Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:33, курсовая работа
Цель работы – изучить основные особенности постмодернистского романа на материале произведений Дж. Барнса «Love, etc.» и «Talking it over».
Цель обуславливает постановку конкретных задач:
● рассмотреть сущность понятия «постмодернизм»;
● изучить историю развития постмодернизма;
● описать его специфику в сравнении со смежными понятиями;
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Общая характеристика постмодернизма…..……………...………….5
1.1. Сущность понятия «постмодернизм»……………………………………….5
1.2. Специфика постмодернизма в сравнении со смежными понятиями…....12
1.3. Основные характеристики «постмодернизма»……………………………19
Раздел 2. Основные черты постмодернистского романа в «Любовь и так далее» Дж. Барнса…………………………………………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы…………………………………………33
На смену модернизму и как ответ ему, по Эко, приходит постмодернизм. Ситуация складывается так, что создать нечто новое после модернизма уже не представляется возможным, равно как и уничтожить прошлое. Остается лишь возможность осмыслить его иронично и без наивности. Таким образом, в постмодернизме как ответе модернизму возникает идея, что ничего нового сказать уже не представляется возможным.
В связи с чем, говоря об особенностях его эстетики, необходимо подробно остановиться на таких моментах, как: понимание игры в постмодернизме, переход от произведения к тексту, интертекстуальность, идея смерти автора и одновременно с этим рождения читателя, идея космологичности романа [12, c. 259].
Непосредственными предшественниками постмодернизма являются постструктурализм и деконструкция как философский метод. Последние два понятия чрезвычайно близки основным установкам постмодернизма - постструктурализм и деконструкция "свели историю к философии, а философию к поэтике". Главный объект постмодернизма - Текст с большой буквы. Одного из главных лидеров постмодернизма, Жака Деррида (который, правда, не признает самого термина постмодернизма), называют Господин Текст.
Различие между постмодернизмом и постструктурализмом состоит, в первую очередь, в том, что если постструктурализм в своих исходных формах ограничивался сферой философско-литературоведческих интересов (втайне претендуя на большее), то постмодернизм уже в 1980-е гг. стал претендовать на выражение общей теоретической надстройки современного искусства, философии, науки, политики, экономики, моды.
Вторым отличием постмодернизма от предшественников стал отказ от серьезности и всеобщий плюрализм. В том, что касается философии, например, постмодернизм готов сотрудничать и с аналитической философией, и с феноменологией, и даже с прагматизмом.
Здесь, по-видимому, дело в том, что постмодернизм явился проводником нового постиндустриального общества, сменившего или, по крайней мере, сменяющего на Западе традиционное буржуазное индустриальное общество. В этом новом обществе самым ценным товаром становится информация, а прежние экономические и политические ценности - власть, деньги, обмен, производство - стали подвергаться деконструкции.
В постмодернизме господствует всеобщее смешение и насмешливость над всем, одним из его главных принципов стала "культурная опосредовавность", или, если говорить кратко, цитата. "Мы живем в эпоху, когда все слова уже сказаны", - как-то сказал С.С. Аверинцев; поэтому каждое слово, даже каждая буква в постмодернистской культуре - это цитата.
Другой фундаментальный принцип постмодернизма - отказ от истины. Разные философские направления по-разному понимали истину, но постмодернизм вообще отказывается решать и признавать эту проблему.
Постмодернизм был первым (и последним) направлением ХХ в., которое открыто призналось в том, что текст не отображает реальность, а творит новую реальность, вернее даже, много реальностей, часто вовсе не зависимых друг от друга [13, с. 220].
1.3. Основные характеристики «постмодернизма»
С. В. Катаев в своей статье «Праздник методологии: постмодернистские игры в новые смыслы» [14], выделяет 10 характеристик постмодернизма, которые по наполнению и точности определения достаточны для целостного видения картины современного искусства и общества:
1. Многозначность – неоднозначность трактовки на уровне слова, предложения и произведения в целом;
2. Колебания, сомнения, достраивание смысла, неожиданные ассоциации – смысловая неопределенность, непосредственное участие читателя в творческом процессе; отсутствие линейности суждений как способа отношения к миру;
3. Игра – которая заключается сама в себе и проявляется на всех уровнях текста;
4. Деконструкция, в процессе которой происходит лишение объекта прежней конструкции и замена ее новой;
5. Децентрирование лишение структуры центра;
6. Полицентризм – наличие множества центров;
7. Интертекстуальность – взаимопроникновение и смешение текстов;
8. Неопределенность, культ неясностей, ошибок;
9. Фрагментарность и принцип монтажа;
10. Деканонизация – крушение прошлых канонов и стереотипов [14].
Из данного перечня можно сделать вывод, что постмодернизм не создает нового, но разрушает старое, довольствуясь новыми его сочетаниями, привносит дисгармонию, предпочитая анархию и хаос каким бы то ни было целостным системам.
В согласии с этими философскими и эстетическими предпосылками, главенствующими характеристиками произведений постмодернизма становятся незавершённость, игра, ирония, травестия, пастиш, обилие цитат или реминисценций из текстов, относящихся к самым разным культурным эпохам, отказ от строгой концептуальности, как и от строгого композиционного построения ради импровизационного.
И.С.Скоропанова в своей книге «Русская постмодернистская литература: Новая философия, новый язык» отмечает: «Критика верований и доктрин, претендующих на универсализм, монополизм, гегемонизм, сопровождается утверждением новых мировоззренческих ориентиров, нацеливающих на преодоление мирового общецивилизационного кризиса и знаменующих переход к эпохе постмодерна» [15].
Но здесь мы не можем согласиться с этим почти оптимистическим видением постмодернизма как средства к преодолению кризиса и дороги в светлое будущее, свободное от устаревших ценностей, потому что постмодернизм – это и есть сам кризис. Он никак не может помочь исцелению нашего общества и сознания, потому что слово «исцеление» буквально означает восстановление целостности, а разрушение – это обратный процесс. Постмодернизм – это кризис, порожденный утратой этического идеала нашего социума, порожденный утратой мировоззрения, наконец, явившийся следствием большого разрыва между темпами развития культуры духовной и материальной.
Характерная черта постмодернизма — негативизм, «апофеоз беспочвенности» (Л. Шестов). Все, что до постмодернизма считалось устоявшимся, надежным и определенным: человек, разум, философия, культура, наука, прогресс — все было объявлено несостоятельным и неопределенным, все превратилось в слова, рассуждения и тексты, которые можно интерпретировать, понимать и «деконструировать», но на которые нельзя опереться в человеческом познании, существовании и деятельности.
Подводя итог развитию дискуссий в литературе, а отчасти и в философии искусства, известный теоретик постмодернизма Ихаб Хассан выделяет следующие главные принципы и ценности постмодерна:
1. Неопределенности, неясности, пробелы - не только не недостатки, а основные принципиальные установки постмодернистских произведений искусства и философских концепций. Для искусства этот тезис должен иметь такое же принципиальное значение, какое принцип неопределенности Гейзенберга имеет для физики, теорема Гёделя - для логики и математики. Не логическое, монологическое мышление, а "диалогическое воображение" (Бахтин) приобретает в постмодернизме решающий смысл.
2. Следствием является принципиальный фрагментаризм. Это воплощается в недоверии к "тоталитаризирующему синтезу", в склонности к методам коллажа, произвольного монтажа, "вырезок" и "врезок", в склонности к парадоксам, в "открытости разбитого", в акцентировании "разломов", "краев" и т.д.
3. Постмодернизм опровергает все каноны, выступает против всех конвенциональных авторитетов. В литературе это (условно) означает "смерть автора", т.е. прекращение его "отцовской" власти и попечительства над читателем.
4. Постмодернизм возвещает о "смерти субъекта", "опустошает" традиционное Я, которое перестает быть центром мысли и переживания, лишается своей мнимой "глубины".
5. Постмодернизм отстаивает права ирреализма: не все может быть "показано", "изображено", "иконизировано".
6. Ирония - одна из главных постмодернистских установок, подразумевающих игру, иронию, аллегорию как важнейшие подходы литературы и искусства, да и любого вида мыслительного творчества.
7. "Гибридизация" подразумевает смешение, скрещивание привычных жанров искусства, заимствование ("плагиаризм") одними жанрами творческих стилей и методов других жанров.
8. Для характеристики постмодерна используется термин "карнавализация", заимствуемый (как и другие понятия) у М. Бахтина. Имеются в виду "радостная релятивность" вещей и событий, "перспективизм", участие в "сумасшедшей чересполосице жизни", "имманентность смеха" и т.д.
9. С этим тесно связана категория равного "участия в игре", "представлении" авторов и читателей, слушателей.
10. Подчеркивается "конструктивистский характер" творчества (но не в кантовском логикосциентистском и даже не в ницшеанском смысле).
Перечисляя эти признаки, И. Хассан добавляет: взятые вместе, они образуют нечто иррациональное, абсурдное, незавершенное. "Нет альтернативы тому, чтобы понятие постмодерна оставить открытым для истории, хотя сам постмодернизм уже принадлежит истории".
Раздел 2. Основные черты постмодернистского романа в «Любовь и так далее» Дж. Барнса
Джулиан Барнс (Julian Barnes) (Великобритания, 19.1.1946 года) - один из ярких представителей постмодернизма.
Джулиана Барнса по праву можно назвать современным Оскаром Уайльдом, с одной лишь поправкой: если Уайльд опережал свою эпоху, то Барнс появился в самое что ни на есть «нужное время», а именно в пору расцвета постмодернизма – тот период, когда фразы вроде «я вас люблю» звучат избито и банально, поскольку были уже тысячу раз сказаны другими писателями в своих книгах, и, повторенные в тысячу первый раз, уже не способны никого удивить. Ирония, игра с различными литературными стилями, а также образованность и широкий кругозор (Барнс прекрасно знаком не только с английской, но и с французской и русской культурой) писателя пришлись как нельзя кстати в эпоху «утерянной простоты» (по выражению Умберто Эко).
О самом Барнсе известно не многое: в этом плане его книги намного занимательнее, чем биография писателя (в отличии, скажем, от упомянутого выше Уайльда). Родился в 1946-ом году, в 1968-ом окончил оксфордский колледж, работал обозревателем, литературным редактором, телевизионным критиком. В 1980 году под псевдонимом Дэн Каванах написаны первые книги. Затем (уже под своим именем) выходит роман «Метроленд» о взрослении и обретении эмоционального опыта двумя подростками. В 1985 широкую известность Барнсу приносит книга «Попугай Флобера» - роман, эссе, биография, посвященная любимому писателю Барнса Гюставу Флоберу. За известностью следует признание: роман «История мира в 10 с 1/2 главах», в наши дни уже успевший стать классикой постмодернизма, был включен в списки обязательного прочтения многих литературных университетов по всему миру. Десять с половиной глав с совершенно разными сюжетами: от вариации на библейскую тему Всемирного Потопа (рассказанную от лица личинки древоточца) до захвата лайнера арабскими террористами, поначалу кажутся совершенно разрозненными, но по мере прочтения все эпизоды постепенно складываются в единую картину, идейный мотив, что «история бесконечно повторяет себя». Большую популярность у читателей завоевал роман «Как все было» и его последовавшее 10 лет спустя продолжение «Любовь и так далее»: тривиальная история о любовном треугольнике, из-под пера Барнса звучит совершенно по-новому. Повествование попеременно ведется от разных персонажей, у каждого из которых своя версия описываемых в книге событий, авторским ремаркам не остается места, и читатель оказывается «наедине» с героями книги, заодно оказываясь вовлеченным в происходящее. Одна из последних книг писателя называется «Англия, Англия» - роман, где некий бизнесмен покупает маленький остров, чтобы построить на нем миниатюрную копию Англии, со всеми её достопримечательностями, для того чтобы туристы не обременяли себя лишними переездами и хлопотами. Подспудно в книге ставится очень острый вопрос о замене подлинного искусственным.
Благодаря ироничной интонации, утонченному, временами даже циничному стилю повествования, Барнсу удается говорить о важных вещах, не впадая в такие крайности, как сентиментальность, занудство и пафосность. «Я считаю, что моя творческая задача – отражать окружающий мир во всей его правоте и противоречивости» - говорит писатель. Барнс умеет увлекательно написать обо всем, будь то история о сотворении мира или рецепт приготовления яичницы с беконом. Чтобы убедиться в этом, надо просто прочесть одну из его книг. В конце концов, не стоит отказывать себе в удовольствии провести какое-то время за чтением его полных юмора и обаяния произведений.
Близкий друг Барнса американский прозаик Джей Макинерни сравнивает писателя с антрепренером, который всякий раз начинает дело с нуля: “Джулиан никогда не использует снова тот же узнаваемый голос… Опять и опять он изобретает велосипед”. Барнс одинаково умело работает с малыми (рассказ, эссе) и большими (роман) повествовательными формами, а темы, интересующие писателя, идут от таких глобальных проблем, как сотворение мира, человеческие взаимоотношения, политическая ситуация в Восточной Европе, до проблемы приготовления бутерброда, по выражению Стаут. Сам писатель объясняет разнообразие жанров и затрагиваемых им проблем следующим образом: “Я считаю, что моя творческая задача — отражать окружающий мир во всей его полноте и противоречивости” [16].
Сформулированная таким образом творческая задача не нова для английской литературы. Еще в конце XIX века, когда доминирущим художественным методом был реализм, в Англии возникла “полемика о реализме”, дискуссия об “искренности в английской литературе”, основной вопрос которой состоял в том, насколько существующий художественный метод отражает действительность, а проще говоря — насколько “реален” реализм. Роман викторианский — основной в английской прозе XIX столетия — как будто бы воссоздавал действительность, но на самом деле строился на строго определенном наборе клише и выверенных формул, и его связь с окружающим миром была более чем зыбкой. Попыткой воссоздания “истинной” реальности стала художественная практика английских модернистов — Джеймса Джойса, Вирджинии Вулф и других, предложивших новую повествовательную технику, отражающую многообразие мира. Однако постмодернизм не подхватил эту эстафету. Постмодернисты, убежденные в непознаваемости действительности, решили, что литература должна ориентироваться не на реальность, а на другие тексты. Римейки классических произведений, бесконечные текстовые игры адептов этого направления уже успели надоесть читателю. В постмодернистском контексте современной литературы слова Барнса, определяющие цель его творчества, приобретают очень актуальное и даже злободневное звучание. Такая позиция писателя, живо интересующегося проблемами современности и человека в ней, усложняет его отношения с постмодернизмом, многие положения которого он разделяет, но в то же время делает его автором, чрезвычайно привлекательным для самой широкой читательской аудитории. Большую популярность у читателей завоевал роман «Как все было» (1991) и его последовавшее 10 лет спустя продолжение «Любовь и так далее»: тривиальная история о любовном треугольнике, из-под пера Барнса звучит совершенно по-новому. Повествование попеременно ведется от лица разных персонажей, у каждого из которых своя версия описываемых в книге событий, авторским ремаркам не остается места, и читатель оказывается «наедине» с героями книги, вовлекается в происходящее.
Информация о работе Особенности постмодернистского романа на материале произведений Дж. Барнса