Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2010 в 00:13, контрольная работа
Задача данной работы – обобщение всех идей, точек зрения, содержащихся в исследованиях критиков, и исследование общих и различных черт образа Петербурга в литературе первой трети XIX; установление закономерностей развития образа Петербурга; проследить изменение этой тематики в творчестве Пушкина и Гоголя и выявить тенденции в изображении темы, складывающиеся к середине XIX века.
Введение 3
Зарождение и развитие мифа о Петербурге 6
Тема Петербурга в очерке первой трети XIX века 10
Пушкинский Петербург в поэме «Медный всадник» 12
Петербург Гоголя в повестях петербургского цикла и очерке
«Петербургские записки 1836 года» 16
Заключение 23
Список использованной литературы 27
Красноярский филиал
негосударственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«Санкт-Петербургский
Гуманитарный
университет профсоюзов»
Специальность 030602.65
«Связи
с общественностью»
Дисциплина: История
русской литературы
Контрольная
работа
Тема: Образ Петербурга в литературе первой трети XIX века
Выполнила: студентка 2 -КСО (св.)
Проверила: ст. преподаватель
Карамышева
Т. В.
Красноярск 2010
Содержание
Введение
Зарождение и
развитие мифа о Петербурге
Тема Петербурга
в очерке первой трети XIX века
Пушкинский Петербург
в поэме «Медный всадник»
Петербург Гоголя в повестях петербургского цикла и очерке
«Петербургские
записки 1836 года»
Заключение
Список использованной
литературы
Введение
Предметом моего исследования стал образ города, отраженный в литературе первой трети XIX века.
Я опиралась в своей работе
на исследования таких
Для данной работы основным стало исследование Долгополова «Миф о Петербурге и его преобразование в начале века», в котором автор рассматривает развитие мифа о Петербурге в русской литературе, подробно не анализируя эту тему у Пушкина и Гоголя.
Отрадин в своей работе «
Работа Лотмана посвящена
Маркович, анализируя поэтику петербургских повестей в творчестве Гоголя, затрагивает и тему Петербурга.
Исследователи отличают две
Задача данной работы –
Особенности исторического и культурного положения Петербурга
Петербург играет важную роль в развитии литературы, языка, искусства, науки: он явился центром живого взаимодействия России с Европой и всем миром, своего рода лабораторией, где русская национальная культура разрабатывала связи и взаимодействия с иноязычными культурами, как российскими, так и зарубежными.
Даже в самом имени города соединено три языка: Санк (santa – святой) – слово латинское; Петр (Peter – в голландской или немецкой огласовке – слово по происхождению латинское; Petros – камень, скала); бург (Burg – замок, крепость) – слово немецкое.
От этого «троязычного» и тем
не менее русского названия
тянутся нити связей к
Город вбирал в себя культуру, религию, быт, языки народов Европы, Азии, Ближнего и Дальнего Востока. Но при этом Санкт-Петербург от самого рождения и доныне остается крупнейшим городом Русского Севера – региона, представляющего собою, по мнению современной науки, целостный памятник русской культуры. Город белых ночей послужил связующим звеном между северорусской, среднерусской и южнорусской культурами. Петербургская речевая норма стала одной из основ русского литературного языка.
Образ города сложен, многопланов,
изменчив. Но в нашем сознании
сложились и достаточно
В сущности, писатели участвовали в создании города вместе с архитекторами, скульпторами, садоводами, каменщиками, вместе со всеми, кто придавал ему неповторимый облик не только ансамблями, одеждой, бытом, повседневным поведением.
Но у писателей было особое дело
в этом непрерывном процессе градостроительства:
их искусство создавало духовный облик
города, воздействовавший на всех, кто
его строил и в нем жил.
Зарождение и развитие мифа о Петербурге
О Петербурге было немало написано в XVIII веке. В произведениях Феофана Прокоповича, Ломоносова, Тредиаковского, Сумарокова, Державина Петербург представляется как «преславный город», «северный Рим», «Северная Пальмира». В XVIII веке северную русскую столицу реже описывали, чаще воспевали:
Преславный град, что Петр наш основал
И на красе построил толь полезно,
Уж древним всем он ныне равен стал,
И обитать в нём всякому любезно –
писал Тредиаковский.
Писатели XVIII века часто подчеркивали, что Петербург накрепко связал Россию с Европой:
Вижу лентии летучи
Разноцветны по судам;
Лес пришел из мачт дремучий
К камнетесанным брегам –
строки Державина.
Уже тогда, в XVIII в., начали говорить о том, что Петербург — настоящий европеец в России, хотя бы потому, что при его застройке широко использовался западный опыт планировки и строительства1.
Доминирующими элементами городского пейзажа в Петербурге были не замкнутые в себе, территориально обособленные особняки или городские усадьбы, а улицы и четкие линии общей планировки города.
Хотя Петербург был задуман как «европейский» город и именно как таковой противопоставлялся Москве, внешний вид его не напоминал облика европейских городов XVIII и начала XIX века. В отличие от крупных исторических городов Европы Петербург никогда не был окружен стенами, ограничивающими площадь застройки. Поэтому ограничений на размеры фасада и ширину улиц, определяющий облик всех европейских средневековых городов, в Петербурге не было. Почти одновременная застройка всего города придавала ему характер упорядоченности, стройности, однообразия.
Но было в судьбе русской
столицы нечто совсем не
Державный дух Петра и ум Екатерины
Труд медленных веков свершили в век единый, —
писал П.А.Вяземский в 1818 г.
Город и в XVIII, и в XIX в. воспринимался, прежде всего, как город Петра I. Многие не сознавали, да и сейчас не все знают, что город назван не в честь царя, а в честь апостола — небесного покровителя русского монарха. Название города ассоциировалось с именем царя-основателя.
В столь быстром росте города видели нечто чудесное. Так раньше на Руси города не возникали. Петербург воспринимается как воплощение великого замысла великого человека.
Построить город «здесь», на болоте, рядом с постоянно грозящим наводнением морем, значило покорить саму природу. Это строительство должно было стать и стало торжеством человеческой воли, расчета, разума над стихией.
Но в отношении к Петербургу
была определенная
Противоречие было в самой истории создания города: архисовременнейший европейский город, воплощение опыта европейской цивилизации, строился варварскими методами в традициях жесточайшего азиатского деспотизма, строился буквально на костях. Здесь страдали и гибли сотни и тысячи людей; память об этих страданиях была жива в народе; смысл недоброжелательной молвы был в том, что городу придется еще расплатиться за зло, за гибель невинных. И поэтому «Петербургу быть пусту». Петербургская легенда – это социальный протест в фантастической форме.
Еще в XVIII в. отчетливо проявились две крайние тенденции в осмыслении судьбы Петербурга: или «чудотворный град», «Пальмира новая», город «победителя стихий», или проклятый город, город Антихриста. Эти тенденции и обусловили те драматические или даже трагические мотивы, которые мы слышим часто в произведениях XIX века, посвященных Петербургу.
К 40-м годам XIX века мысль о призрачности Петербурга, о его «нереальности», не связанности с историей страны укрепилась в сознании людей уже прочно. Эта легенда о Петербурге, миф о нем начали складываться едва ли не с момента основания города. К середине XVIII века имелось четко выраженных две линии, два направления, по которым создавалась в XVIII и начале XIX века легенда о северной столице. Здесь налицо и «действительность» и «вымысел» - и реальный образ реального города, и его символическая интерпретация.
В этом мифе Петербург
Город не мыслится без его основателя и в раскольничьих преданиях, и в письменной литературе Петр и Петербург составляли как бы некое единство, одну сферу, один комплекс признаков, особенностей, отношение к которому лежало в основе мифа. В народных преданиях Петр – антихрист, порождение сатаны, подменный царь. Город, основанный им, нерусский город, его удел – исчезнуть с лица земли. В письменной литературе, напротив, Петр – личность исключительная, герой, титан, полубог. Город, основанный им, есть великое дело, которому суждено существовать в веках.
Информация о работе Образ Петербурга в литературе первой трети XIX века