Переосмысление античного мифа в трагедии Ю.О’Нила «Страсти под вязами»

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 09:17, курсовая работа

Описание работы

В политике сложились определенные государственные структуры, мир был поделен, сформировались империи и, стало ясно, что этот дележ не всегда нравственен и справедлив. Поэтому, например, возникло негативное отношение к англо-бурской войне, такого никогда не было в XIX веке. Это показало, что мир начал мыслить иными категориями, произошел сдвиг восприятия колонизаторской политики, началось духовное противостояние колониализму. Единая Германия выходит на арену мировой политики. Она не участвовала в дележе мира, но в этот период она очень бурно развивалась и начала претендовать на свой кусок, в этом причина будущих войн в Европе.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………….3
Глава 1. Миф и античное наследие в контексте XX века……………………..7
Глава 2. История зарубежной литературы первой половины XX века.……..13
2.1. Американская драма XX века………..………………...…………….13
2.2. Драматургия Юджина О’Нила ……………….……………………21
2.3. Анализ трагедии «Страсти под вязами» ………………………….25
Заключение ……………………………………………………………………..32
Библиографический список литературы……

Работа содержит 1 файл

курсовик ПРИМЕР!.doc

— 166.50 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

Введение ………………………………………………………………………….3

Глава 1. Миф и античное наследие в контексте XX века……………………..7

Глава 2. История зарубежной литературы первой половины XX века.……..13

2.1. Американская драма XX века………..………………...…………….13

2.2. Драматургия Юджина О’Нила ……………….……………………21

2.3. Анализ трагедии «Страсти под вязами» ………………………….25

Заключение ……………………………………………………………………..32

Библиографический список литературы…………………………………..34

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Конец XIX века вызывает ощущение, что эпоха кончается, накопилось много изменений в формах и способах человеческого существования, это вызывает брожение умов, мироощущение конца глубоко проникло в души людей.

В политике сложились определенные государственные структуры, мир  был поделен, сформировались империи и, стало ясно, что этот дележ не всегда нравственен и справедлив. Поэтому, например, возникло негативное отношение к англо-бурской войне, такого никогда не было в XIX веке. Это показало, что мир начал мыслить иными категориями, произошел сдвиг восприятия колонизаторской политики, началось духовное противостояние колониализму. Единая Германия выходит на арену мировой политики. Она не участвовала в дележе мира, но в этот период она очень бурно развивалась и начала претендовать на свой кусок, в этом причина будущих войн в Европе.

Экономическая система также менялась. Произошел промышленный переворот  в США и странах Европы, начали вводятся иные технологии, достижения, меняющие возможности человека. Возникла сеть железных дорог, появились автомобили, самолеты.

Создалась и иная ситуация в попытках человека познать мир. Начинаются многие исследования, из которых возникает  наука в современном представлении, появляются психология, лингвистика, социология. Общие науки начинают делиться на частные, и эти частные науки при помощи экспериментов достигают неожиданных результатов: строится модель атома, создается квантовая теория, пересматривается теория Ньютона, фундаментальные законы физики. Люди постигают главное, они понимают, что материя может   куда-то исчезнуть, картина   мира, которая   сложилась   в   их представлениях, размывается, поэтому происходят существенные сдвиги и в философии. Это проявляется в отказе от рационализма и позитивизма, которые доминировали во второй половине XIX века и которые породили литературу критического реализма и натурализма.

Становятся популярными  иные принципы, происходит возрождение  идеализма, причем не объективного идеализма  Гегеля, Шлегеля и Шеллинга, а  субъективного, который все меряет личностью, причем это не идеализм XVIII века, не идеализм Беркли, который был продуктом все же рационального мышления. Этот новый субъективный идеализм прошел школу позитивизма, он лишен диалектики как, например, идеализм Нищие. Философы этого направления исходят из концепции иррационального познания бытия. Шопенгауэр, например, утверждал, что при познании мира разум нам мешает, бытие иррационально, это нельзя познавать при помощи рационального, познание может быть только иррациональным. Из этих концепций выросла философия Анри Бергсона, философия "интуитивизма". Согласно этой концепции не разум, а интуиция является единственной основой для познания единой, живой вселенной. Кроме того рождается философия экзистенциализма, концепция бытия как абсурда, согласно которой бытие вообще не подлежит познанию, оно абсурд и хаос.

Все это укрепляло  людей в сознании того, что эпоха  кончается, и это оказывает сильнейшее влияние на художественную литературу и звучит в литературе, определяет ее тематику и проблематику, позднее оказывает влияние и на поэтику. Конкретные результаты этого процесса очень разные.

Эволюция происходит прежде всего в творчестве молодых  писателей. В их творчестве происходит пересмотр традиционных принципов  литературы критического реализма. Эти  принципы сложились в середине XIX века, они существуют и развиваются на протяжении всего XX века, это одно из магистральных направлений литературы XX века. Но эти принципы присутствуют только в массовой литературе, только в такой литературе можно найти схему XIX века, схему Бальзака. Серьезная литература XX века многое меняет в методологии реализма, она вносит в нее свои изменения и дополнения. У XX века два начала, это начало календарное – 1901 год и начало реальное — август 1914 гола, начало первой мировой войны. Война стала рубежом, барьером, о который сломались все остатки XIX века. Первое десятилетие XX века – это только переходный этап, плавное перетекание из одной эпохи в другую.

Темой своей работы я выбрала античный мир в трагедии Юджина О’Нила «Страсти под вязами», которую он написал в 1924 году.

Проблемой данного исследования мы выделяем следующее: «Отсыл к мифу и античному миру в творчестве Юджина О’Нила». Я считаю, что произведение содержит в себе традиции античной трагедии. Действие происходит в середине  XIX века, но четко прослеживается современность. Любовная драма нерасторжимо переплетается с беспощадной борьбой за ферму, за землю. Такое соединение мотивов лежит в истоке трагедии, представленной порождением окружающей жизни. Собственнический инстинкт превращает в злейших врагов родных людей: Эфраима Кэбота, его сыновей и его молодую жену. Ужасная развязка – убийство младенца. Осознав вину, герои пьесы испытывают очищение и трагическое просветление.

Цель работы: переосмысление античного мира драматургии Юджина О’Нила, в частности на трагедии «Страсти под вязами».

Задачи:

  • изучить драматургию Юджина О’Нила,
  • переосмыслить значение античного мира в  трагедии Юджина О’Нила «Страсти под вязами».
  • определить ее значимость драматургии в истории зарубежной литературы XX века.

Предмет: трагедия Юджина О’Нила «Страсти под вязами».

Объект: история зарубежной литературы первой половины XX века.

 

Рассматриваемая тема весьма актуальна, в силу того, что на данный момент в мировой литературе активно изучается воздействие мифов, которые зачастую положены в основу многих литературных произведений. Актуальность так же обуславливается с научной, философской и общечеловеческой точек зрения.

Методологической  основой курсовой работы являются исследования в области мифа и мифопоэтического, а так же метод мифореконструкции.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и библиографии.

Во введении отражена актуальность темы, обозначены цели и задачи курсовой работы, формулируется методология работы, определяется значение авторского мифотворчества в литературе 20 века.

Первая глава – «Миф и античное наследие в контексте XX века» – теоретическая часть, посвящена рассмотрению основных теорий мифа, а так же рассмотрению феномена мифологизма в зарубежной литературе XX века.

Вторая глава – «История зарубежной литературы первой половины XX века»  – практическая часть, включает в себя три подпункта: «Американская драма XX века», «Драматургия Юджина О’Нила» и «Анализ трагедии „Страсти под вязами“».  Глава посвящена рассмотрению творческого наследия Ю.О’Нила: произведений разных периодов его творчества, драматургии, а также конкретно трагедии «Страсти под вязами».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Миф и античное наследие в контексте XX века.

 

Одной из определяющих тенденций  в культурной жизни нашего времени является активное восприятие нравственных ценностей классического, в том числе античного наследия. В последнее время ученые все чаще напоминают об "экологии культуры", имея в виду не только сохранность ее памятников, но и самой ее памяти, осознания неповторимой ценности ее достояния, не снимаемой последующими этапами художественного развития. Интеллектуальная насыщенность литературного произведения - характерная черта в искусстве XX века - приобретает особую значимость в зарубежной литературе текущего столетия. Не только конкретный жизненный материал, но и весь арсенал философских и этико-эстетичес-ких концепций, выработанных человечеством, используется для моделирования авторской концепции мира и места человека в нем.

Актуализация традиций античного наследия, прежде всего образов древнегреческой мифологии, в искусстве зарубежной литературы XX века, обусловлена именно этой потребностью в новых возможностях и способах изображения конфликтных отношений человека и мира. Интерес к традициям античности, древнегреческой мифологии в текущем столетии поистине всеобъемлющ и проявляется во всех сферах искусства и культуры. Так, миф исследуют философы, историки, лингвисты, этнографы, искусствоведы, композиторы. Не ослабевает этот интерес и в литературе, генетически тесно связанной с мифологией, так как миф стоит у истоков словесного искусства и обращающейся к античности как к мощному творческому источнику на всем протяжении своего развития. Это закономерный процесс. Он предопределяется глубокой и зачастую неосознанной внедренностью античных реалий, и прежде всего мифа, в область философских, культурологических, социальных проблем. Активизация сюжетов и образов античности в современном художественном процессе вызвана желанием найти устойчивую связь времен, опереться на незыблемые нравственные ценности. Античное наследие существует в веках именно благодаря содержащемуся в нем огромному художественно-эстетическому и идейному богатству, оказавшему сильнейшее влияние на культурное развитие всех европейских народов. Кроме того, в античном искусстве представлены такие проблемы и конфликты, которые нередко имеют значение далеко выходящее за пределы одной лишь античности. Каждая эпоха находит в различных реалиях античности то, что отвечает ее общественным потребностям. Так, нравственный потенциал содержания древнегреческих трагедий, основанных на мифах, не иссяк по сей день, ибо в них представлены общечеловеческие духовно-нравственные ценности высших образцов, а запас социального опыта, духовной энергии, нравственных обобщений оказался столь велик, что, как справедливо заключает В.А.Бачинин, "родовая эпоха не сумела израсходовать его полностью и передала как эстафету последующим формациям, обеспечив мифам вторую, третью, четвертую и т.д. жизнь в постоянно меняющихся исторических условиях"[1, с. 24]. Процесс этот стимулирован самой спецификой мифомышления и мифологического образа. Большинство отечественных и зарубежных мифологов (А.Ф.Лосев, 0.М.Фрейденберг, А. В.Гулыга, Б.Малиновский, К.Хюбнер и др.) приходят к выводу, что все реалии мифа имеют в XX веке не познавательный, а поведенческий характер. Как форма знания миф утрачивает свою актуальность, как побуждение к действию он не исчерпал свои возможности. Современные ученые считают, что история человеческой культуры характеризуется постоянным изменением соотношения мифологического и рационально-эмпирических компонентов в сознании индивидуумов, в общественном сознании народов: "Миф есть особый тип общественного сознания, в котором сублимированы определенные черты мировосприятия, жизни, практики коллектива, который тяготеет к автономной образно-повествовательной форме и который присутствует в исторической практике народов, окрашивая и модифицируя ее"[13, c. 76]. Ошибочно думать, что мифологические функции сознания отмирают в процессе исторического развития человечества. Мифологизация как одна из особенностей психической организации человека актуальна и теперь. Человек непрерывно "мифологизирует". Хотя, в отличие от "мифологического периода" древней истории, в XX веке исчезает мифологическое отношение к окружающей природе. Сферой этого процесса является теперь не природная стихия, но социальная, эмоциональная жизнь человека. Рудименты мифомышления проявляются и в бытовом поведении. Мифомышление, трансформировавшись, живет и в историческом сознании, в чувстве сопричастности ушедшим поколениям.

Актуализация в современной  культуре мифа как такового и античного  мифа, в частности, вызвана, по справедливому  замечанию ученых (С. Аверинцева, Ф.Кесседи, Д. Н. Низамиддинова, К.Хюбнера), и тем, что на пороге нового тысячелетия человек ощутил насущную потребность среди "эсхатологических предчувствий" найти устойчивую связь времен. Причины глобального интереса деятелей культуры и искусства XX века к образам и сюжетам древнегреческой мифологии обусловлены самой спецификой мифомышления и мифологического образа, всегда обращенного к человеку, его внутренней сути в противовес дегуманизирующему началу. Миф, особенно в кризисные эпохи, как опыт поколений всегда представляет память веков и сохраняет ее как гарант мировой стабильности и закономерности.

Активное обращение  к мифу в литературе XX века вызвано  и поисками новых возможностей изображения  человека и мира. Однако освоение античного  наследия - это не только традиционное усвоение идейного богатства лучших образцов. Как справедливо замечает М.И. Шахнович, "освоение наследия - всегда новый, заново осуществленный каждым поколением процесс, о чем мы иногда забываем на практике"[12, c.25].

Одна из ведущих тенденций  искусства XX века в освоении античности - преломление сюжетов, образов и идей древнегреческой мифологии и литературы в художественной структуре произведений иной эпохи. Анализ процесса создания, восприятия и воздействия подобных произведений на современного читателя подтверждает мысль о многозначности, заложенной в произведениях прошлого, прежде всего - античности, раскрывающейся в различных культурно-исторических условиях,- проблема, актуальная как для отечественного, так и для зарубежного литературоведения.

Анализ принципов рецепции античного наследия в литературном сознании той или иной эпохи, в частности в литературном сознании XX века, включает прежде всего две проблемы: рецепция автором изучаемого произведения многовекового опыта человечества, заложенного в произведениях античности, и восприятие вновь созданного художественного произведения читателем, культурной средой эпохи.

В связи с этим следует  отметить, что в истории мировой  культуры и литературы античность проявляет  себя как бы в двух измерениях. С  одной стороны, это вполне определенная, ограниченная конкретными хронологическими рамками эпоха в развитии человеческой цивилизации, в рамках которой существует законченная система сформировавшихся духовных ценностей и нравственных императивов, воплощенных в адекватных соответствующим общественным потребностям художественных формах и философских системах. С этой точки зрения, наследие античности становится определенным каноном, классической нормой, предметом подражания. С другой стороны, в определенные периоды истории человеческой культуры античность начинает восприниматься не как система застывших правил и категорий, а как вневременная духовная реальность. Подобные "пики" интереса к античности приходятся, как известно, на кризисные моменты в общественном сознании, в момент утраты привычных идеалов и в период поисков новых нравственных ориентиров. Подобная ситуация сложилась на рубеже XVIII-XIX веков, когда вновь открытая и возрожденная И.И. Винкельманом античность вошла в литературное сознание не только Германии, но и всей просвещенной Европы как гармонический идеал художественного, нравственного и общественного развития человечества. Образ лучезарной идеальной Эллады как бы заслонил собой весь древний мир, вобрав в себя и представление о Древнем Риме с его неоднозначной историей, и представление о странах Древнего Востока, став символом золотого века человечества и оптимистического мировосприятия.

Информация о работе Переосмысление античного мифа в трагедии Ю.О’Нила «Страсти под вязами»