Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 11:18, реферат

Описание работы

Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения на проблему его определения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.

Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя.

Содержание

Введение

Глава 1. Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе

История вопроса
1.2 Характеристика понятия общественного мнения

1.3 Теории исследования общественного мнения

1.4 Структурно-динамическая характеристика общественного мнения

1.5 Влияние общественного мнения

1.6Экспериментальные, эмпирические и практические данные по исследованию общественного мнения

Заключение

Выводы

Список литературы

Работа содержит 1 файл

реферат-Формирование общественного мнения.doc

— 145.00 Кб (Скачать)

Содержание 

Введение

Глава 1. Проблема общественного мнения в  зарубежной и отечественной литературе

    1. История вопроса

1.2 Характеристика  понятия общественного мнения

1.3 Теории  исследования  общественного мнения

1.4 Структурно-динамическая  характеристика общественного мнения

1.5 Влияние  общественного мнения

1.6Экспериментальные,  эмпирические и практические  данные по исследованию общественного  мнения

Заключение

Выводы

Список  литературы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Введение 
 

     Общественное  мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения на проблему его определения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.

     Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя.

     Изучение  общественного мнения – очень  актуальная проблема так, как общественное мнение является своеобразным регулятором тех процессов, которые происходят в обществе. Изучение общественного мнения социологическими методами при объективном анализе позволяет уловить малейшие его оттенки, тенденции его изменения, уточнить количественное соотношение между различными его оценками, узнать реальную расстановку политических сил. Целью работы является теоретический анализ литературы по проблемам изучения общественного мнения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 1. Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе 

      1. История вопроса
 

     Феномен ”общественное мнение” принадлежит  к числу таких социальных явлений  которые привлекают внимание мыслителей с давних времен. Проблема определения и интерпретации общественного мнения  впервые возникает в античной философии. Протагор определяет наблюдаемый им социальный феномен - "публичное мнение" - как мнение большинства населения. По Платону, "публичное мнение" - это мнение аристократии. Впоследствии оба направления, представленные в античности, получают свое развитие в социальной философской мысли. Сторонники первой линии определяют общественное мнение как силу, с которой должны считаться, как инструмент участия народа в управлении государственными делами. Сторонники второго направления утверждают, что мнение господствующей элиты выступает как сила, воздействующая на население и способствующая легализации политического господства элиты. В XVII-XVIII вв. понятие общественного мнения  используется для обозначения коллективных суждений вне сферы, подконтрольной правительству, оказывающих влияние на политический процесс принятия решений. Такое определение становится особенно популярным вследствие масштабных социально-экономических и политических изменений: "с ростом политически активного публичного сектора, общественное мнение становится формой политической власти - той, которая вместе с буржуазией оказалась в состоянии бросить вызов абсолютистскому правлению" (В. Прайс). В середине XIX в. наибольший интерес в развитии анализа общественного мнения представляют работы Тарда, в частности "Общественное мнение и толпа". Тард противопоставляет толпу и публику, акцентируя именно последнюю в качестве субъекта общественного мнения.  Работы Тарда фактически знаменуют собой начало социально-психологического подхода в исследовании общественного мнения.[9]

     Среди современных социально-философских  трактовок общественного мнения  можно выделить: 1) концепцию Лумана (рассматривается в рамках теории коммуникации). Луман отрицает наличие  какого-либо субъекта общественного мнения.  Центральным является понятие содержания и темы, предлагаемой обществу. Благодаря публичной доступности и гласности, обществу одновременно предлагается целый спектр тем, которые и находятся в центре внимания процесса коммуникации. 2) морализующе-нормативную концепцию общественного мнения, принадлежащую Хабермасу . В концепции Хабермаса это понятие рассматривается в тесной взаимосвязи с понятиями "права" и "политики". Общественное мнение в его теории - это инструмент в руках господствующго класса, всегда является официальным, т.е. отождествляется с тем, что представлено в средствах массовой информации; 3) концепцию общественного мнения Э. Ноэль-Нойман. В соответствии с ее теорией, во-первых, следует различать общественное и обыденное мнения, которые достаточно часто смешиваются. Во-вторых, в основе общественного мнения лежат два источника: непосредственное наблюдение за окружающим, улавливание, одобрение или неодобрение тех или иных действий; тематика общественного мнения, так называемый его "дух", порождается средствами массовой коммуникации. Именно это формируемое настроение влияет на поведение и оценки индивидов. Ноэль-Нойман использует определение П. Лазарсфельда об "избирательности восприятия", механизмом которого являются социальные установки. Наиболее интересное нововведение в данной концепции - понятие так называемого механизма "спирали молчания". Основание феномена "спирали молчания" - это боязнь индивидов оказаться в изоляции. Боязнь выступает как движущая сила, которая и запускает "спираль молчания". Общественное мнение, кроме того, обладает социальным измерением. Если его можно безбоязненно гласно высказать перед общественностью, не испытывая страха перед социальной изоляцией, то феномен "спирали молчания" отсутствует. 4) структурно-функциональную теорию общественного мнения как базирующегося на бессознательном стремлении людей, живущих в некоем сообществе, прийти к общему суждению, согласию, т.е. выполняющее функцию интеграции. В соответствие с теорией Р. Мертона, основная функция общественного мнения - это социальный контроль. Несмотря на многообразие теорий и концепций, длительную традицию его исследования, это понятие и конструирующие его концепции все еще остаются предметом постоянных дискуссий.[11]

     Теоретические подходы к изучению общественного мнения можно разделить на 4 категории:

     Первый  подход опирается на количественное измерение параметров общественного  мнения.

     Второй  заключается в исследовании различных  способов взаимодействия мнений индивидов, в результате чего появляется общественное мнение по какому-либо вопросу.

     Третий  подход заключается в анализе  роли общественного мнения в процессах  общества и политики.

     И четвертая группа теорий строится на изучении средств массовой информации, механизмов пропаганды и технологий влияния на общественное мнение. 
 

     1.2 Характеристика понятия общественного мнения 

     Общественное  мнение – понятие, давно вошедшее в обиход исследователей общества. Оно органически связано с  понятием общественности. В социологическом  понимании общественность – это  множество людей, по численности составляющее значительное большинство общества и обладающее активной позицией по различным проблемам социальной жизни.

        Общественное  мнение – это  совокупность суждений и оценок, выносимых различными социальными  группами и слоями по поводу событий общественной жизни, деятельности и поведения отдельных личностей, организаций и партий, насущных социальных, политических, культурных проблем. Именно в общественном мнении проявляется социальная активность большинства населения, прямо не задействованного в политическом и законодательном процессах. Общественное мнение выражается в массовом одобрении или осуждении определенных действий и поступков. Чем больше в обществе процент населения, обладающего собственными взглядами, активной жизненной позицией, гражданственностью, тем сильнее и эффективнее общественное мнение.

       Развитое  общество обладает соответствующими  институциональными структурами,  функционирующими в качестве  узаконенных каналов выражения   общественного мнения. К таким каналам относятся выборы органов власти, разделение властей, наличие гарантированных гражданских свобод, в частности, свободы избирательного права, свободы слова, печати, собраний, совести, участие масс в законодательном процессе путем проведения референдумов, деятельность средств массовой информации и т.д.

        Видный  российский правовед В.В.  Лапаева, определяя общественное  мнение как «состояние массового  сознания, связанное с высказыванием  суждений по общественно значимым  проблемам», справедливо подчеркивает тем самым, что об общественном мнении как социальном институте вообще может идти речь только применительно к тому обществу, где обеспечена полнота и свобода его открытого выражения. То есть наличие общественного мнения - это качественная характеристика уровня общественного сознания и социальных отношений в целом. Согласно такой точке зрения, общественное мнение как социальный институт существует только в обществе, достигшем состояния гражданского. [4]

     Еще в ХIX веке издатель американской газеты "Atlantic Monthly" Джеймс Рассел Лауэлл отмечал: "Давление общественного мнения подобно атмосферному. Его не видно, однако оно давит с силой шестнадцать фунтов на квадратный дюйм".  Иногда общественное мнение величают "неизвестным богом, перед которым сгорают от ненависти".[5] Но как бы мы ни относились к нему, одно остается бесспорным. Никогда ранее общественное мнение не имело такой силы, как теперь. Многочисленные факты доказывают, что в демократических странах мнение общественности по тем или иным вопросам существенно влияет на государственную политику, законодательные процессы, поведение политических партий, динамику избирательных кампаний, принятие решений субъектами экономической деятельности и даже на планирование и проведение разных культурных мероприятий. Другими словами, общественное мнение - это мощнейшая динамическая сила, поэтому важнейшая составляющая паблик рилейшнз заключается в том, чтобы помочь организациям распознать, понять общественное мнение и профессионально работать с ним.

     Однако  это дело не из легких: общественное мнение не всегда сообразуется с законами логики, зачастую оно аморфно, амбивалентно, противоречиво и быстротечно. Те, кто стремится воздействовать на общественное мнение и формировать его, надеются, что их усилия не окажутся напрасными и со временем подтолкнут людей к ожидаемому консенсусу в отношении определенной проблемы. Опыт свидетельствует, что общественность имеет удивительную способность игнорировать бесспорные факты, если они ее не интересуют; предоставление общественности непрерывно растущего объема информации также не обязательно оборачивается обогащением ее знаний и ожидаемым поведением.

     И все же, как бы там ни было, общественное мнение остается мощной силой современного общества. Однако любая организация  должна иметь дело не с воображаемым, а с реальным и точно обозначенным общественным мнением, если рассчитывает поддерживать плодотворные связи с различными группами "своей" внутренней и внешней общественности. Во всех случаях программы связей с общественностью рассчитаны, как правило, на то, чтобы: 1) убедить людей изменить свое мнение относительно проблемы, товара, организации или отдельного лица; 2) кристаллизовать мнение, еще не сложившееся окончательно, или 3) усилить существующее общественное мнение. Поэтому вполне понятно, что специалисты по паблик рилейшнз обязаны глубоко разбираться в механизмах формирования общественного мнения, знать, каким образом оно вырастает из установок людей и как можно повлиять на него с помощью коммуникационных усилий.

     В общем виде понятие "общественное мнение" означает совокупность взглядов индивидов на определенную проблему. Известный специалист по паблик рилейшнз Эдвард Бернайз называл общественное мнение "понятием, описывающим едва уловимую, подвижную и неустойчивую совокупность индивидуальных суждений". Профессор Принстонского университета Харвуд Чайлдз, проанализировав около 40 известных определений общественного мнения, данных профессиональными исследователями, самым удачным считает сделанное Германом Бойлом: "Общественное мнение - это не название чего-то одного, а классификация определенного количества чего-то". [7]

     Обобщенный  подход к пониманию общественного  мнения как "совпадения индивидуальных мнений определенного числа людей", хотя и не вызывает особых возражений, однако оставляет несколько в стороне то важное качественное обстоятельство, что оно является общественным. Ведь индивидуальное восприятие реальности может репрезентовать или не репрезентовать консенсус ("общность мышления"), а сам он намного более полно представляет типы мнений, формирующихся в результате общения между собой людей, объединенных "чувством общности".

     Поэтому общественное мнение - явление гораздо  более объемное, чем простая сумма  точек зрения, высказанных определенной совокупностью индивидов, считает  Джон Цаллер. Общественное мнение возникает внутри группы людей, общающихся друг с другом, вместе согласовывающих суть проблемы, ее вероятные социальные последствия и обдумывающих, какие меры необходимо предпринять, такое определение дает в своей книге Ирина Синяева. И хотя данный процесс, без сомнения, затрагивает личные суждения, все же мнения индивидов о социальной проблеме по своей форме и содержанию в значительной мере зависят от коллективного обсуждения. [4]

     Общественное  мнение, как социальный феномен, обладает специфическими характеристиками.[6] Последние были сформулированы Валентином Корлько и выражаются:

     - Направленностью, отражающей общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений типа "положительно - отрицательно-безразлично", "за-против - не определился", "за-против - при условии". В наиболее упрощенной форме направленность мнения фиксируется ответом "да" или "нет" на вопрос анкеты. В целом именно уточнение направленности является основным и наиболее распространенным измерением общественного мнения, интересующим не только специалистов по связям с общественностью.

Информация о работе Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе