объекта в данной  ситуации, относительно других объектов  и ситуаций; экологическая Среда,  область жизнедеятельности, общественная, экономическая и политическая  атмосфера, состояние общественного  сознания на данный момент.

     3) Субъекты или участники социальных  событий. В зависимости от общей  задачи наблюдения их можно  классифицировать: по демографическим  и социальным признакам; по  содержанию деятельности (характер  труда, сфера занятий, сфера  досуга); относительно статуса в коллективе или группе (руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный деятель, член коллектива...); по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления; правила, которым они следуют строго и которыми принебрегают...); по неофициальным отношениям и функциям (дружба, связи, неформальное лидерство, авторитет...).

     4) Цель деятельности и социальные  интересы субъектов и групп:  общие и групповые цели и  интересы; официальные и неформальные; одобряемые и не одобряемые в данной среде; согласованность интересов и целей.

     5) Структура деятельности со стороны:  внешних побуждений (стимулы), внутренних  осознанных намерений (мотивы), средств,  привлекаемых для достижения  целей (по содержанию средств и по моральной их оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная, спокойная) и по ее практическим результатам (материальные и духовные продукты).

     6) Регулярность и частота наблюдаемых  событий: по ряду указанных выше параметров и по типичным ситуациям, которые ими описываются.

Информация о работе Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе