Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2013 в 07:11, контрольная работа
Существует много подходов к анализу затрат на производство и реализацию товаров, работ, услуг. В основе различия всех подходов лежит разное видение авторов классификации затрат. Самой распространенной среди авторов классификацией является классификация затрат по элементам, т.е. деление всех расходов предприятия на четыре основные группы:
• Материальные расходы,
• Расходы на оплату труда,
• Амортизационные отчисления,
• Прочие расходы.
При анализе взаимосвязи расходов,
объема продукции и прибыли вычисляют
точку преломления убытков и
прибыли, или порог рентабельности.
Эта точка характеризует
Рис. 1. График точки преломления убытков и прибыли
1- продажа,
2- точка преломления убытков,
3- постоянные расходы,
4- переменные расходы,
5- область убытка,
6- область прибыли.
Также
в своей книге Баканов упоминае
Но тут же он приводит современный подход к системе директ-костинг, которая основана на вычитании из продажной выручки переменных расходов и определении предельной прибыли, которая отличается от реальной прибыли на сумму постоянных расходов, что позволяет уточнить, порог рентабельности.
В своей курсовой работе мне бы хотелось подробнее остановиться на методике анализа затрат на производство и peaлизации продукции описанной Савицкой Г.В.
2.1. Анализ динамики
и структуры затрат на
реализацию продукции.
Отличительной особенностью предприятия ОАО«Омский аэропорт» является то, что оно не производит продукцию в запас. Всю деятельность предприятие осуществляет только при наличии конкретного заказа. Это связано с тем, что основным видом деятельности фирмы являются перевозка пассажиров и доставка грузов, а также с тем, Т.о. фирма продает все 100% произведенного товара, и как таковых расходов на продажу товара она не несет. Поэтому в курсовой работе мы сделаем допущение о том, что затраты на производство и реализацию продукции в общем объеме будут отнесены только на производство, и отдельно затраты на реализацию рассматриваться не будут.
Произведем анализ динамики и структуры затрат на производство продукции по элементам затрат.
В 0АО «Омский аэропорт» группировка затрат по элементам совершается в соответствии с Налоговым Кодексом РФ (глава25):
1) материальные расходы;
2) расходы на оплату труда;
3) суммы начисленной амортизации;
4) прочие расходы.
Анализ структуры затрат представим в таблице.
Таблица 2.1 Анализ структуры затрат на производство продукции
Статьи затрат |
Абсолютные величины, в руб. |
Удельный вес, в % |
Изменения, в % | ||
2000г. |
2001г. |
2000г. |
2001г. |
2000 к 2001 | |
Материальн. затраты |
34456,9 |
49534,6 |
11,74 |
13,07 |
1,44 |
Затраты на оплату труда |
26962 |
40512 |
9,19 |
10,69 |
1,50 |
Начисленная амортизация |
5885 |
7474,2 |
2,00 |
1,97 |
1,27 |
Прочие •затраты |
226198,1 |
281393,2 |
77,07 |
74,27 |
1,24 |
Итого |
293502 |
378914 |
100 |
100 |
Из данной таблицы видно, что во всех периодах самый большой удельный вес приходится на прочие затраты - около половины всех расходов (в 2001г. они увеличились на 74,27%,). Второй по величине статьей затрат являются материалы. В процессе освоения производства затраты на материалы в 2001г. возросли на 13,07%, причиной этого явилось удорожание поставляемого сырья. Основных средств числящихся на балансе предприятия очень мало, поэтому доля амортизации в общей сумме затрат составляет ничтожно малую величину.
2.2. Анализ общей суммы
затрат на производство
В процессе анализа затрат мало узнать общую сумму затрат и ее отклонение от плановой величины. Для анализа деятельности фирмы необходимо также знать какие факторы повлияли на изменения затрат, какие сыграли большую роль в отклонении.
Общая сумма затрат (Зобщ) может измениться из-за объема выпуска продукции в целом по предприятию (УВП), ее структуры (У ДО, уровня переменных затрат на единицу продукции (В,) и суммы постоянных расходов на весь выпуск продукции (А):
В свою очередь изменение удельных переменных и постоянных затрат может происходить как за счет повышение уровня ресурсоемкости продукции, так и за счет роста цен на ресурсы. Для определения влияния последнего фактора на изменение себестоимости продукции необходимо фактическое количество потребленных ресурсов за отчетный период умножить на плановые цены или цены базисного периода и сравнить с фактической их стоимостью в отчетном периоде.
Формула для факторного анализа общей суммы затрат на производство представлена в следующей форме:
Зобщ = S (VВП,. bi) + А, где
Зобщ — общая сумма затрат на производство продукции, VВП, - объем производства продукции, bi— уровень переменных расходов на единицу продукции, А - абсолютная сумма постоянных расходов на единицу продукции. Универсальным методом для факторного анализа является метод цепных подстановок. Для расчета влияния факторов составим таблицу.
Анализ затрат ОАО «Омский аэропорт» за 2000-2001 гг.
1. В
2001 г. увеличился размер
2. Главная
причина увеличения затрат на
амортизацию ОПФ связана с
введением в эксплуатацию
|
наименование ОПФ |
амортизация тыс.руб. |
2000г. |
оборудование |
246,7 |
2001г |
приобретались: обогреватели, компьютерная техника, кассовые аппараты, хозинвентарь |
246.7 |
Итого 2001г. |
2402,3 | |
2000г. |
спецтранспорт |
298,2 |
выбытие: 3741211 |
(-)2.9 | |
пожарная АЦ-40 |
(-)1,8 | |
М2-2193ИЛ431412 |
(-)1,7 | |
прицеп |
(-)1,6 | |
ТЗ-22 |
(-)2,9 | |
АС-161 ЗИЛ 431412 |
(-)3,2 | |
трактор |
(-)1,6 | |
Другие(МЗ-б6.АС-157.ваутаГАЗ- |
(-)102,1 | |
Итого выбыло |
(-)117,8 | |
УАЗ-2206 САБ |
14,8 | |
АПА-80 |
21,9 | |
ГАЗ-33022 грузовой фургон |
10,4 | |
ГАЗ-3909 груз-пассаж фургон |
10,4 | |
ВАЗ-2107 |
8,5 | |
УАЗ-3741211 ЭСТОП |
14,0 | |
Итого введено |
80,0 | |
Всего 2001г. |
260,4 | |
2000г. |
Здания |
687,6 |
Выбыпа;трансформаторная подстанция |
(-)10,5 | |
Итого 2001г. |
677.1 | |
2000г. |
сооружения |
1640,4 |
выбыли:хозпостройки в а/п Тара и Тевриз |
(-)8 | |
Введено:ИВПП |
1408,2 | |
Итого 2001г. |
3040,6 | |
2001г. |
передаточные устройства |
1103,2 |
Выбыл напорный коллектор (передали из ТиСТО в «Водоканал» |
(-)9.4 | |
Итого 2001г. |
1093,8 |
З. Основной причиной роста затрат на содержание и эксплуатацию зданий. Сооружений, оборудования и спецтранспорта стало увеличение расходов на авто ГСМ в связи с ростом объема производства , ремонтными работами на ИВПП и повышением цен на авто ГСМ с 5207 руб/тн до 6032 руб/тн .
Повышение тарифа на электроэнергию с 0,47 руб/квт до 0,59 руб/квт оказало главное влияние на увеличение затрат на оплату электроэнергии , в то же время расход эл/энергии на предприятии в 2001 году снизился с 2748 квт в 2000г. до 2464 квт в 2001г, .так как во время ремонтных работ на ИВПП освещение работало не на всю мощность, как при приеме и выпуске ВС, температура зимой 2001 года была выше ,чем в "2000 г. и поэтому реже включались обогревательные приборы в помещениях, теплогенератор на реактивной стоянке.
Рост затрат на водоснабжение и канализование обусловлен только повышением тарифов на эти виды услуг с мая 2001 года (водоснабжение с 2,64 до 5,34 руб/куб м, канализование с 3,16 до 6,74 руб/куб м) .при том,что объемы потребления снизились (СОП,БОП)в связи с прохладным летом в 2001 году.
Увеличение затрат на отопление определил рост объемов с 4402 до 7011 Гкал , который связан с тем .что в 2001 году ПТСК лучше отапливало. Если в 2000 году ПТСК поддерживало определенный температурный режим в целях экономии мазута .то в 2001 году - в зависимости от температуры на улице.
4.Большой рост расходов на ремонт ОПФ зафиксировано в 2001г. Больше всего средств было затрачено на ремонт в вокзале ЛФЗ (ремонт накопителя, застекление витрин, ремонт и монтаж лестничных ограждений) и ремонт покрытий на РД сторонними организациями. Также производился капремонт передаточных устройсв 000 "МиОС" на сумму 175 тыс.руб. и монтаж сигнализации в цехе бортпитания на сумму 38 тыс.руб. На увеличение затрат на ремонт спецтранспорта сторонними организациями повлиял ремонт трапа в 000 "Гидросистема" на сумму 200 тыс. руб. Расходы на ремонт спецтранспорта хозспособом выросли на 539,5 тыс.руб.:2000г. 2001г.
резина 112шт/105317 руб 204шт/220186 руб аккумуляторы 118шт/153993 руб 93шт/101417 руб краска 25918 руб 71651 руб прочие запчасти 367274 руб 806091 руб
Увеличение затрат на ремонт зданий хозспособом объясняется ростом стоимости строительных материалов и сантехнического оборудования ,а также увеличением объема ремонтных работ в службах (особенно в ООП,ССТ, поликлинике, аэродромной в связи с ремонтными работами на полосе).
5.Рост
затрат по аренде каналов и
услугам связи определили
а) увеличение затрат на междугородние переговоры связано с увеличением времени переговоров (мин), в связи с ростом партнерских отношений с авиакомпаниями из других городов .тогда как тарифы за 1 мин не изменились;
б) выросла оплата за мобильные системы связи, что обусловлено ростом тарифов и повышением курса доллара (счета на предприятие предоставляются в долларах и затем оплачиваются по курсу в рублях).
в) повышение тарифов на телефон от 100 до 120 руб и на прямые провода повлекло за собой рост затрат на телефонную связь ,а также увеличилось количество телефонных точек на предприятии и прямых проводов .используемых для телефонной связи.
г) увеличение количества исходящих транзитных телеграмм и повышение тарифа с 4,46 до 4,77 руб/тлг определило рост затрат на обработку телеграмм.
Увеличение расходов на услуги сторонних организаций объясняется следующим:
а) выросли
затрата на оплату авиаметеоинформации
на 49,4% ( в 2000 году договор с ФГУ
«Обь - Иртышская УГМС» на получение
авиаметеоинформации был
б) на содержание привокзальных площадей расходы увеличились на 27,9% в связи с ростом тарифа за уборку 1 кв м площади а среднем с 1,02 дол 1,35 руб;
в) затраты на оплату аудиторских услуг выросли на 79,7% - повысились требования к документам бухгалтерского учета и отчетности;
г) услуги инспекций - рост почти в 4 раза по сравнению с 2000годом. В этих затратах большую долю занимает инспекторский контроль лаборотории ГСМ и проверка светосистемы.
д) расходы на техобслуживание и ремонт ЭВМ - рост на 78,4 % в связи с вводом новой компьютерной техники;
е) плата за аренду рост почти в 4 раза: в 2001 году появились затраты на аренду помещений для службы связи .кроме аренды помещения для здравпункта;
ж) расходы на стирку белья увеличились в связи с ростом объемов белья, сдаваемого в стирку ( мягкий инвентарь, принадлежащий а/к «Сибирь» в 2000 г. стали сдавать в стирку только с июля ) и повышением тарифа за стирку 1 кг с 5,7 до 6,9 руб.
6 Увеличение расхода авиа ГСМ с 39872 тн до 44069 тн (рост объемов) в 2001 году и повышение цен на авиа ГСМ почти в равной степени повлияли на рост затрат на авиа ГСМ .
7 Ремонтные
работы на аэродроме явились
главной причиной большого
8. Увеличение стоимости блюд, подаваемых на ВС, в связи с ростом ассортимента и цен на продукты питания повлияло на рост затрат на бортпитание.
9.По
Положению о бухгалтерском
10.На
небольшой рост прочих