Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2013 в 19:54, курсовая работа
Можно сделать вывод, что исторически куклой, прежде всего, принято было считать игрушку в виде человека. Затем куклой стали называть фигурку для театральных представлений. Однако существуют и другие значения этого слова: кукла, используемая для украшений в витринах магазинов, а также разборная кукла-фантом для медицинского обучения. И в том, и в другом случае кукла представляет собой фигуру человека. Следует добавить, что в традиционном русском языке слово «кукла» обозначает какой-либо сверток или болванку [4]. Кукла, так или иначе, наделена свойствами живого существа: способность действовать, чувствовать, думать, говорить.
Введение…………………………………………………………………….3
1 Кукла как культурный феномен…………………………………………5
2 Символика куклы………………………………………………………...9
3 Синтетизм образа куклы в романе Людмилы Петрушевской «Маленькая волшебница / Кукольный роман»……………………………………………………………………...12
4 Специфика образа куклы в проекте «Муклы»………………………..17
Заключение………………………………………………………………..20
Список использованных источников……………………………………22
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
«ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Имени ФРАНЦИСКА СКОРИНЫ»
Филологический факультет
Кафедра русской и мировой литературы
ОБРАЗ КУКЛЫ В СОВРЕМЕННОЙ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Курсовая работа
Исполнитель:
студентка группы РФ-22
Научный руководитель:
кандидат филологических наук
доцент
Гомель, 2012
РЕФЕРАТ
Курсовая работа «Образ куклы в современной русской литературе», 23 страницы, 14 источников.
Структура работы: введение, основная часть (4 раздела), заключение, список использованных источников.
Ключевые слова: кукла, игрушка, культурный феномен, символ, символика куклы, кукольный роман, проект «Муклы».
Объекты исследования: роман Людмилы Петрушевской «Маленькая волшебница/Кукольный роман», проект Полины Волошиной «Муклы» (литературная составляющая).
Предмет исследования: образ куклы в современной русской литературе.
Методы исследования: культурно-исторический метод, сравнительно-исторический метод, элементы мифокритики и структурного анализа.
Цель курсовой работы: выявить особенности реализации образа куклы в современной русской литературе.
Задачи курсовой работы:
- изучить основные подходы к осмыслению феномена куклы в культуре, сложившиеся в сфере современного гуманитарного знания;
- рассмотреть наиболее значимые научные концепции символики куклы;
- проанализировать произведение Людмилы Петрушевской «Маленькая волшебница/Кукольный роман» с целью выявления важнейших характеристик представленных в нем «кукольных» образов;
- рассмотреть литературную составляющую проекта Полины Волошиной / Лоры Горалик «Муклы» с целью определения перспективных направлений развития образа куклы в современной культуре.
Выводы: Существуют разрозненное количество исследований феномена куклы. Кукла воплощает в себе мифологическую, обрядовую и игровую функции. Наиболее ярко в современной русской литературе образ куклы выражен в романе Л. С. Петрушевской «Маленькая волшебница/Кукольный роман». В проекте Полины Волошиной/ Лоры Горалик «Муклы» определены перспективные направления развития образа куклы в современной культуре.
Применение: материалы курсовой работы можно использовать для подготовки к практическим занятиям по современной русской литературе, в качестве материала для подготовки к спецсеминарам соответствующей тематики.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1 Кукла как культурный феномен…………………………………………5
2 Символика куклы………………………………………………………...9
3 Синтетизм образа куклы в романе
Людмилы Петрушевской
«Маленькая волшебница / Кукольный роман»………………………………………………………………
4 Специфика образа куклы в проекте «Муклы»………………………..17
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников……………………………………22
ВВЕДЕНИЕ
Данная работа посвящена образу куклы в современной русской литературе. Кукла стала объектом исследования культурологии, философии, психологии, искусствоведения относительно недавно. Существует некоторое количество разрозненных исследований феномена игровой куклы, куклы как культурного феномена, куклы как произведения искусства и т.д. Выделяют несколько подходов в изучении куклы: культурологический, социально-философский, социально-психологический. Существенно изучен развивающий и воспитательный потенциал куклы в коррекционной работе с детьми. Также последние два десятилетия изучается историко-культурологический аспект куклы. Особое внимание исследователей в наши дни привлекает проблема взаимоотношения человека и куклы.
По мнению И. А. Морозова, «кукла – это любые антропо- и зооморфные фигурки, употреблявшиеся в традиционных обрядовых и необрядовых практиках и способные в условно-игровых формах заменять человека, выступать в его функции, а также их аналоги в современном быту, в том числе детских играх» [1]. В толковом словаре Т. Ф. Ефремовой дается несколько определений: «кукла – 1) детская игрушка в виде фигурки человека; 2) фигура человека или животного, сделанная из какого-л. материала, как действующее лицо специальных театральных представлений; 3) бездушный, бесчувственный или внутренне пустой человек (обычно о женщине); 4) тот, кто слепо действует по чьей-л. воле» [2]. По С. И. Ожегову, «кукла – детская игрушка в виде фигурки человека, а так же фигура человека или животного в специальных театральных представлениях» [3, с. 260]. Также считается, что кукла часто является образом души человека, которому можно навредить наведенным колдовством.
Можно сделать вывод, что исторически куклой, прежде всего, принято было считать игрушку в виде человека. Затем куклой стали называть фигурку для театральных представлений. Однако существуют и другие значения этого слова: кукла, используемая для украшений в витринах магазинов, а также разборная кукла-фантом для медицинского обучения. И в том, и в другом случае кукла представляет собой фигуру человека. Следует добавить, что в традиционном русском языке слово «кукла» обозначает какой-либо сверток или болванку [4]. Кукла, так или иначе, наделена свойствами живого существа: способность действовать, чувствовать, думать, говорить. Кукла обладает всеми необходимыми качествами для полноценной сюжетно-ролевой игры [5]. Кукла по своей сути является отражением образа человека [6].
В современном мире существует огромное количество кукол, имеющих свое назначение и разную технологию изготовления. Чтобы упорядочить общую картину, необходимо привести некоторую классификацию. Общепринятой является классификация, основанная на функциональном признаке, включающая три вида кукол:
Вышеприведенная классификация является условной, так как существуют также куклы для шествий, утилитарные куклы, куклы-модели, модные куклы, куклы-автоматы и др.
Образ куклы уже давно вошел в арсенал литературных образов. Примером того являются: кукла Козетты (роман «Отверженные» Виктора Гюго), кукла Наташи Ростовой (роман «Война и мир» Л. Н. Толстого), кукла наследника Тутти (повесть-сказка «Три толстяка» Юрия Олеши), глиняная кукла татарской девочки Дины (повесть Л. Н. толстого «Кавказский пленник»), Пиноккио (сказка Карло Коллоди «Приключения Пиноккио. История деревянной куклы»), Щелкунчик (сказка Т. А. Гофмана «Щелкунчик и мышиный король») и т. д. Образ куклы в своих произведениях использовали Вольтер, В. А. Гете, А. Франс, У. Теккерей, Б. Прус и другие. В современной русской литературе этот образ тоже занимает достойное положение.
В качестве объекта исследования в курсовой работе мною были избраны роман Людмилы Петрушевской «Маленькая волшебница/Кукольный роман», проект Полины Волошиной «Муклы» (литературная составляющая), предметом же исследования являлся образ куклы в этих произведениях.
Исследование проводилось с целью выявить особенности реализации образа куклы в современной русской литературе. В связи с этим мною решались следующие задачи:
- изучить основные
подходы к осмыслению феномена
куклы в культуре, сложившиеся
в сфере современного
- рассмотреть наиболее значимые научные концепции символики куклы;
- проанализировать
произведение Людмилы
- рассмотреть литературную составляющую проекта Полины Волошиной / Лоры Горалик «Муклы» с целью определения перспективных направлений развития образа куклы в современной культуре.
Этот раздел посвящен изучению феномена куклы. Актуальность исследования обусловлена прежде всего тем особым местом, которое кукла как универсальный культурный медиатр занимает в жизни человека.
До недавнего
времени феномен куклы
«Кукла – культурный артефакт, отличающийся от иных зоо- и антропоморфных предметов (статуэтка, скульптура, барельеф) и изображений (портрет, фотография и другие иконические изображения человека) не только своей универсальностью, представленностью почти во всех культурах, но и исключительно широким спектром функций (от детской игрушки до ипостаси демона). Важным свойством куклы является обязательное наличие у неё, помимо чистых утилитарных функций, различных «вторичных» символических значений, что проявляется как на уровне языковой семантики, так и при использовании этого предмета в повседневных и обрядовых практиках» [1].
Являясь символическим изображением человека или животного, кукла представляет собой особый феномен, стоящий на границе живого и неживого, человеческого и того, что в данной культуре таковым не считается.
Практически любой предмет в окружении человека в игровых условиях может становиться куклой, игрушкой, с которой можно производить манипуляции. И в то же время понятие «кукла» намного шире, чем часто употребляемое понятие «кукла как игрушка».
В конце ХХ века наблюдается необыкновенная популярность куклы, причем в большей степени – ее антропоморфного изображения. Куклы, находящиеся раньше в театре или в доме, теперь активно используются в политических телепередачах, становятся равноправными участниками художественных выставок, используются при оформлении интерьеров. Куклы способны становиться предметом, определяющим материальное благосостояние человека и даже, в некоторой степени, его социальный статус. Следует сказать, таким образом, что отношения человека и куклы, всегда бывшие непростыми, сейчас обострились до предела. Это соотношение: кукла-человек, человек-кукла, крайне неустойчиво. Кукла часто претендует на то, чтобы занять место человека, а человек может быть уподоблен зависимой или бездушной кукле.
Куклы пытаются
повторить все принципиально
значимые стороны человеческой жизни.
В спектакле кукла часто
Таким образом, кукла может стать поводом для глубоких философских размышлений. Кукла-игрушка на свой манер стремится повторить человека [4].
На протяжении всего ХХ века кукла-игрушка претерпевала изменения, связанные с политическими переменами. Таким образом, кукла является знаком, фиксирующим накопленные модели окружающей действительности, в ней отражается представление человека о себе самом, о мире, о происходящих в нем процессах.
Тем не менее, образ куклы как феномен культуры не рассматривался ещё в работах искусствоведов, культурологов, историков, этнографов, педагогов во всей полноте. Искусствоведы нередко оставляют без должного внимания этнографическую куклу, а этнографы, изучающие игрушку, часто далеки от куклы театральной. Ю. М. Лотман посвятил кукле статью, которая является первым опытом рассмотрения всех видов этого феномена. Автор считал, что кукле в системе культуры присущи исключительно широкие и серьезные возможности.
Можно сказать, что в современной культуре постоянно расширяется семантическое поле феномена куклы, существуют понятия, которые далеки от исторически сложившегося значения слова «кукла». Тем не менее, они также включены в особое парасемантическое пространство, возникающее вокруг данного феномена в культуре. В этом случае кукла является на содержательном уровне симулякром («копией», не имеющей оригинала в реальности), представляет собой абсолютную пустоту.
Таким образом, возникают как бы два полюса: с одной стороны кукла – это подобие человека, оживляемое движением, с другой – кукла является выражением абсолютного обмана, недоверия, пустого содержания. Следует отметить, что в социокультурном пространстве слово «кукла» присваивается самым разным предметам. Изготовители игрушек называют куклой одно, коллекционеры – другое, дети считают куклой третье. Кукла может обозначать ещё и техническое устройство, имеющее антропоморфный облик (кукла-робот).
Любой культурный
феномен имеет определенные функции,
которые могут со временем меняться,
расширяться. Кукла как культурный
феномен рассматривается
Информация о работе Образ куклы в современной русской литературе