Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 03:23, реферат
В пьесах Чехова нет главного героя, все действующие лица равноправны и нужны для описания более полной картины жизни, внутреннего мира героев. Старшее поколение - это Раневская и Гаев, полуразорившиеся дворяне. Нерешительные, эгоистичные, пассивные и неприспособленные к жизни, они олицетворяют прошлое. По мнению Ермилова Чехов в лице Гаева - бездельника и болтуна, сосредотачивает сущность русского либерализма, которая основывается на вере в светлое будущее, светлые идеалы добра, справедливости и общественного самосознания. По словам редактора Ю. Герасимова давая такую характеристику владельцам вишневого сада Чехов показывает этим что их время ушло, настала пора перемен. Такое же мнение поддерживают и более молодые публицисты, а именно Л. Пружарская и А. Карлинска.
Исторический обзор по публикациям в критической литературе над произведением А. П. Чехова Вишневый сад.
"Пусть на сцене всё будет так же как и в жизни"…
А. П. Чехов
1903 год - время грядущих преобразований, больших общественных перемен в жизни России. В этот период многие писатели пытались осмыслить существующее состояние страны, найти выход из многочисленных противоречий, охвативших родину в начале XX столетия. По-своему пытался решить эти проблемы и Антон Павлович Чехов. Его Вишневый сад стал своеобразным итогом длительных творческих исканий писателя. Чеховская драма — совсем новое явление в русской литературе, Литературные исследователи 60 годов XX века В. Ермилов и Ю. Герасимова называли этот вид комедией, которая стала пародией на трагедию. Критик XIX века Л. Пружанская соглашается с такой характеристикой жанра. Считая что характеристика как нельзя точнее определяет не только всю суть пьесы, но и ее композицию и характеристику героев1. Для чеховских произведений характерно сочетание драматических и комических элементов, что позволяет более точно приблизить происходящее на сцене к тому, как это происходит в жизни. Анализируя пьесу все авторы публикаций пришли к всеобщему выводу, что есть три основные группы персонажей. Все прочитанные нами литературные источники единогласно утверждают что эти три группы представляют определенные исторические отрезки времени: прошлое, настоящее и будущее2.
В пьесах Чехова нет главного героя, все действующие лица равноправны и нужны для описания более полной картины жизни, внутреннего мира героев. Старшее поколение - это Раневская и Гаев, полуразорившиеся дворяне. Нерешительные, эгоистичные, пассивные и неприспособленные к жизни, они олицетворяют прошлое. По мнению Ермилова Чехов в лице Гаева - бездельника и болтуна, сосредотачивает сущность русского либерализма, которая основывается на вере в светлое будущее, светлые идеалы добра, справедливости и общественного самосознания. По словам редактора Ю. Герасимова давая такую характеристику владельцам вишневого сада Чехов показывает этим что их время ушло, настала пора перемен. Такое же мнение поддерживают и более молодые публицисты, а именно Л. Пружарская и А. Карлинска.
Сегодняшний день, среднее поколение олицетворяет купец Лопахин. В его лице, по мнению Ю. Герасимова находиться некая историческая справедливость, которая заключается в том, что хозяином усадьбы становится сын крепостного. Все прочитанные нами публицисты утверждают, что так Чехов описывает общественно-исторические изменения в России, на смену дворянства приходит купец, коммерсант, для которого важнее всего личное обогащение. Основываясь на мнения литературных критиков, можно предположить, что Чехов в основе прогресса видел не только стремление к правде, но и к красоте. Эти два критерия не разделимы, именно красота природы вдохновляет героев драматурга на мысль о свободной и красивой жизни. Поэтому не соглашаясь с таким прогрессивным движением, которое опустошает и уродует землю, автор указывает на несовершенство и несправедливость такой системы. По мнению В. Ермилова Чехов в образе Лиханова представляет русскую буржуазию, которая из-за тесной связи с прошлым не может представлять будущее, являясь всего лишь настоящим3.
И, наконец, самые молодые герои, судьба которых в будущем - это Аня, дочь Раневской, и Петя Трофимов - учитель сына Раневской. Образом Трофимова, как утверждают, В. Ермилов и Ю. Герасимов, Чехов представляет появление новых и молодых общественных сил. Это разные слои населения России - предреволюционная интеллигенция. Именно она, интеллигенция, берет участие в переустройстве жизни. Но образ Трофимова не был для Чехова образом настоящего революционера. Автор наделяет своего персонажа нерешительностью, чудаковатостью, называя его “облезлым барином”. В образе Пети, по словам исследователя творчества Чехова Ермилова, драматург отражает свое незнание и непонимание революционного движения. Таким же расплывчатым и туманным представлением о будущем, как Трофимов наделена и Аня. Критик Ю. Герасимов считает что Чехов с помощью образа Ани выражает свои мысли, нужно “жить по-другому” во имя интересов народа, помогая искать истину, пренебрегая при этом корыстными целями.4
Вишнёвый сад — итог творческого пути Чехова, последнее его слово, о том, как незаметно ни для кого свершается внутренняя драма человека, неспособного “пристроиться” в жизни. Образ сада, по словам критиков, составляет “второй план” пьесы. Вишневый сад символизирует образ Родины, которая ждет перемен, этот элемент является источником лирики пьесы. Таким образом драматург обращает свой взор в будущее, которое красиво, радостно. И только такое будущее дает большие перспективы для развития Родины - всего человечества5.
Все прочитанные нами авторы-критики пришли к единогласному выводу что Вишневый сад - это пьеса о прошлом, настоящем, и будущем, основанная на комизме реальной жизни. Последнее творение Чехова является размышлением о происходящем в России, мечтой о превращении своей отчизны в новый цветущий сад. В этом новаторском произведении автор заключил острую сатиру, лирику, а главное свою нежную и страстную любовь к Родине.
Мария Ольшевска
студентка 2 курса.
Познань 2012
Библиография
1 Л. Пружанская, Вишневый сад, А.
П. Чехова, http://www.nashmontreal.com/
2 История русской драматургии, под ред. Ю. Грерасимова, Лениград 1987.
3 В. Ермилов, Драматургия Чехова, Москва 1954, с. 304-305.
4 История русской драматургии, под ред. Ю. Герасимова, Лениград 1987.
5 A. Karlińska, Wiśniowy sad Czechowa jako "życiowa
komedia", http://www.racjonalista.pl/kk.
( 02. 02. 2012).