Поэтология русского романтизма

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 14:34, курсовая работа

Описание работы

Объектом данной исследовательской работы является «романтизм» как исторически сложившаяся общность литературных явлений.
Предмет настоящего исследования можно определить как комплекс поэтологических характеристик, отражающих основные принципы романтизма как литературного течения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 1
1.1. Понятие поэтологии 5
1.2. Определение понятия «романтизм». Истоки романтизма как литературного направления. 6
1.3. К вопросу о сущности романтизма 10
1.4. Концепция романтического творчества 13
1.5. Философско-эстетические основы романтизма 17
1.6. Культурно-историческая почва русского романтизма 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Работа содержит 1 файл

Курсовая работа.doc

— 136.50 Кб (Скачать)

     Та  концепция поэтического творчества, которая была разработана в раннеромантической эстетике, отличалась крайним субъективизмом. Она полностью игнорировала реальную действительность, противопоставляла ей мир поэтических грез и фантазий художника.

     Весь  смысл поэзии состоял, с точки  зрения романтиков, в выражении внутреннего  мира художника как единственно  истинного и противоположного действительному  миру, как неистинному. Истинность же внутреннего мира заключалась в том, что человек выступал в нем сопричастным бесконечному, божественному, тогда как в эмпирической действительности он был обусловлен, конечен, ограничен. Только во внутреннем мире своей души человек находил убежище от враждебного ему реального мира, только в нем он ощущал себя поистине свободным. Внешний мир как бы вытеснялся, подменялся внутренним миром поэтического гения. Именно в этом заключалась, по мнению романтиков, исключительная роль поэзии. Соответственно непомерно преувеличивалась и абсолютизировалась в романтической эстетике и общественная функция поэта. Романтики полагали, что способность быть поэтом, то есть способность к поэтическому творчеству, заложена в каждом человеке. «Каждый человек по природе своей поэт»,– читаем мы в «Литературных дневниках» Фр. Шлегеля. Эта способность бессознательно проявляется в мечтах и фантазиях человека, в игре его воображения. Но наиболее интенсивно она заявляет о себе в поэтах. Поэтому поэты являются выдающимися представителями человечества. Поэты – это пророки, провозвестники истин поэтического освобождения человека от угнетающих уз реальной действительности.

     В романтической эстетике как бы переворачивалось подлинное отношение между действительностью  и поэзией. Поэзия не отражала мир, каким он был, а создавала его таким, каким он должен или мог бы быть с точки зрения самого поэта.

     Так, Новалис пишет о магической силе поэзии, которая, произвольно обращаясь  с «чувственным миром», созидает новый, поэтический мир. Поэтический гений  для него – это «прорицатель» и «маг», а слова его – «волшебные слова». Поэт оживляет неживую природу, подобно магу. Это поэтическое «оживление» физического мира, превращение «внешних вещей в мысли», Новалис определяет как «романтизирование» или «опоэтизирование» мира: «Благодаря тому, что я придаю низшему высший смысл, обычному – таинственный вид, известному – достоинство неизвестного, конечному – видимость бесконечного,– я романтизирую его»[5].  Романтизирование мира предполагает и обратную операцию, когда высшее низводится до низшего, неизвестное – до известного, бесконечное – до конечного, мистическое и таинственное – до обыденного. В основе романтизирования лежит «взаимовозвышение и взаимопонижение».

     В поэзии, с одной стороны, одухотворяется (и тем самым возвышается) низменное, земное, а с другой – заземляется, то есть изображается в виде обыденного возвышенное (вечное и бесконечное). В этом «перемешивании» всего и вся, по мысли Новалиса, реально проявляется абсолютная творческая мощь поэзии и в ее лице – поэта, художника. «Поэзия...– пишет он,– перемешивает все для своей великой цели целей – возвышения человека над самим собой».

     Понимание поэзии как свободной, ничем не ограниченной творческой деятельности человека характеризует  и эстетическую позицию Фр. Шлегеля, который также обосновывает автономию поэта и поэзии по отношению к внешнему миру. Эта позиция нашла свое отражение в концепции «романтической иронии», развитой Фр. Шлегелем в его «Критических фрагментах» уже в 1797 году.

     «В  иронии,– пишет Фр. Шлегель,– все должно быть шуткой, и все должно быть всерьез, все простодушно-откровенным и все глубоко притворным». И далее: «В ней содержится, и она вызывает в нас чувство неразрешимого противоречия между безусловным и обусловленным, чувство невозможности и необходимости всей полноты высказывания. Она есть самая свободная из всех вольностей, так как благодаря ей человек способен возвышаться над самим собой, и в то же время ей присуща всяческая закономерность, так как она безусловно необходима»[15]. Ирония есть «постоянное самопародирование».

     В шлегелевской концепции романтической  иронии явно усиливается субъективная сторона художественного творчества. Ирония обосновывает не только свободное, произвольное обращение поэта с  предметом своего изображения, но и  вообще с реальной действительностью, включая самого себя, как автора произведения. В иронии поэт наглядно проявляет свое абсолютное господство над созидаемым им поэтическим (вымышленным) миром.

     Концепция романтической иронии наложила отпечаток  на учение Фр. Шлегеля о романтической поэзии, которая также «основным своим законом признает произвол поэта». Романтическая поэзия определяется в этом учении как «прогрессивная универсальная поэзия». В своем идеале она объединяет все виды поэзии, приводит поэзию в соприкосновение с философией и риторикой, смешивает и растворяет друг в друге поэзию и прозу, гениальность и критику, искусственную поэзию и поэзию природы. Романтическая поэзия охватывает все, что только может принадлежать к поэзии – от самого примитивного естественного вздоха до обширной эстетической системы. Она способна совершенно «отдаваться» изображаемому содержанию и в то же время быть совершенно субъективной, то есть выражать «душу самого автора».

     Для разных романтизмов существовали разные области высокого. У немецких романтиков это область сверхчувственного, бесконечности, абсолюта. Для байронизма это стихия мощного человеческого духа, метафизическая категория свободы (Байрону, разумеется, доступно и совершенно конкретное политическое понимание свободы). Для левого французского романтизма, связанного с утопическим социализмом, существует идеальная сфера христианско-социальной справедливости, религиозно окрашенного гуманизма и утопической гармонии; ей противостоит, в качестве низкой действительности, мир социального зла и несправедливости. Несмотря на свой интерес к людям социальных низов, левый французский романтизм сохранял всю интенсивность индивидуализма, но только в демократическом его варианте. «Отверженные» Гюго при всей запоздалости – монументальный памятник этого романтизма. Герои «Отверженных» – не просто бедные люди, «маленькие люди», но маленькие люди в гигантских масштабах.

     Если  сочетание напряженной субъективности с дуализмом определило специфику  послереволюционного романтического сознания, то из этого не следует, что романтизм сводится к сочетанию этих элементов. В романтической культуре мы постоянно сталкиваемся и с развитием всевозможных вторичных и производных признаков, и с дальнейшим углублением качеств, романтизмом не порожденных, но унаследованных (в частности, немецким романтизмом) от радикального сентиментализма, от Гердера и Лессинга и периода «бури и натиска».

 

1.6. Культурно-историческая почва  русского романтизма 

      Русское романтическое сознание 1820-1830-х годов  сосредоточено было на идее личности. Идея эта занимала всех, от людей, философски мыслящих, до наивных вульгаризаторов. Она предстала в разных своих аспектах – от революционного пафоса до попыток ухода во внутренний мир самосовершенствования и самоанализа. В середине тридцатых годов самые плодотворные, исторически актуальные устремления последекабристского романтизма воплотились в раннем творчестве Лермонтова. На пороге великого реалистического периода русской культуры это творчество стало предельным выражением русского романтизма. Проблематика Лермонтова прорастала не только из напряженной атмосферы 30-х годов, – в решении своих поэтических задач молодой Лермонтов выступает наследником русской и мировой романтической мысли.

      Идея  личности – одна из ключевых для  всей романтической концепции, но в разных национальных и социальных формациях романтизма она существовала по-разному. Многообразие национальных формаций романтизма, различный характер этих национальных романтизмов на разных ступенях их исторического развития, их различные, порою противоположные политические устремления – все это затруднило поиски общих определений романтического направления. И все же к столь разным явлениям, как немецкий, английский, французский, русский романтизм, современники и потомки прикрепляли одно и то же название.

      Писавшие  о романтизме всегда отмечали особый интерес к личности, особое значение субъективного начала для романтического миропонимания. Индивидуализм, однако, присущ всей вообще эре буржуазной экономики и буржуазной культуры в целом. По этому признаку можно объединять явления, начиная от эпохи Возрождения и кончая XX веком. Речь идет о неповторимом сочетании признаков, дающем нам специфику именно романтического индивидуализма, лежащего за гранью Великой французской революции, которая внесла столь глубокие изменения в общественное бытие и общественное сознание Европы. Первые романтики – это люди, взращенные революцией. Если иные из них отвергли политические выводы революции, то им всем приходилось считаться с ее психологическими выводами, с наличием нового, современного сознания, которое вышло из революции и уже отменено быть не может.

      Романтическая личность, при всем ее индивидуализме, мыслилась непременно обогащенной  внеличными ценностями, которыми она  обосновывает свою собственную ценность. Проповедь чистого произвола стала возможна только гораздо позднее, в эпоху декадентства. Ранний же романтизм – продукт еще развивающегося и жизнеспособного буржуазного сознания – не мог обойтись без общих связей. И романтизм, в зависимости от социальной природы своих носителей, колеблется между наследием революции и гуманизма и религиозными устремлениями, порой сочетая оба эти начала.

      Тема  поэта – центральная для русского романтизма 1830-х годов. Например, основные гражданские стихи Лермонтова 1838-1840 годов – это и есть стихи о поэте: «Поэт», «Не верь себе», «1-е января», «Журналист, читатель и писатель».

      Для романтизма тема поэта – это непременно и тема отношений поэта (избранной  личности) с обществом, народом, «толпой», «чернью». Разные эти понятия отражают разные соотношения, определяемые философской и общественной позицией автора.

      Поэт  любомудров, вдохновенный жрец искусства, уединенно высится над толпой, погрязшей в насущных заботах. В  «Последнем поэте» Баратынского традиционное романтическое противопоставление гениальной личности и общества, поэта и «черни» трактуется как гибель гения среди промышленного века. Вульгаризаторы, разумеется, бросились на тему поэта и толпы, богатую эффектными антитезами.

      Для вульгаризаторов шеллингианских представлений  все было просто. И поэт, и толпа удобно укладывались в наивную антитезу. Зато сложными, неразрешимо противоречивыми оказались эти соотношения для романтизма, связанного с революционной традицией.

      Романтизм, питавшийся немецкой идеалистической  философией, усматривал источник духовного богатства личности в ее связях с абсолютом. Но наряду с этим существовал ведь романтизм, черпавший силы в иных идеологических рядах: Великая французская революция, национально-освободительные движения первых десятилетий XIX века, утопический социализм 1820-1840-х годов. В России в этот ряд включалась традиция декабризма. Так, в юношеском творчестве Лермонтова антитеза «личность – общество», «поэт – толпа» не выходит за пределы романтических представлений.

      Более ранняя, декабристская концепция героя и массы еще не знала этих противоречий. Концепция декабристов была не индивидуалистической, но гражданственной. Пусть они мыслили героя вождем инертных масс, но цели героя совпадали с целями и интересами масс. Не личные вожделения, не страсти движут героем, но гражданский долг с его объективными задачами.

 

Заключение 

      Итак, мы рассмотрели понятие романтизма как направление в литературе и как художественный метод, изучили понятие поэтологии.

     Романтическое наследие включает набор ценностей, которые до сих пор вдохновляют индивидуальные и коллективные действия и определенный стиль жизни, привлекательный для интеллектуалов, представителей искусства и молодежи. После 1830-х гг. романтики позиционировали себя как врагов всего плоского, шаблонного, пошлого, мещанского, позднее обобщенного как «буржуазное», и многие последующие радикальные движения заимствовали их «антибуржуазный» пафос.

     До  романтизма искусство в процессе художественного освоения связей личности с миром в целом «воспроизводило исторически сложившиеся характеры своих современников, но воспроизводило их как изначально заданные в своей сущности кем-то или чем-то: мифологическими героями, божеством, как в античном и средневековом искусстве, неким всеобщим содержанием жизни человеческого рода – в эпоху Возрождения, извечными законами разума – в классицизме, естественной природой человека – в просветительском искусстве… Именно романтизм открыл для искусства личность как таковую – неповторимую не только своими индивидуальными чертами, но и своим внутренним содержанием»[4].

     Из  чувства глубокой неудовлетворенности  современной действительностью, желания  видеть ее другой романтики бежали в область духа. Реальному миру они противопоставили свой духовный идеал, свое идеальное представление  о жизни – возвышенное и прекрасное. Разрыв идеала и действительности определил сущность романтического двоемирия. Романтик создает свой, особый мир, соответствующий его идеалам, более прекрасный, гармоничный, чем действительный, а потому, с его точки зрения, и более реальный.

Информация о работе Поэтология русского романтизма