Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:13, контрольная работа
Задача данной работы – обобщение всех идей, точек зрения, содержащихся в исследованиях критиков, и исследование общих и различных черт образа Петербурга в литературе первой трети XIX; установление закономерностей развития образа Петербурга; проследить изменение этой тематики в творчестве Пушкина и Гоголя и выявить тенденции в изображении темы, складывающиеся к середине XIX века.
Введение 3
Зарождение и развитие мифа о Петербурге 6
Тема Петербурга в очерке первой трети XIX века 10
Пушкинский Петербург в поэме «Медный всадник» 12
Петербург Гоголя в повестях петербургского цикла и очерке
«Петербургские записки 1836 года» 16
Заключение 23
Список использованной литературы 27
Наряду с восторгами и
На строительстве Петербурга страдали и гибли тысячи людей, память об этих страданиях была жива в народе, смысл молвы в том, что городу придется расплатиться за это зло, и поэтому: «Петербургу быть пусту».
В XVIII веке отчетливо проявились две тенденции в осмыслении судьбы Петербурга: или «чудотворный град», или проклятый город, город Антихриста.
Миф о Петербурге начал
В одном случае силы, вызвавшие
Петербург к жизни, имеют
Первый вариант мифа создавался в письменной литературе, в официальном художественном творчестве, второй в народных сказаниях, в неофициальном устном творчестве.
Письменная литература
противостоят друг другу.
В «Медном всаднике» Пушкин
пытается создать
сумасшествию, или гибели – вот два главных облика столицы, и на основе этого слияния Пушкин создал облик города очень неоднозначный как по художественному наполнению своему, так и по осмыслению исторической роли его в судьбах России и Европы.
Петербург вступления к поэме остался вне сферы творчества русских писателей. Вступление к «Медному всаднику» - пожалуй, единственный в русской литературе памятник «пышному» Петербургу.
Петербург вступления к поэме
стал преимущественно
Резко выдвинулся на передний план, трагический Петербург, город тяжелых, мрачных красок.
Облик Петербурга утрачивает
в художественном творчестве
черты величия, зато ярко
Пушкинский опыт был учтен Гоголем, но он избрал для себя другое направление. Для Гоголя Петербург стал одной из стержневых тем его творчества. Основные черты гоголевского Петербурга даны в лаконических формулировках. У Гоголя нет описания города.
В легкой фельетонной
В повестях Гоголя о
Картина столичной жизни у
Гоголя неполна – чувствуется
целенаправленный отбор
Главной темой петербургских
повестей является тема
люди живут рядом, вплотную друг к другу, но не вместе, не сообща.
Время, когда зажигаются
Кажется, что красота – это сила, противопоставленная хаотической раздробленности этого мира. На самом деле она частью принадлежит этому миру пошлости, частью миру космического зла.
Происходит переход к
В первой части «Портрета» Гоголь вводит антихриста в облике ростовщика. В этом образе прослеживается органическая близость Гоголя к мифологической тенденции, которая предсказывает пришествие антихриста и то, что «Петербургу быть пусту».
Гоголь изображает общество, одержимое карьеризмом. Такая одержимость создает целый мир искусственных целей, проблем и отношений, мир, где чин и его атрибуты важнее человека.
Таким образом к середине XIX
века в творчестве Гоголя закрепляется
тенденция изображения Петербурга, тенденция,
которая является продолжением пушкинской
традиции и развитием мифологических
представлений о Петербурге, сложившихся
в начале его основания.
Список использованной литературы
1. Долгополов, Л. К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX- начала XX века [Текст]: / Л. К. Долгополов. - Л.: Советский писатель, 1985. - 352с.
2. Кошель П. Северная столица в XVIII столетии
[электронный ресурс]: / Режим доступа: http://his.1september.ru/2002/
3. Лотман Ю. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь [электронный ресурс]:/ Режим доступа:
http://www.gumer.info/
4. Маркович, В. М. Петербургские повести Н.В. Гоголя [1989, DOC] [электронный ресурс]:/ Режим доступа:
http://rutracker.org/forum/
5. Отрадин, М. В.Петербург в русской поэзии ХVIII – первой четверти ХХ веков [электронный ресурс]:/ Режим доступа:
http://lit.phil.pu.ru/article.
6. Петербург в русском очерке XIX века [текст]:/ Сост., вступит. статья, коммент. М. В. Отрадин.- СПб.: Изд-во: ДЕТГИЗ-Лицей, 2005.-256с.
7. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский
текст русской литературы» [электронный
ресурс]: / Режим доступа: http://philologos.narod.ru/
Информация о работе Образ Петербурга в литературе первой трети XIX века