Повести И.С.Тургенева о любви, образ тургеневской девушки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:31, реферат

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в русском литературоведении с XIX века существует выражение «тургеневская девушка», но нет детального рассмотрения сущности данного понятия.
Новизна данного исследования заключается в том, что большинство авторов при рассмотрении женских образов в творчестве Тургенева, как правило, исходят из того, что эти образы являются, в некотором роде, комментариями, приложениями мужских. В настоящей работе предпринята попытка, вслед за Писаревым Д. И., Лебедевым Ю. В., Пустовойтом П. Г., Бялым Г. А. и другими исследователями, осветить особую, самостоятельную роль этих образов в произведениях, обратив внимание на способы их создания и выделив основные, характерные черты тургеневских героинь.
Цель исследования: проанализировать женские образы в повестях И. С. Тургенева.

Содержание

Введение…………………...
Теоретическая часть…………………
Определение образа………………….
Персонаж……………………..
Портретная характеристика…………………….
Практическая часть……………………………………
Образ Аси в повести «Ася»………………………………….
Образ Зинаиды в повести «Первая любовь»…………………..
Образ Джеммы в повести «Вешние воды»…………………….
Заключение…………………………..
Приложение………………..
Список литературы…………………..

Работа содержит 1 файл

Реферат по лит-ре.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

       В литературных портретах внимание авторов  нередко сосредоточивается более  на том, что выражают фигуры или лица, какое впечатление они оставляют, какие чувства и мысли они вызывают, нежели на них самих как на живописуемой данности. Портреты запечатлевают не только статическое в облике персонажа, но и жестикуляцию, мимику, которые динамичны по своей сути. Рисуя портреты женщин, русские писатели неоднократно отдавали предпочтение грации перед красотой форм лица и фигуры. То, что именуется грацией, и – шире – наружность человека в её нескончаемой динамике, с трудом и далеко не полностью «укладывается» в форму собственно портретных характеристик.

Речь  действующих лиц

       Персонажи неизменно проявляют себя в словах, произнесённых вслух или про  себя. Манеры высказывания различны у разных персонажей:

    • нескончаемый поток речи;
    • отдельные короткие реплики;
    • полное молчание, порой весьма значительное.

       Способ, манера, характер «говорения» нередко  выдвигаются в центр произведения и творчества писателя. Речь героев бывает как диалогической, так и монологической. Различают монологи обращённые и уединённые.

Формы поведения персонажей

       Формы поведения человека – это совокупность поз и движений, жестов и мимики, произносимых слов с их интонациями. Они по своей природе 

                                                                9

 динамичны и претерпевают бесконечные изменения в зависимости от ситуаций данного момента. Вместе с тем в основе этих форм лежит устойчивая стабильная данность, которую правомерно назвать поведенческой установкой или ориентацией. Формы поведения весьма разнородны.

       Едва  ли не центр «поведенческой сферы» составляют органически и непреднамеренно появляющиеся интонации, жесты и мимика, не предначертанные какими-то установками и социальными нормами. Это естественные признаки душевных переживаний и состояний.

       Поведенческие характеристики обычно рассредоточены в тексте, многократны и вариативны. Они обнаруживают внутренние и внешние перемены в жизни человека. Формы поведения нередко «выдвигаются» на авансцену произведения, а порой предстают как источник серьёзных конфликтов. 

       Исходя  из того, что для анализа выбраны произведения крупной эпической формы, а именно – повести Тургенева, возникает необходимость вспомнить некоторые теоретические сведения и по данному вопросу. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                               10

Образ Аси в повести  «Ася». 

«По верному наблюдению К.Бальмонта женщине 

принадлежит верховное место  среди 

основных  ценностей («божеств»)

Тургенева-художника-природы, родины,

  России, любви, красоты и искусства.

Называю женщину «лучшей  и самой 

верной  сущностью благовеющей

  в художественном  творчестве»

автора  «Аси», Бальмонт подразумевал

тот излюбленный Тургеневом

женский характер, который  в равной мере

был женским идеалом  писателя и его 

самобытным  творческим созданием,

не  известным ранее  ни в русской,

ни  западноевропейской литературе»

В.А. Недзвецкий 1 

    Ася — один из самых поэтичных женских  образов Тургенева. Героиня повести  — открытая, самолюбивая, пылкая девушка, с первого взгляда поражающая  своей необычной внешностью, непосредственностью и благородством. Она дочь крепостной крестьянки и помещика. Этим объясняется ее поведение: она застенчива, не умеет  вести себя в обществе. После смерти матери девушка оказывается предоставленной самой себе, она рано начинает задумываться над противоречиями жизни, над всем, что ее окружает. Так же Ася близка к другим женским образам в произведениях Тургенева. С ними ее роднит нравственная чистота, искренность, способность к сильным страстям, мечта о подвиге. В образе Аси идея долга  получает своеобразный поворот. Запросы ее к жизни одновременно и очень велики, и очень просты. Она кажется странной и неестественной именно потому, что обычная жизнь людей ее круга ей не по душе. Она мечтает о жизни деятельной, возвышенной и благородной. Ее внимание привлекают люди простые, она, как видно, и сочувствует и в то же время завидует им. Так, наблюдая за толпой богомольцев, она замечает: “Вот бы пойти с ними”. Она понимает жизнь простых людей как подвиг: “Пойти куда-нибудь на молитву, на трудный подвиг”2. Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно. Но она чувствует, как трудно достигнуть этого.  
______________________________________________________________________

1.Научно-методический журнал «Литература в школе 06’2007» Москва. Стр. 2

2. В.А.Никитин Словарь персонажей русской литературы вт. половины XVll-XlX,  Москва-Санкт-Петербург 2000г. 
 
 

                                                               

                                                                   11

    Асе никто не внушал никаких правил. Не подавляемая извне, она была цельной  натурой. Но как раз благодаря  этому  Асю считали странной и                                               

непонятной люди ее круга. В Асе, воспитанной без  всяких правил и проведшей раннее детство в крестьянской семье, совмещалось желание быть счастливой с желанием исполнять высокий долг человека. Она мечтает и о подвиге, и о соединении своей судьбы с человеком, который бы помог ей совершить его. Ася дана в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где Ася живет со своим

братом. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни  сталкивается с таким чувством. Н.Н. представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь. Асе показалось, что она встретила “необыкновенного человека”, “героя”, и она была готова подчинить его судьбе свою собственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им. И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение подвига и личного счастья  неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение.

    Ася является в повести Тургенева  восемнадцатилетнею девушкою; в ней  кипят молодые силы, и кровь  играет, и мысль бегает; она на все смотрит с любопытством, но ни во что не вглядывается; посмотрит  и отвернется, и опять взглянет на что-нибудь новое;  она с жадностью ловит впечатления, и делает это без всякой цели в совершенно бессознательно; сил много, но силы эти бродят. На чем они сосредоточатся и что из этого выйдет, вот вопрос, который начинает занимать читателя тотчас после первого знакомства с этою своеобразною и прелестною фигурою.

    Она начинает кокетничать с молодым  человеком, с которым Гагин случайно знакомится в немецком городке;  кокетство Аси так же своеобразно, как и вся ее личность; это кокетство  бесцельно и даже бессознательно; оно выражается в том, что Ася в присутствии постороннего молодого человека становится еще живее и шаловливее; по ее подвижным чертам пробегает одно выражение за другим; она как-то вся в его присутствии живет ускоренною жизнью; она при нем побежит так, как не побежала бы, может быть, без него; она станет в грациозную позу, которую не приняла бы, может быть, если бы его тут не было, но все это не рассчитано, не пригоняется к известной цели; она становится резвее и грациознее, потому что присутствие молодого мужчины незаметно для нее самой волнует ее кровь и раздражает нервную систему; это не любовь, но это - половое влечение, которое неизбежно должно явиться у здоровой девушки точно так же, как оно является у здорового юноши.

    Ася - вся живая, вся натуральная, и  потому-то Гагин считает необходимым извиниться за нее перед тою золотою серединою, которой лучшим и наиболее развитым представителем является г. H. H., рассказывающий всю повесть от

                                                               

                                                               12

    своего  лица. Мы так далеко отошли от природы, что даже ее явления меряем не иначе, как сравнивая их с нашими  искусственными копиями; вероятно, многим из наших читателей случалось, глядя на закат солнца и видя такие резкие цвета,  которых не решился бы употребить ни один живописец, подумать про себя (и потом, конечно, улыбнуться этой мысли): "Что это, как резко! Даже не натурально".

    Ася настолько умна, что умеет смотреть на себя со стороны, умеет по-своему обсуживать свои собственные поступки и  произносить над собою приговор. Например, ей показалось, что она чересчур расшалилась, на другой день она является тихою, спокойного, смиренною до такой степени, что Гагин говорит даже об ней: "А-га! Пост и покаяние на себя наложила".1

 
                                                            
 
 
 
 
 

                                             

                                                                   
 
 
 
 
 
 
 

                                                                
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

1.И.С. Тургенев  сборник повестей «Первая любовь». Хабаровск. 1983г.                                                               

                                                                    13

Итак, Тургенев показывает, что Ася находится  под абсолютным влиянием любовного  аффекта, зов которого заставляет её постоянно пребывать в крайних состояниях режимов чувственности: сверхскоростная смена предельных величин психических состояний и их знаков отображена в особой динамике и даже какой-то кинематографической перемене авторских микронормативов.1

Необходимо отметить, что чувство Аси  ничем не мотивировано и внезапно. Оно овладевает ею стремительно и катастрофически, как инфекция. И это медицинское сравнение  здесь не случайно, поскольку клиническая  природа аффекта тургеневской девушки является “открытым” дискурсом автора.

Ася - воплощение молодости, здоровья, красоты, натура гордая, прямая. Ее любви ничто не препятствует, кроме сомнения в том, за что ее могут любить . В повести раздумья автора о судьбе девушки, о своей  несчастной любви.

Ее избранник  оказывается человеком безвольным и нерешительным, он не может достойно ответить на ее пылкие чувства. Решимость  Аси пугает его, и Н.Н. оставляет  ее. Первая любовь героини оказывается  несчастной. Нежный образ Аси навсегда остался в памяти Н., так же как образ «тургеневской» девушки, нарисованный писателем, навсегда остается в памяти читателя. Он поражает своей красотой, искренностью, чистотой. Он вдохновляет и сводит с ума, этот милый образ Аси. 
Каждый писатель создает в своих произведениях неповторимые, особенные образы. Некоторые из них забываются, а другие остаются в памяти читателей надолго. И. С. Тургенев воплотил в нескольких своих произведениях образ, навсегда вошедший в мировую литературу как «тургеневская» девушка в повести «Ася».

Повесть “Ася”  произвела на современников чрезвычайное впечатление и породила массу  откликов, писем и статей, наиболее существенной и обстоятельной из которых была безусловно статья  Н.Г. Чернышевского - “Русский человек  на rendez-vous”. В этой повести Тургенев во многом следует пушкинскому каноническому образу русской женщины с её естественными, открытыми и яркими чувствами, которые, как правило, не находят должного ответа в мужской среде. Герой - рассказчик  с горечью убедился, что Гагин был прав. «С огнем нельзя шутить». А Ася была – огонь, искренний порыв, сама нежность, решительность и твердость, т.е. в ней уже намечены черты характера, которые будут присуще многим женский образам, созданным Тургеневым, иначе говоря, «тургеневским женщинам», как определило их мировое литературоведение.

 
 
 
 
 

                                                                   14

 
 
 

Образ Зинаиды в повести  «Первая любовь» .

 

    “В  нескольких шагах от меня — на поляне, между кустами зеленой малины, стояла высокая стройная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком на голове; вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу теми небольшими серыми цветками, которых имени я не знал. В движениях девушки было что-то такое очаровательное, повелительное, ласкающее, насмешливое и милое, что я... кажется, тут же бы отдал все на свете, чтобы и меня эти прелестные пальчики хлопнули по лбу...”

Информация о работе Повести И.С.Тургенева о любви, образ тургеневской девушки