Основные этапы жизни и творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 21:37, реферат

Описание работы

Поэт не писал воспитаний и не вел дневника. Рукописи его пьес утеряны. Те немногие клочки бумаги, на которых сохранилось несколько строк, написанных рукой самого Шекспира, или просто стоит его подпись, считаются редчайшими историческими ценностями. Вообще жизнеописаний в те времена удостаивались лишь царственные особы. Жанр биографии начал развиваться в Англии лишь четверть века спустя после смерти Шекспира. Серьезное изучение жизни поэта началось в XVII веке.

Содержание

1. Введение.

2. Основная часть.

а) Детство и юность.

б) Жизнь Шекспира в Лондоне. «Глобус».

в) Периоды творчества. Сонеты.

г) Исторические хроники и комедии первого периода.

д) Трагические пьесы второго периода.

е) Третий период - романтический.

ж) Последние годы жизни.

3. Заключение.

4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экзамен по Литературе.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

   Гуманистический идеал воплощается в образе  Корделии.  В отличие от  своих лицемерных  сестер,  она искренна и правдива,  не  испытывает  страха  перед деспотическим нравом  своего отца и  говорит ему  то, что  думает. Несмотря на сдержанность в проявлении чувств, Корделия по–настоящему любит отца  и мужественно   принимает его немилость. Впоследствии,  когда  Лир, пройдя  через  суровые испытания,   обрел  человеческое  достоинство и чувство справедливости, Корделия    оказалась рядом с ним. Эти два прекрасных человека  гибнут  в жестоком обществе.  

        В  отношении  психологических   характеристик в «Короле Лире»   особенно  рельефно выступает  излюбленное  Шекспиром  противопоставление внешности и сущности человека. Корделия  сначала  кажется  суховатой  и черствой, что  совсем  не соответствует ее натуре,  охарактеризованной  в самом  ее имени (от латинского cor,cordis- сердце). Злые  сестры  очень красивы. Имя «Гонерилья» происходит от имени «Вера»,  богиня красоты; имя «Регана»  перекликается  с латинским  словом  regina -  королева (есть, по видимому,  что-то царственное  в ее внешности).

       В конце  трагедии  добро  побеждает зло. Королем становится благородный Эдгар.

       Этот беспечный и доверчивый  юноша в трудных испытаниях  становится  твердым и  мудрым  человеком.  Он,  несмотря  на  грозящую  ему  самому  опасность,  не покидает  слепого отца  в несчастье, становится  его  поводырем, а в  конце   трагедии, в поединке против  предателя-брата,  мстит за поруганную справедливость.

          Для трагедии Шекспира  характерно  глубокое проникновение в историческую суть трагических противоречий  своего времени. В драматургии Шекспира  удивительно правдиво  отражены социально-политические конфликты  эпохи Возрождения. Глубочайшие  изменения в жизни  связаны  с гигантским  переломом в истории,  когда на смену феодализму  шел новый  буржуазный  строй,  -  вот основа  трагического у Шекспира. Историзм Шекспира  - в постижении  главных тенденций  реальной  борьбы,   развертывающейся  между  старым и  новым,  в раскрытии  трагического  смысла  социальных  отношений  того  времен.

         Согласно средневековой идее, трагедия  могла произойти с людьми  высокого  положения, живущими  в счастье  и забывающими о  могуществе  проведения. Такие люди  подвержены  капризам фортуны независимо  от их  характера,  от их достоинств и  недостатков. Само  их высокое положение   являлось причиной гордыни, поэтому катастрофа  была всегда близка. По средневековым  представлениям, фортуна  обрушила несчастья  на человека   совершенно неожиданно  и  беспричинно. Средневековая  концепция  трагического исходила не из  характера человека и его  столкновения  с судьбой,  а из  веры  во  всемогущество   внеличных сил. 

           Трагическое у Шекспира  свободно  от идеи  фатализма, рока. И хотя  его герои ссылаются и на бога, и на фортуну, Шекспир показывает, что люди  действуют, исходя  из своих желаний и воли, но на пути  сталкиваются с жизненными  обстоятельствами,  т.е. с волей и желаниями других  людей, выражающих личные, общественные и государственные интересы. Из столкновения  между самими людьми, которые представляют  общество  и человечество, проистекают и победы, и поражения.

         Конфликт в трагедиях Шекспира  крайне напряженный, острый и непримиримый, и развертывается он как столкновение двух  антагонистических сил.  На переднем  плане -  борьба  двух  сильных героев, воплощающих разные характеры, разные жизненные принципы и взгляды, разные страсти.  Гамлет и Клавдий,  Отелло и Яго, Лир и Гонерилья, - вот  эти вступившие в схватку  противоположные характеры. Но благородный  герой  Шекспира  борется  не только против  какого–то  индивида – антагониста, он  вступает в борьбу  со всем миром  зла.  Эта  борьба  раскрывает  лучшие  духовные  возможности  героя,  но она  вызывает  также  и дурное. Борьба  идет  одновременно и в душе  самого героя. Герой  мучительно  ищет истины, правды,  справедливости;  подлинно  трагическими оказываются  душевные страдания  героя  при виде бездны зла, открывающейся  перед ним; но и сам герой в поисках  правды  где–то  совершает ошибку, когда–то  соприкасается со злом, скрывавшимся  под   личиной добра,  и тем самым ускоряет  трагическую развязку. Действия  трагических  героев  Шекспира, людей  выдающихся, влияют на все общество. Герои настолько значительны, что  каждый  из них – это целый мир. И гибель  этих героев потрясает всех.

           Шекспир  создает большие и сложные  характеры деятельных и сильных людей, людей  разума  и больших страстей,  доблести и большого достоинства. В трагедиях  Шекспира  утверждается  ценность человеческой  личности, неповторимость и индивидуальность  характера  человека, богатство  его внутреннего мира. Жизнь человеческой души, переживания, страдания, внутренняя  трагедия  человека интересуют Шекспира,  прежде всего. И в этом сказалось его новаторство  в области  трагического.  Изображение  внутреннего мира героев  настолько глубоко  раскрывает их  человечность, что вызывает  восхищение и глубокую симпатию к ним.

         Целый ряд героев Шекспира - Макбет, Бут, Антоний («Антоний и Клеопатра») – виновны в своей трагедии. Но  представление о виновности  несовместимо  со  многими благородными героями. В том, что гибнут юные Ромео и Джульетта,  виновато общество, враждебное  искренним  и цельным  человеческим чувствам. У Гамлета, Отелло, короля  Лира  были ошибки и заблуждения,  которые  не меняли  нравственной основы  их  благородных характеров, но в мире зла и несправедливости  вели  к трагическим последствиям. Только  в этом  смысле  можно говорить  об их «трагической вине».  Вместе с этими героями страдают и гибнут  совершенно чистые натуры, такие, как Офелия, Корделия, Дездемона.

           В вызванной катастрофе  погибают и  действительные виновники зла, и те, кто нес на себе «трагическую вину», и те, что был совершенно не виновен. Трагизм  у Шекспира  был далек от той  «поэтической справедливости», которая  заключалась  в нехитром  правиле: порок наказан, доблесть торжествует. Зло,  в конце концов,  наказывает само себя, но добро переживает трагические страдания, неизмеримо больше, чем того заслуживала ошибка героя.

          Характеры злодеев в пьесах  Шекспира  также отличаются  индивидуальностью. У них есть воля, ум, которые активно служат коварным и честолюбивым замыслам. Зависть, злоба и ненависть- главное  в характере злодеев. Но Шекспир  не старался  представить  их исчадием ада. Злодеи – тоже люди, но в силу разных причин утратившие  человеческое.

         Шекспир выразил гуманистическую веру в доброту и благородство человека,   его неукротимый дух и творческую энергию. Он утверждал человеческое  достоинство и величие человеческих свершений. Из всех катастроф и бед человеческая  натура выходит непобежденной.

         Шекспир был новатором и в сюжетно – композиционной структуре трагедии.  В шекспировских трагедиях появлялась вторая сюжетная линия.  Сюжетные побочные линии создают впечатление многогранности жизни и широкого охвата действительности. 

е) Третий период –  романтический. 

       В последний, третий, период  творчества (1608 – 1612) Шекспир  остается, верен  идеалам  гуманизма,  хотя иллюзий  относительно гуманизма  нового  капиталистического уклада у  него уже не было. Не найдя  воплощения  в жизни,  идеалы гуманизма  в творческой фантазии  Шекспира обрели форму мечты о будущем, о прекрасном  новым  мире.  Эта  мечта, в  действительности, воплощалась в форме фантастических элементов и аллегорий, характерных для  творчества Шекспира последнего периода.

       «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка»,  «Буря» представляют новое эстетическое  качество. В них  сливаются   жанровые  черты  трагикомедии,   пасторальной драмы и аллегории. 

           В трагикомедии «Цимбелин» (1609 – 1610) жестоким  нравам двора, где царят  злобная  королева и ее развратный сын Клеон, противопоставлен  приют Белария и его двух воспитанников  - сыновей короля.  Смелая  и решительная, искренняя и чистая Имогена бежит  от двора  в лесной приют Белария, где  люди не знают  ни денег, ни законов, ни религий, живут тем, что дает  им природа,  в атмосфере добрых, братских чувств. Воспитанные Беларием  юные  принцы Арвираг и Гвидерий становятся героями, избавившими  родину от  нашествия римлян. Имогена находит  успокоение  в приюте Белария, но она не может устраниться от общества и возвращается  ко двору своего отца короля Цимбелина.

         Мечты Шекспира о справедливом обществе выражены в фантастическом сюжете трагикомедии «Буря». Высадившийся на острове после кораблекрушения Гонзало мечтает устроить здесь все иначе,  чем в Неаполитанском  королевстве. Он  хочет упразднить чиновников и судей, уничтожить бедность и богатство, отменить наследственные права и огораживание земель. Таким образом, Гонзало стремится к искоренению того зла, которое господствует  в несправедливом обществе. Однако Гонзало высказывает и наивные пожелания: отменить торговлю, науку и труд и жить только тем, что дает сама природа.

        Утопические мечты Гонзало противостоят реальному обществу, где совершаются злодеяния. Двенадцать лет назад  в Милане власть захватил Антонио, изгнав законного герцога, своего брата Просперо. Просперо вместе с дочерью Мирандой оказываются на острове,  населенном фантастическими существами. Однако и здесь царит зло. Уродливый дикарь Калибан, чудовище, рожденное ведьмой, воспользовавшись  доверием Просперо, сделавшего для него много доброго, задумал обесчестить Миранду. Волшебник Просперо покоряет Калибана, воплощающего власть темных инстинктов, и вершит добрые дела с помощью доброго духа воздуха Ариеля.

          В пьесе развивается конфликт между добром и злом. Образ   Ученого – гуманиста Просперо – воплощение  доброго разума и его благотворного воздействия на людей.

        Мудрый Просперо преображает людей, делая их разумными и прекрасными. Мирандра восклицает:

          

                                   …О чудо!

                                    Какое множество прекрасных лиц!                       

                              Как род людской красив! И как  хорош 

                              Тот новый мир, где есть такие люди!

        Ему противостоит Калибан – злое невежество, выступающее против разума, символ животного начала.

         Просперо всемогущ на острове, ему подвластны духи гор, ручьев, озер, лесов, но он хочет вернуться на родину, в Италию, и снова окунуться в бурную жизнь общества, бороться против зла.

          Шекспир выразил в «Буре» любовь к человечеству, восхищение красотой человека, веру в наступление прекрасного мира. Поэт- гуманист возлагает надежду на разум грядущих поколений, которые создадут счастливую жизнь. 

ж) Последние годы жизни. 

      Шекспир в 1612 году, после создания «Бури», почти   окончательно порвал с театром и  удалился в свой родной Стрэтфорд.

            Здесь провел он последние  годы жизни. Как пайщик  театра, он составил себе довольно значительное состояние. Он владел одним из лучших домов в Стрэтфорде. По словам его первого биографа, Роу (1709), он провел последние годы жизни «в довольстве, уединении и беседах с друзьями».

             Шекспир, судя  по  некоторым данным, принимал участие в жизни своего родного города. В 1611году он пожертвовал деньги на улучшение дорог. В 1614 году стрэтфордские горожане были взволнованы тем, что местные помещики Комбы задумали огородить участок стрэтфорских земель. Насколько можно судить по отрывочным данным, Шекспир был одним из тех, кто  стремился уладить дело миром.

            25 марта 1616 года  Шекспир  подписал свое завещание,  которое вызвало и вызывает  столько споров и недоумений  среди биографов великого драматурга.

            Основную часть  состояния Шекспир завещал своей  дочери Сузанне Холл, жене врача. Другой дочери, Юдифи, он оставил 300 фунтов стерлингов деньгами и кубок из золоченого серебра. Жене своей Анне Шекспир  оставил  … «вторую по качеству кровать» с матрацем, подушками, одеялами - и больше ничего. Правда, биографы утешают нас тем, что Анна Шекспир была все равно обеспечена, так как получала по закону пожизненно третью часть доходов с недвижимой  собственности покойного мужа. Но все же Шекспир мог добавить несколько ласковых слов, как это обычно делалось в завещаниях. Все это как будто говорит о разладе, существовавшем между  Шекспиром и его женой. Но, с другой стороны, стрэтфордские старожилы впоследствии рассказывали о том, что Анна «настойчиво просила, чтобы ее похоронили в могиле мужа». И сам собой напрашивается вопрос: не имеем ли мы здесь дело с тем раздражением на особенно близких людей, которое  часто охватывает больных, пораженных тяжелым недугом? Подписи Шекспира на листах завещания свидетельствуют о том, что рука его  в то время дрожала.

        Шекспир умер 23 апреля 1616 года, как  раз в тот день, когда ему  исполнилось 52 года. Он похоронен  в стрэтфордской церкви. Над могилой  его написаны стихи, заклинающие  не трогать его праха. Первоначально   предание приписывало эти стихи самому Шекспиру. Но написаны они очень плохо. Всего вероятней, что  они принадлежат какому-нибудь местному жителю, сочинявшему надгробные эпитафии. Стихи над могилой Шекспира явились причиной того, что и сейчас прах его попрежнему покоиться в небольшом, но православном городке Стрэтфорде, и не перенесен в Вестминстерское аббатство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Основные этапы жизни и творчества