Повести И.С.Тургенева о любви, образ тургеневской девушки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:31, реферат

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в русском литературоведении с XIX века существует выражение «тургеневская девушка», но нет детального рассмотрения сущности данного понятия.
Новизна данного исследования заключается в том, что большинство авторов при рассмотрении женских образов в творчестве Тургенева, как правило, исходят из того, что эти образы являются, в некотором роде, комментариями, приложениями мужских. В настоящей работе предпринята попытка, вслед за Писаревым Д. И., Лебедевым Ю. В., Пустовойтом П. Г., Бялым Г. А. и другими исследователями, осветить особую, самостоятельную роль этих образов в произведениях, обратив внимание на способы их создания и выделив основные, характерные черты тургеневских героинь.
Цель исследования: проанализировать женские образы в повестях И. С. Тургенева.

Содержание

Введение…………………...
Теоретическая часть…………………
Определение образа………………….
Персонаж……………………..
Портретная характеристика…………………….
Практическая часть……………………………………
Образ Аси в повести «Ася»………………………………….
Образ Зинаиды в повести «Первая любовь»…………………..
Образ Джеммы в повести «Вешние воды»…………………….
Заключение…………………………..
Приложение………………..
Список литературы…………………..

Работа содержит 1 файл

Реферат по лит-ре.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

       Портрет важен ещё и потому, что, по мнению писателя, внешность женщины оказывает  значительное влияние на всю её жизнь, с чем трудно не согласиться.

       Ещё одним  характерным для Тургенева  способом создания женских образов  является авторское повествование о детстве и юности героинь, о тех факторах, которые оказали влияние на становление их характеров.

       Важнейшей особенностью типичных тургеневских героинь  является ярко выраженное природное начало, что обусловлено тургеневской концепцией природы. Желая показать тесную взаимосвязь женщины и природы, писатель избрал пейзажные зарисовки одним из важнейших способов раскрытия образов своих героинь. В своих поступках тургеневская женщина руководствуется не логикой, а чувствами, внерассудочными законами природы. Именно эта непредсказуемость лежит в основе обаяния типичных героинь Тургенева.

       Важную роль в  создании образов тургеневских девушек  играет и музыка. Чаще всего она сопровождает героинь в моменты предельного раскрытия их характеров, вызванного чувством любви к мужчине. Музыка поэтизирует взаимоотношения героев, усиливает эмоциональный фон их романтических встреч и признаний.

       Способы создания женских и мужских образов у Тургенева сильно различаются. При создании мужских образов больше внимания уделяется монологам, причём как обращённым к собеседнику, так и внутренним, а внимание к портретным деталям направлено более на пропорциональность, черт лица, соразмерность частей тела, нежели на конкретные черты или производимое впечатление.

 

       Главной чертой каждой тургеневской героини  является восхитительная женственность. Они соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся

                                                                  21

во всём, в особенности, в отношениях с  любимым мужчиной. Тургеневская женщина  обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А всё это – те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах10.

       Героини Тургенева занимают одни из главных  или главные места в произведениях. Например, в повести «Ася» главная героиня – Ася, а не её возлюбленный господин Н, в «Первой любви» –Зинаида, а не Володя или его отец. Именно от их решений и действий зависит то, как сложится (или не сложится вовсе) жизнь героев-мужчин. И хотя у каждой из девушек Тургенева свои переживания, своя жизнь, свои заботы и тревоги, всех их объединяет жажда великих дел, сила характера, великое чувство любви и желание быть счастливыми вместе с теми, кого они любят.

       Героинями, достойными называться типичными тургеневскими  девушками, в рассмотренных романах являются, на мой взгляд, следующие: Анна Гагина («Ася»), Зинаида Засекина («Первая любовь»), Джемма («Вешние воды»). Им присущи скромность, мечтательность, высокая нравственная чистота, твёрдость воли. Они никогда не теряют чувства собственного достоинства. У них богатый внутренний мир. Тургеневские девушки внимательны к себе и к окружающим, вдумчивы, достаточно смелы и независимы, жаждут деятельности, подвига. Они занимают активную жизненную позицию, интересуются будущим страны, народа и готовы пожертвовать своим благополучием, положением и даже своей жизнью на благо Родины, если это потребуется.

       Типичная  тургеневская девушка способна на глубокую и сильную любовь, склонна к самоотвержению ради любимого и его идеалов. Она буквально перевоплощается, охваченная этим чувством. Она готова идти со своим избранником до конца, причём не имеет значения, что придётся пережить в связи с этим. Тургеневская девушка не может любить «чуть-чуть», наполовину, её принцип в любви – всё или ничего. Чувства её слишком сильны и она отдаётся им целиком, без остатка; того же она требует и от мужчины. Честность в отношениях для неё превыше всего.

       И далеко позади таких  женщин остаются «мужские персонажи, одержимые  любовью как наваждением, от которого нельзя избавиться иначе, чем найдя

                                                                            22

успокоение  в смерти. Также и те герои, которые просто недостойны подлинной и большой любви, которые убегают от неё в последний момент, хотя и по-разному: ничего не сказав и как бы канув в воду, ища жалкие объяснения для своего оправдания или обдав ледяным холодом влюблённую девушку»11.

       Вовсе не сошедшие с икон и в большинстве  своём физически  пленительные, героини тургеневских произведений вместе с тем пребывают как бы на грани двух миров – материально-земного, ограниченного и идеально-бесконечного. Эту особенность «тихой женской прелести»12 тургеневских героинь хорошо уловил Константин Бальмонт в посвящённой им строфе из стихотворения «Памяти И. С. Тургенева»:

И там, вдали, где роща так туманна,

Где луч едва трепещет над тропой, –

Елена, Маша, Лиза, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна –

Собралися воздушною толпой.

       П. А. Кропоткин писал: «Тургенев <…> показал нам, что такое русская  женщина, какие сокровища таятся в её сердце и уме и чем она может быть как вдохновительница мужчины. Он нас научил, как лучшие люди относятся к женщинам и как они любят…» По его мнению, Тургенев – создатель замечательных образов русских женщин – произвёл ими на своих современников «неизгладимое впечатление, гораздо более сильное, чем лучшие статьи в защиту женских прав»13.

 

                                                                  23

       Тургенев, всегда веривший в мужество, духовные силы и ум женщины, связывал с её деятельностью большие надежды. Он положительно относился самореализации женщин, к эмансипации (истинной, а не утрированной до комизма, как в пародийном образе Кукшиной). «Блестящее будущее за тем народом, - говорил он, - который поставит женщину не только наравне с мужчиной, а выше его»14. Тургенев в романе «Новь» устами Соломина выражает своё мнение по поводу современниц: «Вы уже теперь, все вы, русские женщины, дельнее и выше нас, мужчин».

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                    24

    Список  литературы:

 
  1. В.А.Никитин  «Словарь персонажей русской литературы вт. половины XVll-XlX»,  Москва-Санкт-Петербург 2000г.
  2. Научно-методический журнал «Литература в школе 06’2007» Москва.
  3. Курляндская Г.Б. «Всемирная гармония в творчестве Тургенева» // Спасский вестник. Выпуск 11. Тула, 2004. С. 14–26.
  4. И.С. Тургенев сборник повестей «Первая любовь». Хабаровск. 1983г.
  5. http://www.antimedved.ru/index.php?newsid=1432
  6. http://www.erudition.ru/referat/ref/id.54322_1.html
  7. http://www.studzona.com
  8. Батюто А. И. Тургенев – романист. – Л., 1972.
  9. Богословский Н.В. Тургенев. – М., 1959.
  10. Бялый Г.А. И.С. Тургенев и русский реализм. – М.-Л., 1962.
  11. Бялый Г.А. Русский реализм от Тургенева к Чехову. – Л., 1990.
  12. Винникова Г.Э. Тургенев и Россия. – М., 1977.
  13. Добролюбов Н.А. Когда же придёт настоящий день? // Собр. соч.: В 9т. – М.-Л., 1963. – Т. 6.
  14. Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 13т. – М., 1972 – 1990.
  15. Есин А.Б. Психологизм русской классической литературы. – М., 1988.
  16. И. С. Тургенев в воспоминаниях современников: В 2-х т. /Сост. и подгот. текста С. М. Петрова и В. Г. Фридлянд. – М., 1969.
  17. Краткий словарь литературоведческих терминов. Кн. для учащихся. Ред.-сост. Л. И. Тимофеев, С. В. Тураев. – М., 1985.
  18. Курляндская Г. Б. Художественный метод Тургенева-романиста. – Тула, 1972.
  19. Лебедев Ю.В. Тургенев. – М., 1990. (ЖЗЛ)
  20. Литературный энциклопедический словарь /Подгот. Е. И. Бонч-Бруевич и др.; Под общ. ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева. – М., 1987.
  21. Маркович В. М. Человек в романах И. С. Тургенева. – Л., 1975.
  22. Маркович В. М. И. С. Тургенев и русский реалистический роман XIX века (30-50 годы). – Л., 1982.
  23. Петров С. М. Иван Сергеевич Тургенев. – М., 1968.
  24. Писарев Д.И. Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова //Литературная критика: В 4 т.– Л., 1981. – Т. 1.
  25. Писарев Д.И. Писемский, Тургенев и Гончаров. Сочинения А. Ф. Писемского. Сочинения И. С. Тургенева //Литературная критика: В 4 т.– Л., 1981. – Т. 1.
  26. Писарев Д.И. Сочинения: В 4т. – М., 1955. – Т. 1.
  27. Пустовойт П.Г. Иван Сергеевич Тургенев. – М., 1957.
  28. Пустовойт П.Г. Творческий путь Тургенева. Очерк. – М.,1977.
  29. Пустовойт П.Г. И.С. Тургенев – художник слова. – М., 1980.
  30. Сандомирский С. С. Неизвестные писатели. Гоголь, Тургенев, Грибоедов. – М., 1998.
  31. Северикова Н.М., Архипова Н.М., Трофимова В.В. Русская литература. – Киев, 1983.
  32. Творчество И. С. Тургенева: Сб. статей. Пособие для учителя / Под общ. ред. С. М. Петрова, ред.-сост. И. Т. Трофимов. – М., 1959.
  33. Тургенев в русской критике: Сб. статей / Вст. статья и примеч. К. И. Бонецкого. – М., 1953.
  34. Топоров В. Н. Странный Тургенев. – М., 1998.
  35. Чернышевский Н. Г. Русский человек на rendez-vous. // Русская критика. – Л., 1973.

Информация о работе Повести И.С.Тургенева о любви, образ тургеневской девушки