Повести И.С.Тургенева о любви, образ тургеневской девушки

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2012 в 17:31, реферат

Описание работы

Актуальность темы обусловлена тем, что в русском литературоведении с XIX века существует выражение «тургеневская девушка», но нет детального рассмотрения сущности данного понятия.
Новизна данного исследования заключается в том, что большинство авторов при рассмотрении женских образов в творчестве Тургенева, как правило, исходят из того, что эти образы являются, в некотором роде, комментариями, приложениями мужских. В настоящей работе предпринята попытка, вслед за Писаревым Д. И., Лебедевым Ю. В., Пустовойтом П. Г., Бялым Г. А. и другими исследователями, осветить особую, самостоятельную роль этих образов в произведениях, обратив внимание на способы их создания и выделив основные, характерные черты тургеневских героинь.
Цель исследования: проанализировать женские образы в повестях И. С. Тургенева.

Содержание

Введение…………………...
Теоретическая часть…………………
Определение образа………………….
Персонаж……………………..
Портретная характеристика…………………….
Практическая часть……………………………………
Образ Аси в повести «Ася»………………………………….
Образ Зинаиды в повести «Первая любовь»…………………..
Образ Джеммы в повести «Вешние воды»…………………….
Заключение…………………………..
Приложение………………..
Список литературы…………………..

Работа содержит 1 файл

Реферат по лит-ре.doc

— 152.00 Кб (Скачать)

    Описание  Зинаиды свидетельствует об ее романтичности, юности; Владимир видит девушку среди зелени, в саду — это обнаруживает связь Зины с природой, гармоничность ее образа. Все в ней хорошо, и Владимир готов все отдать, чтобы и его “эти пальчики хлопнули по лбу”. Вокруг пока еще не знакомой главному герою девушки толпятся поклонники — видно, что Тургеневу она кажется загадкой, и он бы, может быть, покорился ее воле. Через некоторое время после знакомства Владимир влюбляется в Зинаиду. Чувство юноши очевидно: он пытается выделиться из массы поклонников перед ней, исполняет многие ее желания, которые Зинаида бессознательно высказывает; в конце концов, это лишь первая его любовь, и “что в душе, то и на лице”.

    Зинаида видит эту любовь; она разрывается  между Владимиром и его отцом, который также увлечен ею. Она хорошенько взвешивает ситуацию, прежде чем прийти к решению: стать, любовницей женатого мужчины, разрушив его семью, или любить его сына, еще мальчика?

    Мать  Владимира не любит княгиню и  княжну: девушку она называет гордячкой и гризеткой, а ее мать — “une femme capable de tout”, женщиной, способной на что угодно. Но это не роняет Зинаиду в глазах читателя — ведь мать беспокоится за сына, который влюбился в бедную девушку с множеством поклонников, она не хочет, чтоб мальчик был несчастным. Бедная женщина ревнует к молодой соседке и своего мужа.

    Одновременно  с любовью Владимира к Зинаиде  девушкой увлекается и Петр Васильевич. Однако его не интересуют чувства несчастной жены, влюбленного сына и Зины.

 

                   

                                          

                                                                     

 
 
 
 

                                                              

                                                                       15

Итак, Тургенев передает  мучения Зинаиды перед выбором, подчеркивая ее человечность, искренность. “Все мне опротивело, — прошептала она, — ушла бы я на край света, не могу я это вынести, не могу сладить... И что ждет меня впереди!.. Ах, мне тяжело... боже мой, как тяжело!”.

Тургенев подчеркивает способность Зины понимать чужие  переживания, ее рассудительность.

Читая любое  талантливое произведение, мы невольно проникаемся чувствами автора, без труда видим его позицию. Причем автору достаточно описать несколько черт героя, а не говорить открыто о качествах персонажа — и читатель поймет, как автор относится к своему герою или его идее, а значит, построит на этом собственное суждение. Мы скоро узнали об отношении Тургенева к юному, неоперенному Владимиру; к Зинаиде, находящейся в смятении и поставленной перед сложным выбором, к Петру Васильевичу, сухому и жестокому разрушителю.

Мастерство Тургенева-писателя проявляется, видимо, в том, что при  чтении повести не задумываешься  о том, какими именно художественными приемами автор добивается желаемого эффекта. Ни один нормальный человек, наверное, не задумается о том, что сцена унижения Зинаиды в эпизоде с хлыстом написана для того, чтобы продемонстрировать жестокость и бесчеловечность Петра Васильевича. Вместе с тем этот эпизод, как и вся повесть, несет в себе определенный эмоциональный заряд — трепетное отношение автора к искреннему чувству юного героя, презрение Тургенева к расчетливости, холодности, эгоизму. Воистину, несмотря на миновавшее столетие с момента написания повести, несмотря на значительно изменившиеся отношения между людьми, позиция автора “Первой любви” остается понятной и близкой современному читателю. Может быть, оттого, что первая любовь — понятие, существующее вне времени, талант и мастерство Тургенева позволяют нам убедиться, что чувства, испытанные его героями в прошлом веке, вполне актуальны и сегодня.

героиня «Первой  любви» - Зинаида, в которой было не только стремление к самоутверждению, но и много пустого кокетства, сумела, преодолеть свой эгоизм и даже гордость. Она решилась на очень дерзкий и необычный для ее круга поступок.

Однако независимости  и счастья, к которым Зинаида  столь сильно стремилась, она так  и не достигла. Мир пошлости раздавил эту волевую и одаренную натуру. Ее жизнь сложилась трагически.

 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                       16

 

Образ Джеммы в повести  «Вешние воды».

 
 

Повести предпослано четверостишие 

из старинного русского романса:

«Веселые годы,

Счастливые дни —

Как вешние воды

Промчались  они».1

Итальянская девушка  считается воплощением красоты. В ней обнаруживается единство красоты  внешней и внутренней. В первых главах художник останавливается на конкретных деталях портрета Джеммы, особенно , на её глазах, на ее волнистом лоске волос, которых напоминает Санину о волосах Аллориевой Юдифи в Палаццо-Питти, на ее пальцах, гибких и длинных, как у рафаэловой Форнарины. В этих описаниях вся Джемма, соответствующая классическим и античным понятиям, совпадает с внутренним содержанием – с поразительной цельностью и тонкой поэтичностью ее богатой натуры. Можно сказать, что в этом образе все гармонично, нет никакого противоречия.

«Ее глаза (Джеммы), то широко раскрытые и светлые  и радостные, как день, то полузастланные ресницами и глубокие и темные, как ночь, так и стояли перед глазами Санина, странно и сладко проникая все другие образы и представления.

 Романтическая  любовь Санина и Джеммы сменяется  грубой страстью к Марии Николаевне  Полозовой, женщине ему духовно  чуждой. Нравственное сознание находится в полном противоречии с его природным влечением. Он оказался во власти той демонической стихии, которая привела его к полному духовно-психологическому опустошению. «Никогда ещё он не чувствовал такой усталости, телесной и душевной. <…> Никогда ещё… “ отвращение к жизни ” с такой неотразимой силой не овладевало им, не душило его. <…> Горечь едкая и жгучая, как горечь полыни, наполняла всю его душу. Что-то неотвязчиво-постылое, противно-тяжкое со всех сторон обступило его, как осенняя тёмная ночь; и он не знал, как отделаться от этой тошноты, от этой горечи». Наступило запоздалое прозрение – «раскаяние горькое и бесплодное и столь же бесплодное и горькое забвение – наказание не явное, но ежеминутное и постоянное, как незначительная, но неизлечимая боль, уплата по копейке долга, которого и сосчитать нельзя…».

    1. И.С. Тургенев сборник повестей «Первая любовь». Хабаровск. 1983г.

 

                                                                17

 Итак, образ  итальянской девушки в «Вешних водах» принадлежит к самым прекрасным в тургеневской галереи.

Джемма бессознательно делала незначительные действия, прикрывая  свое волнение…

Тургенев из-за своей несчастной любви заставляет страдать своих героинь и Джемма не исключение.

Открытая, честная и влюбленная девушка пострадала в результате слабости своего возлюбленного.

Образ Джеммы –  является образом тургеневской девушки, потому что она искренна и честна, как сама с собой, так и со всеми. Она отличается своеобразным глубоким внутренним миром и превосходством душевной красоты над внешней.

Тургеневская  девушка Джемма, переживающая драму  неудачной любви, бессильна перед  этим могучим чувством.

Но чем бы, ни заканчивалась первая любовь, она  озаряет жизнь, память о ней остается навсегда.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                                              

 
 
 
 

                                                                    

                                                                     18

    Заключение 

 

       Тургенев  разработал особый тип романа, в котором повествование о личной судьбе героя превращается в цельную картину социально-политической и идейной жизни страны в определённый период её истории. Сменяющие друг друга герои его романов, представители разных идейных поколений, образовали в сознании читателей России и всего мира типический образ мыслящего русского человека, осознающего свою личную судьбу в неразрывной связи с судьбами своей страны. Точно так же и образы героинь Тургенева, при всём неповторимом своеобразии каждой из них, сложились в характерный для России единый образ «тургеневской девушки», чьё сердце устроено так, что оно может полюбить только избранника России.

       Писатель, вследствие своей высокой чувствительности и восприимчивости, испытывал постоянную потребность в любви. Топоров отмечает, что «Тургенев был несчастным человеком в собственных глазах: ему недоставало женской любви и привязанности, которую он искал с ранних лет. Трагическое его жизни коренилось в одержимости женским началом, в остром и горьком сознании его дефицита и невосполнимости его»7.

       Скорее  всего, именно поэтому Тургенев вложил в образы своих героинь всё  самое прекрасное, все те качества, которыми только может обладать идеальная женщина. Более всего он ценил в женщине душу, характер. То, как она проявляет себя в отношениях с любимым человеком, было для писателя главным критерием её оценки. Это подтверждал и Пустовойт, считавший, что «обаяние многих тургеневских героинь, несмотря на разницу их психологических типов, заключается в том, что их характеры раскрываются в момент напряжённого поэтического чувства, которому Тургенев научился у Пушкина. Как и его великий предшественник, Тургенев был очень чутким к миру человеческих переживаний, улавливал их тончайшие оттенки. Он с волнением наблюдал, как расцветают и преображаются молодые существа под влиянием светлой и облагораживающей любви»8.

       Самым сложным писателю казался вопрос «о трагическом значении любви». Любовь рисовалась Тургеневу в соответствии с его философскими взглядами, стихийной и бессознательной силой, перед властью которой человек беззащитен.

                                                                      19

 Многие  критики отмечали, что писатель обычно испытывал волевые качества своих героев в их интимных отношениях, в их любви. Историк литературы И. И. Иванов заметил, что в произведениях Тургенева сердце русской женщины – пробный камень поведения героя, его решительности, его эмоций.

       Тургенев  в своих повестях даёт понять читателю, что первое впечатление, которое производят девушки, очень часто бывает обманчивым; зачастую не оправдываются даже ожиданиях тех, кто провёл рядом с ними долгие годы. Только пройдя через испытание любовью, девушки раскрываются, показывая все свои сильные и слабые стороны.

       Восхищаясь  женской душой, Тургенев не оставался равнодушным и к внешней красоте, грации, манерам. Он очень тщательно и вдумчиво работал над созданием женских образов, подвергал их детальной проработке. Все движения, мимика, жесты, манеры, слова героинь должны были способствовать созданию у читателя максимально чёткого представления как о силе характеров девушек и глубине тех чувств, которые ими овладевают, так и об их внешнем облике.

       Женские образы Тургенева оригинальны и  узнаваемы, в способах их создания есть много общего. Несмотря на то, что  писатель пользуется разнообразными способами характеристики героев, предпочтение он отдаёт диалогу и портрету. Диалог в его романах играет настолько большую роль, что было бы неправильным  сводить его к простому техническому приёму писателя. Возросшая роль диалога определяется тематикой, идейным содержанием произведения. В социально-политическом романе диалог даёт возможность развивать актуальные политические проблемы, освещая их с разных точек зрения. В диалоге раскрываются характеры героев9. Именно в них обнаруживаются первостепенные качества тургеневских девушек, отражаются их взгляды, мнения, убеждения. Так же диалоги героинь с мужскими персонажами способствуют обнаружению полноты, глубины и силы чувств.

       Кроме того, Тургенев постоянно прибегает к  достаточно развёрнутой портретной характеристике, акцентируя внимание не на отдельных чертах внешности, а на общем впечатлении, которое производят девушки.

 

                                                                       20

       Есть  только одна деталь внешнего облика, которой писатель уделяет повышенное внимание, – глаза. Но, опять-таки, не сами глаза, не их форма или цвет, а выражение: «внимательный и задумчивый взгляд», «удивительное выражение доброты и кротости в умных глазах». Это повышенное внимание не случайно – не зря говорят, что глаза – зеркало души. А именно душу героинь Тургенев пытался раскрыть перед читателями.

Информация о работе Повести И.С.Тургенева о любви, образ тургеневской девушки