Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 21:37, реферат
Поэт не писал воспитаний и не вел дневника. Рукописи его пьес утеряны. Те немногие клочки бумаги, на которых сохранилось несколько строк, написанных рукой самого Шекспира, или просто стоит его подпись, считаются редчайшими историческими ценностями. Вообще жизнеописаний в те времена удостаивались лишь царственные особы. Жанр биографии начал развиваться в Англии лишь четверть века спустя после смерти Шекспира. Серьезное изучение жизни поэта началось в XVII веке.
1. Введение.
2. Основная часть.
а) Детство и юность.
б) Жизнь Шекспира в Лондоне. «Глобус».
в) Периоды творчества. Сонеты.
г) Исторические хроники и комедии первого периода.
д) Трагические пьесы второго периода.
е) Третий период - романтический.
ж) Последние годы жизни.
3. Заключение.
4. Список литературы
Тема почти всех комедий Шекспира- любовь, её возникновение в юных сердцах и развитие, споры о ней, сопротивление и интриги окружающих и, наконец, победа светлого молодого чувства. Красивые юноши и девушки в изысканных костюмах эпохи Возрождения беседуют, поют, объясняются в любви и ссорятся на фоне прекрасных южных пейзажей, залитых лунным или солнечным светом. Таким предстаёт перед нами волшебный мир комедий Шекспира, казалось бы, далёкий от сферы смешного или достойного осмеяния. Но это все же комедии. Шекспир обладает великой способностью, как бы почерпнутой в самой жизни, талантливо соединять комическое с лирическим и даже с трагическим. Комическое врывается в его изящные пьесы то в виде остроумного спора молодых героев (Бенедикт и Беатриче в «Много шума из ничего», Петруччо и Катарина из «Укрощения строптивой»), то в виде неожиданной буффонады, вносимой людьми из народа (слуги в «Двух веронцах», ночные сторожа в «Много шума из нечего», афинские ремесленники во «Сне в летнюю ночь»).
Характерная черта комедий Шекспира: в то время как молодые и прекрасные герои носят обычно изысканные и мелодичные итальянские и греческие имена, простолюдины наделяются именами английскими; так как мир высоких чувств соприкасается с миром шутки и веселья, а южные полуфантастические страны сливаются с «весёлой старой Англией».
Для зрелых комедий Шекспира характерна его «Двенадцатая ночь». Название это не имеет непосредственного отношения к содержанию пьесы. Оно обозначает двенадцатый вечер после рождества: в этот вечер было принято устраивать веселые зрелища и маскарады, и для него была написана пьеса.
Место действия пьесы – экзотическая страна Иллирия. Юная Виола потеряла во время бури единственного брата: она считает его утонувшим. В чужой стране, без всякой поддержки, она сама должна зарабатывать себе на хлеб. С этой целью она переодевается юношей, и ей удается поступить в пажи к герцогу Орсино, правителю этой страны. Переодевания героинь в мужскую одежду часто встречаются в английских комедиях эпохи Возрождения. Мальчикам, исполнявшим роли девушек, было естественней и легче играть в своих обычных костюмах.
Виола
полюбила своего хозяина, но
Орсино любит знатную даму
Оливию, равнодушную к нему и
к тому же оплакивающую
Виола скрывает свою любовь, но иногда говорит о ней иносказательно: так, она рассказывает герцогу о своей сестре, якобы умершей от любви; беседуя с Оливией, она находит убедительные слова для описания безответного чувства. Результат оказывается неожиданным: Оливия влюбляется в герцогского «посланца» и предлагает ему союз на всю жизнь; под её холодной внешностью таится пламенное сердце. Положение Виолы оказывается безвыходным: она не может открыть свою тайну и тем самым лишает себя и надежды на любовь Осирино, и возможности откровенно объясниться с Оливией. «Бедное чудовище!» – С горечью говорила о себе бедная девушка. Но, к счастью для Виолы, её брат Себастиан, необычайно на неё похожий, жив и случайно попадает к дому Оливии. Уверенная, что видит пажа Осирио, Оливия приглашает его к священнику, который их венчает. Очарованный Себастиан и не пытается спорить.
Рядом
с миром поэтических чувств
кипит неудержимое веселье. Под
кровом Оливии приютилась
дружная компания, во главе с её
дядей Тоби Бэлчем, пожилым прожигателем
жизни. В этой компании - и любимая
служанка Оливии Мария, бойкая
и остроумная, и шут Фесте, порой
впадающий в меланхолию, но тоже неистощимый
на все переделки. Пользуясь грустной
отрешенностью молодой госпожи, они устраивают
пирушки и всячески изводят мрачного
и благочестивого Мальвио. Мальвио лишён
чувства юмора. Все, что он говорит,
- это сплошные назидания и порицания.
В ответ на пуританскую строгость
Мальвио Тоби Белч говорит ему слова,
которые в Англии стали крылатыми:
«Думаешь, если ты такой уж
святой, так на свете больше не будет
ни пирогов, ни хмельного пива?» Впрочем,
сбить Мальвио с пути добродетели
оказывается нетрудно: ему внушают,
что хозяйка, Оливия, влюблена в него
и намерена выйти за него замуж.
Принарядившись, перевязав чулки крест-накрест
яркими лентами, Мальвио является к Оливии,
сыплет двусмысленностями и комплиментами,
пока, заподозренный в сумасшествии,
не оказывается запертым под надзором
шута. Жертвой розыгрыша оказывается
и другой незадачливый поклонник Оливии
- молодой дворянин Эндрью Эгьюйчик.
Сэр Тоби сталкивает его с Виолой, заставляя
«соперников» обнажить шпаги. Виола в
ужасе от предстоящей дуэли,
поскольку она женщина; сэр Эндрью
в смятении, потому, что он трус.
д)
Трагические пьесы
второго периода.
Во второй период творчества (1601 - 1608) в мировоззрении Шекспира происходят значительные изменения. Они определялись отношением драматурга к новым явлениям социально-политической жизни английского общества. Абсолютная власть все очевиднее обнаруживала свою коррупцию, утрачивала прогрессивное значение. Противоречия между парламентом и королевской властью ёще больше углубились. Народные массы оказались в бедственном положении. В этих условиях Шекспир отходит от веры в идеального монарха. Шекспир выступает и против феодальной реакции, и против буржуазного эгоизма. Жизнерадостный, солнечный, карнавальный характер многих произведений первого периода творчества сменяется тяжелыми раздумьями над неблагополучием в жизни общества, над неустроенностью мира. Новый период творчества Шекспира характеризуется постановкой больших социальных, политических, философских проблем, глубоким анализом трагических конфликтов эпохи и трагедии личности. Это был период создания великих трагедий.
Трагедия «Отелло» создана по мотивам новеллы Джеральди Чинтио «Венецианский мавр». Чинтио рассказывает о ревнивом мавре, который, поверив клевете приближенного к нему офицеру, убил свою невинную жену Дездемону. Но в этот сюжет Шекспир вложил новое содержание. Вместо мрачного ревнивца из новеллы Чинтио, вместо человека, в сущности, мелкого, злого и ничтожного Шекспир создал величественный образ. Он наделил своего Отелло большим сердцем и большим умом, создал «душу могучую и глубокую, душу, которой и блаженство и страдание проявляют в размерах громадных, беспредельных», как писал в статье «Мочалов в роли Отелло» Белинский.
В грозный для венецианских республик час Отелло назначают командующим на Кипре, этом важнейшем военно-морском форпосте венецианцев. И причина трагического события заключается не в том, что Отелло ревнив от природы, как мавр в новелле Чинтио, но в его излишней доверчивости. Сам Отелло говорит в конце трагедии, что он «не легко ревнив». Причина - не в природе Отелло, но в воздействии на него Яго, которому удалось убедить в виновности Дездемоны умного, но доверчивого Отелло. Если бы Отелло был ревнив от природы, то достаточно было бы мелкого подлеца, как у Чинтио, и не нужно было бы умного и сильного Яго, которому лишь в результате настойчивого упорства и тонкого расчета, игры на слабой струне Отелло – на его доверчивости – удается омрачить сознание благородного мавра. И не в припадке бешеной ярости, но, совершая суд, убивает Отелло Дездемону. «Если она останется, жива, она предаст и других»,- говорит Отелло (акт V, сцена 2).
Он считает, что не может допустить того, чтобы Дездемона обманывала других. Он преисполнен сознания высокого долга перед людьми: убийство Дездемоны означает для него устранение лжи как всеобщей опасности. Трагедия Отелло - трагедия обманутого доверия, трагедия ослепления страстью. Любовь к Дездемоне определяла отношение Отелло к людям, к миру. Когда их союз был гармоничен, Отелло воспринимал мир прекрасным; когда он поверил в нечестность Дездемоны, все предстало перед ним в мрачном виде.
Честный Отелло становится жертвой злобных интриг Яго, не осознавая того, что тот обманывает его. Главное в характере Яго- это стремление любой ценой добиваться преимуществ перед другими людьми. Яго, безусловно, умен и деятелен, но его способности, его «доблесть» подчинены всецело его эгоистическим планам. Свой главный интерес он формулирует следующим образом: «Набей потуже кошелек».
Шекспир – реалист показал, каким путем может пойти человек, освободившийся от феодальных пут. Личность могла стать светлой и нравственно прекрасной, как героическая фигура Отелло, или низменной, как циник Яго.
Яго действует против Отелло и Дездемоны с помощью клеветы и обмана. Он пользуется доверчивостью Отелло, играет на пылком темпераменте героя.
С
душевным ликованием Отелло узнает,
что Дездемона любила его и была
верна ему, но в то же время он
потрясен тем, что произошло
самое страшное: он убил безвинную
и преданную ему Дездемону. Самоубийство
Отелло в заключительной сцене – это
наказание самого себя за отступление
от веры в человека. Трагический
финал, таким образом, утверждает
нрастве6нную победу благородства
над темными силами зла.
Конфликт между личностью и обществом в новом аспекте раскрывается в трагедии «Король Лир». Это трагедия человеческого достоинства в несправедливом обществе.
«Король Лир» - трагедия социальная. В ней показано размежевание разных социальных групп в обществе. Представителями старой рыцарской чести выступают Лир, Глостер, Кент, Олбени; мир буржуазного хищничества представляют Генерильд, Регана, Эдмонд, Корноул. Между этими лагерями идет острая борьба. Общество переживает состояние глубокого кризиса. Глостер следующим образом характеризует разрушение общественных устоев: «Любовь остывает, слабеет дружба, везде братоубийственная рознь. В городах мятежи, в деревнях раздоры, во дворцах измены, рушиться семейная связь между родителями и детьми.… Наше лучшее время миновало. Ожесточение, предательство, гибельные беспорядки будут сопровождать нас до могилы».
На этом широком социальном фоне развертывается трагическая история короля Лира. В начале трагедии Лир - король, обладающий властью, повелевающий судьбами людей. Шекспир в этой прагедии показал, что могущество Лира не в его королевском сане, а в том, что он владеет богатствами и землями. Как только Лир разделил сое королевство между своими дочерьми Гонерильей и Реганой, оставив себе один королевский сан, он утратил свое могущество. Без своих владений король оказался на положении нищего. Собственническое начало в обществе разрушило родственные человеческие отношения. Гонерилья и Регана клялись в своей любви к отцу, когда он был у власти, и отвернулись от него, когда он лишился своих владений.
Пройдя через трагические
испытания, через бурю в
собственной душе, Лир становится
простым человеком. Он узнал
тяжелую долю бедняков, приобщился
к жизни народа и понял то, что
совершалось вокруг него. Король Лир
обретает мудрость. В появлении нового
взгляда на мир большую роль
сыграла встреча в степи, во
время бури, с бездомным горемыкой
Бедным Томом. (Это был Эдгар Глостер,
скрывавшийся от преследований своего
брата Эдмонда.) В потрясенном состоянии
Лира общество предстает в ином
свете, и он подвергает его беспощадной
критике. Безумие Лира становится
прозрением. Лир сочувствует беднякам
и порицает богатых:
Где вы сейчас? Чем отразите вы
Удары этой лютой непогоды -
В лохмотьях, с непокрытой головой
И тощим брюхом? Как я мало думал
Об этом прежде! Вот тебе урок,
Богач надменный! Стань на
Почувствуй то, что чувствуют они,
И дай им часть своего избытка
В знак высшей справедливости
небес.
До конца преданными Лиру остаются благородный Кент и шут. Шекспир сумел рассмотреть под пестрой одеждой шута большой ум и большое сердце. Наряду с Корделией, Кентом и Эдгаром верным другом Лира является шут, который даже в бурю не покинет Лира. Шут занимает в общей картине трагедии важное место. Замечательно, что шут появляется только в момент, когда Лир впервые начинает видеть, что вокруг него не совсем так, как он раньше предполагал. Когда же подозрение Лира достигает своего завершения, шут исчезает. Он как бы самовольно входит в пьесу и самовольно выходит из нее.
Этот спутник Лира воплощает народную мудрость. Он зорким глазом наблюдает жизнь, и ему давно известна горькая истина, которую Лир постигает лишь путем тяжелого страдания.
Сюжетная линия, связанная с судьбой Глостера, оттеняет судьбу Лира, придает ей обобщающее значение. Глостер также переживает трагедию неблагодарности. Против него выступает его незаконнорожденный сын Эдмонд. Предприимчивый и жестокий Эдмонд стремился добиваться власти любыми средствами, даже ценой клеветы на своего брата Эдгара и изгнания отца. Богатый и влиятельный Глостер становится бродягой. Переоценка всех ценностей выражена в этой трагедии с помощью трагического парадокса: ослепленный Глостер прозревает, он узнает суть жизни, так же, как прозревает Лир в состоянии безумия.