Образ героя войны в новелле О. Де Бальзака "Полковник Шабер" и "Повести о капитане копейкине" Н. В. Гоголя

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Октября 2011 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Таким образом, целью нашей работы: проследить особенности изображения в зарубежной и русской литературе образа героя войны, на примере произведения Бальзака «Полковник Шабер» и Гоголя «Повесть о капитане Копейкине».
Для реализации этой цели поставили следующие задачи:
- проанализировать литературу по заявленной нами теме исследования;
- сравнить западный и русский реализм 20 века на примере реалистического этапа творчества Гоголя и Бальзака;
- выявить характерные черты реалистического метода изображения действительности в России и на западе, на примере произведения Бальзака «Полковник Шабер» и Гоголя «Повесть о капитане Копейкине»;
- проанализировать образы героев войны этих произведений и сделать выводы.

Содержание

Введение………………………………. ……………………………………3-4
Глава 1. Метод реализма и его представители в русской и западноевропейской литературе………………………………………………....5-9
1.1. Реализм в творчестве Н. В. Гоголя……………...……………………..5-6
1.2. Реализм в творчестве Оноре де Бальзака……………………………...6-8
Глава 2. Образ героя войны в реалистической литературе 20 века как типичный представитель общества 30-40 годов (на примере произведения Бальзака «Полковник Шабер» и Гоголя «Повесть о капитане Копейкине»).10-20
2.1. Новелла «Полковник Шабер» О. Бальзака………………………....11-16
2.2. «Повесть о капитане Копейкине» Н. В. Гоголя…………………….16-20
Заключение………………………………………………..……………...21-23
Литература……………………………………………….……………….….24

Работа содержит 1 файл

курсовая заруба МАРШАЛИК.doc

— 183.00 Кб (Скачать)
    
 
 
 
 
 
    Курсовая работа

    История зарубежной литературы XX век 
 

    ОБРАЗ ГЕРОЯ ВОЙНЫ

      В НОВЕЛЛЕ О. ДЕ БАЛЬЗАКА  «ПОЛКОВНИК ШАБЕР»

    И  «ПОВЕСТИ  О КАПИТАНЕ КОПЕЙКИНЕ» Н.В.ГОГОЛЯ  
 
 
 
 
 

    
 
 

    СОДЕРЖАНИЕ 

    Введение………………………………. ……………………………………3-4

    Глава 1. Метод реализма и его представители в русской и западноевропейской литературе………………………………………………....5-9

    1.1. Реализм в творчестве Н. В. Гоголя……………...……………………..5-6

    1.2. Реализм в творчестве Оноре де Бальзака……………………………...6-8

    Глава 2.   Образ героя войны в реалистической литературе 20 века как типичный представитель общества 30-40 годов  (на примере произведения Бальзака «Полковник Шабер» и Гоголя «Повесть о капитане Копейкине»).10-20

    2.1.  Новелла «Полковник Шабер» О. Бальзака………………………....11-16

    2.2. «Повесть о капитане Копейкине» Н. В. Гоголя…………………….16-20

    Заключение………………………………………………..……………...21-23

    Литература……………………………………………….……………….….24

    Приложение………………………………………………..…………………25 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ 

    Воспитание  современного читателя, эстетически  развитого и гуманистически мыслящего, может осуществляться только на самых высоких образцах словесного искусства. Своим духовно-гуманистическим потенциалом русская реалистическая литература XIX века навсегда утвердила в умах и сердцах многих поколений читателей представление об уникальности и неповторимости человеческой личности. Высокие идеалы русской классики до сих пор остаются стимулом для нового духовного роста читателей XXI века.

    Реализм – одно из ведущих литературных направлений и методов в западноевропейском и русском искусстве. Начиная со второй половины XIX века, он аккумулировал в себе лучшие традиции всех предшествующих художественных систем и до сих пор остается одним из ведущих методов многих современных писателей и поэтов, которые в его рамках осуществляют поиск новых жанровых форм и способов художественного воплощения действительности в произведениях словесного искусства.

    Основываясь именно на реалистических принципах  и приемах изображения жизни, русские писатели XIX века заложили фундамент великой русской литературы, вошедшей в историю мирового литературного процесса под символическим названием «золотого века», литературы, гордо носящей звание классической.

    Реалисты  русской и западной литературы и искусства совпадали в своем основном понимании этого направления, как стремление изобразить реальную действительность: типичный герой в типичных обстоятельствах. Однако, в своей работе, анализируя период творчества таких представителей реализма, как Гоголь и Бальзак, мы увидели, что есть некоторые различия в их понимании этого метода, а, следовательно, изображения действительности в произведениях «Полковник Шабер» и «Повесть о капитане Копейкине».

    Таким образом, целью нашей работы: проследить особенности изображения в зарубежной и русской литературе  образа героя войны, на примере произведения Бальзака «Полковник Шабер» и Гоголя «Повесть о капитане Копейкине».

    Для реализации этой цели поставили следующие  задачи:

    - проанализировать литературу по  заявленной нами теме исследования;

    - сравнить западный и русский  реализм 20 века на примере реалистического этапа творчества Гоголя и Бальзака;

    - выявить характерные черты реалистического метода изображения действительности в России и на западе, на примере произведения Бальзака «Полковник Шабер» и Гоголя «Повесть о капитане Копейкине»;

    - проанализировать  образы героев войны этих произведений  и сделать выводы.

    Объектом исследования является – герой войны в реалистических произведениях Гоголя и Бальзака.

    Предметом – метод реализма в русской и зарубежной литературе 20 века.

    Практическая  значимость  работы: использование данных сведений и наработок на занятиях по русской и зарубежной литературе 20 века.

    Актуальность исследуемого нами вопроса заключается в его практической значимости: раскрывает понятие реализма как творческого метода в литературе 20 века; сравнение творчества двух представителей этого направления, что в свою очередь позволяет отследить сходства и различия данного метода в понимании русской и западной литературе. Анализ образов героев войны дает возможность понять их значение и роль в творчестве этих авторов, а так же во всей мировой художественной литературе, так как творчество писателей считается образцом литературного творчество мирового уровня. 
 
 
 
 
 
 
 

    1 ГЛАВА

    Метод реализма и его  представители 

    в русской и западноевропейской литературе

        Зарождение реализма в Западной Европе начинается с таких имен как Ж. Санд, Ч. Диккенс, в России - А.С. Грибоедов, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, начинается еще в XIX веке.   Ранний реализм имеет особенность изображения человеческой жизни во всех ее проявлениях, психологическая и социальная обусловленность поступков персонажей. Романтические элементы еще не исчезли полностью, поэтому в творчестве писателей-реалистов XIX века имеется система авторских оценок в художественных произведениях, авторский идеал.

    Изображение «типических характеров» в «типических  обстоятельствах» – формула реализма. В литературе развивается такие понятия как «психологизм», «диалектика души» как способы раскрытия внутреннего мира героев. Русская критика в становлении реалистической литературы имеет такие имена как: Белинский, Добролюбов, Чернышевский, Писарев и др. Мир узнает такие имена западноевропейской реалистической литературы как Бальзак, Гюго, Стендаль. 

    1.1. Реализм в творчестве  Н. В. Гоголя

    Но, как и многие другие творческие методы и течения в литературе мирового масштаба, имеют в своем развитии несколько этапов. Одним из этапов развития и становления русского реализма становится «Натуральная школа» русского реализма 40-х годов, основоположником которой является Н. В. Гоголь. Творческие задачи и черты «натуральной школы»: стремление эмпирически описывать действительность, а не преобразовывать ее при помощи творческой фантазии; критическая направленность; антиромантические настроения; снятие всех тематических запретов; установка на социальное обобщение; гуманизм и демократизм; аналитические тенденции. Соотношение публицистических и художественных жанров в системе поэтики «натуральной школы».

          Реализм как метод включает в себя два момента: во-первых, изображение внешних черт определенного общества и эпохи с такой степенью конкретности, которая дает впечатление («иллюзию») действительности; во-вторых, более глубокое раскрытие действительного исторического содержания, сущности и смысла социальных сил посредством образов-обобщений, проникающих дальше поверхности.

    Общие черты нового реализма — пессимизм (отказ от «благополучного конца»), ослабление сюжетного стержня как «искусственного» и навязанного действительности, отказ от оценочного отношения к героям, отказ от героя (в собственном смысле слова) и от «злодея», наконец, пассивизм, рассматривающий людей не как ответственных строителей жизни, а как «результат обстоятельств». Вульгарной литературе буржуазного самоудовлетворения новый реализм противостоит как литература буржуазного разочарования в себе. Но в то же время он противостоит здоровой и сильной литературе, восходящей буржуазии как литература упадочная,  класса, переставшего быть прогрессивным.  

    1.2. Реализм в творчестве Оноре де Бальзака

    История реализма во Франции начинается с песенного творчества Беранже, что вполне естественно и закономерно. В период становления реализма песня уступает первенство социальному роману. Именно этот жанр в силу своей специфики открывает писателю богатые возможности для широкого изображения и углубленного анализа действительности, позволяя Бальзаку, как одному из представителей этого метода, решить главную творческую задачу - запечатлеть в своих творениях живой облик современной им Франции во всей его полноте и исторической неповторимости.

      Творчество Оноре де Бальзака — высшая точка буржуазного реализма в западноевропейской литературе, но господствующим стилем буржуазной литературы реализм становится только во второй половине XIX века. В свое время Бальзак был единственным вполне последовательным реалистом. Ни Диккенс, ни Стендаль, ни сестры Бронте не могут быть признаны таковыми. Рядовая же литература 30—40-х годов, так же как и позднейших десятилетий, была эклектична, сочетая бытовую индивидуализирующую манеру XVIII века с целым рядом чисто условных моментов, отражавших филистерский «идеализм» буржуазии. Главным моментом этой условности были «счастливые окончания», идеальные характеры главных героев, наказанный порок и награжденная добродетель. Эта литература (представленная во Франции О. Фелье, Ж. Оне и т. п., а в Англии бесчисленным количеством романистов и романисток) была грубо апологетической и грубо лакировочной в отношении к господствующему классу и созданной им действительности. Особенно в Англии крупнейшие, в основном реалистически направленные писатели (Джордж Элиот) были бессильны вполне освободиться от этих условностей. Реализм как широкое течение и возникает со в борьбе с ними. Отказываясь от апологетики и лакировки, реализм становится критическим, отвергающим и осуждающим изображенную им действительность.

    Таким образом, основными признаками реалистических произведений становится:

    - уход от канонов классицизма  в произведениях,

    - расширение предмета изображения  в искусстве,

    - отмена запретных сюжетов и  тем,

    -  представление жизни во всей ее полноте и противоречивости,

    - высшим образцом, на который следует  ориентироваться при создании  нового искусства, является великий  мастер эпохи Возрождения Шекспир  (воспринимаемый, впрочем, романтиками  и реалистами по-разному).

    - социально-политической ориентация,

    -  острокритическое восприятие буржуазных  отношений.

    Расцвет французского реализма, представленный творчеством Бальзака, Стендаля и  Мериме, приходится на 1830-1840-е годы. Это был период так называемой Июльской монархии, когда Франция, покончив с феодализмом, основывает. «Классическая ясность» буржуазных отношений, особо «острая форма» выявившихся в них антагонистических противоречий и подготавливают исключительную точность и глубину социального анализа в произведениях великих реалистов.

    В итоге, можно обобщив все вышесказанное, сказать, что общие черты реалистического  метода проявлялись в полной Меере  как у Гоголя, так и у Бальзака…

      Трезвость взгляда на современную  Францию - характерная особенность  реалистов. Главные, решающие сцены произведений Бальзака происходили (или, по крайней мере, подготавливались) не в тронных залах, не на полях сражений, не на конгрессах дипломатов, а, так сказать, в сфере быта - в гостиных, в нотариальных конторах, в будуарах певичек, посреди семейных драм и идиллий. Частная жизнь приобретала первостепенное значение, но не как собственно частная, а как слагаемое, даже как специфическая форма жизни общественной, форма, порождаемая новым буржуазным идолом - всепроникающим индивидуализмом.

    Этот  взгляд на эпоху определял бальзаковское мироощущение, оказывал влияние на характер бальзаковского реализма.

      В России, где, даже не говоря о Щедрине, еще буржуазно-дворянские реалисты (Тургенев, Гончаров, Островский и др.) дали более правдивую и более глубокую картину разложения крепостнического общества, чем какие бы то ни было «научные» писатели буржуазии и дворянства. Только пролетарская и социалистическая культура действительно снимает это противоречие не путем подчинения искусства какой-либо отдельной науке, а путем проникновения всего человеческого сознания единственным до конца научным мировоззрением революционной переделки мира. Признав, что типичность соответствует сущности данного социально-исторического явления, а не просто является наиболее распространенным, часто повторяющимся, обыденным, мы должны также признать, что преувеличение, заострение образа до гротеска и карикатуры или до героизации отнюдь не исключает типичности. Герой, выражая волю целого класса, существеннейшие качества класса, является в таком понимании и ее типичным представителем.

Информация о работе Образ героя войны в новелле О. Де Бальзака "Полковник Шабер" и "Повести о капитане копейкине" Н. В. Гоголя