Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:31, реферат
Актуальность темы обусловлена тем, что в русском литературоведении с XIX века существует выражение «тургеневская девушка», но нет детального рассмотрения сущности данного понятия.
Новизна данного исследования заключается в том, что большинство авторов при рассмотрении женских образов в творчестве Тургенева, как правило, исходят из того, что эти образы являются, в некотором роде, комментариями, приложениями мужских. В настоящей работе предпринята попытка, вслед за Писаревым Д. И., Лебедевым Ю. В., Пустовойтом П. Г., Бялым Г. А. и другими исследователями, осветить особую, самостоятельную роль этих образов в произведениях, обратив внимание на способы их создания и выделив основные, характерные черты тургеневских героинь.
Цель исследования: проанализировать женские образы в повестях И. С. Тургенева.
Введение…………………...
Теоретическая часть…………………
Определение образа………………….
Персонаж……………………..
Портретная характеристика…………………….
Практическая часть……………………………………
Образ Аси в повести «Ася»………………………………….
Образ Зинаиды в повести «Первая любовь»…………………..
Образ Джеммы в повести «Вешние воды»…………………….
Заключение…………………………..
Приложение………………..
Список литературы…………………..
В
литературных портретах внимание авторов
нередко сосредоточивается
Персонажи неизменно проявляют себя в словах, произнесённых вслух или про себя. Манеры высказывания различны у разных персонажей:
Способ,
манера, характер «говорения» нередко
выдвигаются в центр
Формы поведения человека – это совокупность поз и движений, жестов и мимики, произносимых слов с их интонациями. Они по своей природе
динамичны и претерпевают бесконечные изменения в зависимости от ситуаций данного момента. Вместе с тем в основе этих форм лежит устойчивая стабильная данность, которую правомерно назвать поведенческой установкой или ориентацией. Формы поведения весьма разнородны.
Едва ли не центр «поведенческой сферы» составляют органически и непреднамеренно появляющиеся интонации, жесты и мимика, не предначертанные какими-то установками и социальными нормами. Это естественные признаки душевных переживаний и состояний.
Поведенческие
характеристики обычно рассредоточены
в тексте, многократны и вариативны. Они
обнаруживают внутренние и внешние перемены
в жизни человека. Формы поведения нередко
«выдвигаются» на авансцену произведения,
а порой предстают как источник серьёзных
конфликтов.
Исходя
из того, что для анализа выбраны
произведения крупной эпической формы,
а именно – повести Тургенева, возникает
необходимость вспомнить некоторые теоретические
сведения и по данному вопросу.
Образ
Аси в повести
«Ася».
«По верному наблюдению К.Бальмонта женщине
принадлежит верховное место среди
основных ценностей («божеств»)
Тургенева-художника-природы, родины,
России, любви, красоты и искусства.
Называю женщину «лучшей и самой
верной сущностью благовеющей
в художественном творчестве»
автора «Аси», Бальмонт подразумевал
тот излюбленный Тургеневом
женский характер, который в равной мере
был женским идеалом писателя и его
самобытным творческим созданием,
не известным ранее ни в русской,
ни западноевропейской литературе»
В.А.
Недзвецкий 1
Ася
— один из самых поэтичных женских
образов Тургенева. Героиня повести
— открытая, самолюбивая, пылкая девушка,
с первого взгляда поражающая
своей необычной внешностью, непосредственностью
и благородством. Она дочь крепостной
крестьянки и помещика. Этим объясняется
ее поведение: она застенчива, не умеет
вести себя в обществе. После смерти матери
девушка оказывается предоставленной
самой себе, она рано начинает задумываться
над противоречиями жизни, над всем, что
ее окружает. Так же Ася близка к другим
женским образам в произведениях Тургенева.
С ними ее роднит нравственная чистота,
искренность, способность к сильным страстям,
мечта о подвиге. В образе Аси идея долга
получает своеобразный поворот. Запросы
ее к жизни одновременно и очень велики,
и очень просты. Она кажется странной и
неестественной именно потому, что обычная
жизнь людей ее круга ей не по душе. Она
мечтает о жизни деятельной, возвышенной
и благородной. Ее внимание привлекают
люди простые, она, как видно, и сочувствует
и в то же время завидует им. Так, наблюдая
за толпой богомольцев, она замечает: “Вот
бы пойти с ними”. Она понимает жизнь простых
людей как подвиг: “Пойти куда-нибудь
на молитву, на трудный подвиг”2.
Ей не хочется, чтобы ее жизнь прошла бесследно.
Но она чувствует, как трудно достигнуть
этого.
______________________________
1.Научно-методический журнал «Литература в школе 06’2007» Москва. Стр. 2
2.
В.А.Никитин Словарь персонажей русской
литературы вт. половины XVll-XlX, Москва-Санкт-Петербург
2000г.
Асе
никто не внушал никаких правил.
Не подавляемая извне, она была цельной
натурой. Но как раз благодаря
этому Асю считали странной и
непонятной люди ее круга. В Асе, воспитанной без всяких правил и проведшей раннее детство в крестьянской семье, совмещалось желание быть счастливой с желанием исполнять высокий долг человека. Она мечтает и о подвиге, и о соединении своей судьбы с человеком, который бы помог ей совершить его. Ася дана в повести через восприятие господина Н.Н., от лица которого ведется повествование. Н.Н. встречается с ней во время путешествия по Германии, где Ася живет со своим
братом. Ее своеобразное обаяние пробуждает в нем любовь. Сама Ася впервые в своей жизни сталкивается с таким чувством. Н.Н. представляется ей необыкновенным человеком, настоящим героем. Любовь окрыляет героиню, придает ей новые силы, внушает веру в жизнь. Асе показалось, что она встретила “необыкновенного человека”, “героя”, и она была готова подчинить его судьбе свою собственную. Но она ошиблась. Тот, кого она приняла за героя, на деле не был им. И это означало, что поиски и ожидания ее были напрасны, что соединение подвига и личного счастья неосуществимо, что подвиг для нее мыслим лишь как следование каким-то принятым для себя правилам, как самоотречение.
Ася является в повести Тургенева восемнадцатилетнею девушкою; в ней кипят молодые силы, и кровь играет, и мысль бегает; она на все смотрит с любопытством, но ни во что не вглядывается; посмотрит и отвернется, и опять взглянет на что-нибудь новое; она с жадностью ловит впечатления, и делает это без всякой цели в совершенно бессознательно; сил много, но силы эти бродят. На чем они сосредоточатся и что из этого выйдет, вот вопрос, который начинает занимать читателя тотчас после первого знакомства с этою своеобразною и прелестною фигурою.
Она начинает кокетничать с молодым человеком, с которым Гагин случайно знакомится в немецком городке; кокетство Аси так же своеобразно, как и вся ее личность; это кокетство бесцельно и даже бессознательно; оно выражается в том, что Ася в присутствии постороннего молодого человека становится еще живее и шаловливее; по ее подвижным чертам пробегает одно выражение за другим; она как-то вся в его присутствии живет ускоренною жизнью; она при нем побежит так, как не побежала бы, может быть, без него; она станет в грациозную позу, которую не приняла бы, может быть, если бы его тут не было, но все это не рассчитано, не пригоняется к известной цели; она становится резвее и грациознее, потому что присутствие молодого мужчины незаметно для нее самой волнует ее кровь и раздражает нервную систему; это не любовь, но это - половое влечение, которое неизбежно должно явиться у здоровой девушки точно так же, как оно является у здорового юноши.
Ася - вся живая, вся натуральная, и потому-то Гагин считает необходимым извиниться за нее перед тою золотою серединою, которой лучшим и наиболее развитым представителем является г. H. H., рассказывающий всю повесть от
своего лица. Мы так далеко отошли от природы, что даже ее явления меряем не иначе, как сравнивая их с нашими искусственными копиями; вероятно, многим из наших читателей случалось, глядя на закат солнца и видя такие резкие цвета, которых не решился бы употребить ни один живописец, подумать про себя (и потом, конечно, улыбнуться этой мысли): "Что это, как резко! Даже не натурально".
Ася настолько умна, что умеет смотреть на себя со стороны, умеет по-своему обсуживать свои собственные поступки и произносить над собою приговор. Например, ей показалось, что она чересчур расшалилась, на другой день она является тихою, спокойного, смиренною до такой степени, что Гагин говорит даже об ней: "А-га! Пост и покаяние на себя наложила".1
1.И.С. Тургенев
сборник повестей «Первая любовь».
Хабаровск. 1983г.
Итак, Тургенев показывает, что Ася находится под абсолютным влиянием любовного аффекта, зов которого заставляет её постоянно пребывать в крайних состояниях режимов чувственности: сверхскоростная смена предельных величин психических состояний и их знаков отображена в особой динамике и даже какой-то кинематографической перемене авторских микронормативов.1
Необходимо отметить, что чувство Аси ничем не мотивировано и внезапно. Оно овладевает ею стремительно и катастрофически, как инфекция. И это медицинское сравнение здесь не случайно, поскольку клиническая природа аффекта тургеневской девушки является “открытым” дискурсом автора.
Ася - воплощение молодости, здоровья, красоты, натура гордая, прямая. Ее любви ничто не препятствует, кроме сомнения в том, за что ее могут любить . В повести раздумья автора о судьбе девушки, о своей несчастной любви.
Ее избранник
оказывается человеком
Каждый писатель создает в своих произведениях
неповторимые, особенные образы. Некоторые
из них забываются, а другие остаются в
памяти читателей надолго. И. С. Тургенев
воплотил в нескольких своих произведениях
образ, навсегда вошедший в мировую литературу
как «тургеневская» девушка в повести
«Ася».
Повесть “Ася” произвела на современников чрезвычайное впечатление и породила массу откликов, писем и статей, наиболее существенной и обстоятельной из которых была безусловно статья Н.Г. Чернышевского - “Русский человек на rendez-vous”. В этой повести Тургенев во многом следует пушкинскому каноническому образу русской женщины с её естественными, открытыми и яркими чувствами, которые, как правило, не находят должного ответа в мужской среде. Герой - рассказчик с горечью убедился, что Гагин был прав. «С огнем нельзя шутить». А Ася была – огонь, искренний порыв, сама нежность, решительность и твердость, т.е. в ней уже намечены черты характера, которые будут присуще многим женский образам, созданным Тургеневым, иначе говоря, «тургеневским женщинам», как определило их мировое литературоведение.
Образ Зинаиды в повести «Первая любовь» .
“В нескольких шагах от меня — на поляне, между кустами зеленой малины, стояла высокая стройная девушка в полосатом розовом платье и с белым платочком на голове; вокруг нее теснились четыре молодые человека, и она поочередно хлопала их по лбу теми небольшими серыми цветками, которых имени я не знал. В движениях девушки было что-то такое очаровательное, повелительное, ласкающее, насмешливое и милое, что я... кажется, тут же бы отдал все на свете, чтобы и меня эти прелестные пальчики хлопнули по лбу...”
Информация о работе Повести И.С.Тургенева о любви, образ тургеневской девушки