Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 12:54, курсовая работа
Цель курсовой работы заключается в исследовании художественной специфики проблемы бегства от действительности и способов её воплощения в рассказе Ф.К. Сологуба «Свет и тени» и повести Г.Ф. Лавкрафта «В поисках неведомого Кадата».
Введение 3
Глава I. Проблема бегства от действительности и творчество Ф.К.Сологуба и Г.Ф. Лавкрафта
6
1.1. Проблема бегства от действительности: диахронический аспект
6
1.2. Своеобразие творческой личности Ф.К. Сологуба
10
1.3. Г.Ф. Лавкрафт: жизнь и творчество
12
Глава II. Мир фантастики и грёз: опыт анализа рассказа Ф.К. Сологуба «Свет и тени» и повести Г.Ф. Лавкрафта «В поисках неведомого Кадата»
19
2.1. Игра с тенями как способ бегства от действительности в рассказе
19
2.2. Мир сновидений Рэндольфа Картера как попытка ухода от реальности в повести Г.Ф. Лавкрафта «В поисках неведомого Кадата»
23
Заключение
29
Список литературы
Министерство образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Тамбовский государственный университет
имени
Г.Р. Державина»
Кафедра зарубежной литературы и языкознания
Зав. кафедрой
д. филол. н., проф. Н.Л. Потанина
__________________
Курсовая работа
Тема: «Проблема бегства от действительности в творчестве Ф.К. Сологуба и Г.Ф. Лавкрафта
(на материале рассказа «Свет и тени» и повести
«В
поисках неведомого
Кадата»).
Автор работы: Громов Денис Сергеевич
4 курс, форма обучения – очная
Специальность: «031001 – Филология (русский язык и литература)»
Срок предоставления работы к защите: 12 мая 2011 г.
Научный руководитель:
к. филол. н., ст.
преподаватель Н.И. Платицына
Работа
защищена «__» ________ 2011
г. Оценка _________
Тамбов – 2011
Введение | 3 |
Глава I. Проблема бегства от действительности и творчество Ф.К.Сологуба и Г.Ф. Лавкрафта |
6 |
1.1. Проблема бегства от действительности: диахронический аспект |
6 |
1.2. Своеобразие творческой личности Ф.К. Сологуба |
10 |
1.3. Г.Ф. Лавкрафт: жизнь и творчество |
12 |
Глава II. Мир фантастики и грёз: опыт анализа рассказа Ф.К. Сологуба «Свет и тени» и повести Г.Ф. Лавкрафта «В поисках неведомого Кадата» |
19 |
2.1. Игра с тенями как способ бегства от действительности в рассказе |
19 |
2.2. Мир сновидений Рэндольфа |
23 |
Заключение |
29 |
Список литературы |
30 |
Тема бегства (ухода) от действительности получила широкое распространение в мировой литературе, творчески объединив художников слова, принадлежащих разным культурным традициям, обладающих разным жизненным и профессиональным опытом. Освоение рационального (действительного, материального, земного) мира становится для многих писателей менее предпочтительным, нежели постижение мира ирреального (трансцендентного). Тем более что сфера потустороннего, духовного, чувственного, фантастического всегда оставалась объектом пристального внимания человека.
Цель курсовой работы заключается в исследовании художественной специфики проблемы бегства от действительности и способов её воплощения в рассказе Ф.К. Сологуба «Свет и тени» и повести Г.Ф. Лавкрафта «В поисках неведомого Кадата».
Цель обусловила основные задачи работы:
Основанием для сопоставления произведений русского и американского писателей, с нашей точки зрения, является их типологическая близость. В рассматриваемых нами художественных текстах затрагиваются общие проблемы, применяются схожие литературные приёмы. Более того, Ф.К. Сологуб и Г.Ф. Лавкрафт являются современниками – их жизненный и творческий путь, главным образом, связан с первой третью ХХ века. А это означает, что оба автора были свидетелями общих исторических, социальных, политических, культурных и, разумеется, литературных изменений. Уточнение воззрений писателей, принадлежащих разным национальным литературам, на происходящие в мировом социокультурном пространстве события, – важная задача курсовой работы.
Предмет исследования – художественная специфика проблемы бегства от действительности и способы её воплощения в рассказе Ф.К. Сологуба «Свет и тени» и повести Г.Ф. Лавкрафта «В поисках неведомого Кадата».
Объектом исследования послужили рассказ Ф.К. Сологуба «Свет и тени» и повесть Г.Ф. Лавкрафта «В поисках неведомого Кадата».
В основу методики исследования положено соединение элементов историко-культурного, биографического, социологического, герменевтического, компаративного, типологического, психологического методов и подходов.
Актуальность
курсовой работы обусловлена её связью
с приоритетными научными направлениями,
исследующими литературу в контексте
культуры, закономерности межнационального
диалога культур; с потребностью современного
гуманитарного знания в междисциплинарной
интеграции (литература/философия/
Теоретико-методологической основу курсовой работы, прежде всего, составили исследования, посвящённые творчеству Ф.К. Сологуба (Р.В. Иванов-Разумника, Е.П. Перемышлева, К.И. Чуковского, Л.Е. Шестова и др.) и Г.Ф. Лавкрафта (Р. Барлоу, Р. Блоха, С. Дэвиса, С. Джоши, А. Дерлет, П. Кука, Л. Спрэга дэ Кампа и др.).
Научно-практическая значимость курсовой работы заключается в возможности использования её материалов при разработке вузовских курсов по истории и теории русской и зарубежной литератур, спецкурсов и спецсеминаров по истории и теории русской и американской литератур рубежа ХХ-XXI веков и ХХ века, проблемам изучения художественной специфики темы бегства от действительности в мировой литературе, а также по творчеству Ф.К. Сологуба и Г.Ф. Лавкрафта. Результаты исследования могут быть использованы при подготовке и проведении занятий в школах, гимназиях и лицеях гуманитарного профиля, средних специальных учебных заведениях.
В
ходе апробации основные положения
дипломной работы обсуждались на студенческой
научно-практической конференции (апрель
2011 гг.)
1.1.
Проблема бегства от
действительности в
литературе: диахронический
аспект
Говоря о проблеме «ухода из действительности в мир грёз», мы можем ссылаться на общепринятый в психологии термин «эскапизм». Эскапизм - социальное явление, заключающееся в стремлении индивида или части социальной группы уйти от реальной действительности общепринятых стандартов и норм общественной жизни в мир социальных иллюзий или в сферу псевдодеятельности. (англ. еscape – бежать).1 Любая активная деятельность (карьера, искусство, спорт, мода, ролевые игры, секс и т. д.) может стать способом эскапизма, если человек использует её в качестве компенсации неразрешённых личных проблем. Способом эскапизма может стать и пассивная деятельность (просмотр фильмов, чтение книг, алкогольное или наркотическое опьянение, медитация и т.д.) Эскапизм может проявляться в виде физического ухода от мира (в глухие деревни, труднодоступные регионы), так и без этого — когда при отсутствии изоляции от общества, человек перестаёт проявлять интерес к известным ему и принятым в обществе ценностям, предпочитая мир своих грёз.
Подчеркнём, что эскапизм как форма ухода от действительности получил своё выражение в художественной литературе. Писатель и литературовед Дж.Р.Р. Толкиен (1892-1973) в своих трудах рассматривал бегство от реальности во «вторичные миры», порождённые воображением и литературой, как явление сугубо положительное, дающее утешение и удовлетворение. В своих книгах он воплощал эти идеи, и по сей день многие поклонники Толкиена (толкиенисты) «переселяются» в вымышленный им мир, отождествляя себя с персонажами. В романе английского писателя А. Мейчена (1863-1947) «Холм грёз» (1907) герой, не имея на обустройство своего мира финансовых возможностей, просто предаётся мечтаниям. В произведении Аркадия и Бориса Стругацких «Хищные вещи века» (1964) подробно рассмотрена тема эскапизма в обществе людей, полностью обеспеченных материально. В другом романе Стругацких «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя» (1988) одна из сюжетных линий связана с сообществом эскапистов под названием Флора. В трилогии Э. Гамильтона (1904-1977) «Звёздный волк» (1967-1968) герои обнаруживают устройство, позволяющее душам людей путешествовать вне тел, и людей, болезненно пристрастившихся к таким путешествиям. В рассказе Р.И. Говарда (1906-1936) «Ползучая тень» (1930) главный герой Конан обнаруживает целый город, погружённый в грёзы и не отличающий реальность от иллюзий из-за злоупотребления галлюциногенами.
Пожалуй, наиболее мощное выражение явление эскапизма получило в романтическую эпоху. Хорошо известно, что в числе основных предпосылок возникновения романтизма можно назвать разочарование в буржуазном обществе, в социальном, промышленном, политическом и научном прогрессе, принёсшем новые контрасты и антагонизмы, спровоцировавшее нивелирование и духовное опустошение личности. Неприятие буржуазного образа жизни, протест против пошлости и прозаичности, бездуховности и эгоизма буржуазных отношений, наметившиеся в недрах самого просветительства и нашедшие первоначальное выражение в сентиментализме и предромантизме, обрели у романтиков особую остроту («Большая советская энциклопедия»). Действительность, реальность истории оказалась неподвластной разуму, иррациональной, полной тайн и непредвиденностей, а современное мироустройство – враждебным природе человека и его личностной свободе. Отвергая повседневную жизнь современного цивилизованного общества как бесцветную и прозаическую, романтики стремились ко всему необычному. Их привлекали фантастика, народные предания и народное творчество вообще, минувшие исторические эпохи. Их волновали необыкновенные и яркие картины природы, жизнь, быт и нравы далёких стран и народов. Низменной материальной практике противопоставляли они сильные страсти (романтическая концепция любви) и жизнь духа, в особенности высшие её сферы: религию, искусство, философию.(«Большая советская энциклопедия») Это была эпоха тех самых мечтателей, которых совершенно не устраивала действительность со всей ее противоречивостью, обыденностью. Куда интереснее грезы и фантастические миры, где можно закрасить любой недостаток реальности. Ярким примером может служить рассказ Э.Т.А. Гофмана (1776-1822) «Фалунские рудники» (1818), герой которого - Элис Фребом - поддается внушению чудесного. Его тянет внутрь горы, он видит королеву горы; его манят превращения, каких никогда еще с ним не случалось.
Реализм, казалось бы, свел эскапизм на нет, убрал его из литературы навсегда. Типичный герой в типичных обстоятельствах не бежит от своих проблем – наоборот, он становится на борьбу против несовершенства социума. Реалисты, например Ги де Мопассан (1853-1893), изображали не мечтателя, а вполне приземленного человека, трезво оценивающего мир вокруг себя. (Дюруа в романе «Милый друг»(1885)). Но с зарождением символизма этот мотив снова становится актуальным. Символисты многое взяли в методологическом плане от романтиков. Но, учитывая декадентские умонастроения первых, мы можем наблюдать, что мотив побега от действительности в корне преломился. Всё в литературе приобрело мрачные тона, а мечты и грёзы стали казаться кошмарными играми психики. Достаточно вспомнить знаковое произведение символиста М. Метерлинка (1862-1949) «Слепые» (1890). Герои пьесы бредут за священником в поисках новой жизни. Но путь их овеян атмосферой страха и смерти, что противопоставляется мечтательности и сказочности романтиков.
Модернизм также прибегал к уходу от действительности в мир иллюзий. Модернизм был порожден ситуацией кризиса и по-своему искал выход из нее. Большая роль в модернистских течениях была отведена личности художника-творца, который призван был вести за собой толпу, то повергая ее в пессимизм и уныние, то призывая к бунту и освобождению от оков. Эскапизм же у модернистов – форма тотального одиночества человека, болезненное проявление его беспомощности. Достаточно вспомнить незавершенное произведение Ф. Кафки (1883-1924) «Замок» (1921-1922). Персонажи пытаются найти разумное объяснение системе, абсурдной и сберечь свое «я» в мире, который решил уничтожить независимого человека.
Новое звучание эскапизм получил во времена формирования контркультур. Молодежь, разочарованная окружающим миром, устаревшими ценностями, нуждалась в формах протеста против общества. С появлением битников, хиппи, панков и прочих появилась и новая литература. Обратимся к таким интереснейшим авторам как Дж.Д. Сэлинджер (1919-2010) и Д. Коупленд (род. в 1961) и их романам «Над пропастью во ржи»(1951) и «Поколение Икс» (1991). В романе Сэлинджера шестнадцатилетний подросток остро принимает американскую действительность и выступает против устоявшихся моральных ценностей. Вершиной его неприятия мира является постоянное видение ржаного поля и пропасти. Если же вспомнить «Поколение Икс», то сразу бросается в глаза положение главных героев, которые как бы сбежали из больших городов от своей скучной офисной жизни, предпочтя свободу и роль фактических маргиналов.
<Информация о работе Проблема бегства от действительности в творчестве Ф.К. Сологуба и Г.Ф. Лавкрафта