Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:31, реферат
Актуальность темы обусловлена тем, что в русском литературоведении с XIX века существует выражение «тургеневская девушка», но нет детального рассмотрения сущности данного понятия.
Новизна данного исследования заключается в том, что большинство авторов при рассмотрении женских образов в творчестве Тургенева, как правило, исходят из того, что эти образы являются, в некотором роде, комментариями, приложениями мужских. В настоящей работе предпринята попытка, вслед за Писаревым Д. И., Лебедевым Ю. В., Пустовойтом П. Г., Бялым Г. А. и другими исследователями, осветить особую, самостоятельную роль этих образов в произведениях, обратив внимание на способы их создания и выделив основные, характерные черты тургеневских героинь.
Цель исследования: проанализировать женские образы в повестях И. С. Тургенева.
Введение…………………...
Теоретическая часть…………………
Определение образа………………….
Персонаж……………………..
Портретная характеристика…………………….
Практическая часть……………………………………
Образ Аси в повести «Ася»………………………………….
Образ Зинаиды в повести «Первая любовь»…………………..
Образ Джеммы в повести «Вешние воды»…………………….
Заключение…………………………..
Приложение………………..
Список литературы…………………..
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №77
РЕФЕРАТ
Повести И.С.Тургенева о любви.
Образ тургеневской девушки.
Выполнила: Соколова Анна
Проверила: учитель русского и литературы
Хабаровск 2009г.
Введение…………………...………………………………
Теоретическая
часть…………………………………………….
Определение образа………………….
Персонаж……………………..
Портретная
характеристика…………………….
Практическая
часть……………………………………
Образ Аси в повести «Ася»………………………………….
Образ Зинаиды
в повести «Первая любовь»……………
Образ Джеммы в
повести «Вешние воды»…………………….
Заключение…………………………..
Приложение………………..
Список
литературы…………………..
2
Актуальность темы обусловлена тем, что в русском литературоведении с XIX века существует выражение «тургеневская девушка», но нет детального рассмотрения сущности данного понятия.
Новизна данного исследования заключается в том, что большинство авторов при рассмотрении женских образов в творчестве Тургенева, как правило, исходят из того, что эти образы являются, в некотором роде, комментариями, приложениями мужских. В настоящей работе предпринята попытка, вслед за Писаревым Д. И., Лебедевым Ю. В., Пустовойтом П. Г., Бялым Г. А. и другими исследователями, осветить особую, самостоятельную роль этих образов в произведениях, обратив внимание на способы их создания и выделив основные, характерные черты тургеневских героинь.
Цель исследования: проанализировать женские образы в повестях И. С. Тургенева.
Задачи исследования:
Объект исследования: женские образы в повестях И. С. Тургенева.
Предмет исследования: повести И. С. Тургенева «Ася», «Первая любовь», «Вешние воды».
Этапы работы:
Теоретическая база исследования: сведения русского, советского и российского литературоведения, основные тезисы и положения по данной теме из критических статей ведущих русских и советских литераторов и тургеневедов, таких как Гинзбург, Писарев, Бялый, Пустовойт, Лебедев.
Практическая значимость работы
Данная работа может служить ученикам 9-11кл., чтобы облегчить подготовку к знакомству с творчеством И. С. Тургенева, особенно – с его повестями.
Гипотеза
В
русском языке укоренилось
Опросив знакомых, не имеющих отношения к литературным исследованиям, и обобщив полученные от них сведения, я пришла к выводу, что «тургеневская девушка» в понимании многих такова:
По
этому поводу можно возразить: безвольные,
не интересные как самим себе, так
и другим пассивные личности не смогли
бы так долго существовать в мировой
литературе, их бы попросту забыли. С тургеневскими
же девушками этого не случилось. Даже
по прошествии почти полутора веков они
вызывают неподдельный интерес и симпатию
у читателей, заставляют сочувствовать
им и сопереживать.
Пустовойт писал про Тургенева: «Писатель концентрирует внимание не на том, что говорят герои, а на том, как они говорят. Почти за каждым их поступком или жестом улавливается сокровенное внутреннее содержание»1. Если не видеть, не чувствовать этого, можно неверно истолковать образы произведения и, как следствие, его идейное содержание.
Необходимо также обращать внимание и на то, какие элементы акцентирует писатель, раскрывая образы своих героинь. Например, для Тургенева в портретных характеристиках героинь важнее не отдельные черты, а общее впечатление, которое производят девушки. Но есть одна деталь внешнего облика, которой писатель уделяет повышенное внимание. Это – глаза, а точнее – их выражение. И это не случайно – не случайно говорят, что глаза – зеркало души. А ведь именно душу героинь Тургенев пытался раскрыть перед читателями.
Невозможно также глубоко проникнуть в сущность женских образов Тургенева, не осознав его так называемой природной концепции. Невнимание к этой стороне вопроса приведёт к тому, что тургеневские героини предстанут перед читателями весьма безрассудными, чрезмерно впечатлительными и абсолютно нелогичными существами.
Я согласна с Лебедевым в том, что «главной чертой каждой тургеневской героини является восхитительная женственность. Его героини соединяют в себе, казалось бы, несовместимые черты, такие как робость и твёрдость характера, мечтательность и целеустремлённость, проявляющиеся во всём. Тургеневская женщина обладает чувством собственного достоинства, способна терпеливо и ровно строить отношения с людьми. А всё это – те качества характера, которые испокон веков составляли идеал красоты русской женщины в самых разных сословных обществах»2.
На
мой взгляд, типичной тургеневской
героине также свойственны
неё богатый внутренний мир. Тургеневская девушка способна на глубокую и сильную любовь и на самоотвержение ради любимого.
Рассмотрим
подробнее этот аспект Тургеневских повестей,
чтобы подтвердить или опровергнуть эту
гипотезу. Какие же они, эти героини Тургеневских
повестей, почему они до сих пор нам интересны,
что в них особенного, что читатели увековечили
их память в устойчивом словосочетании?
Для максимально полного раскрытия выбранной темы необходимо вспомнить, что включают в себя понятия «образ», «персонаж»; каковы способы создания образов, их специфика, структура, виды.
Художественный
образ – форма отражения действительности
искусством, конкретная и вместе с тем
обобщённая картина человеческой жизни,
преображаемой в свете эстетического
идеала художника, созданная при помощи
творческой фантазии. Образ – это любое
явление, творчески воссозданное в художественном
произведении (особенно часто – действующее
лицо или литературный герой)1.
В литературных произведениях неизменно присутствуют и, как правило, попадают в центр внимания читателей образы людей, а в отдельных случаях – их подобий: очеловеченных животных, растений и вещей. Существуют разные формы присутствия человека в литературных произведениях. Это повествователь-рассказчик, лирический герой и персонаж, способный явить человека с предельной полнотой и широтой.
Персонаж
– это либо плод чистого вымысла
писателя, либо результат домысливания
облика реально существующего
Персонаж обладает определённой структурой. Его изображение слагается из ряда компонентов, выявляющих как внутренний мир человека, так и его внешний облик.
Психологизм как художественное освоение человеческого сознания непременно связан с воссозданием неповторимых моментов человеческой жизни. Это индивидуализированное воспроизведение переживаний в их взаимосвязи, динамике и неповторимости. «Литературный психологизм начинается <…> с несовпадений, с непредвиденности поведения героя»5. Знаменательны слова И. С. Тургенева о том, что художнику слова подобает быть «тайным» психологом. И для ряда эпизодов его произведений характерны недоговоренность и недомолвки.
Диапазон словесно-художественных средств, позволяющих впрямую запечатлевать внутренний мир человека, весьма широк:
Портрет персонажа – это описание его наружности: телесных, природных и, в частности, возрастных свойств (черты лица и фигуры, цвет волос), а также всего того в облике человека, что сформировано социальной средой, культурной традицией, индивидуальной инициативой (одежда и украшения, причёска и косметика). Портрет может фиксировать характерные для персонажа телодвижения и позы, жесты и мимику, выражения лица и глаз.
Информация о работе Повести И.С.Тургенева о любви, образ тургеневской девушки