Поэтология русского романтизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной исследовательской работы является «романтизм» как исторически сложившаяся общность литературных явлений.
Предмет настоящего исследования можно определить как комплекс поэтологических характеристик, отражающих основные принципы романтизма как литературного течения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1.1. Понятие поэтологии 5
1.2. Определение понятия «романтизм». Истоки романтизма как литературного направления. 6
1.3. К вопросу о сущности романтизма 10
1.4. Концепция романтического творчества 13
1.5. Философско-эстетические основы романтизма 17
1.6. Культурно-историческая почва русского романтизма 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

    ОГЛАВЛЕНИЕ 

 

Введение

 

     «Романтическое  искусство – явление необычайно своеобразное в истории художественной культуры и вместе с тем настолько значительное, что без выявления его сущности и его места в истории мирового искусства невозможно более или менее обстоятельное исследование закономерностей художественного развития в целом»[4].

     Слово «романтизм», являясь обозначением очень сложного комплекса литературных и общекультурных движений, развернувшихся с конца XVIII до середины XIX в., ассоциируется то с одной, то с другой стороной этих движений и распространяется на весьма разнообразные явления. В наиболее ограниченном и конкретном смысле «романтизм» обозначает идейное движение, возникшее после перелома в развитии Французской революции в результате недовольства ее ходом известных слоев буржуазии. Но слово, которое стало обозначать это движение, было уже в употреблении раньше, в эпоху нарастания революции, и на его смысле в сильной степени отразилось содержание определенных предреволюционных течений, видоизменением которых явился послереволюционный романтизм.

     Романтизм охватил собой всю сферу культуры. Романтические направления и  школы возникли не только в литературе и искусстве (живописи, музыке), но и в историографии, филологии, политэкономии, социологии, в науке о государстве и праве, в естествознании. При всей своей разнородности эти направления были связаны элементами общего романтического мировоззрения, отражавшего в себе новые тенденции исторического развития.

     Приступая к исследованию вопроса о сущности понятия романтизма, необходимо отметить, что его рассмотрение в рамках литературоведения возможно в четырех  аспектах. В основе романтизма как мировоззрения (концепции, мироощущения) лежит идея о неразрешимом конфликте и вечной борьбе двух начал: материального и идеального (реального и нереального). Говоря о романтизме, как об определенном типе творчества, необходимо выделить такие его особенности, как преобладание пересоздающего начала (в сравнении с воссоздающим, которое преобладает в реализме), субъективный тип мировоззрения, а также и то, что предметом изображения является духовная жизнь человека (ср.: в реализме духовная жизнь как предмет изображения – в обстоятельствах, в обусловленности ими). Представление романтизма как художественного метода предполагает изучение особенностей проявления типа творчества в идейно-эстетических принципах того или иного писателя (тип конфликта, принципы типизации, особенности художественной формы произведения и пр.). Актуальностью данного исследования можно считать то, что романтизм как литературное направление рассматривается с точки зрения поэтологии – науки, сформировавшейся относительно недавно в литературоведении (нач. ХХ в .).

     Несмотря  на то, что литературоведение располагает  рядом фундаментальных работ, описывающих  различные аспекты романтизма как  литературного направления (А.Н. Веселовский, И.Ф. Волков, А.М. Гуревич, Е. Маймин, И.М. Савельева, А.Н. Соколов), представляется интересным и научно значимым рассмотрение поэтологических особенностей, характерных европейскому и русскому романтизму, как направлению в литературе.

     Кроме того, можно выделить цель - рассмотрение поэтологических принципов романтизма. Для этого последовательно решаются следующие задачи:

  • Рассмотреть понятие «поэтология»;
  • Представить понятие «романтизма» в литературоведческом аспекте;
  • Проанализировать творческие принципы, определяющие романтизм как исторически сложившееся явление в литературе;
  • Описать философско-эстетические основы романтизма как литературного направления.

     Объектом данной исследовательской работы является «романтизм» как исторически сложившаяся общность литературных явлений.

     Предмет настоящего исследования можно определить как комплекс поэтологических характеристик, отражающих основные принципы романтизма как литературного течения.

     Научная новизна исследования заключается в том, что в данной работе предпринята попытка рассмотрения романтизма как направления в литературе с поэтологической точки зрения, то есть в работе предполагается уяснение не только основных организующих принципов данного явления, но также и философско-эсеттической концепции романтического направления в литературе.

     Практическая  значимость работы определяется тем, что результаты, методика и подобранный материал могут служить базой для исследования поэтического творчества поэтов-романтиков. Также результаты работы могут быть использованы на практических занятиях по истории русской литературы; при разработке спецкурсов по проблемам поэтики, основам анализа литературного произведения в школе, в практике школьного преподавания русской литературы, при составлении справочно-энциклопедической литературы.

 

1.1. Понятие поэтологии 

     Зарождение поэтологии, выделившейся в конце 
ХХ столетия в особую отрасль филологической науки, нужно искать в теоретических трудах поэтов и критиков начала ХХ века.

     Однако  в силу специфики поэтического познания поэтология неизбежно пересекается с художественной антропологией. О. Седакова, исследуя в этом аспекте творчество Б. Пастернака, справедливо считает, что «поэтология Пастернака – это в значительной мере антропология... Опыт Пастернака о поэте – это опыт о человеке, как у многих поэтов ХХ века, как у его любимейших предшественников – Рильке и Блока (последний, правда, предпочитал слово «художник»[23].

     Поэтология  вступает в тесные отношения и  с эстетикой. Так, скажем, в словаре  иностранных слов данное понятие  определяется как «Наука о поэтическом  творчестве, теория поэзии как часть эстетики»[29]  и толкуется через определение «поэтика», ср. «[гр. poietike] – филол. раздел теории литературы, в котором изучается структура произведения словесного искусства (например, какого-л. жанра или какого-л. автора); синоним – поэтология»[12]. 

     Однако  поэтика занимается в большей  степени изучением формальной стороны  произведения, декодированием особенностей формы. К сфере поэтологии же относится  соотнесение эстетических, философских  и др. принципов, на которых базируется то или иное литературное произведение, то есть поэтология имеет дело прежде всего со стороной содержательной.

 

1.2. Определение понятия «романтизм». Истоки романтизма 
как литературного направления.
 

     Сама  этимология понятия «романтизм»  отсылает к области художественной литературы. Первоначально слово «romance» в Испании означало лирическую и героическую песню – романс; затем большие эпические поэмы о рыцарях; впоследствии оно было перенесено на прозаические рыцарские романы. В ХVII в. эпитет «романтический» (фр. romantique) служит для характеристики авантюрных и героических произведений, написанных на романских языках, в противоположность тем, которые написаны на языках классических.

     В ХVIII в. это слово начинает употребляться в Англии применительно к литературе Средневековья и Возрождения. Одновременно понятие «romance» стали использовать для обозначения литературного жанра, подразумевающего повествование в духе рыцарских романов. Да и в целом во второй половине этого же столетия в Англии прилагательное «romantic» описывает все необычное, фантастическое, таинственное (приключения, чувства, обстановку). Наряду с понятиями «живописное» (picturesque) и «готическое» (gothic) оно обозначает новые эстетические ценности, отличные от «универсального» и «разумного» идеала прекрасного в классицизме[22].

     В Германии в конце ХVIII в. и в начале ХIХ в. во Франции и ряде других стран романтизм становится названием художественного направления, противопоставившего себя классицизму. Как обозначение определенного литературного стиля в целом его концептуализировал и популяризовал А. Шлегель в лекциях, которые он читал в конце ХVIII в. – начале ХIХ в. в Йене, Берлине и Вене («Лекции об изящной литературе и искусстве», 1801-1804). В течение двух первых десятилетий ХIХ в. идеи Шлегеля распространяются во Франции, Италии и Англии, в частности, благодаря популяризаторской деятельности Ж. де Сталь. Закреплению этого понятия способствовала работа И. Гёте «Романтическая школа» (1836).

     Термин  «романтизм» обрел в это время  и более широкое философское  истолкование и познавательное значение. Романтизм в период своего расцвета создал собственное направление в философии, теологии, искусстве и эстетике. Особенно ярко проявившись в этих областях, романтизм не миновал также историю, право и даже политэкономию.

     В пространстве мы бы выделили в качестве основополагающих немецкий, французский и английский варианты романтизма. Задавая тон в европейском искусстве и общественной мысли, эти национальные версии по-разному проявлялись в разных областях знания. Так, в Германии «романтичнее» других были философы, в то время как во Франции возникла блестящая плеяда историков-романтиков и пр.[22].

     «Пестрота»  романтизма во многом обусловлена тем, что это направление с самого начала формировалось под воздействием принципиально различных идейно-политических факторов. С одной стороны, романтизм явился квинтэссенцией антипросветительского движения, прокатившегося на рубеже ХVIII-ХIХ вв. по всем европейским странам. В этом смысле классической страной романтизма была Германия. Не философский материализм, рационализм и эмпиризм просветителей, а символизм, органология, мистицизм привлекали новое поколение немецких мыслителей.

     С другой стороны, «в явлении романтизма мы обнаруживаем людей, устанавливающих  заново отношения со своим прошлым  после шока Французской революции», что кардинально определило его природу и динамику. Однако не следует забывать, что романтики прошли не только через революции, но и через реставрации, их «веком» был довольно короткий, но необычайно динамичный период 1789-1848 гг. с бурными потрясениями европейского порядка, войнами, национально-освободительными движениями и недолгими паузами политического затишья. Если на первом этапе романтизм вдохновлялся пафосом революции, то на втором – бурно реагировал на ее последствия.

     Основная  идейно-политическая предпосылка позднего романтизма – разочарование в  «воплощенной идее» революции и  шире – в результатах социального, промышленного, политического и  научного прогресса, не только принесшего жестокие бедствия, но и, как казалось художникам и интеллектуалам, создавшего почву для нивелировки и бездуховности личности. Поэтому для романтиков столь важным оказался принцип «одухотворения», выражавшийся в стремлении наделить душой все, включая и неорганическую природу (в противоположность тому, как представители культуры следующего века будут эксплуатировать идею обездуховления всего).

     Итак, романтизм как метод и направление, сложившийся на рубеже XVIII –XIX веков, – явление сложное и противоречивое. Споры о романтизме, о его сущности и месте в литературе ведутся уже более полутора столетий, и до сих пор нет сколько-нибудь признанного определения романтизма. Сами романтики настойчиво подчеркивали национальное своеобразие каждой литературы, и действительно, романтизм в каждой стране приобретал настолько ярко выраженные национальные черты, что в связи с этим часто возникает сомнение, можно ли говорить о каких-то общих особенностях романтизма.

     Так, романтизм в Германии всегда оставался  главным предметом научных поисков  авторов. Привлекает нас в нем загадка фантастического в романтизме, романтическая ирония, игра и взаимодействие повествовательных форм, а также сопоставление российского художественного опыта с немецким, вопрос о литературных и культурных взаимосвязях и взаимодействиях[3]. Английский же романтизм тяготеет к социальной проблематике.

     Нелегко обозначить черты, объединяющие Шатобриана и Делакруа, Мицкевича и Шопена, Новалиса и Шуберта, Жуковского, Лермонтова и Кипренского. Наконец, романтики  занимали очень разные позиции в  общественной борьбе своего времени. Они все бунтовали против итогов буржуазной революции, но бунтовали по-разному, потому что у каждого был свой идеал. Но при всей этой многоликости и многотональности, при всем различии образного языка поэзии, музыки, живописи, романтики начала XIX века обладают некоторыми устойчивыми общими чертами. Историк французской романтической живописи отмечает, что художники-романтики спорили друг с другом, часто коренным образом расходились в понимании рисунка, колорита, композиции, и вместе с тем их объединяло нечто общее. «Человек романтического поколения, свидетель кровопролитий, жестокости, трагических судеб людей и целых народов, рвущийся к яркому и героическому, но заранее парализованный жалкой действительностью, из ненависти к буржуа, возводящий на пьедестал рыцарей средневековья и еще острее сознающий перед их монолитными фигурами собственную раздвоенность, ущербность и неустойчивость, человек, который гордится своим «я», потому что только оно выделяет его из среды мещан, и в то же время тяготится им, человек, соединяющий в себе протест, и бессилие, и наивные иллюзии, и пессимизм, и нерастраченную энергию, и страстный лиризм, – этот человек присутствует во всех романтических полотнах 1820-х годов». Эта формулировка с полным правом может быть отнесена и ко многим писателям и поэтам романтической эпохи[14].

Информация о работе Поэтология русского романтизма