Поэтология русского романтизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной исследовательской работы является «романтизм» как исторически сложившаяся общность литературных явлений.
Предмет настоящего исследования можно определить как комплекс поэтологических характеристик, отражающих основные принципы романтизма как литературного течения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1.1. Понятие поэтологии 5
1.2. Определение понятия «романтизм». Истоки романтизма как литературного направления. 6
1.3. К вопросу о сущности романтизма 10
1.4. Концепция романтического творчества 13
1.5. Философско-эстетические основы романтизма 17
1.6. Культурно-историческая почва русского романтизма 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

     Итак, исходная философская база романтизма – идеалистическая: романтики верили в господство духовного начала в жизни, подчинение материи духу. Во многом они опирались на воззрения немецких философов Фихте и Шеллинга, субъективный идеализм которых обосновывал романтический культ личности, возвышение человека над суетной и ничтожной повседневностью. Романтикам были близки мысль Шеллинга о подлинной «жизни» природы, субъективизация природы, ощущение единства ее и человека. Романтические пейзажи – это «пейзажи души» автора.

     Ранние  романтики (Фр. Шлегель, Новалис) исходили из признания внутренних духовных возможностей художника абсолютными. Ирония субъекта, с точки зрения Фр. Шлегеля, в состоянии растворить в себе внешний мир. В эстетике позднего романтизма еще более усиливается разрыв между идеалом и действительностью. Поэтический мир продолжает пониматься как противоположный реальному общественному миру.

     Романтическое движение в Западной Европе – прежде всего в литературе немецкой– начиналось под знаком полноты и цельности. Стремилось к синтезу все то, что было разобщено: и в натурфилософии, и в социологии, и в теории познания, и в психологии – личной и общественной, и, конечно, в художественной мысли, объединявшей все эти импульсы и как бы сообщавшей им новую жизнь. Человек стремился слиться с природой; личность, индивидуум – с целым, с народом; интуитивное познание – с логическим; подсознательные стихии человеческого духа – с высшими сферами рефлексии и разума. Хотя соотношение противоположных моментов представлялось подчас конфликтным, но тенденция к объединению рождала особый эмоциональный спектр романтизма, многокрасочный и пестрый, при преобладании яркого, мажорного тона. Лишь постепенно конфликтность элементов переросла в их антиномичность; идея искомого синтеза растворилась в идее отчуждения и противоборства, оптимистическое мажорное настроение уступало место чувству разочарования и пессимизма.

     Русскому  романтизму знакомы обе стадии процесса – и начальная и конечная; однако при этом он форсировал общее движение. Итоговые формы появлялись до того, как достигали расцвета формы начальные; промежуточные комкались или отпадали. На фоне западноевропейских литератур русский романтизм выглядел одновременно и как менее и как более романтичный: он уступал им в богатстве, разветвленности, широте общей картины, но превосходил в определенности некоторых конечных результатов.

 

Список литературы 

  1. Белинский В.Г. Стихотворения М. Лермонтова // Белинский  В.Г. М.Ю. Лермонтов: Статьи и рецензии. – Л.: ОГИЗ: Гос. изд-во. худ. лит., 1941. – С. 132-205.
  2. Бестужев А.А. (Марлинский). Взгляд на русскую словесность в течение 1824-1825 годов // Русская критика XVIII-XIX веков. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов... / Сост. В.И. Кулешов. – М.: Просвещение, 1978. – По материалам интернет-сайта http://lib.ru/.
  3. Берковский Н.Я. Романтизм в Германии. – М.: Художественная литература, 1974. – 567 с.
  4. Волков И.Ф. Творческие методы и художественные системы. – М.: Искусство, 1978. – 264 с.
  5. Габитова Р.М. Эстетика немецкого романтизма // История эстетической мысли. – М.: Искусство, 1985. Т. 3. – С. 56-83.
  6. Гуляев Н.А. Введение в теорию романтизма: пособие по спецкурсу / Твер. гос. ун-т. – Тверь: ТГУ, 1991. – 92 с.
  7. Гуревич А.М. О типологических особенностях русского романтизма // К истории русского романтизма. – М., 1973. – С. 505-525.
  8. Гуревич А.М. Романтизм в русской литературе. – М.: Просвещение, 1980. – 103 с.
  9. Дискуссия о романтизме // Вопросы литературы. – № 9. – 1964. – С. 111-146.
  10. Жирмунский В.М. Поэтика русской поэзии / В.М. Жирмунский. – СПб.: Азбука-классика, 2001. – С. 358-364.
  11. Зарубежная литература XIX века. Романтизм: Учебное пособие / Ковалева О.В., Шахова Л.Г. – М.: ОНИКС 21 век, 2005. – 270 с.
  12. Комлев Н.Г. Словарь иностранных слов. – М.: ЭКСМО, 2006. – 671 с. – Электронный ресурс, режим доступа http://www.inslov.ru/html-komlev/p/po6tika.html.
  13. Кюхельбекер В.К. О направлении нашей поэзии, особенно лирическое в последнее десятилетие // Кюхельбекер В.К. Путешествие. Дневник. Статьи. – Л.: Наука, 1979. – (Литературные памятники). – По материалам интернет-сайта http://lib.ru/.
  14. Литература и язык: Современная иллюстрированная энциклопедия. – М.: Росмэн-Пресс, 2006. – 584 с.
  15. Литературная теория немецкого романтизма. Документы / Под ред. Н.Я.Берковского; Пер. Т.И. Сильман и И.Я. Колубовского. Гос. Академия исусствознания, Ин-тут литературы. – Л.: Изд-во писателей, 1934. – 336 с.
  16. Литературный энциклопедический словарь. – М.: Просвещение, 1987. – 684 с.
  17. Литературоведение: Справочные материалы. – М.: Мысль, 1988. – 312 с.
  18. Лотман Ю.М. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1988. – 352 с.
  19. Маймин Е. О русском романтизме. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
  20. Манн Ю.В. Поэтика русского романтизма. – М.: Наука, 1976. – 375 с.
  21. Манн Ю.В. Динамика русского романтизма. – М.: Аспект-Пресс, 1995. – 384 с.
  22. Савельева И.М., Полетаев А.В. История и интуиция: наследие романтиков // Гуманитарные исследования. – М.: ГУ-ВШЭ, 2003. – 
    Вып. 6. – 52 с.
  23. Седакова Ольга. «Вакансия поэта»: к поэтологии Пастернака / Ольга Седакова // www. niword.ru/poezia/sedakova/paster_r/ paster_r.htm.
  24. Соколов А.Н. К спорам о романтизме // Вопросы литературы. – № 7. – 1963. – C. 118-137.
  25. Соловьев В.С. Литературная критика / Сост. и коммент. Н.И. Цимбаева Вступ.ст. Н.И. Цимбаева, В.И. Фатющенко. – М.: Современник, 1990. – 421 с.
  26. Тихонов Н.С. Заметки писателя: В сб. М.Ю. Лермонтов в русской критике. – М.: Гослитиздат, 1955. – С. 280-282.
  27. Турчин B.C. Эпоха романтизма в России: К истории русского искусства первой трети XIX в. Очерки. М.: Искусство, 1981. – 551 с.
  28. Хализев В.Е. Теория литературы. – М.: Высшая школа, 1999. – 374 с.
  29. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. – СПб., 1910. – Электронный ресурс, режим доступа http://www.inslov.ru/html-komlev/p/po6tika.html.
  30. Шеллинг Ф.-В. Философия искусства. – М.: Мысль, 1966. – 496 с.
  31. Шлегель Ф. Речь о мифологии / Ф. Шлегель // Литературные манифесты западноевропейских романтиков / Под ред. А.С. Дмитриева. – М.: МГУ, 1980. – С.62-65.

Информация о работе Поэтология русского романтизма