Образ куклы в современной русской литературе

Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа

Описание работы

Можно сделать вывод, что исторически куклой, прежде всего, принято было считать игрушку в виде человека. Затем куклой стали называть фигурку для театральных представлений. Однако существуют и другие значения этого слова: кукла, используемая для украшений в витринах магазинов, а также разборная кукла-фантом для медицинского обучения. И в том, и в другом случае кукла представляет собой фигуру человека. Следует добавить, что в традиционном русском языке слово «кукла» обозначает какой-либо сверток или болванку [4]. Кукла, так или иначе, наделена свойствами живого существа: способность действовать, чувствовать, думать, говорить.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

1 Кукла как культурный феномен…………………………………………5

2 Символика куклы………………………………………………………...9

3 Синтетизм образа куклы в романе Людмилы Петрушевской «Маленькая волшебница / Кукольный роман»……………………………………………………………………...12

4 Специфика образа куклы в проекте «Муклы»………………………..17

Заключение………………………………………………………………..20

Список использованных источников……………………………………22

Работа содержит 1 файл

Курсовая КУКЛА с ПРАВКОЙ.doc

— 160.00 Кб (Скачать)

Их родители занимают такое положение в обществе, что ненормальные дочки мешают их имиджу и карьере. Они живут в  закрытой школе до 18 лет, потом пропадают. Никто не знает куда. Про очередную пропавшую учителя объясняют: увезли с приступом аппендицита. Девочки что-то подозревают: «Когда мы проходили медобследование, у нее был шрам на животе - после удаления аппендикса».

А рядом со школой - большое черное озеро, в котором никто не купается. Одна из девочек, уверенная, что она инопланетянка, и каждый вечер гуляющая по крыше, видит, как из озера откачивают воду и что-то достают. Они с подругой пробираются поближе и видят, что из озера достают тело... Открыв эту тайну, девочки начинают отсчитывать часы до своего 18-летия...

Можно выделить два основных вектора литературной составляющей проекта: с одной стороны, имитация психологизма, с другой –  стилистика массовой литературы.

Имитация психологизма «преподнесена в дневниках: идут подряд блоги девочек. Одна пишет новость, а потом в комментариях они общаются. У них есть юзерпики, они выкладывают фотографии» [13]. И именно тот факт, что блоги публичны и предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором, указывает на то, что в какой-то момент начинает казаться, что куклы живые.

Естественно, писать каждый день дневники за 11 девочек почти  физически невозможно, поэтому Волошина думает перенести это в книжный вариант. Понятно, что любую мистическую историю про 14-летних девочек в частной школе сегодня оторвут с руками. Это напоминает нечто от триллера в духе «Твин Пигс», где сюжет вращается вокруг расследования и убийства Терезы Бэнкс и последних семи дней жизни Лоры Палмер, популярной ученицы старшей школы в вымышленном городе Твин Пигс.

Также можно  провести аналог с сериалом «Закрытая  школа», в котором действия происходят в наши дни. Местом действия является частная школа-пансион, которая похожа на закрытый колледж, в котором поселились Муклы.

По словам Волошиной, куклы изначально ориентировались  на взрослую аудиторию. Даже сам формат красоты Мукол несколько странный. Ведь у детей другое восприятие - им больше по душе более стандартная  внешность. Мукла - кукла не для детей, а именно для подростков, её ровесников и ровесниц. У Мукол много противников. Очень многим эти куклы не нравятся.

Маленькие дети вряд ли правильно поймут Мукол. Слишком  уж специфическая внешность у  этих кукол. Да и «игрушкой» Муклу  назвать сложно. На мой взгляд, Муклы кажутся скорее полноправными членами общества, чем игрушечными персонажами. Так, например, для Барби можно придумать любую историю, заставить её играть любую роль. Мукла же чужую роль играть не будет. У неё своя история, своя легенда, которая, как мне кажется, ей идеально подходит. Мукла – это самый обычный подросток, со свойственным подростку характером.

Конечно, Муклу  нельзя назвать красавицей. Но эта  кукла имеет полное право на существование. Сотни людей влюблены в Мукол, мечтают о них, копят деньги.

Вряд ли создательница игрушки предполагала, что её творение изменит мир до неузнаваемости [14].

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

В роботе рассмотрен образ куклы в современной  русской литературе. Кукла определяется нами как антропоморфный предмет, изготовленный из различных материалов, на который переносятся свойства живого существа. Она, так или иначе, наделена свойствами живого существа: способность действовать, чувствовать, думать, говорить. Кукла обладает всеми необходимыми качествами для полноценной сюжетно-ролевой игры [4]. Кукла по своей сути является отражением образа человека [5].

Исторически куклой, прежде всего, принято было считать игрушку в виде человека. Затем куклой стали называть фигурку для театральных представлений. Однако существуют и другие значения этого слова: кукла, используемая для украшений в витринах магазинов, а также разборная кукла-фантом для медицинского обучения. И в том, и в другом случае кукла представляет собой фигуру человека.

Являясь символическим  изображением человека или животного, кукла представляет собой особый феномен, стоящий на границе живого и неживого, человеческого и того, что в данной культуре таковым не считается.

Любой культурный феномен имеет определенные функции, которые могут со временем меняться, расширяться. Кукла как культурный феномен рассматривается исследователями в трех основных функциях:

  1. Мифологической, включающей функции куклы в мифологии и верованиях;
  2. Обрядовой (использование куклы в ритуально-обрядовой и магической практиках);
  3. Игровой (использование кукол в развлечениях и играх детей и подростков).

Кукла неразрывно связана с человеком, который  ее создал, с его образом жизни, мифологией, верованиями.

Куклы пытаются повторить все принципиально  значимые стороны человеческой жизни. Таким образом, кукла может стать поводом для глубоких философских размышлений.

Также в ходе работы была рассмотрена символика  куклы. Было сказано, что кукла является культурным феноменом и универсалией культуры. Она представляет собой  целый комплекс смыслов, каждый из которых всплывает в зависимости от конкретной ситуации. Саму куклу можно воспринимать как «знак», при этом она также может быть охарактеризована как «вещь», в то же время кукла является «символом» различных смыслов.

На основании  сказанного, были выделены несколько смыслов, носителем которых является кукла в современной культуре, в искусстве и восприятии человека:

  • Кукла как личностный ресурс (оберег);
  • Кукла как двойник человека;
  • Кукла как проводник между мирами;
  • Кукла как носитель определенного архетипа;
  • Кукла как образ «псевдожизни», фальшивости, искусственности и внутренней пустоты;
  • Кукла как прямая ассоциация с детством, невинностью, беззащитностью, радостью.

Было отмечено, что важную роль в символике куклы  играют и её морфологические особенности (общие пропорции, элементы одежды и т.д.), и материал, из которого они изготовлены (дерево, глина, кость, камень и т.д.). Современные материалы, использующиеся при производстве кукол, также имеют свою символическую нагрузку.

В своей работе я остановилась на двух произведениях – Людмила Петрушевская «Маленькая волшебница/Кукольный роман» и литературная составляющая пректа «Муклы».

В романе «Маленькая волшебница» были выявлены важнейшие  характеристики представленных в нем  «кукольных» образов. Кукла Барби  Маша – это «живая» кукла, которая воплотила в себе образ оберега. Она не лишена человеческих качеств, таких как доброта, понимание, сострадание, сочувствие.

По моему  мнению, в современной культуре образ  куклы выступает также символом подражания. Современные женщины, стремясь выглядеть красиво, прибегают к помощи пластических хирургов. И многие из таких женщин, не найдя в себе силы остановиться с так называемым «преображением» своей внешности, становятся подобными куклам, а точнее куклам Муклам, которые весьма отличаются от обычных кукол своей неординарной внешностью.

Рассмотрев  литературную составляющую проекта  Полины Волошиной/ Лоры Горалик «Муклы», я могу сказать, что на данный момент он является своего рода феноменом, так как образ кукол в этом проекте представлен неординарно. Но могу с полной уверенностью сказать то, что такое направление в развитии образа куклы  в современной культуре очень перспективно.

Однако нельзя с полной уверенностью заявлять, что  образ куклы в современной  русской литературе раскрыт полностью. Всегда останется что-то недосказанное, ненайденное, что будет привлекать наше внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1 Морозов, И. А. Феномен куклы в традиционной и современной культуре [Текст]: кросс-культурное исследование идеологии антропоморфизма: диссертация Морозова И. А. доктора исторических наук. [Электронный ресурс] / И. А. Морозов. – М., 2010. – 146 с. – Режим доступа: http://www.ceninauku.ru/page_15704.htm-. - Дата доступа: 16.01.2012.

2 Ефремова, Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный (онлайн версия). [Электронный ресурс] / Т. Ф. Ефремова. – 2000. Режим доступа: http://www.classes.ru/all-russian/russian-dictionary-Efremova-term-39787.htm-. Дата доступа: 14.01.2012.

3 Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: Ок. 100000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; Под ред. проф. Л. И. Скворцова. – 27 изд., испр. – М.: ООО «Издательство «Мир и Образование»: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство Оникс», 2012. – 736 с.

4 Карпова, Т. Е. Феномен куклы в русской культуре: историко-культурологические аспекты [Текст]: диссертация Карповой Т. Е. кандидата культурол. наук. [Электронный ресурс] / Т. Е. Карпова. – СПб, 1999. – 131 с. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/fenomen-kukly-v-russkoi-kulture-istoriko-kulturologicheskie-aspekty-. – Дата доступа: 14.01.2012.

  1. Романова, А. В. Искусство куклы в контексте отечественной

культуры второй половины ХХ века: диссертация Романовой А. В. на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. [Электронный ресурс] / А. В. Романова. – СПб, 2010. – 150 с. – Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/iskusstvo-kukly-v-kontekste-otechestvennoi-kultury-vtoroi-poloviny-xx-veka-. Дата доступа: 27.04.2012.

6 Смирнова, Е. О. Куклы нашего времени // Мама и малыш. [Электронный ресурс]/ Е. А. Смирнова. – М, 2005. - № 11. Режим доступа: http://www.2mm.ru/razvitie/456- Дата доступа: 27.04.2012.

7 Литературный энциклопедический словарь / под общ. Ред. В. М. Кожевникова, П. А. Николаева; редкол.: Л. Г. Андреев, Н. И. Балашов, А. Г. Бочаров [и др.]. – М.: Сов. Энциклопедия, 1987. – 752 с.

8 Лотман, Ю. М. Куклы в системе культуры [Текст]// Избранные статьи в 3 т. Т. 1. / Ю. М. Лотман – Таллинн, 1992. - 378-379 с.

9 Петрушевская  Л. С. Маленькая волшебница (Кукольный  роман). [Электронный ресурс] / Л. С. Петрушевская – М., 1996. Режим доступа: http://magazines.russ.ru/october/1996/1/petru.html-. Дата доступа: 12.03.2012

10 Елеонская, Е. Н. Сказка, заговор и колдовство в России [Текст]: сб. тр. / Е. Н. Елеонская. – М.: ИНДРИК, 1994. - 270 с.

11 Виктория Белкина  / Куклы Муклы. Откуда они взялись? [Электронный ресурс]/ В. Белкина – 2011. Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25881- Дата доступа: 29.05.2011.

12 Виктория Белкина  / Куклы Муклы. Кто они? [Электронный ресурс]/ В. Белкина – 2011. Режим доступа: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-25878/– Дата доступа: 29.03.2012.

13 Наталья Кочеткова / Барби с муклой рядом не стояла [Электронный ресурс]/ Н. Кочеткова – 2008. Режим доступа: http://www.peoples.ru/art/painter/polina_voloshina/- Дата доступа: 29.03.2012.

14 Кто такие  куклы Муклы?: [Электронный ресурс]. – 2011. Режим доступа: http://lara.gorod.tomsk.ru/index-1323657616.php- Дата доступа: 20.03.2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Образ куклы в современной русской литературе