Переосмысление античного мифа в трагедии Ю.О’Нила «Страсти под вязами»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

В политике сложились определенные государственные структуры, мир был поделен, сформировались империи и, стало ясно, что этот дележ не всегда нравственен и справедлив. Поэтому, например, возникло негативное отношение к англо-бурской войне, такого никогда не было в XIX веке. Это показало, что мир начал мыслить иными категориями, произошел сдвиг восприятия колонизаторской политики, началось духовное противостояние колониализму. Единая Германия выходит на арену мировой политики. Она не участвовала в дележе мира, но в этот период она очень бурно развивалась и начала претендовать на свой кусок, в этом причина будущих войн в Европе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Миф и античное наследие в контексте XX века……………………..7
Глава 2. История зарубежной литературы первой половины XX века.……..13
2.1. Американская драма XX века………..………………...…………….13
2.2. Драматургия Юджина О’Нила ……………….……………………21
2.3. Анализ трагедии «Страсти под вязами» ………………………….25
Заключение ……………………………………………………………………..32
Библиографический список литературы……

Работа содержит 1 файл

курсовик ПРИМЕР!.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

Воспроизведение античных сюжетов и образов встречается  нередко не только в произведениях  известных, но и малоизвестных писателей. Найти отдельные античные реминисценции в структуре повествования и понять причины обращения художника к данному сюжету или образу - достаточно сложно. Одним из наиболее важных моментов в понимании образной системы произведений нового и новейшего времени, основанных на классических сюжетах, является соотнесение ее с исходной ситуацией, мотивами, образами. Переосмыслению в новейшей литературе подвергаются не только сюжеты и образы античной литературы и мифологии, но сама нравственно-этическая основа классических героев.

Уже в античной литературе впервые оформилось большое число мифологических сюжетов, впоследствии подвергнувшихся многократной обработке, порой в виде имитаций, близких к своим прототипам, порой в форме своеобразной и самобытной. При этом от тех, кто знаком только с наиболее распространенными традиционными версиями того или иного сюжета, может ускользнуть то обстоятельство, что многие сюжеты и образы мифологического происхождения претерпели ряд существенных изменений уже в пределах самой античности. Изменились перипетии судеб отдельных мифических героев, оценка их характера и поступков, трактовка содержания крупных циклов мифов. На трансформацию мифологического сюжета в системе произведения новейшего времени нередко оказывают влияние различные побочные версии, соответствующие интересам и взглядам той эпохи, когда этот сюжет заново возникает в художественной практике. Подобный процесс на материале средневековой литературы анализируется в монографии М. Е. Грабарь-Пассек, где намечаются сами принципы подобной актуализации античного сюжета.

К середине VI века до н.э. расцвет мифологического эпоса  закончился. Сложившиеся к V веку унифицированные  мифологические циклы давали огромный материал для переплавки в драматическое  действие. Почти каждый, даже мелкий эпизод эпического повествования, в котором участвовало хотя бы три-четыре лица, мог служить сюжетом драмы. Весь этот огромный материал был многосторонне использован драматургами. Объединенный и синтезированный в эпических поэмах, в драматических произведениях, он, по верному замечанию М. Е. Грабарь-Пассек, проделал как бы обратную эволюцию. Нет почти ни одного лица, вокруг которого имелся бы сложившийся миф и которое не стало бы героем драмы[2, с. 60].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. История зарубежной литературы первой половины XX века.

 

    1. Американская драма XX века.

Колониальная американская драматургия была почти полностью подражательной, в качестве образцов она использовала античную драму и так называемую образцовую английскую пьесу.

На рубеже столетий американская драма уступала европейской. Театр слишком явно преследовал коммерческие цели, продюсеры не стремились преодолеть самодовольство и интеллектуальную косность американской публики. В американском театре уже тогда существовал институт «звезд», и на них, а также на переводные пьесы, уже опробованные в Европе, либо на пьесы, написанные на заказ, и делали ставку владельцы театров. В таких условиях по-настоящему значительные пьесы великих европейских драматургов практически не имели шансов дойти до американского зрителя. Впрочем, некоторые драматурги стремились дать правдивое изображение американской жизни. Склонность Беласко к романтической мелодраме, соединившись с его стремлением к реалистичности постановки и естественности освещения, дали живописную, полную местного колорита пьесы «Девушка с Запада» (1905) и «Роза ранчо» (1906; в соавторстве с У.Талли). Томас в пьесах «Колдовской час» (1907) и «Как думает мужчина» (1911) исследовал проблемы духовности, семейных отношений, сексуальных норм и расового антагонизма. Однако лишь К.Фитч значительно поднял статус американской драмы, создав такие социальные комедии, как «Карьеристы» (1901) и «Истина» (1906), в которых средствами легкого, остроумного диалога и крепкой драматургической техники высмеял стиль жизни и манеры светского общества своего времени.

В те годы зарождалась вера в высокое предназначение американского театра. Поэт и университетский профессор У.В.Муди, человек мыслящий, с незаурядным воображением и вполне равнодушный к коммерческому успеху, написал пьесы «Большой раздел» (1906) и «Исцелитель верой» (1909), которые произвели большое впечатление на читателей своим психологизмом и духовностью. Еще один поэт, П.Маккей, писал разнообразные в жанровом отношении пьесы, многие из них ставились, особенный успех выпал на долю фантастической пьесы «Пугало» (1908). Коммерческий театр тоже стал многообразнее в этот переходный период. Тогда начала свою долгую карьеру в театре Рейчел Крозерс. Л.Митчелл в пьесе «Нью-Йоркская идея» (1906) исследовал проблему развода. Что касается более легких жанров, то в комедии преуспели Дж.Эйд («Председатель жюри присяжных заседателей», 1903) и Дж.М.Коэн («Джонс с Бродвея», 1912), а также Дж.Форбс, У.Смит и несколько позже Фр.Крейвен. В мелодраме признанными лидерами были Дж.Бродхерст, Ч.Клейн и Ю.Уолтер, чья пьеса «Наилегчайший путь» (1908) казалась в свое время дерзким вызовом. Романтическую драму представляли Б.Таркинтон («Мосье Бокер», 1901), Э.М.Ройл («Муж своей жены», 1905), Ч.Р.Кеннеди (символическая драма «Домашняя прислуга», 1908), Э.Кноблик («Рок», 1911), Дж.С.Хейзлтон-младший и Дж.Г.Бенримо («Желтая куртка», 1912).

Признание значительности драматургии и жажда самовыражения привели к созданию любительских трупп. В первой декаде столетия пальму первенства здесь захватил Чикаго, в котором возникли такие коллективы, как «Дональд Робертсон плейерз», «Халл-хаус плейерз», «Новый театр» и «Драматическая лига».

К 1915 году знакомство со спектаклями Московского Художественного театра, постановками М.Рейнхардта и сценографией А.Аппиа и Г.Крэга нашло отклик у таких американских художников, как Р.Э.Джонс, С.Хьюм, Н.Б.Геддес и Л.Симонсон – авторов концепции «новой сценографии». Отчасти под их влиянием, отчасти из-за возросшего интереса к литературной первооснове создается большое число новых трупп. Из них особенно много сделали для американских драматургов «Провинстаун плейерз» и «Вашингтон сквер плейерз». Первый коллектив подарил американскому театру Ю.О'Нила, его пьесы шли сначала в Провинстауне, затем в Гринич-вилидже. Из второго вышли Ф.Меллер и Зои Эйкинз. Труппа «Вашингтон скуэр плейерз» распалась в 1918 году, но некоторые ее члены основали на следующий год «Театральную гильдию», которая впоследствии финансировала постановки пьес Э.Райса, С.Хауарда, С.Н.Бермана, М.Андерсона, а также поздние пьесы О'Нила. Важность движения от любительского театра к профессиональному заключалась в возможности для американского драматурга развивать свою индивидуальность, вырабатывать собственное мировоззрение.

До 1930 года О'Нил, самый выдающийся американский драматург, стремившийся проникнуть в истинную природу человека и понять управляющие им силы, смело экспериментировал с формой и содержанием в своих столь разных пьесах, как «Император Джонс» (1920), «Анна Кристи» (1921), «Косматая обезьяна» (1922), «Крылья даны всем детям человеческим» (1924), «Любовь под вязами» (1924), «Великий бог Браун» (1926), «Марко-миллионщик» (1928) и «Странная интерлюдия» (1928). М.Андерсон после резкой антивоенной пьесы «Цена славы» (1924; в соавторстве с Л.Столлингсом) пишет комедию «Дети субботы» (1927). С.Хауард разрабатывает тему семейных отношений в пьесах «Они знали, чего хотят» (1924) и «Серебряная пуповина» (1926). За фарсом Дж.Келли «Факельщики» (1922), в котором драматург беззлобно подтрунивал над любительскими труппами, последовали психологические пьесы «Позерство» (1924) и «Жена Крэга» (1925). Ф.Барри пишет символические пьесы «Белые крылья» (1926) и «Джон» (1929), но публике больше нравятся его комедии «Ты и я» (1925) и «Направляющийся в Париж» (1929). Тогда же С.Н.Берман пишет свою первую комедию «Двойник» (1927), а  Р.Шервуд начинает драматургическую карьеру мелодрамой «Дорога на Рим» (1927). Образы негров в пьесе П.Грина «В лоне Авраамовом» (1926), написанной в негритянской фольклорной традиции, разительно отличались от персонажей «Порги» (1927), созданной Дороти и Дюбоз Хейуорд, и уж совсем не напоминали негров из более поздней пьесы М.Коннелли «Зеленые пастбища» (1930). Чтобы полнее представить пеструю панораму американской драмы этого времени, назовем еще экспрессионистскую драму драматурга левых взглядов Д.Г.Лоусона «Процессия» (1925), мелодраму Д.Л.Болдерстона «Беркли-сквер» (1929), не говоря уже о многочисленных комедиях Дж.С.Кауфмана.

После 1930 года американская драматургия несколько утратила первоначальную свежесть и задор, хотя продолжали появляться первоклассные пьесы. К О'Нилу после его шедевра «Траур – участь Электры» (1931) и ностальгической комедии «О, молодость!» (1933) успех вернулся только с постановкой на нью-йоркской сцене пьесы «Продавец льда» (1946). Андерсон же постоянно набирал силу, создавая одну за другой как стихотворные, так и прозаические драмы – «Королева Елизавета» (1930), «Чума на оба ваши дома» (1933), «Мария Шотландская» (1933), «Когда зима вступает на порог» (1935), «Хай Тор» (1937), «Жанна Лотарингская» (1946). Барри в этот период сочинял с одинаковым успехом притчи и комедии, а Берман – мастерски написанные комедии нравов. «Воссоединение в Вене» (1931) Шервуда знаменует конец салонной комедии, а «Окаменевший лес» (1934) – его первая пьеса в ряду значительных произведений в защиту демократических идей, за ней последовали Эйб Линкольн в «Иллинойсе» (1938) и «Да сгинет ночь» (1940).

Из молодых писателей следует отметить С.Кингсли, автора пьесы «Тупик» (1935), и К.Одетса, драматурга левой ориентации из окружения «Театральной гильдии», проявившего незаурядный талант в пьесах «Проснись и пой!» (1935) и «Ракета на Луну» (1938). Лилиан Хелман заставила говорить о себе как о первоклассном драматурге после острых социальных драм «Лисички» (1939) и «Стражи на Рейне» (1941). Т.Уайлдер, писатель оригинального дарования, рассказал в присущей ему притчевой манере о мире и человеке в пьесах «Наш городок» (1938) и «На волосок от гибели» (1942). Но наиболее свежо прозвучали в середине сороковых годов пьесы  Т.Уильямса, рассказавшего об утрате иллюзий: «Стеклянный зверинец» (1944), «Трамвай „Желание“» (1947), «Лето и дым» (1948). Десятилетие завершили пьесы  А.Миллера – «Все мои сыновья» (1947) и «Смерть коммивояжера» (1949), причем последняя была впоследствии названа лучшей пьесой о «маленьком человеке».

В 1950-е годы Миллер ярко заявил о себе пьесами «Суровое испытание» (1953) и «Вид с моста» (1955). Уильямс продолжал писать психологические драмы об утрате иллюзий: «Татуированная роза» (1950), «Камино Реаль» (1953), «Кошка на раскаленной крыше» (1955), «Орфей спускается в ад» (1957). В 1954 на Эдинбургском театральном фестивале состоялась премьера Свахи Т. Уайлдера, а в следующем году пьеса с успехом шла на Бродвее. В 1957 на Бродвее же была поставлена пьеса  У.Сарояна «Пещерные люди». В театрах по-прежнему ставили О'Нила, хотя постановки пьес «Долгий день уходит в ночь» (1956) и «Душа поэта» (1957) были впервые осуществлены в Швеции уже после смерти автора. Большим успехом пользовались пьесы У.Инджа «Вернись, крошка Шеба» (1950), «Пикник» (1953), «Автобусная остановка» (1955) и «Тьма на втором этаже» (1957). Из других значительных произведений десятилетия следует назвать «Чай и сочувствие» (1953) Р.Андерсона и «Лесная поляна» (1957) А.Лорентса.

В 1960-е годы американский театр переживает период обновления стиля и слова, и первой ласточкой оказалась постановка пьесы Д.Гелбера «Связной» (поставлена 1959, опубликована 1960), основные персонажи которой наркоманы, а диалог является во многом импровизацией. А.Копит – еще один драматург, шокировавший публику своими необычными пьесами, из которых наиболее известна «Бедный, бедный мой отец, в шкаф упрятан был мамашей, тут пришел ему конец» (1960). Более поэтической по языку и серьезной по тону была трилогия  Р.Лоуэлла «Былая слава» (1965), в центре которой проблемы свободы и насилия в американской истории, а в основу положены рассказы Н.Готорна и Г.Мелвилла. Но первым драматургом США в 1960-е годы был, несомненно,  Э.Олби. Такие его пьесы, как «Американская мечта» (1961), Кто боится «Вирджинии Вулф?» (1962), «Крошка Алиса» (1964) и «Шаткое равновесие» (1966), являясь едким сатирическим комментарием к жизни современного общества, написаны великолепным идиоматичным языком и свидетельствуют о поразительном чувстве сцены. В двух взаимосвязанных пьесах «Ящик и Цитаты председателя Мао» (1968) Олби полностью игнорирует реалистическую традицию – диалог и персонажи в них не несут никакой смысловой нагрузки, это разновидность «звукового письма».

Экспериментальный характер носила и пьеса «Ура, АмерикаW!» (1966) Ж.-К.Ван Италли, подвергшего изощренной критике язвы современной американской жизни. Таким же непримиримым критиком американских нравов, хотя и не столь рьяным сценическим экспериментатором, был карикатурист и драматург Ж.Файфер. В «Маленьких убийствах» (1967) и «Убийстве в Белом доме» (1970) Файфер средствами гротеска изображает американское общество. Подобным мрачным юмором пронизана и пьеса Ч.Гордона «Нет места, чтобы кем-то стать» (1969) – элегия и одновременно хвалебная речь в честь чернокожего. Яростным обличителем американского образа жизни был И.А.Барака (настоящее имя – Лерой Джонс). Его «Голландец» (1964), «Туалет» (1964), «Раб» (1965) и «Невольничье судно» (1969) – короткие яркие пьесы о расовых отношениях. Негодованием полна пьеса Г.Саклера «Великая белая надежда» (1967), в основу которой положена жизнь чемпиона-тяжелоатлета Д.Джонсона, ставшего жертвой расизма.

Дух протеста, преобладавший в политическом и социальном климате Америки в конце 1960-х – начале 1970-х годов, способствовал появлению пьес, написанных на материале реальных событий. Из них наиболее известна пьеса Д.Фрида «Соединенные Штаты против Джулиуса» и «Этель Розенберг» (1969). Достойна упоминания пьеса Д.Рейба «Палки и кости» (1971) – о ветеране вьетнамской войны, вернувшемся домой к семье.

От этих остро социальных произведений отличаются поэтическая пьеса П.Зиндела «Влияние гамма-лучей на маргаритки» (1970), приветствующая решение девушки вырваться из душного семейного окружения; «Сезон чемпионов» (1972) Дж.Миллера– о волнующей встрече пяти пожилых мужчин, когда-то игравших в одной школьной баскетбольной команде; и «Дрожь» (1973) Д.Фримена, посвященная проблемам инвалидов.

Информация о работе Переосмысление античного мифа в трагедии Ю.О’Нила «Страсти под вязами»