Образ Петербурга в литературе первой трети XIX века

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:13, контрольная работа

Описание работы

Задача данной работы – обобщение всех идей, точек зрения, содержащихся в исследованиях критиков, и исследование общих и различных черт образа Петербурга в литературе первой трети XIX; установление закономерностей развития образа Петербурга; проследить изменение этой тематики в творчестве Пушкина и Гоголя и выявить тенденции в изображении темы, складывающиеся к середине XIX века.

Содержание

Введение 3

Зарождение и развитие мифа о Петербурге 6

Тема Петербурга в очерке первой трети XIX века 10

Пушкинский Петербург в поэме «Медный всадник» 12

Петербург Гоголя в повестях петербургского цикла и очерке

«Петербургские записки 1836 года» 16

Заключение 23

Список использованной литературы 27

Работа содержит 1 файл

лит-ра Word (3).doc

— 145.00 Кб (Скачать)

         Наряду с восторгами и прославлением  – сомнения в целесообразности его строительства и даже пророчества о его гибели. «Петербургу быть пусту», - гласила молва.

         На строительстве Петербурга страдали и гибли тысячи людей, память об этих страданиях была жива в народе, смысл молвы в том, что городу придется расплатиться за это зло, и поэтому: «Петербургу быть пусту».

         В XVIII веке отчетливо проявились две тенденции в осмыслении судьбы Петербурга: или «чудотворный град», или проклятый город, город Антихриста.

         Миф о Петербурге начал складываться едва ли не с момента основания города. В этом мифе Петербург уподобляется живому существу, вызванному к жизни роковыми силами.

         В одном случае силы, вызвавшие  Петербург к жизни, имеют божественный  характер. В другом случае эти силы интерпретируются как проявления зла.

         Первый вариант мифа создавался в письменной литературе, в официальном художественном творчестве, второй в народных сказаниях, в неофициальном устном творчестве.

         Письменная литература вступает  в спор с устными преданиями. Каждая из точек зрения страдает односторонностью, но в односторонности своей они

противостоят  друг другу.

         В «Медном всаднике» Пушкин  пытается создать синтетический  образ Петербурга, где традиция  литературная оказалась бы дополненной  традицией устной. Петербург вступления поэмы (город Петра, перед которым «померкла старая Москва»). Это город не только архитектурного совершенства, город-красавец, но и истинный центр России, оживленный торговый город, город со сложившейся бурной и многообразной светской жизнью, военный оплот России, олицетворение государственной власти, и Петербург собственно поэмы раскрывает мир бедных людей, вынужденных с трудом добывать средства для существования, жить в убогих пустынных уголках. В этом мире живет главный герой Евгений. Для таких, как он, Петербург Медного всадника враждебен, приводит «маленького человека» к

сумасшествию, или гибели – вот два главных  облика столицы, и на основе этого  слияния Пушкин создал облик города очень неоднозначный как по художественному наполнению своему, так и по осмыслению исторической роли его в судьбах России и Европы.

         Петербург вступления к поэме  остался вне сферы творчества русских писателей. Вступление к «Медному всаднику» - пожалуй, единственный в русской литературе памятник «пышному» Петербургу.

         Петербург вступления к поэме  стал преимущественно достоянием  научной области – публицистики, истории, истории искусств и  т. д.

         Резко выдвинулся на передний  план, трагический Петербург, город  тяжелых, мрачных красок.

         Облик Петербурга утрачивает  в художественном творчестве  черты величия, зато ярко разрабатывается  тема социальной контрастности,  неравноправия и зависимости  «маленького человека» от «рокового»  течения жизни. Петербург становится  под пером писателей городом мрачным.

         Пушкинский опыт был учтен  Гоголем, но он избрал для  себя другое направление. Для Гоголя Петербург стал одной из стержневых тем его творчества. Основные черты гоголевского Петербурга даны в лаконических формулировках. У Гоголя нет описания города.

         В легкой фельетонной интонации  Гоголь говорит об очень важных  вещах, гоголевский «бытовизм»  лаконичен до скупости.

         В повестях Гоголя о Петербурге  много примет фактической достоверности.  Гоголевские зарисовки приближаются к документальным описаниям столицы.

         Картина столичной жизни у  Гоголя неполна – чувствуется  целенаправленный отбор материала.  Гоголь не видит царственного  величия Петербурга. Взгляд автора  прикован к миру невзрачных  закоулков. Картина житейского убожества остаются главным предметом его внимания.

         Главной темой петербургских  повестей является тема разобщенности  на Невском проспекте. Автор  рисует образ необычайного сообщества  людей:

люди  живут рядом, вплотную друг к другу, но не вместе, не сообща.

         Время, когда зажигаются фонари  кульминация этой жизни. Искусственное  освещение превращает город в  самостоятельный космос. Свет и  мрак здесь существует рядом,  и это превращает жизнь в  некую фантасмагорию. Человек,  оставаясь с ней наедине, начинает накапливать в себе грозное напряжение: это движет людьми, на крайне неопределенное – что-то похожее на цель, но не цель. В тот момент центральной фигурой города становится женщина.

         Кажется, что красота – это сила, противопоставленная хаотической раздробленности этого мира. На самом деле она частью принадлежит этому миру пошлости, частью миру космического зла.

         Происходит переход к завершающему  повествованию образу «демона»  подчинившего себе мир.

         В первой части «Портрета» Гоголь вводит антихриста в облике ростовщика. В этом образе прослеживается органическая близость Гоголя к мифологической тенденции, которая предсказывает пришествие антихриста и то, что «Петербургу быть пусту».

         Гоголь изображает общество, одержимое карьеризмом. Такая одержимость создает целый мир искусственных целей, проблем и отношений, мир, где чин и его атрибуты важнее человека.

         Таким образом к середине XIX века в творчестве Гоголя закрепляется тенденция изображения Петербурга, тенденция, которая является продолжением пушкинской традиции и развитием мифологических представлений о Петербурге, сложившихся  в начале его основания. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список использованной литературы

         1. Долгополов, Л. К. На рубеже веков. О русской литературе конца XIX- начала XX века [Текст]: / Л. К. Долгополов. - Л.: Советский писатель, 1985. - 352с.

         2. Кошель П. Северная столица в XVIII столетии  [электронный ресурс]: / Режим доступа: http://his.1september.ru/2002/35/1.htm      

         3. Лотман Ю. В школе поэтического слова: Пушкин. Лермонтов. Гоголь [электронный ресурс]:/ Режим доступа:    

http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Literat/lotm_shk/index.php

         4. Маркович, В. М. Петербургские повести Н.В. Гоголя [1989, DOC] [электронный ресурс]:/ Режим доступа:    

http://rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=1220355

         5. Отрадин, М. В.Петербург в русской поэзии ХVIII – первой четверти ХХ веков [электронный ресурс]:/ Режим доступа:    

http://lit.phil.pu.ru/article.php?id=18

        6. Петербург в русском очерке XIX века [текст]:/ Сост., вступит. статья,  коммент. М. В. Отрадин.- СПб.: Изд-во: ДЕТГИЗ-Лицей, 2005.-256с.

         7. Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» [электронный ресурс]: / Режим доступа: http://philologos.narod.ru/ling/topor_piter.htm 
 
 

Информация о работе Образ Петербурга в литературе первой трети XIX века