Особенности постмодернистского романа на материале произведений Дж. Барнса

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2012 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – изучить основные особенности постмодернистского романа на материале произведений Дж. Барнса «Love, etc.» и «Talking it over».
Цель обуславливает постановку конкретных задач:
● рассмотреть сущность понятия «постмодернизм»;
● изучить историю развития постмодернизма;
● описать его специфику в сравнении со смежными понятиями;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
Раздел 1. Общая характеристика постмодернизма…..……………...………….5
1.1. Сущность понятия «постмодернизм»……………………………………….5
1.2. Специфика постмодернизма в сравнении со смежными понятиями…....12
1.3. Основные характеристики «постмодернизма»……………………………19
Раздел 2. Основные черты постмодернистского романа в «Любовь и так далее» Дж. Барнса…………………………………………………………….. 23
Заключение……………………………………………………………………… 31
Список использованной литературы…………………………………………33

Работа содержит 1 файл

курсовая 3.doc

— 180.00 Кб (Скачать)


2

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ТАВРИЧЕСКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. В. И. ВЕРНАДСКОГО

 

Кафедра английской филологии

 

 

 

Коваленко Яна Евгеньевна

 

ОСОБЕННОСТИ ПОСТМОДЕРНИСТСКОГО РОМАНА НА МАТЕРИАЛЕ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЖ. БАРНСА

 

 

Курсовая работа

Специальность – Английский язык и литература

Курс – 4

Группа – 42

Научный руководитель – к. ф. н. доцент Мазина Е. Н.

Оценка:

 

 

 

 

 

Симферополь 2011

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

Раздел 1. Общая характеристика постмодернизма…..……………...………….5

1.1. Сущность понятия «постмодернизм»……………………………………….5

1.2. Специфика постмодернизма в сравнении со смежными понятиями…....12

1.3. Основные характеристики «постмодернизма»……………………………19

Раздел 2. Основные черты постмодернистского романа в «Любовь и так далее» Дж. Барнса……………………………………………………………..    23

Заключение……………………………………………………………………… 31

Список использованной литературы…………………………………………33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Настоящая работа посвящена изучению проблемы особенностей постмодернизма на материале произведений Джулиана Барнса «Love, etc.», «Talking it over».

Актуальность. Постмодернизм является последним на сегодняшний день литературным, философским и культурным течением или свертечением. Его исследование стало объектом серьёзных  академических штудий в середине 80-х годов 20го века. Изучение истоков и сущности этого течения, его основных принципов и тенденций развития составляет важную часть современного литературоведения.

В числе малоизученных и актуальных проблем, требующих всестороннего освещения, - вопрос о формах и степени влияния постмодернизма на мировоззрение писателей конца XX – начала XXI века и художественный мир их произведений.

Новизна работы состоит в попытке рассмотреть особенности произведений  «Love, etc.» и «Talking it over» Дж. Барнса как постмодернистских романов в английской литературе.

Цель работы – изучить основные особенности постмодернистского романа на материале произведений Дж. Барнса «Love, etc.» и «Talking it over».

Цель обуславливает постановку конкретных задач:

● рассмотреть сущность понятия «постмодернизм»;

● изучить историю развития постмодернизма;

● описать его специфику в сравнении со смежными понятиями;

● выявить основные характеристики постмодернистских романов;

● проанализировать романы английского писателя Джулиана Барнса «Love, etc.» и «Talking it over».

Объект исследования – основные принципы постмодернизма, предмет – специфика проявления черт постмодернизма в романах Дж. Барнса «Love, etc.» и «Talking it over».

В данной работе используются следующие подходы:

      логический подход создает общий взгляд на данное понятие и сравнивает его с другими;

      типологический подход исходит из принципа необходимости обобщения конкретного литературного материала, которое позволило бы шире и глубже охарактеризовать движение термина на различных исторических этапах, равно как и те специфические особенности, которые проявляются в литературе различных стран;

        исторический метод направлен на изучение того, как данный термин возник, какие этапы в развитии проходил и чем он стал в своём зрелом виде.

              Материалоисследованием послужили романы Джулиана Барнса ««Love, etc.», «Talking it over».

              Структура исследования. Курсовая работа стоит из введения, двух разделов, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1. Общая характеристика постмодернизма

 

1.1. Сущность понятия «постмодернизм»

Постмодернизм – одна из кардинальных и актуальных проблем как современной интеллектуально-духовной и художественной культуры, так и исследовательской мысли [1]. Теме постмодернизма посвящены исследовательские работы таких отечественных ученых, как Л.Б. Андреев,  А. Генис, Д.В. Затонский, А.М. Зверев, И.П. Ильин, Н. Б. Маньковская, Н.Т. Рымарь, Н. А. Соловьева, А. Якимович и других. 

Существует множество подходов к толкованию данного понятия, и в самом широком смысле постмодернизм обозначает глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, всю сумму культурных настроений и философских тенденций [2].

1) В широком понимании постмодернизм — это механизм смены одной культурной эпохи другой, который всякий раз приходит на смену авангардизму (модернизму) («Постмодернизм — это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить, иронично, без наивности») (Умберто Эко)           [3, с. 40].

2) Постмодернизм как итог политики и идеологии неоконсерватизма, для которого характерен эстетический эклектизм, фетишизация предметов потребления и другие отличительные черты постиндустриального общества (Юрген Хабермас, Дениэл Белл и Зигмунт Бауман).

3) Постмодернизм — общий культурный знаменатель второй половины XX века, уникальный период, в основе которого лежит специфическая парадигмальная установка на восприятие мира в качестве хаоса — «постмодернистская чувствительность» (В. Вельш, И. Хассан, Ж.-Ф. Лиотар).

4) Постмодернизм — самостоятельное направление в искусстве (художественный стиль), означающий радикальный разрыв с парадигмой модернизма (Г. Хоффман, Р. Кунов).

5) По мнению же X. Летена и С. Сулеймена, постмодернизма как целостного художественного явления не существует. Можно говорить о нём как о переоценке постулатов модернизма, но сама постмодернистская реакция рассматривается ими как миф.

6) Постмодернизм — эпоха, пришедшая на смену европейскому Новому времени, одной из характерных черт которого была вера в прогресс и всемогущество разума. Надлом ценностной системы Нового времени (модерна) произошёл в период Первой мировой войны. В результате этого европоцентристская картина мира уступила место глобальному полицентризму (Х. Кюнг), модернистская вера в разум уступила место интерпретативному мышлению (Р. Тарнас).

Появление постмодернистской парадигмы связывается с кризисом мировоззрения человечества, пережившего в 20 веке серию мировых катастроф и подошедшего к грани самоуничтожения.

Понятие постмодернизма также служит для обозначения:

1) нового периода в развитии культуры;

2) стиля постнеклассического научного мышления;

3) нового художественного стиля, характерного для различных видов современного искусства;

4) художественно-эстетической системы, сложившейся во второй половине     20 века;

5) теоретической рефлексии на эти явления (в философии, эстетике).

Как пишет А. М. Подшибякин в работе «Текст, значение, смысл: постмодернизм как игра» [4, 194-195], постмодернизм – это, прежде всего, новый тип культурфилософской рефлексии, появившийся как следствие осмысления кризиса в западной культуре ХХ века. С крушением модернизма всё острее чувствуется нежизнеспособность прежних методов философствования. Создавая новую основу для философии, теоретики постмодернизма изначально исходили из задачи полного отказа от прежних культурфилософских установок. И, прежде всего, это отказ от истины. Вместо истины постмодернизм провозглашает «след» или «ареал истинности», и как следствие этого неприятие категории Сущность, вместо которой вводится понятие Игра Случая. Главным понятием в философии, становится понятие анархии и иронии. В искусстве же доминирует пастиш и пародия как умелая переработка текстов прошлого. Само понятие текста подвергается глобальному переосмыслению: текст теперь не отображение реальности, а метод конструирования новой — гипервиртуальности.

Если модернизм пытался создать единый мир, то постмодернизм создает плюралистическое пространство, в котором возможны любые интерпретации и толкования. Толкования всегда осуществлялись через языковые априорные формы в культуре. Язык всегда довлеет над культурой, и задаёт параметры её развития.

В постмодернизме язык выступает тем базисом, на основе которого и возможно согласование различных мнений и гипотез. Только через язык можно сблизить различные по смыслу культурологические концепции. Текст, Значение, Смысл, Знак, Символ — вот основные категории философии языка в постмодернизме. Если и будет создан «новый мир субъект — субъектных отношений» как обещают теоретики постмодернизма, то его описание станет возможно только через Текст.

Не являясь реальностью, текст создает иную — виртуальную реальность, со временем меняется сам Смысл, что делает текст бесполезным для толкования.

Постмодернизм как направление в литературах стран Западной Европы и США, сложилось под сильным воздействием философских концепций 70-х годов 20 в., которые обосновывали взгляд на новейший период истории как на время "постсовременности". Согласно А. В. Звереву, в новейший период истории происходит отказ от "вертикали", т.е. от концепций, притязающих на универсальный охват и толкование реальности как целостного феномена, подчинённого определённым законам. Осознание принципиальной разнородности, "невыстроенности" мира создаёт ситуацию, когда «выбор заменяется сопоставлением бесчисленных возможных интерпретаций любого явления социальной и духовной жизни. Их сумма признаётся более предпочтительным и аутентичным подходом к действительности, чем попытки её концептуальной интерпретации, заведомо неполной и условной» [5, с. 329].

Эстетика постмодернизма подчинена игровому началу, полемичному по отношению к любой концептуальной структуре, будь то миметический принцип искусства, отвечающий эстетике реализма, или концепция модернизма, которой приписывается универсальное значение. Для эстетики постмодернизма ключевое значение приобретает понятие текста, который должен опровергать собственные претензии, как и притязания любых других текстов, на воплощение строго определённого значения. Тексту постмодернизма присущ элемент пародийности, объектом которой должен становиться он сам. Культура в целом рассматривается как потенциально бесконечная совокупность текстов, причём смысл любого из них проявляется только через другие тексты. Все они являются "ацентричными", т.е. намеренно лишёнными главенствующей истины, иллюстрацией которой служило бы их содержание; во всех преобладает идея неопределённости, неуверенности, корректирующей иронии, фрагментарности - это только версии, ни одна из которых не стремится стать окончательной и неоспоримой.

Ирония занимает особое место в постмодернизме. «Ирония – постоянное самопародирование, притворство. Уход в иронию – попытка вырваться из пространства общезначимости, нормы, повседневности в мир чистой свободы», утверждает А. А. Грицанов [6, с. 579].

Кроме того, в тексте, независимо от намерений его создателя, обязательно присутствуют смыслы, перешедшие из других текстов или осознанно заимствованные из них ("интертекстуальность"), так как культура может органически развиваться лишь при условии постоянного соположения её ценностей, непрерывающегося диалога.

Отношение к постмодернизму противоречиво. Большинство философов признают постмодернизм в качестве своеобразного культурного направления и находят его основные принципы и положения характерными для современной эпохи. Постмодернизм рассматривают как современную историческую эпоху культуры, которая в широком смысле понимается как «глобальное состояние цивилизации последних десятилетий, вся сумма культурных настроений и философских тенденций», как иная форма культурного сознания. В этом определении постмодернизма усматриваются попытки установить его связь с предшествующими философскими направлениями. Например, идея Н.С. Автономовой о преемственности постмодернизмом сначала романтизма конца XVIII начала XIX в., затем модернизма главенствовавшего в культуре в конце XIX–начале XX вв. Действительно, для этого есть основания, поскольку основные проблемы постмодернизма и его своеобразный нигилизм можно обнаружить в философских учениях, начиная с античности и вплоть до западноевропейского иррационализма ХIХ-ХХ вв.

Другие мыслители высказывают полное неприятие постмодернизма, определяя его как вирус культуры, «декадентство», «историческую немощь», усматривая в постмодернизме очередной призыв к имморализму и разрушению любых этических систем. Его оценивают как «распад сознания», «вырождение социологии», «научный миф», «химеру», «повседневный апокалипсис», «гипермодернистскую агрессию», «фантасциентем», «прогресс к смерти»; постмодернисты – «настоящие «подпольщики» в моральной сфере, наслаждающиеся свободой от обычной человеческой нравственности...» и т.д. Отрицая законы и осуждая существующие общественные системы, постмодернизм угрожает всем политическим системам. Создаваемые постмодернизмом новые формы искусства, шокируя своим вещизмом, эпатируют общество. Постмодернизм часто воспринимается как антипод культуры гуманизма, как контркультура, отрицающая запреты и границы, культивирующая пошлость.

Сторонники такого взгляда на постмодернизм не воспринимают его как серьезную попытку создать нечто новое по отношению к академической философии. Постмодернистскую культуру нередко сравнивают с культурой поздней античности, с ее настроением «конца истории», когда все уже высказано до конца и исчезла почва для новых, оригинальных идей.

Информация о работе Особенности постмодернистского романа на материале произведений Дж. Барнса