Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:23, курсовая работа
Таким образом, целью нашей работы: проследить особенности изображения в зарубежной и русской литературе образа героя войны, на примере произведения Бальзака «Полковник Шабер» и Гоголя «Повесть о капитане Копейкине».
Для реализации этой цели поставили следующие задачи:
- проанализировать литературу по заявленной нами теме исследования;
- сравнить западный и русский реализм 20 века на примере реалистического этапа творчества Гоголя и Бальзака;
- выявить характерные черты реалистического метода изображения действительности в России и на западе, на примере произведения Бальзака «Полковник Шабер» и Гоголя «Повесть о капитане Копейкине»;
- проанализировать образы героев войны этих произведений и сделать выводы.
Введение………………………………. ……………………………………3-4
Глава 1. Метод реализма и его представители в русской и западноевропейской литературе………………………………………………....5-9
1.1. Реализм в творчестве Н. В. Гоголя……………...……………………..5-6
1.2. Реализм в творчестве Оноре де Бальзака……………………………...6-8
Глава 2. Образ героя войны в реалистической литературе 20 века как типичный представитель общества 30-40 годов (на примере произведения Бальзака «Полковник Шабер» и Гоголя «Повесть о капитане Копейкине»).10-20
2.1. Новелла «Полковник Шабер» О. Бальзака………………………....11-16
2.2. «Повесть о капитане Копейкине» Н. В. Гоголя…………………….16-20
Заключение………………………………………………..……………...21-23
Литература……………………………………………….……………….….24
|
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………. ……………………………………3-4
Глава
1. Метод реализма и его представители
в русской и западноевропейской литературе………………………………………………..
1.1. Реализм в творчестве Н. В. Гоголя……………...……………………..5-6
1.2. Реализм в творчестве Оноре де Бальзака……………………………...6-8
Глава 2. Образ героя войны в реалистической литературе 20 века как типичный представитель общества 30-40 годов (на примере произведения Бальзака «Полковник Шабер» и Гоголя «Повесть о капитане Копейкине»).10-20
2.1. Новелла «Полковник Шабер» О. Бальзака………………………....11-16
2.2. «Повесть о капитане Копейкине» Н. В. Гоголя…………………….16-20
Заключение…………………………………………
Литература…………………………………………
Приложение…………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Воспитание современного читателя, эстетически развитого и гуманистически мыслящего, может осуществляться только на самых высоких образцах словесного искусства. Своим духовно-гуманистическим потенциалом русская реалистическая литература XIX века навсегда утвердила в умах и сердцах многих поколений читателей представление об уникальности и неповторимости человеческой личности. Высокие идеалы русской классики до сих пор остаются стимулом для нового духовного роста читателей XXI века.
Реализм
– одно из ведущих литературных
направлений и методов в
Основываясь именно на реалистических принципах и приемах изображения жизни, русские писатели XIX века заложили фундамент великой русской литературы, вошедшей в историю мирового литературного процесса под символическим названием «золотого века», литературы, гордо носящей звание классической.
Реалисты русской и западной литературы и искусства совпадали в своем основном понимании этого направления, как стремление изобразить реальную действительность: типичный герой в типичных обстоятельствах. Однако, в своей работе, анализируя период творчества таких представителей реализма, как Гоголь и Бальзак, мы увидели, что есть некоторые различия в их понимании этого метода, а, следовательно, изображения действительности в произведениях «Полковник Шабер» и «Повесть о капитане Копейкине».
Таким образом, целью нашей работы: проследить особенности изображения в зарубежной и русской литературе образа героя войны, на примере произведения Бальзака «Полковник Шабер» и Гоголя «Повесть о капитане Копейкине».
Для реализации этой цели поставили следующие задачи:
-
проанализировать литературу
- сравнить западный и русский реализм 20 века на примере реалистического этапа творчества Гоголя и Бальзака;
- выявить характерные черты реалистического метода изображения действительности в России и на западе, на примере произведения Бальзака «Полковник Шабер» и Гоголя «Повесть о капитане Копейкине»;
- проанализировать
образы героев войны этих
Объектом исследования является – герой войны в реалистических произведениях Гоголя и Бальзака.
Предметом – метод реализма в русской и зарубежной литературе 20 века.
Практическая значимость работы: использование данных сведений и наработок на занятиях по русской и зарубежной литературе 20 века.
Актуальность
исследуемого нами вопроса заключается
в его практической значимости: раскрывает
понятие реализма как творческого метода
в литературе 20 века; сравнение творчества
двух представителей этого направления,
что в свою очередь позволяет отследить
сходства и различия данного метода в
понимании русской и западной литературе.
Анализ образов героев войны дает возможность
понять их значение и роль в творчестве
этих авторов, а так же во всей мировой
художественной литературе, так как творчество
писателей считается образцом литературного
творчество мирового уровня.
1 ГЛАВА
Метод реализма и его представители
в русской и западноевропейской литературе
Зарождение реализма в Западной Европе начинается с таких имен как Ж. Санд, Ч. Диккенс, в России - А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, начинается еще в XIX веке. Ранний реализм имеет особенность изображения человеческой жизни во всех ее проявлениях, психологическая и социальная обусловленность поступков персонажей. Романтические элементы еще не исчезли полностью, поэтому в творчестве писателей-реалистов XIX века имеется система авторских оценок в художественных произведениях, авторский идеал.
Изображение
«типических характеров» в «
1.1. Реализм в творчестве Н. В. Гоголя
Но, как и многие другие творческие методы и течения в литературе мирового масштаба, имеют в своем развитии несколько этапов. Одним из этапов развития и становления русского реализма становится «Натуральная школа» русского реализма 40-х годов, основоположником которой является Н. В. Гоголь. Творческие задачи и черты «натуральной школы»: стремление эмпирически описывать действительность, а не преобразовывать ее при помощи творческой фантазии; критическая направленность; антиромантические настроения; снятие всех тематических запретов; установка на социальное обобщение; гуманизм и демократизм; аналитические тенденции. Соотношение публицистических и художественных жанров в системе поэтики «натуральной школы».
Реализм как метод включает в себя два момента: во-первых, изображение внешних черт определенного общества и эпохи с такой степенью конкретности, которая дает впечатление («иллюзию») действительности; во-вторых, более глубокое раскрытие действительного исторического содержания, сущности и смысла социальных сил посредством образов-обобщений, проникающих дальше поверхности.
Общие
черты нового реализма — пессимизм
(отказ от «благополучного конца»), ослабление
сюжетного стержня как «искусственного»
и навязанного действительности, отказ
от оценочного отношения к героям, отказ
от героя (в собственном смысле слова)
и от «злодея», наконец, пассивизм, рассматривающий
людей не как ответственных строителей
жизни, а как «результат обстоятельств».
Вульгарной литературе буржуазного самоудовлетворения
новый реализм противостоит как литература
буржуазного разочарования в себе. Но
в то же время он противостоит здоровой
и сильной литературе, восходящей буржуазии
как литература упадочная, класса,
переставшего быть прогрессивным.
1.2. Реализм в творчестве Оноре де Бальзака
История реализма во Франции начинается с песенного творчества Беранже, что вполне естественно и закономерно. В период становления реализма песня уступает первенство социальному роману. Именно этот жанр в силу своей специфики открывает писателю богатые возможности для широкого изображения и углубленного анализа действительности, позволяя Бальзаку, как одному из представителей этого метода, решить главную творческую задачу - запечатлеть в своих творениях живой облик современной им Франции во всей его полноте и исторической неповторимости.
Творчество Оноре де Бальзака — высшая точка буржуазного реализма в западноевропейской литературе, но господствующим стилем буржуазной литературы реализм становится только во второй половине XIX века. В свое время Бальзак был единственным вполне последовательным реалистом. Ни Диккенс, ни Стендаль, ни сестры Бронте не могут быть признаны таковыми. Рядовая же литература 30—40-х годов, так же как и позднейших десятилетий, была эклектична, сочетая бытовую индивидуализирующую манеру XVIII века с целым рядом чисто условных моментов, отражавших филистерский «идеализм» буржуазии. Главным моментом этой условности были «счастливые окончания», идеальные характеры главных героев, наказанный порок и награжденная добродетель. Эта литература (представленная во Франции О. Фелье, Ж. Оне и т. п., а в Англии бесчисленным количеством романистов и романисток) была грубо апологетической и грубо лакировочной в отношении к господствующему классу и созданной им действительности. Особенно в Англии крупнейшие, в основном реалистически направленные писатели (Джордж Элиот) были бессильны вполне освободиться от этих условностей. Реализм как широкое течение и возникает со в борьбе с ними. Отказываясь от апологетики и лакировки, реализм становится критическим, отвергающим и осуждающим изображенную им действительность.
Таким образом, основными признаками реалистических произведений становится:
- уход от канонов классицизма в произведениях,
-
расширение предмета
- отмена запретных сюжетов и тем,
- представление жизни во всей ее полноте и противоречивости,
-
высшим образцом, на который следует
ориентироваться при создании
нового искусства, является
- социально-политической ориентация,
-
острокритическое восприятие
Расцвет французского реализма, представленный творчеством Бальзака, Стендаля и Мериме, приходится на 1830-1840-е годы. Это был период так называемой Июльской монархии, когда Франция, покончив с феодализмом, основывает. «Классическая ясность» буржуазных отношений, особо «острая форма» выявившихся в них антагонистических противоречий и подготавливают исключительную точность и глубину социального анализа в произведениях великих реалистов.
В
итоге, можно обобщив все
Трезвость взгляда на
Этот взгляд на эпоху определял бальзаковское мироощущение, оказывал влияние на характер бальзаковского реализма.
В России, где, даже не говоря о Щедрине, еще буржуазно-дворянские реалисты (Тургенев, Гончаров, Островский и др.) дали более правдивую и более глубокую картину разложения крепостнического общества, чем какие бы то ни было «научные» писатели буржуазии и дворянства. Только пролетарская и социалистическая культура действительно снимает это противоречие не путем подчинения искусства какой-либо отдельной науке, а путем проникновения всего человеческого сознания единственным до конца научным мировоззрением революционной переделки мира. Признав, что типичность соответствует сущности данного социально-исторического явления, а не просто является наиболее распространенным, часто повторяющимся, обыденным, мы должны также признать, что преувеличение, заострение образа до гротеска и карикатуры или до героизации отнюдь не исключает типичности. Герой, выражая волю целого класса, существеннейшие качества класса, является в таком понимании и ее типичным представителем.