Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:33, курсовая работа
Цель работы – изучить основные особенности постмодернистского романа на материале произведений Дж. Барнса «Love, etc.» и «Talking it over».
Цель обуславливает постановку конкретных задач:
● рассмотреть сущность понятия «постмодернизм»;
● изучить историю развития постмодернизма;
● описать его специфику в сравнении со смежными понятиями;
Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Общая характеристика постмодернизма…..……………...………….5
1.1. Сущность понятия «постмодернизм»……………………………………….5
1.2. Специфика постмодернизма в сравнении со смежными понятиями…....12
1.3. Основные характеристики «постмодернизма»……………………………19
Раздел 2. Основные черты постмодернистского романа в «Любовь и так далее» Дж. Барнса…………………………………………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы…………………………………………33
Постмодернизм выражает самим фактом своего существования одну из универсальных тенденций развития культуры, поэтому позиция философов, признающих в целом, несмотря на деконструктивизм, позитивность постмодернизма, представляется нам наиболее перспективной.
Во-первых, безусловно, положительным в постмодернизме является его обращение к философскому осмыслению проблемы языка. Для философии XX в., по-прежнему занятой проблемой поиска «подлинного» человеческого бытия, было характерным пристальное внимание к языку, понимание его основополагающей роли в культуре, а не только как средства передачи “идей”. В связи с этим появляются лингвистически ориентированные варианты герменевтики, аналитическая философия. Интерес к языку и символу стал основанием метода структурного языкознания (Ф. Соссюр), социологии языка (Э. Сепир, Б. Уорф), превращения сферы бессознательного в особого рода организованный язык (Ж. Лакан), обнаружение символов-архетипов коллективного бессознательного (К. Юнг, неофрейдизм), трактовка языка как голоса бытия (М. Хайдеггер), открытие в языке шифров изначального смысла бытия (К. Ясперс) и др.
Во-вторых, позитивность постмодернизма заключается в его обращении к гуманитарным корням философии: литературному дискурсу, нарративу, диалогу и т.д. Виднейшие представители постмодернизма ставят своей целью помочь читателю понять текст, раскодировать знаки, раскрыть и по-своему осмыслить авторские идеи. Например, философия для Ж. Деррида является центром, объединяющим гуманитарные науки и искусство в единую систему. Так постмодернизм подчеркивает тесную связь литературы и философии.
В-третьих, положительным в постмодернизме является его приоритетное отношение к проблеме сознания. В этом плане постмодернизм находится в русле развития всей современной мировой философии, рассматривающей проблемы когнитивной науки (включая и когнитивную психологию), и модную тему искусственного интеллекта, и вопросы, связанные со средствами массовой информации, вне которой сложно представить сегодня жизнь человека.
В-четвертых, отказ от традиционных ценностей в постмодернизме имеет, кроме отрицательных, позитивные моменты. Разрушение рациональных стандартов происходит ради признания многообразия современных проектов жизни, научных концепций, социальных взаимоотношений.
Радикально новые философские течения ХХ века, провозгласившие отрицание и разрушение старого, которые нашли свое выражение в искусстве (футуризм, модернизм, авангард, кубизм, сюрреализм и т. д.), очень быстро изжили себя, потому как ничто по сути своей негативное не имеет механизмов внутреннего развития и быстро исчезает. Произведение искусства живет и не стареет только в том случае, если оно созвучно человеческому стремлению к добру и служит его духовному совершенствованию.
Вероятно, постмодернизм стоит на том же пути, потому как это «искусство, сознательно отвергающее всякие правила и ограничения, выработанные предшествующей культурной традицией» [7]. В постмодернистском тексте неизменно присутствуют различные способы создания эффекта преднамеренного повествовательного хаоса, фрагментированного дискурса о восприятии мира как разорванного, отчужденного, лишенного смысла, закономерности и упорядоченности.
1.2. Специфика постмодернизма в сравнении со смежными понятиями
В первую очередь постмодернизм отталкивается, естественно, от модернизма (постмодернизм и означает - "все, что после модернизма"). Возникший как антитеза модернизму, открытому для понимания лишь немногим [8], постмодернизм, облекая всё в игровую форму, нивелирует расстояние между массовым и элитарным потребителем, низводя элиту в массы (гламур). Отличие постмодернизма от модернизма состоит в следующем:
Сравнительная таблица по Ихабу Хасану
модернизм | постмодернизм |
закрытая замкнутая форма | открытая разомкнутая антиформа |
цель | игра |
замысел | случай |
иерархия | анархия |
мастерство/логос | исчерпывание/молчание |
предмет искусства/ законченное произведение | процесс/перфоманс/хеппенинг |
дистанция | участие |
творчество/тотальность/синтез | деконструкция/антисинтез |
присутствие | отсутствие |
центрирование | рассеивание |
жанр/границы | текст/интертекст |
семантика | риторика |
парадигма | синтагма |
метафора | метонимия |
селекция | комбинация |
корни/глубина | ризома/поверхность |
интерпретация/толкование | противоинтерпретация/ неверное толкование |
означаемое | означающее |
чтение | письмо |
повествование/большая история | антиповествование/малая история |
основной код | идиолект |
симптом | желание |
тип | мутант |
фаллоцентризм | полиморфность/андрогинизм |
паранойя | шизофрения |
истоки/причины | различие/следствие |
Бог-Отец | Святой дух |
метафизика | ирония |
определенность | неопределенность |
трансцендентное | имманентное |
Сравнительная таблица по Брайнину-Пассеку [9]
модернизм | постмодернизм |
Скандальность | Конформизм |
Антимещанский пафос | Отсутствие пафоса |
Эмоциональное отрицание предшествущего | Деловое использование предшествующего |
Первичность как позиция | Вторичность как позиция |
Оценочность в самоназвании: «Мы — новое» | Безоценочность в самоназвании: «Мы — всё» |
Декларируемая элитарность | Недекларируемая демократичность |
Преобладание идеального над материальным | Коммерческий успех |
Вера в высокое искусство | Антиутопичность |
Фактическая культурная преемственность | Отказ от предыдущей культурной парадигмы |
Отчетливость границы искусство-неискусство | Всё может называться искусством |
Постмодернизм как современное мироощущение можно сравнить с модернизмом, который также в свое время возник как своеобразный протест против действительности и создал новые направления в философии и искусстве. Уже сами названия «постмодернизм» и «модернизм» нацеливают на сопоставление, чтобы выяснить точки соприкосновения и определить характер связи этих понятий. В искусстве модернизм традиционно понимался как художественное направление конца XIX–начала ХХ века. Иногда рассматривают понятие «модернизм» в двух смыслах. В широком смысле модернизм подразумевает эпоху Нового времени, в узком смысле – это рубеж XIX-XX веков. Мы понимаем модернизм как художественное направление конца XIX–начала ХХ века, охватывающее все сферы культуры и ориентированное на синтез религиозных, философских и искусствоведческих идей. Модернизм создал идею единой религии, основанную на синтезе оккультизма, мистики и христианства, единого искусства, единой философии. Как феномен в философии модернизм понимается как идеологическое течение в европейской философии, направленное на преобразование и обновление. Термином «постмодернизм» мы обозначаем направление в современной культуре и одновременно современную культурную эпоху.
Проблема соотношения модернизма и постмодернизма не решается в философии однозначно. Некоторые сторонники близости модернизма и постмодернизма считают, что основные концептуальные положения постмодернизма сформировались благодаря нежизненности модернизма.
Концепции современного постмодернизма доказывают развитие и трансформацию культуры модернизма, сущность которого остается неизменной при многообразии интерпретаций его идей. С этой точки зрения, постмодернизм является переходным типом культуры, возникшим на модернистской основе и использующим её язык и понятия. Поэтому не стоит рассматривать постмодернизм как полную ревизию наследия предыдущих эпох, это может привести к искажению видения не только прошлого, но и будущего.
Нужно отметить необходимость терминологического и концептуального различения постмодерна и постмодернизма. Под постмодерном понимается состояние культуры, в то время как постмодернизм выступает как своего рода рефлексия по поводу этого состояния. В своей статье «Эпистемологические импликации постмодерного состояния» Фурс обращает внимание, что под постмодернизмом можно понимать сознательно проводимую стратегию в первую очередь в сфере этического, в то время как постмодерн представляет собой состояние культуры, «в котором в последней трети века фактически оказывает агент культурных практик». [10, с. 15-19]
Постмодерн выступает как завершение эпохи модерна, которая в философии начинается с радикального сомнения Декарта и завершается постметафизической философией двадцатого века, т.е. охватывает две трети XX столетия. Модерн начинается со своеобразного конституирования «Я» как непосредственной достоверности (единственное, в чем я не могу усомниться, то, что я мыслю) и приходит к идее «смерти Бога», что, собственно говоря, и означает стремление к преодолению метафизики. Именно идея Бога и выступала фундаментом метафизической философии, стремившейся найти абсолютные основания существующего. Таким образом, возникает философия экзистенциализма, обращающаяся к конкретному человеческому существованию. Фурс выделяет три основных направления постметафизической философии экзистенциально-
Постмодерн характеризуется как «состояние изжитости» установок модерна. В постмодерне возникают такие идеи, как «смерть человека» и «смерть истории». Впервые эти идеи появляются в структурализме, скорее всего идея «смерти человека» является своего рода продолжением или следующей ступенькой идеи «смерти Бога». Речь идет о децентрированности субъекта и его сознания, так как на месте субъекта находится другой центр, говорящий и структурирующий сознание, в связи с чем можно говорить о том, что концепция разума окончательно развенчана. Так, Лакан выдвигает идею, что в бессознательном, т.е. инстинктах, и находится голос подлинного человека, который лишь необходимо услышать. Фуко же пишет, что человека, по сути, создает набор структур, которые человек, хотя и может описывать, но субъектом он уже не является.
История также не создается человеком, что подтверждает тезис о том, что человек не может быть творцом языка, возникшего тысячи лет назад, система которого так, и не понята. Таким образом, происходит поворот от модели сознания к модели языка. Человек существует внутри языка, где вынужден сообщать свои слова и мысли.
В постмодерне происходит не только обращение к модели языка, но в связи с этим изменяется и статус знания. Как отмечает Жан-Франсуа Лиотар, знание перестает быть самоцелью, а отношение к нему стремится приобрести стоимостную форму. Знание, по Лиотару, уже является и будет в форме информационного товара важнейшей ставкой в мире соперничества за власть.
В рамках обращения к языку, характеризуя состояние постмодерна, рассматривается и такой феномен, как языковые игры. Людвиг Витгенштейн писал о языковых играх, считая, что различные категории высказываний должны поддаваться наименованиям по правилам, определяющим их свойства и соответствующее им употребление. Лиотар отмечает несколько аспектов языковых игр: их правила составляют предмет соглашения между игроками, если нет правил то не может быть и игры, а изменение правила изменяет и саму природу игры.
Языковые игры описываются им как необходимый для существования общества минимум связи. Человек же находится в «пунктах», через которые проходят сообщения разного характера. Иными словами, через человека постоянно проходит информация, которая его позиционирует (речь идет о позиции отправителя, т.е. произносящего высказывание, получателя, к которому обращено высказывание, или референта, т.е того, о чем говорит высказывание) [11, с. 97-99].
Как постмодерн следует за эпохой модерна, так и постмодернизм приходит на смену модернизму. Модернизм, как уже следует из самого названия, есть стремление к новому, современному. Новаторство в модернизме возводится в квадрат, никакая другая эпоха не выказывала такого необузданного стремления к новаторству, как эта. Открытие нового тут неизменно связано со скандалом, с желанием шокировать воспринимающего. Но однажды модернизм приходит к тому моменту, когда идти дальше уже некуда. И стремление к новому приходит в итоге, как отмечает Умберто Эко, к дырке в холсте или даже к чистому холсту, на чем модернизм себя и исчерпывает, т.к. дальше уже действительно идти некуда, ведь что может быть за чистым холстом? Таким образом, модернизм вырабатывает своеобразный метаязык, который описывает невозможные тексты.
Информация о работе Особенности постмодернистского романа на материале произведений Дж. Барнса