Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Августа 2011 в 11:18, реферат
Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения на проблему его определения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.
Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя.
Введение
Глава 1. Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе
История вопроса
1.2 Характеристика понятия общественного мнения
1.3 Теории исследования общественного мнения
1.4 Структурно-динамическая характеристика общественного мнения
1.5 Влияние общественного мнения
1.6Экспериментальные, эмпирические и практические данные по исследованию общественного мнения
Заключение
Выводы
Список литературы
Содержание
Введение
Глава 1. Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе
1.2 Характеристика понятия общественного мнения
1.3 Теории исследования общественного мнения
1.4 Структурно-динамическая характеристика общественного мнения
1.5 Влияние общественного мнения
1.6Экспериментальные,
эмпирические и практические
данные по исследованию
Заключение
Выводы
Список
литературы
Введение
Общественное мнение принадлежит к числу явлений, которые с большим трудом поддаются всестороннему анализу и строгому определению. Поэтому существует множество точек зрения на проблему его определения. Только в отечественной литературе можно встретить почти два десятка определений.
Общественное мнение зависит от того общества, в котором оно формируется и развивается, от принципов этого общества, от культурных ценностей и степени демократизации общественного строя.
Изучение
общественного мнения – очень
актуальная проблема так, как общественное
мнение является своеобразным регулятором
тех процессов, которые происходят в обществе.
Изучение общественного мнения социологическими
методами при объективном анализе позволяет
уловить малейшие его оттенки, тенденции
его изменения, уточнить количественное
соотношение между различными его оценками,
узнать реальную расстановку политических
сил. Целью работы является теоретический
анализ литературы по проблемам изучения
общественного мнения.
Глава
1. Проблема общественного мнения в
зарубежной и отечественной литературе
Феномен
”общественное мнение”
Среди
современных социально-
Теоретические подходы к изучению общественного мнения можно разделить на 4 категории:
Первый подход опирается на количественное измерение параметров общественного мнения.
Второй заключается в исследовании различных способов взаимодействия мнений индивидов, в результате чего появляется общественное мнение по какому-либо вопросу.
Третий подход заключается в анализе роли общественного мнения в процессах общества и политики.
И
четвертая группа теорий строится на
изучении средств массовой информации,
механизмов пропаганды и технологий
влияния на общественное мнение.
1.2
Характеристика понятия общественного
мнения
Общественное мнение – понятие, давно вошедшее в обиход исследователей общества. Оно органически связано с понятием общественности. В социологическом понимании общественность – это множество людей, по численности составляющее значительное большинство общества и обладающее активной позицией по различным проблемам социальной жизни.
Общественное мнение – это
совокупность суждений и
Развитое общество обладает
Видный российский правовед В.В.
Лапаева, определяя
Еще в ХIX веке издатель американской газеты "Atlantic Monthly" Джеймс Рассел Лауэлл отмечал: "Давление общественного мнения подобно атмосферному. Его не видно, однако оно давит с силой шестнадцать фунтов на квадратный дюйм". Иногда общественное мнение величают "неизвестным богом, перед которым сгорают от ненависти".[5] Но как бы мы ни относились к нему, одно остается бесспорным. Никогда ранее общественное мнение не имело такой силы, как теперь. Многочисленные факты доказывают, что в демократических странах мнение общественности по тем или иным вопросам существенно влияет на государственную политику, законодательные процессы, поведение политических партий, динамику избирательных кампаний, принятие решений субъектами экономической деятельности и даже на планирование и проведение разных культурных мероприятий. Другими словами, общественное мнение - это мощнейшая динамическая сила, поэтому важнейшая составляющая паблик рилейшнз заключается в том, чтобы помочь организациям распознать, понять общественное мнение и профессионально работать с ним.
Однако это дело не из легких: общественное мнение не всегда сообразуется с законами логики, зачастую оно аморфно, амбивалентно, противоречиво и быстротечно. Те, кто стремится воздействовать на общественное мнение и формировать его, надеются, что их усилия не окажутся напрасными и со временем подтолкнут людей к ожидаемому консенсусу в отношении определенной проблемы. Опыт свидетельствует, что общественность имеет удивительную способность игнорировать бесспорные факты, если они ее не интересуют; предоставление общественности непрерывно растущего объема информации также не обязательно оборачивается обогащением ее знаний и ожидаемым поведением.
И все же, как бы там ни было, общественное мнение остается мощной силой современного общества. Однако любая организация должна иметь дело не с воображаемым, а с реальным и точно обозначенным общественным мнением, если рассчитывает поддерживать плодотворные связи с различными группами "своей" внутренней и внешней общественности. Во всех случаях программы связей с общественностью рассчитаны, как правило, на то, чтобы: 1) убедить людей изменить свое мнение относительно проблемы, товара, организации или отдельного лица; 2) кристаллизовать мнение, еще не сложившееся окончательно, или 3) усилить существующее общественное мнение. Поэтому вполне понятно, что специалисты по паблик рилейшнз обязаны глубоко разбираться в механизмах формирования общественного мнения, знать, каким образом оно вырастает из установок людей и как можно повлиять на него с помощью коммуникационных усилий.
В общем виде понятие "общественное мнение" означает совокупность взглядов индивидов на определенную проблему. Известный специалист по паблик рилейшнз Эдвард Бернайз называл общественное мнение "понятием, описывающим едва уловимую, подвижную и неустойчивую совокупность индивидуальных суждений". Профессор Принстонского университета Харвуд Чайлдз, проанализировав около 40 известных определений общественного мнения, данных профессиональными исследователями, самым удачным считает сделанное Германом Бойлом: "Общественное мнение - это не название чего-то одного, а классификация определенного количества чего-то". [7]
Обобщенный подход к пониманию общественного мнения как "совпадения индивидуальных мнений определенного числа людей", хотя и не вызывает особых возражений, однако оставляет несколько в стороне то важное качественное обстоятельство, что оно является общественным. Ведь индивидуальное восприятие реальности может репрезентовать или не репрезентовать консенсус ("общность мышления"), а сам он намного более полно представляет типы мнений, формирующихся в результате общения между собой людей, объединенных "чувством общности".
Поэтому общественное мнение - явление гораздо более объемное, чем простая сумма точек зрения, высказанных определенной совокупностью индивидов, считает Джон Цаллер. Общественное мнение возникает внутри группы людей, общающихся друг с другом, вместе согласовывающих суть проблемы, ее вероятные социальные последствия и обдумывающих, какие меры необходимо предпринять, такое определение дает в своей книге Ирина Синяева. И хотя данный процесс, без сомнения, затрагивает личные суждения, все же мнения индивидов о социальной проблеме по своей форме и содержанию в значительной мере зависят от коллективного обсуждения. [4]
Общественное мнение, как социальный феномен, обладает специфическими характеристиками.[6] Последние были сформулированы Валентином Корлько и выражаются:
- Направленностью, отражающей общую качественную оценку проблемы, отношение к ней в виде суждений типа "положительно - отрицательно-безразлично", "за-против - не определился", "за-против - при условии". В наиболее упрощенной форме направленность мнения фиксируется ответом "да" или "нет" на вопрос анкеты. В целом именно уточнение направленности является основным и наиболее распространенным измерением общественного мнения, интересующим не только специалистов по связям с общественностью.
Информация о работе Проблема общественного мнения в зарубежной и отечественной литературе