Новые грани вечного образа Дон Жуана

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:51, курсовая работа

Описание работы

Комедия «Дон Жуан, или Каменный гость» великого французского драматурга Жана-Батиста Мольера и по сей день остается одной из самых популярных пьес мирового репертуара, заставляет вновь и вновь разгадывать тайну незаурядной гордой личности, бросившей дерзкий вызов небесам. Кто же этот Дон Жуан? Азартный игрок? Авантюрист? Искушенный в страсти обольститель? Философ? Циник, глумящийся над всем и вся: законом, религией, добродетелью, моралью, жизнью, смертью?...Этот вопрос волнует воображение многих драматургов, актеров, режиссеров, вдохновенно сочиняющих собственные вариации мифа о Дон Жуане.

Содержание

Введение………………………………………………………….. 3-4
Глава 1…………………………………………………………….. 5-12
Дон Жуан как «вечный образ»………………………………. 5-9
Прототипы образа…………………………………………….. 9-12
Глава 2……………………………………………………………... 14-26
2.1 Эпоха написания комедии «Дон Жуан», биография Мольера..14-20
2.2 Дон Жуан в интерпретации Мольера…………………………. 21-26
Заключение………………………………………………………….. 27-28
Библиография………………………

Работа содержит 1 файл

курсааач.doc

— 147.00 Кб (Скачать)

     В пьесе проявляются и классовые  отношения того времени. Постоянно  подчеркивается, что Дон Жуан –  дворянин. В сцене спасения им Дона Карлоса оба ведут себя, согласно неписаным правилам дворянской чести: Дон Жуан спасает незнакомого человека, рискуя жизнью, а Дон Карлос, узнав, кто перед ним, благородно отпускает своего заклятого врага. Этот эпизод составляет резкий контраст с тем моментом, когда Дон Жуан не проявляет ни малейшего уважения к спасшему его крестьянину Пьеро. Взамен благодарности он пытается увести его невесту и затем дерется с ним.

     Известный французский литератор XIX века Сент-Бев писал: «Любить Мольера – значит прежде всего ненавидеть то, что не соответствовало его светлой природе, что ему было противно в его время и было бы невыносимо и в наше19». В «Дон Жуане» драматург правдиво отразил те пороки, которые он осуждал в молодых дворянах своего времени, хотя, конечно, в преувеличенном виде, ведь их представителем является не просто герой, а один из наиболее известных образов мировой литературы.

 

                               Заключение

     Итак, Мольер, выбрав в качестве героя  одной из своих самых знаменитых комедий легендарного героя-соблазнителя, создал совершенно новый образ.

     Новаторство Мольера заключается в первую очередь в том, что он изобразил Дон Жуана как своего современника, со всеми характерными пороками молодого дворянина XVII века. «Гений художника – писал Г.Н. Бояджиев о Мольере - это способность глубоко, полно и художественно выразить характерные черты своего века»20.

     Уверенный в своем привилегированном положении, а вследствие этого – в безнаказанности, Дон Жуан соблазняет всех понравившихся  женщин, губит чужие семьи, норовит  развратить каждого, с кем имеет  дело: от собственного слуги Сганареля до встречного нищего. Он полностью лишен моральных принципов, причем он осознает и даже бравирует этим, цинично рассуждая о женщинах, о своем отце и т.д. Герой Мольера лицемерен и, опять же, не считает это чем-то неправильным, ведь «в наше время лицемерие имеет громадные преимущества». Как и многие молодые дворяне XVII века, Дон Жуан живет в долг, который он уже давно не платит и не собирается платить.

     С другой стороны, герой не лишен и  некоторых положительных черт. Он красноречив, смел, способен на благородные поступки и неглупые рассуждения. Впрочем, внешне соответствуя образу утонченного дворянина, он доказывает совершенно обратное своими поступками – не зря же в попытке усовестить сына Дон Лукас постоянно напоминает ему о дворянской чести.

     «У  всех предшественников Мольера (кроме Тирсо де Молины) Дон-Жуан – либо чудовище, либо карикатура, либо марионетка; - писал А.А. Смирнов, - у Мольера он – живой, гибкий, глубоко реалистичный образ»21. Действительно, сохраняя все традиционные черты знаменитого героя, Мольер сумел создать разносторонний, выходящий за четкие рамки классицизма образ, которые отразил как общечеловеческие пороки, так и характерные черты дворянского общества XVII века.

 

                         Библиография 

  1. Бордонов, Ж. Мольер. – М.: Искусство, 1983. – 415 с.
  2. Бояджиев, Г. Мольер. Исторические пути формирования жанра высокой комедии. – М., 1967.
  3. Булгаков, М.А. Жизнь господина де Мольера. – М.: Молодая гвардия, 1991.- 224 с.
  4. История зарубежной литературы XVII. / Под ред. М.В. Разумовской. – М.: Высшая школа, 2001. с. 114-117.
  5. История французской литературы: \учебник для фил. спец. вузов / Л.Г. Андреев, Н.П. Козлова, Г.К. Косиков. – М.: Высшая школа, 1987. – с. 179-180.
  6. Кисин Б. Дон-Жуан // Литературная энциклопедия в 11 т., т. 3. – М., 1929-1939.
  7. Литературная энциклопедия. Т. 2. — 1929.
  8. Луков, В.А., Черноземова Е.И. История зарубежной литературы XVII-XVIII веков. – М.: Наука, 2004.
  9. Мокульский, С.С. Мольер // Литературная энциклопедия в 11т., т. 7. – М., 1929-1939.
  10. Мольер «Дон Жуан, или Каменный гость»/ Комедии, М., 1978
  11. Нусинов, И. М. Вековые образы. М., 1937.
  12. Нусинов, И.М. История литературного героя. – М., 1958.
  13. Пронкевич, О. Дон Хуан сквозь призму национального мифа // Слово и время. – 2003. - №4. – с. 56-62.
  14. Смирнов, А.А. Из истории западноевропейской литературы: Образ Дон Жуана у Мольера. – М., Л.: Художественная литература, 1965. с. 276-292.
  15. Штейн, А.Л. На вершинах мировой литературы / А. Штейн – М.: Художественная литература, 1977.
  16. http://revolution.allbest.ru/literature/00059442_0.html
  17. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le3/le3-3494.htm

Информация о работе Новые грани вечного образа Дон Жуана