Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:34, курсовая работа
Объектом данной исследовательской работы является «романтизм» как исторически сложившаяся общность литературных явлений.
Предмет настоящего исследования можно определить как комплекс поэтологических характеристик, отражающих основные принципы романтизма как литературного течения.
ВВЕДЕНИЕ 1
1.1. Понятие поэтологии 5
1.2. Определение понятия «романтизм». Истоки романтизма как литературного направления. 6
1.3. К вопросу о сущности романтизма 10
1.4. Концепция романтического творчества 13
1.5. Философско-эстетические основы романтизма 17
1.6. Культурно-историческая почва русского романтизма 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28
Итак, исходная философская база романтизма – идеалистическая: романтики верили в господство духовного начала в жизни, подчинение материи духу. Во многом они опирались на воззрения немецких философов Фихте и Шеллинга, субъективный идеализм которых обосновывал романтический культ личности, возвышение человека над суетной и ничтожной повседневностью. Романтикам были близки мысль Шеллинга о подлинной «жизни» природы, субъективизация природы, ощущение единства ее и человека. Романтические пейзажи – это «пейзажи души» автора.
Ранние романтики (Фр. Шлегель, Новалис) исходили из признания внутренних духовных возможностей художника абсолютными. Ирония субъекта, с точки зрения Фр. Шлегеля, в состоянии растворить в себе внешний мир. В эстетике позднего романтизма еще более усиливается разрыв между идеалом и действительностью. Поэтический мир продолжает пониматься как противоположный реальному общественному миру.
Романтическое движение в Западной Европе – прежде всего в литературе немецкой– начиналось под знаком полноты и цельности. Стремилось к синтезу все то, что было разобщено: и в натурфилософии, и в социологии, и в теории познания, и в психологии – личной и общественной, и, конечно, в художественной мысли, объединявшей все эти импульсы и как бы сообщавшей им новую жизнь. Человек стремился слиться с природой; личность, индивидуум – с целым, с народом; интуитивное познание – с логическим; подсознательные стихии человеческого духа – с высшими сферами рефлексии и разума. Хотя соотношение противоположных моментов представлялось подчас конфликтным, но тенденция к объединению рождала особый эмоциональный спектр романтизма, многокрасочный и пестрый, при преобладании яркого, мажорного тона. Лишь постепенно конфликтность элементов переросла в их антиномичность; идея искомого синтеза растворилась в идее отчуждения и противоборства, оптимистическое мажорное настроение уступало место чувству разочарования и пессимизма.
Русскому романтизму знакомы обе стадии процесса – и начальная и конечная; однако при этом он форсировал общее движение. Итоговые формы появлялись до того, как достигали расцвета формы начальные; промежуточные комкались или отпадали. На фоне западноевропейских литератур русский романтизм выглядел одновременно и как менее и как более романтичный: он уступал им в богатстве, разветвленности, широте общей картины, но превосходил в определенности некоторых конечных результатов.
Список литературы