Проблема бегства от действительности в творчестве Ф.К. Сологуба и Г.Ф. Лавкрафта

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:54, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы заключается в исследовании художественной специфики проблемы бегства от действительности и способов её воплощения в рассказе Ф.К. Сологуба «Свет и тени» и повести Г.Ф. Лавкрафта «В поисках неведомого Кадата».

Содержание

Введение 3

Глава I. Проблема бегства от действительности и творчество Ф.К.Сологуба и Г.Ф. Лавкрафта

6

1.1. Проблема бегства от действительности: диахронический аспект
6

1.2. Своеобразие творческой личности Ф.К. Сологуба
10

1.3. Г.Ф. Лавкрафт: жизнь и творчество
12

Глава II. Мир фантастики и грёз: опыт анализа рассказа Ф.К. Сологуба «Свет и тени» и повести Г.Ф. Лавкрафта «В поисках неведомого Кадата»

19

2.1. Игра с тенями как способ бегства от действительности в рассказе
19

2.2. Мир сновидений Рэндольфа Картера как попытка ухода от реальности в повести Г.Ф. Лавкрафта «В поисках неведомого Кадата»

23

Заключение
29

Список литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая(1)(1).doc

— 192.00 Кб (Скачать)

    Зачем же герою нужен его иллюзорный город? Ответ на этот вопрос содержится в другом персонаже лавкрафтовского  «Цикла Снов» – Куранесе. Куранес  тоже мечтает о городе чудес, городе, в котором он будет царём и  творцом, – Селефаисе. Сначала он спит каждую ночь, чтобы увидеть во сне чудо-град, затем пытается искусственно продлить время своих грёз – с помощью опиума. Судьба его и трагична, и прекрасна одновременно. Будучи человеком, Куранес в итоге умирает от передозировки наркотиков. Но, как мы узнаем из повести «В поисках неведомого Кадата», Селефаис в итоге обрёл своего правителя и создателя. Также и Рэндольф Картер стремится обрести город своей мечты, но его путь гораздо более сложен.

    Мир лавкрафтовских персонажей ярко представлен в повести. Среди врагов и союзников Картера встречаются и боги, и демоны, и жрецы, и нежити, и упыри, и люди. В том числе на страницах «В поисках неведомого Кадата» мы встречаем множество существ, которые не подходят под классификацию (зуги, гуги, шантаки). Ко всему этому списку прибавляются также герои других произведений Лавкрафта: пресловутый Куранес («Селефаис») и Ричард Пикмен («Натура Пикмена» (1926)). Зачем же писателю такой широкий круг героев и персонажей? Возможно, ответ заключается в том, что повесть «В поисках неведомого Кадата» – наиболее значимое для Лавкрафта произведение. Да и Картер, вероятно, выполняет функции alter ego писателя.

    Главным врагом Картера является Ньярлатотеп  – воплощение хаоса, которое может  принимать любой образ. Рэндольф полагает, что эта сущность поможет в поисках его чудесного города. В течение повествования становится очевидно, что хаос не желает, чтобы герой обрел свою иллюзию. В финале мы узнаём, что город Картера приглянулся самим богам и Ньярлатотепу, которые завидуют дару человека, его способности творить целый мир из мечты. Это, пожалуй, самое главное разочарование Рэндольфа – известие о том, что высшие боги отвернулись от него. А ведь ради этого известия Картер прошел через целую череду ужасных приключений и испытаний и познал кошмарную сторону своих сновидений.

    Так что же это за город, к которому стремится герой? Обратимся к  упомянутому выше рассказу «Селефаис»(1920).

    Куранес также искал город своей мечты, плутая по сновидениям: «Куранес шел  по подножью холма среди пахучих трав и ярких цветов, по деревянному мостику, где много лет назад он вырезал свое имя. <…>Он стоял здесь долго, любуясь разноголосым шумным портом, где под солнечным светом сверкали и переливались волны, а галеры, вернувшиеся из дальних путешествий, мерно покачивались на воде. Куранес долго вглядывался в гору Аран, величественно возвышающуюся над океаном. Ее склоны были покрыты деревьями, а белоснежная вершина упиралась в небо».12

      Этот чудесный сказочный пейзаж  явно не соответствует мрачному равнодушному Лондону, в котором живёт герой в реальной жизни, что отсылает нас к романтикам и их концепции двоемирия. Теперь вспомним город из повести, которым вожделеет Картер: «Трижды Рэндольфу Картеру снился этот чудесный город и трижды его вырывали из сна, когда он стоял неподвижно на высокой базальтовой террасе. Весь в золоте, дивный город сиял в лучах закатного солнца, освещавшего стены, храмы, колоннады и арочные мосты, сложенные из мрамора с прожилками, фонтаны с радужными струями посреди серебряных бассейнов на просторных площадях и в благоуханных садах; широкие улицы, тянущиеся между хрупкими деревьями, мраморными вазами с цветами и статуями из слоновой кости, что выстроились сверкающими рядами; а вверх по крутым северным склонам карабкались уступами вереницы черепичных крыш и старинные остроконечные фронтоны –  вдоль узких, мощенных мшистой брусчаткой переулков».13

    Очень много схожего мы видим в этих двух описаниях. Однако, в отличие  от Картера, Куранес обрел Селефаис довольно прозаично – умерев. Но обрёл ли он свое счастье? Увы, нет. В повести «В поисках неведомого Кадата» мы встречаем Куранеса навсегда прикованным к царству сна. Его тело мертво, а тоска по реальной жизни, по реальному миру медленно пожирает несчастного героя: «И хотя Куранес был царем в сновидческой стране, богатой всевозможными, какие только можно вообразить, красотами и чудесами, богатствами и великолепием, радостями и восторгами, утехами и наслаждениями, невидальщиной и диковинками, имевшимися в его распоряжении, он бы с радостью отказался от своей безмерной власти, и роскоши, и свободы за один только благословенный день жизни простым мальчишкой в доброй тихой Англии, в той древней любимой Англии, что создала его и неотъемлемой частичкой которой он навечно остался».14 Куранес строит вокруг себя подобия рыбацких деревень, английских ферм и лугов, но всё это уже лишь жалкие фальшивки. Неужели Картер идет по тому же пути?

    Лавкрафту, пожалуй, не было бы смысла дважды изображать схожие судьбы и сюжеты. И пусть  Рэндольфу даётся невероятно тяжело и поиск Кадата, и возвращение в чудесный город, но при этом мы понимаем, сколь неординарен и силён этот человек. Недаром боги позавидовали его фантазии и отобрали её у героя. Это обстоятельство вновь отсылает нас к романтикам и их исключительному герою. Злобный и ужасный Ньярлатотеп открывает Картеру и читателю в финале повести истину: « <…> Твой золотой мраморный город чудес — это лишь сумма всего того, что ты видел и любил в юности. <…> Это твой город, Рэндольф Картер, ибо все это — ты сам. Новая Англия породила тебя и влила тебе в душу всю эту красоту, которой нет конца <…>».15 Получается, что боги мира сновидений украли у Картера самое ценное чудо, которое только есть у человека – воспоминание о детстве. Но Рэндольф понимает коварный замысел хаоса и высших существ и с последними силами вырывается из мира фальшивых грёз и лживых чудес. Он приходит, в отличие от Куранеса да и героев Сологуба, к спасительному выводу, что реальный мир, каким бы он не был, ни одна фантазия не сможет заменить.

    Судьба  героев Ф.К. Сологуба печальна. Они смогли уйти от мира реального, но не обрели покоя  и счастья в мире своих грёз. Герой же повести Г.Ф. Лавкрафта  «В поисках неведомого Кадата» осознал, в чём заключается истинное счастье  и что мечты и реальность тесно соприкасаются друг с другом. Восприятие окружающего мира зависит от человека и подвластно ему.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    В курсовой работе была предпринята попытка исследования художественной специфики проблемы бегства от действительности и способов её воплощения в рассказе Ф.К. Сологуба «Свет и тени» и повести Г.Ф. Лавкрафта «В поисках неведомого Кадата».

    Несомненно, проблема бегства (ухода) человека из реального (земного, действительного) в иной (ирреальный, фантастический, трансцендентный)  мир становится особенно привлекательной для мировой литературы. Более того, она продолжает интересовать философов, психологов, социологов и других представителей современной гуманитарной науки.

    Эскапизм – явление неоднозначное. Представители романтизма усматривали в нём единственно возможную альтернативу бренному существованию, в то время как символисты были склонны отрицательно оценивать стремление к уходу от жизненных трудностей. Адепты контркультурных движений активно пропагандировали бегство от действительности, что подтверждают их образ жизни и музыкальное / литературное творчество.

    Герои Ф.К. Сологуба и Г.Ф. Лавкрафта стремятся избежать ранящего их бытия, погружаясь в мир грёз и сновидений в надежде обрести душевное спокойствие, гармонию с собой. Однако в жизнь персонажей, изображённых в рассказе «Свет и тени», полноправно и неминуемо вторгается реальный мир. Он разрушает иллюзию умиротворения и благополучия. Герой повести Г.Ф. Лавкрафта «В поисках неведомого Кадата», напротив, осознаёт, в чём заключается истинное счастье, а также и то, что мечты и реальность тесно соприкасаются друг с другом.

    Восприятие  окружающего мира зависит от человека и подвластно ему – таков итог размышлений над произведениями писателей. 
 
 
 

Список  литературы 

І 

1) Лавкрафт Г.Ф. Селефаис // Режим доступа: http://literature.gothic.ru/hpl/selefais.htm

2) Лавкрафт Г.Ф. Врата серебряного ключа // Режим доступа: http://literature.gothic.ru/hpl/vrata.htm

3) Лавкрафт Г.Ф. В поисках Неведомого Кадата // Режим доступа: http://literature.gothic.ru/hpl/kadath.htm

4) Лавкрафт Г.Ф. За гранью времен // Режим доступа: http://lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT/za_gran_yu_vremen.txt

5) Сологуб Ф.К. Тяжелые сны // Режим доступа: http://fsologub.ru/lib/novel/sny/?curPos=1

6) Сологуб Ф.К. Творимая легенда // Режим доступа: http://fsologub.ru/lib/novel/kapli-krovi/?curPos=1

7) Сологуб Ф.К. Свет и тени // Режим доступа: http://fsologub.ru/lib/short-story/short-story_21.html 
 

II

    8) Ефремова Т.Ф. Современный толковый словарь // Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-encycl-term-65741.htm

    9) Иванов-Разумник Р.В. О Фёдоре Сологубе // Режим доступа: http://www.fsologub.ru/about/articles/articles_237.html

    10) Лавкрафт Г.Ф. Сверхъестественный ужас в литературе // Режим доступа:http://lib.ru/INOFANT/LAWKRAFT/sverhestestvennyj_uzhas_v_literature.txt

    11) Лютый В. Козье копытце (Еще раз о постмодернизме) // Режим доступа: http://lib.rus.ec/b/278032/read#t8

    

        12) Спрэг де Камп Л. Лавкрафт. – М. : «Амфора», 2008.

        13)  Чуковский К.И. Книга о современных писателях. Фёдор Сологуб // Режим доступа: http://sologub.narod.ru/bio1.htm

       14) Шестов Л. Поэзия и проза Федора Сологуба // Режим доступа: http://www.fsologub.ru/about/articles/articles_106.html 
 

Информация о работе Проблема бегства от действительности в творчестве Ф.К. Сологуба и Г.Ф. Лавкрафта