Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:13, контрольная работа
Задача данной работы – обобщение всех идей, точек зрения, содержащихся в исследованиях критиков, и исследование общих и различных черт образа Петербурга в литературе первой трети XIX; установление закономерностей развития образа Петербурга; проследить изменение этой тематики в творчестве Пушкина и Гоголя и выявить тенденции в изображении темы, складывающиеся к середине XIX века.
Введение 3
Зарождение и развитие мифа о Петербурге 6
Тема Петербурга в очерке первой трети XIX века 10
Пушкинский Петербург в поэме «Медный всадник» 12
Петербург Гоголя в повестях петербургского цикла и очерке
«Петербургские записки 1836 года» 16
Заключение 23
Список использованной литературы 27
Один вариант мифа создавался в письменной литературе, в официальном художественном творчестве; второй – в народных сказаниях и староверческих пророчествах, в неофициальном устном творчестве, не имевшем выхода в литературу и получившем известность много времени спустя. И в том и в другом варианте Петербург, лишен каких бы то ни было конкретных и исторических черт. Он символ, воплощение идеи; в первом случае – это идея реализовавшегося добра и всеобщего блага, во втором – идея зла и всеобщего вреда. Спор идет не относительно причин возникновения города на пустынном берегу Финского залива. Спор идет исключительно об отношении к городу, и это отношение составляет основу мифа.
Мысль о неминуемом исчезновении города держалась в народе долго.
Город, выстроенный на болоте, где гибли в непомерно тяжелых условиях небывалого строительства тысячи насильно сгонявшихся людей, с нерусским обликом и засильем иностранцев, с жестокими притеснениями по отношению к сомневающимся, вплоть до пыток и истязаний, не внушал к себе доверия в народе. На этой почве и возникла легенда об его исчезновении – либо запустении, либо гибели в пожаре, либо поглощении его водной стихией.
В эти же примерно годы в письменной литературе, похвальных речах создается совершенно иной образ Петербурга – города военной и государственной мощи, олицетворения новой России. Таким изобразил Петербург одним из первых Феофан Прокопович в «Слове похвальном в день рождества благороднейшего государя царевича и великого князя Петра Петровича», произнесенном в 1716 году, сказал об этом так: «Кто бы от странных зде пришед и о самой истине не уведав, кто бы, глаголю, узрев таковое града величество и великолепие, не помыслил, яко сие от двух или трех сот лет уже зиждется»1, охарактеризовавший его как «место царскому престолу» и «новоцарствующий град Петрова».
Такой образ Петербурга, парадный пышный, содержал, несмотря на налет искусственной героизации, известный исторический опыт, вобравший в себя понимание не только незаурядности, но и большой исторической прогрессивности петровских нововведений.
Тредиаковский, например, восклицает:
Приятный брег! Любезная страна!
Где свой Нева поток стремит к пучине.
О! прежде дебрь, се коль населена!
Мы град в тебе престольный видим ныне.
Немало зрю в округе я доброт:
Реки твоей струи легки и чисты;
Студен воздух, но здрав его есть род:
Осушены почти уж блата мшисты.
Письменная литература как бы вступает в спор с устными преданиями, устанавливая, в противовес народным представлениям, величественный, полный мощи образ Петербурга и его основателя. Антагонический характер этих двух традиций очевиден. Каждая из них страдает односторонностью, но в односторонности своей они противостоят друг другу.
Тема Петербурга в очерке первой трети XIX века.
Очерки разных десятилетий XIX века дают нам примеры различных подходов к проблеме Петербурга. Это обусловлено не только тем, что рос, менялся сам город, возникали новые проблемы в жизни петербуржцев, но и тем, что эволюционировал сам очерк как особый литературный жанр. С каждым десятилетием он становился все более и более мобильным, возрастает его способность отражать сдвиги в жизни города, показывать влияние Петербурга на поступки, на внутренний мир человека.
По очеркам XIX века можно судить о развитии Петербурга, об изменениях в его облике, в условиях жизни людей. Но у большинства мастеров проблема часто подается не только в «сегодняшнем», но и в общеисторическом, вечном ракурсе.
С каждым десятилетием XIX века – это особенно видно по его первой половине, - в русской литературе, в частности в очерковой литературе, заметно растет интерес к теме Петербурга. Прошло сто лет со времени его основания. Петербург стал одним из красивейших городов мира. Это отличали многие иностранцы, побывавшие в нем. «Нельзя не задуматься, - писала госпожа де Сталь, - над чудом создания столь прекрасного города в такое малое время»1. Не менее важное другое: описывая Петербург, очеркист неизбежно выходил к больным, горячим вопросам русской общественной жизни: о роли и результатах петровских преобразований, о связи России и Западом, о национальных чертах жизни страны. Вставал и такой вопрос: можно ли любить Петербург и если да, то за что?
Для Батюшкова, автора «Прогулки в Академию Художеств», Петербург - прежде всего прекрасное, почти чудесное творение: Петр сказал: «Здесь будет город … чудо света» - «и Петербург возник из дикого болота»2. Автор очерка мысленно прослеживает этапы развития города. Появление замысла Петра, строительство Петербурга, борьба разумной творческой силы с дикими стихиями «Здесь Художества, Искусства, гражданские установления и законы победят самую природу». Вот современный город, главные черты, которого – соразмерность, гармоничность, стилевое единство «Смотрите — какое единство! Как все части отвечают целому! Какая красота зданий, какой вкус, и в целом какое разнообразие, происходящее от смешения воды со зданиями»1 - эти слова молодого художника явно близки и автору очерка.
«Прогулка» написана в форме письма. Это послание одного знатока и ценителя искусства другому. Петербург как творение оценивается, прежде всего, с эстетической точки зрения, он сравнивается с лучшими образцами мирового градостроительства. И «великолепный Петербург» выдерживает это сравнение.
«Прогулка» Батюшкова – один из интереснейших опытов историко-культурного очерка в России. Это редкий пример очерка, в котором город увиден и осмыслен главным образом как архитектурный ансамбль. В описании столицы нет драматических тем и тем более трагических мотивов.
«Прогулка» Батюшкова – не
только восторг, но и
Пушкинский Петербург в поэме «Медный всадник»
В «Медном всаднике» Пушкин предпримет попытку, которой суждено остаться единственной в своем роде, создать синтетический образ Петербурга, где традиция литературная оказалась бы дополненной традицией устной, фольклорной. Петербург вступления к поэме (город Петра, перед которым «померкла старая Москва») и Петербург соответственно поэмы (город Медного всадника и несчастного Евгения) – вот два главных облика северной столицы. Они перешли к Пушкину из глубины XVIII века, были им исторически переосмыслены и художественно конкретизированы, слиты воедино, и на основе этого слияния Пушкин создал облик города, очень
неоднозначный как по художественному наполнению своему, так и по осмыслению исторической роли его в судьбах России и Европы. В поэме Пушкина обе стороны города – одна величественная и величавая, другая роковая и трагическая – составляют нерасторжимое единство, но это единство внутренней противоречивости; оно есть отражение реальной исторической противоречивости и деятельности Петра, и его личности и облика основанной им столицы:
Люблю тебя, Петра творенье,
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,…
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,…
Судьба города символизирует
величайшую историческую
В «Медном всаднике» Пушкин выступает последним певцом светлой и величественной стороны Петербурга.
Во вступлении к поэме «Медный
всадник» он продолжает
.., и юный град,
Полнощных стран краса и диво,…
Вознесся пышно, горделиво;…
По оживленным берегам
Громады стройные теснятся
Дворцов и башен; корабли
Толпой со всех концов земли
К богатым пристаням стремятся;…
Люблю твой строгий, стройный вид,
Невы державное теченье,
Береговой ее гранит,
Твоих оград узор чугунный,…
И блеск, и шум, и говор балов,
А в час пирушки холостой -
Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой…
Люблю, военная столица,
Твоей твердыни дым и гром,…
Но Пушкин содержанием поэмы
показывает, в какой узел противоречий
завязалась через сто лет
Драма Евгения подается
В основной части поэмы
Обломки хижин, бревны, кровли,…
Пожитки бледной нищеты,…
…Его пустынный уголок
Отдал внаймы, как вышел срок,
Хозяин бедному поэту
неизмеримо далеки
от светских удобств и развлечений. В этом
мире живет главный герой поэмы Евгений:
О чем же думал он? о том,
Что был он беден, что трудом
Он должен был себе доставить
И независимость и честь;
Что мог бы бог ему прибавить
Ума и денег…
Для таких людей как Евгений Петербург величественный, официальный, Петербург Медного всадника враждебен, этот город приводит главного героя к сумасшествию, затем к отверженной одинокой жизни:
Нередко кучерские плети
Его стегали,…
и к гибели.
Так получил свое оформление миф о Петербурге, так был создан образ города, в котором трудно отделить конкретно-историческое от вымышленного, частное от общего, действительность от представлений о ней. Если во вступлении к поэме Пушкин завершает традицию, пришедшему к нему из письменной литературы, то в содержании ее, связанном с устными представлениями и традициями, он открывает путь в XIX и начало XX века.
После Пушкина выявленное в «Медном всаднике» противоречие между величием дел Петра и трагедией «маленького человека» в литературе сглажено. Петербург вступления к поэме практически остался вне сферы творчества писателей. Вступление к «Медному всаднику» - едва ли не единственный в русской литературе памятник такому Петербургу.
Величие, красота, пышность северной столицы как символ величия и исторического значения самих петровских преобразований не привлекали внимание русских писателей ни в XIX, ни в XX веках. Но зато резко выдвинулся на первый план, заслонив все остальные аспекты, трагический Петербург, город тяжелых, мрачных красок, город не Петра, но Медного всадника, бросающегося в погоню за бедным разночинцем.
Петербург же вступления к
поэме стал преимущественно
Информация о работе Образ Петербурга в литературе первой трети XIX века