Основные этапы жизни и творчества

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Августа 2011 в 21:37, реферат

Описание работы

Поэт не писал воспитаний и не вел дневника. Рукописи его пьес утеряны. Те немногие клочки бумаги, на которых сохранилось несколько строк, написанных рукой самого Шекспира, или просто стоит его подпись, считаются редчайшими историческими ценностями. Вообще жизнеописаний в те времена удостаивались лишь царственные особы. Жанр биографии начал развиваться в Англии лишь четверть века спустя после смерти Шекспира. Серьезное изучение жизни поэта началось в XVII веке.

Содержание

1. Введение.

2. Основная часть.

а) Детство и юность.

б) Жизнь Шекспира в Лондоне. «Глобус».

в) Периоды творчества. Сонеты.

г) Исторические хроники и комедии первого периода.

д) Трагические пьесы второго периода.

е) Третий период - романтический.

ж) Последние годы жизни.

3. Заключение.

4. Список литературы

Работа содержит 1 файл

Экзамен по Литературе.doc

— 149.50 Кб (Скачать)

  Скудность декоративного оформления  резко выделяла фигуру актера, на которой и было сосредоточено все внимание зрителей. Понятно поэтому, что если декоративное оформление было бедно, то костюмы были богаты: на них шел настоящий бархат, шелк, атлас. Основное богатство театра заключалось в его гардеробе. 

     Основной  доход  со спектакля получал хозяин театрального предприятия. Кроме того, часть дохода  делилась между  пайщиками,  к которым принадлежали ведущие работники театра, (Шекспир  был одним из пайщиков «Глобуса»). Остальные работали в театре по найму.  

     Помимо  «общедоступных» театров, в Лондоне  существовали так называемые «частные»  или «закрытые» театры. Спектакли  происходили в закрытых помещениях при свете свечей. Здесь обычно играли труппы,  сплошь состоявшие  из  мальчиков  и подростков. Сюда, благодаря высокой   входной плате, ходила только «чистая публика», как  тогда говорили. Не шумная  народная толпа, а «знатоки изящного»  решали здесь судьбу пьесы. Творчество Шекспира в основном было связано с демократическими «общедоступными» театрами, к которым  принадлежал знаменитый «Глобус».

         Жизнь  поэта протекала в  напряженной работе. На сцене   беспрерывно  ставились новые  пьесы: в Лондоне  в ту  эпоху насчитывалось  около   двухсот тысяч  жителей, и пьеса выдерживала, самое большее, пятнадцать-двадцать представлений. Репетиции начинались рано утром, причем опоздавший подвергался значительному штрафу. После  обеда,  часа в два по  полудни, начинался спектакль, который  обычно заканчивался  примерно к пяти часам, так  что Шекспиру оставались только вечер и ночь на литературную работу, ученье ролей  наизусть и чтение книг.     

в) Периоды   творчества. Сонеты. 

     Творческий  путь Шекспира делится на три периода.

В первый период (1591 – 1601)  были  созданы сонеты, исторические

хроники,  три  трагедии: «Тит Андроник»,  «Ромео и Джульетта» и «Юлий Цезарь». Наиболее характерным  для этого  периода жанром  явилась весёлая, светлая комедия («Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Венецианский купец», «Виндзорские насмешницы», «Много шума из ничего», «Как  вам это понравится», «Двенадцатая ночь»).

Второй    период (1601 - 1608) ознаменован  интересом  к трагическим  конфликтам  и  трагическим героям. Шекспир создаёт  трагедии:  «Гамлет», Х «Отелло», «Король Лир», «Макбет», «Антоний и Клеопатра», «Кориолан», «Тимон Афинский».

К третьему  периоду (1608  - 1612) относятся  трагикомедии «Перикл», «Цимбелин»,  «Зимняя сказка», «Буря», в которых  появляются  фантастика и аллегоризм.

    Вершиной английской поэзии  эпохи   Возрождения  и  важнейшей  вехой  в  истории  мировой поэзии  явились сонеты. К концу 16 в. сонет стал ведущим  жанром в английской  поэзии. Шекспировские  сонеты  по  своей  философской глубине, лирической силе, драматизму чувства и музыкальности занимают  выдающееся  место в развитии   искусства сонета того  времени.

  154 сонета, созданных Шекспиром, объединяются  образом лирического героя, который воспевает свою преданную дружбу с замечательным юношей  и свою  пылкую и мучительную любовь к смуглой  леди. Сонеты Шекспира  -  это  лирическая исповедь; герой  повествует о жизни своего сердца, о своих противоречивых чувствах; это – страстный  монолог, гневно обличающий  лицемерие  и жестокость, царившие в обществе, и противопоставляющий  им непреходящие  духовные  ценности – дружбу, любовь, искусство. В сонетах раскрывается  сложный и многогранный душевный мир  лирического героя, живо откликающегося на проблемы своего времени. Поэт возвеличивает духовную  красоту  человека и вместе с тем изображает трагизм  жизни в условиях  того времени. Мастерством   правдивого лирического  портрета отличается изображение  смуглой  леди в 130-м сонете.

                      

                    Её глаза на звёзды не похожи,

                    Нельзя  уста кораллами назвать,

                    Не белоснежна  плеч открытых  кожа,

             И черной проволокой вьётся  прядь.

          

            С дамасской розой, алой или  белой,

            Нельзя сравнить оттенок этих  щек.

            А тело пахнет так, как пахнет  тело.

            Не как фиалки нежный лепесток.

                                   (Перевод  С. Маршака). 

       Среди сонетов, в которых высказываются   важнейшие  общественные идеи,   выделяется 66-й сонет. Это –  гневное обличение общества, основанного  на  низости, подлости и коварстве.  Лирический герой так сильно переживает  открывшуюся перед  ним страшную картину торжествующего зла, что начинает  призывать смерть.

              

          Зову  я смерть. Мне видеть невтерпеж

          Достоинство просящим подаянье,

          Над простотой  глумящуюся ложь,

          Ничтожество в роскошном одеяньи.

          И совершенству ложный приговор,

          И девственность, поруганную грубо,

          И произвольной почести позор,

          И  мощь в плену у немощи беззубой,

          И  прямоту, что глупостью слывет,

            И   глупость в маске мудреца,  пророка,

            И  вдохновения  зажатый рот,

          И добродетель в рабстве у порока. 

     Сонет, однако, заканчивается проблеском  светлого настроения. Герой  вспоминает  о любимой, ради которой он должен жить. 

          Всё мерзостно, что вижу я вокруг,

          Но  жаль  тебя покинуть, милый друг!  

      Величию человека, который благодаря своим духовным поискам и неустанному творческому горению способен  обрести бессмертие,  посвящен 146 -ой  сонет.

              

             Расти, душа, и насыщайся вволю, 

             Копи свой клад за счет бегущих   дней 

             И, лучшую приобретая долю,

            Живи  богаче, внешне  победней.

            Над смертью властвуй в жизни  быстротечной,

            И  смерть умрет, а ты  пребудешь  вечно. 

      Сонеты  Шекспира музыкальны. Весь образный строй  его стихов близок музыке. Сонеты Шекспира переводили на русский язык. Лучшими   признаны  опубликованные в 1949 году переводы С.Я. Маршака,  который сумел передать  философскую   глубину и музыкальность сонетов Шекспира. Сонеты  -  единственные дошедшие до нас лирические произведения  Шекспира.  В своих пьесах он как бы растворяется  в созданных им образах и нигде прямо не говорит о себе.  В сонетах же он рассказывает о своих личных чувствах и  переживаниях. И  потому, читая его сонеты, я невольно все время возвращался к мысли о Шекспире как о человеке и старался мысленно представить его себе. 

г) Исторические хроники  и комедии первого  периода.

 

              К историческим хроникам Шекспира  относят десять пьес:

  «Генрих  VI. Часть первая»,  «Генрих VI.  Часть вторая», «ГенрихVI. Часть третья».

«Ричард III».

«Ричард II».

«Король Иоанн».

«Генрих IV.Часть первая», «Генрих IV. Часть вторая».

«Генрих V».

«Генрих VIII».

В исторических хрониках Шекспир даёт своё понимание  и свою трактовку исторических событий  и поступков исторических лиц. На материале прошлого Шекспир решает проблемы, волновавшие современников. История в его хрониках служит познанию современного состояния общества. Основными источниками сведений по истории для Шекспира служили «Сравнительные жизнеописания» Плутарха и «Хроники Англии, Шотландии и Ирландии» Рафаила Холинштеда. Кроме того, он пользовался другими сочинениями английских историков, не говоря уже о литературных произведениях античных и современных ему европейских авторов.

      Обращение Шекспира к  историческим сюжетам  далеко не случайно.  Оно характерно  для писателя периода  формирования  нации, создания  национальной  культуры. Именно с этими  процессами  связан возрастающий  интерес к истории своей родины, стремление осмысления её в  художественных образах.

  События,  изображенные в хрониках, относятся  главным образом к XIV-XVвв.

      Основная  идея, пронизывающая исторические драмы  Шекспира, - это утверждение  единой  королевской  власти и вместе с  тем обличение  феодалов, беспрестанными  распрями заливавших страну  потоками крови, разорявших её, мешавших развитию нации. Шекспир обличает королей- тиранов, стремящихся не к народному благу, а лишь к личному утверждению (Ричард II и Ричард  III), создаёт образ идеального  монарха, пекущегося о народном Благе, близкого к массам (ГенрихV).

      В трилогии  «Генрих VI» нарисовано широкое полотно: изображена война Алой и Белой розы, когда английские бароны жестоко  истребляли друг друга в междоусобной  борьбе Ланкастеров и  Йорков. Шекспир,  верно,  показал кровавые  распри  феодалов, осуждая  обе враждующие стороны. Драматург выступает сторонником  сильной  королевской власти, которая могла бы покончить с феодальными войнами. Поэтому  он осуждает короля ГенрихаVI, слабого, не способного управлять страной человека, не  могущего усмирить враждующих баронов. Генрих VI  не совершает никаких злодеяний, но он виновен в том,  что уклоняется от долга главы государства и мечтает отказаться от  короны, чтобы стать пастухом. Генрих VI погибает именно потому, что не сумел разумно использовать данную ему власть.

      В исторических хрониках Шекспира показана сила народа. Бароны вынуждены считаться с настроением народной массы. Во второй части «Генриха VI» изображается восстание Джона Кэда в 1450 г. Шекспир раскрыл закономерность народного протеста, возникшего в связи с политикой огораживания общинных земель, обрекавших крестьян на бедственное положение. Однако Шекспир видел, как феодалы использовали народный бунт в своих корыстных целях.

        В трилогии «Генрих VI» описаны такие условия в жизни общества, которые ведут к появлению тирана. Кровавое соперничество аристократов было предпосылкой прихода к власти Ричарда Глостера, будущего Ричарда III .В финале трилогии мрачная личность Ричарда Глостера делается всё более влиятельной.

      В  судьбе  шекспировского театра «Глобус»  история и ее сценическое воплощение  иногда   переплетаются самым причудливым образом. Например, в хронике «Ричард II» была сцена  низложения короля, на  которую сразу же обратила внимание  королевская  цензура:  против  английской  королевы Елизаветы постоянно устраивались  заговоры, и потому на демонстрацию   государственного переворота,  пусть даже  и вошедшего в историю,  смотрели косо. Умудренные жизнью актёры  решили от греха подальше вообще снять пьесу   с репертуара.

  Прошло несколько лет. 7 февраля 1601 года в «Глобус» пришли несколько человек и, уплатив вперёд приличную сумму, заказали  представление именно «Ричарда II». Как выяснилось  позже,  это  были  сторонники графа Эссекса,  опального  фаворита Елизаветы. Столь нестандартным образом  они   намеревались  привлечь  внимание публики  к мысли  о возможности   свержения  Елизаветы. На  следующий день  после  представления, 8 февраля, начался мятеж,   потерпевший   вполне закономерную неудачу. В результате  этих событий  Эссекс был  обезглавлен  во дворе  Тауэра, а труппа «Глобуса», после надлежащего разбирательства,… вновь приглашена  дать преставление при дворе королевы. То  ли Елизавете нравились тонкие  аналогии, то  ли она  просто  любила хорошие зрелища. История породила  произведения искусства, а оно, в свою очередь, стало частью истории.

      В первый период творчества наряду с  историческими хрониками Шекспир  создавал жизнерадостные, оптимистические  комедии, в которых человек выступает  творцом своего счастья, преодолевая  подчас сложные драматические ситуации. Комедии Шекспира разнообразны. Среди его комедий мы встречаем и близкую к оригиналу переделку древнеримской комедии Плавта («Комедия ошибок»- 1592), и бесшабашную, граничащую с фарсом, комедию из английской жизни («Виндзорские  проказницы»-1592),и ряд изящных, поэтических, глубоко лиричных пьес из итальянской жизни («Два веронца»-1594, «Много шума из ничего»-1598, «Двенадцатая ночь»-1600), фантастическую пьесу-сказку «Сон в летнюю ночь»(1596), где действие развёртывается в окрестностях Афин.

Информация о работе Основные этапы жизни и творчества