Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2011 в 13:45, реферат
Пьеса знаменитого русского драматурга А.Н.Островского «Гроза», написанная в 1859 году, вошла в историю русской литературы благодаря образу главной героини – Катерины Кабановой. Необычный женский характер и трагическая судьба привлекли как внимание читателей, так и литературных критиков. Недаром первые статьи о пьесе «Гроза» были фактически об образе Катерины.
1. Новаторство образа Катерины, героини пьесы А.Н.Островского «Гроза». Постановка проблемы
2. Образ Катерины в оценке критиков «натуральной школы»
1.Статья Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве»
1. Статья Д.Писарева «Мотивы русской драмы»
3.Образ Катерины в советском литературоведении
1. Образ Катерины в восприятии А.И.Ревякина
4.Современные интерпретации образа Катерины
1. Конфликт жизнелюбивой религиозности и суровой домостроевской морали (интерпретация Ю.Лебедева)
2. Черты классицизма в пьесе Островского «Гроза» (статья П.Вайля и А.Гениса)
5.Пьеса А.Н.Островского «Гроза» в современном школьном литературоведении
1. Восприятие образа героини в учебнике «В мире литературы» под ред. А.Г.Кутузова
2. Восприятие образа героини в учебнике «Русская литература XIX века» под ред. А.Н.Архангельского
6.Изменение образа Катерины в восприятии исследователей. Заключение
Разница во мнениях критиков о Катерине обусловлена как особенностями их мировоззрения, так и изменением общей ситуации в обществе. Например, критик –демократ Н.А. Добролюбов считал, что в Катерине виден протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, до самоубийства. Д.Писарев оспаривает мнение Добролюбова. Он считает, что самоубийство Катерины - это стечение самых пустых обстоятельств, с которыми она не смогла справиться, а никакой не протест. Но оба критика воспринимали героиню как социальный тип, видели в пьесе социальный конфликт и негативно относились к религиозности героини.
Советский литературовед
Ревякин высказывал взгляды, близкие
ко взглядам Добролюбова. А в современных
исследованиях прежде всего Катерина
воспринимается воплощением народной
души, народной религиозности, во многом
символическим образом, свидетельствующим
о крушении мира несвободы, лицемерия
и страха.
Библиография:
1.Статья Н.А.Добролюбова «Луч света в темном царстве» (Н.А.Добролюбов Избранное: Школьная библиотека. Издательство «Детская литература», Москва, 1970).
2. Статья Д.Писарева «Мотивы русской драмы» (Д. И. Писарев. Литературная критика в трех томах. Том первый Статьи 1859-1864 гг. Л., "Художественная литература", 1981)
3.Книга Ревякина
А.И. Искусство драматургии А.
4.Учебное пособие для учащихся 10 класса средней школы Лебедева Ю.В. (М., «Просвещение», 1991).
5.Книга П. Вайля, А. Гениса «Родная Речь. Уроки Изящной Словесности» («Независимая газета», 1991, Москва).
6.Учебник «В
мире литературы» под. ред.
А.Г.Кутузова. 7. Учебник «Русская
литература XIX века» под ред. А.Н.Архангельского.