Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 17:51, курсовая работа
Комедия «Дон Жуан, или Каменный гость» великого французского драматурга Жана-Батиста Мольера и по сей день остается одной из самых популярных пьес мирового репертуара, заставляет вновь и вновь разгадывать тайну незаурядной гордой личности, бросившей дерзкий вызов небесам. Кто же этот Дон Жуан? Азартный игрок? Авантюрист? Искушенный в страсти обольститель? Философ? Циник, глумящийся над всем и вся: законом, религией, добродетелью, моралью, жизнью, смертью?...Этот вопрос волнует воображение многих драматургов, актеров, режиссеров, вдохновенно сочиняющих собственные вариации мифа о Дон Жуане.
Введение………………………………………………………….. 3-4
Глава 1…………………………………………………………….. 5-12
Дон Жуан как «вечный образ»………………………………. 5-9
Прототипы образа…………………………………………….. 9-12
Глава 2……………………………………………………………... 14-26
2.1 Эпоха написания комедии «Дон Жуан», биография Мольера..14-20
2.2 Дон Жуан в интерпретации Мольера…………………………. 21-26
Заключение………………………………………………………….. 27-28
Библиография………………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное Образовательное Учреждение
Высшего профессионального образования
Вятский
Государственный Гуманитарный Университет
Филологический
факультет
Курсовая работа
«Новые
грани вечного образа Дон Жуана
в одноименной комедии Мольера»
Кир
Введение…………………………………………………………
Глава 1…………………………………………………………….. 5-12
Глава 2……………………………………………………………... 14-26
2.1 Эпоха написания комедии «Дон Жуан», биография Мольера..14-20
2.2 Дон
Жуан в интерпретации Мольера……
Заключение……………………………………………………
Библиография………………………………………………
Введе
Комедия «Дон Жуан, или Каменный гость» великого французского драматурга Жана-Батиста Мольера и по сей день остается одной из самых популярных пьес мирового репертуара, заставляет вновь и вновь разгадывать тайну незаурядной гордой личности, бросившей дерзкий вызов небесам. Кто же этот Дон Жуан? Азартный игрок? Авантюрист? Искушенный в страсти обольститель? Философ? Циник, глумящийся над всем и вся: законом, религией, добродетелью, моралью, жизнью, смертью?...Этот вопрос волнует воображение многих драматургов, актеров, режиссеров, вдохновенно сочиняющих собственные вариации мифа о Дон Жуане.
Вопрос
о главном герое самой
Тема данной курсовой работы: «Новые грани вечного образа Дон Жуана в одноименной комедии Мольера».
Предмет исследования: комедия «Дон Жуан, или Каменный гость» Мольера.
Цель работы: рассмотреть какие новые черты Мольер внес в «вечный» образ Дон Жуана.
Задачи: 1. Изучить литературу, посвященную данной теме;
2. Охарактеризовать время написания комедии;
3. Определить основный темы и проблемы;
4. Сравнить легендарный образ Дон Жуана с мольеровским.
Структура работы: работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Актуальность темы: образ Дон Жуана является «вечным» образом в мировой литературе и до сих пор используется разными авторами. Пьеса Мольера «Дон Жуан» и по сей день остается одной из самых популярных
пьес мирового репертуара.
Практическая
значимость: материал может использоваться
на уроках литературы в школе при изучении
данной темы.
Глава 1.
1.1. Дон Жуан как «вечный» образ
В мировой литературе существуют устойчивые (вековые) образы, олицетворяющие тот или иной тип человека, которые носители разных стран, разных эпох, разных взглядов по-своему воссоздают в произведениях.
Вечный образ – литературный и мифический персонаж, имеющий всечеловеческое значение и нашедший многочисленное воплощение в литературе разных стран и эпох.
«Под вековыми образами подразумеваются образы искусства, которые в восприятии последующего читателя или зрителя утеряли первоначально присущее им бытовое или историческое значение и из социальных категорий превратились в психологические категории»1. Таковы например Дон-Кихот и Гамлет, Тартюф и Хлестаков, Прометей и Фауст, Дон Жуан и Иуда, Отелло и Эдип.
И.М. Нусинов отмечал, что вековые образы противопоставлялись так называемым «эпохальным» образам, которые были выражением настроений определенной исторической полосы или идеалов общественного движения. Например, Онегин и Печорин как образы так называемых «лишних людей» или Базаров как образ нигилиста. Терминами «Онегины», «Базаровы» характеризуют только русских интеллигентов определенной эпохи.
Именно возможность образов изменяться относительно их первоначальной сущности, способность их воздействовать на людей различных классов привели к тому, что эти образы были объявлены вечными.
«Деформируясь, Хлестаков, Дон-Кихот и все другие так называемые «вечные» образы каждый раз оживают, когда создастся социальная ситуация, в некотором отношении и в какой-то степени родственная той ситуации, которая их породила. Они соответствуют не вечной изначальной сущности человека, а определенным социально-историческим явлениям; они являются категориями не вечными, а историческими».2
Как я уже говорила, Дон Жуан относится к «вечным» образам мировой литературы. Этот образ не является статическим, он постоянно меняется, каждый автор вкладывает в него что-то новое. Его называли Дон Хуан, или Дон Гуан, или Дон Джованни, но в любом случае это имя неизменно ассоциируется с рыцарем-повесой, дерзким нарушителем моральных и религиозных норм, готовым на все ради завоевания новых и новых женских сердец.
В.В. Битнеров выделял 7 типов вечных образов: Фауст, Сатана, Дон Жуан, Каин, Вечный Жид, Прометей и Гамлет. Интересно то, что Дон Жуану отведено место между Сатаной и Каином…
Первый литературный Дон Жуан был создан испанским монахом Габриэлем Теллецем, писавшим под псевдонимом Тирсо де Молина, в пьесе «Севильский озорник, или Каменный гость». У него Дон Хуан выступает циничным обманщиком, для которого нет ничего святого. Он насмехается над тем, что дороже всего для людей, что люди более всего уважают. В конце пьесы грешник умирает от пожатия каменной статуи.
Из Испании сюжет перебрался во Францию, где Мольер в 1665 году поставил свою комедию «Дон Жуан, или Каменный гость». Как пишет М.А. Булгаков: «Герой Мольера Дон Жуан оказался полным и законченным атеистом, причем этот атеист был самым остроумным, бесстрашным и невыразимо привлекательным, не смотря на свои пороки, человеком»3 Через образ Дон Жуана Мольер показывает все пороки аристократического класса, само общество породило такого грешника. В финале комедии Дон Жуан умирает от пожатия каменной руки.
После Мольера легенду о Дон Жуане обработали Корнель (1677), в переделке которого пьеса шла на французских сценах до новейшего времени, и актёр Дюмениль (известный под псевдонимом Розимон), перенесший в своей пьесе «Каменный гость или испепеленный атеист» (1669) действие в языческие времена, чтобы герой мог безнаказанно богохульствовать.
Затем в 1736 году в Италии Карло Гольдони написал драму «Дон Джованни Тенорио, или Распутник».
Дон Жуан Д.Г. Байрона в большей мере путешественник, он совершенно пассивен. Развёртывается длинная цепь любовных похождений героя «с замужней доньей Юлией в Испании, с очаровательной Гаидэ на первобытном острове после кораблекрушения, с наложницей турецкого султана в его гареме, с Екатериной II в России… наконец, в светском обществе Лондона… Нигде и никогда он не является в любви агрессивным началом, не он преследует женщину и не он насилует женщину, а его — пассивного, не противодействующего, женщина берет, если к тому представится случай»4. В эпоху распада феодальной культуры и психики дон Жуан утерял свой хищный облик, стал любителем «мирных наслаждений».
Немецкий драматург Д. Граббе в драме «Дон Жуан и Фауст» показывает героев как соперников. Объектом их соперничества выступает донна Анна. Ее сердце принадлежит Дон Жуану, а ее любит Фауст. Оба героя стремятся к одной цели, но погибают от руки Рыцаря. Причем Дон Жуана о смерти предупреждает каменная статуя убитого им отца Анны.
Герой трагедии А.С. Пушкина «Каменный гость» великодушный и умный. Все его стычки – это благородный поединки, вопрос чести. Дон Гуан не отождествляет себя с образом развратника и безбожника, который был создан слухами. Он не спорит со своей порочной славой, но невольно разрушает ее. Он влюбляется в донну Анну. Вот-вот должно произойти его преобразование, но приходит каменная статуя и убивает его. Дон Жуан Пушкина – трагический герой.
В новелле П. Мериме «Души Чистилища» отсутствует постоянный спутник Дон Жуана – его слуга, а также статуя командора. Герой быстро зарабатывает порочную репутацию. В конце он принимает монашеский постриг, но в душе остается тем же.
Герой драматической поэмы А.К. Толстого «Дон Жуан» - поэт и философ. Любовь для него – не просто чувство, которое тянет его к женщине, а основа мироздания. Дон Жуан готов любить искренне и глубоко, но каждая новая встреча приносит лишь разочарование. Он теряет веру, но встречает донну Анну, в которую искренне влюбляется. Появляется статуя командора, которая извещает Дон Жуана о смерти Анны. Он не может примириться с Богом и умирает от руки статуи.
У Гумилева в пьесе «Дон Жуан в Египте» герой – неугомонный искатель приключений и вечный путешественник, неистовый романтик, который хочет небывалого, человек риска и отваги, галантный соблазнитель, поэт и философ.
В комедии М. Фриша «Дон Жуан, или Любовь к геометрии» герой влюблен в точную науку геометрию и ограждает себя от представительниц прекрасного пола. Но его любит Миранда, он не в силах противостоять ей. Новый Дон Жуан – «подкаблучник» в счастливом браке, влюблен в собственную жену, но не сознается себе в этом, ожидает рождения желанного ребенка.
Образ Дон Жуана используется и в других произведениях. Библиографический указатель 1997 года зафиксировал свыше тысячи художественных произведений о Дон Жуане на шести главных европейских языках и 1708 критических работ о нем.
Кроме
того, образ Дон Жуана вдохновил
Моцарта на создание его шедевра
– оперы «Дон Джованни» (1787), Даргоыжского
на оперу «Каменный гость» (1872), Рихарда
Штрауса на симфоническую поэму «ДонЖуан».
Знаменитый соблазнитель нашел место
и на киноэкране. Наиболее известные фильмы,
созданные на основе легендарного сюжета
– «Казанова» Феллини, «Вальмон» Формана,
«Опасные связи» Стивена Фриарса.
1.2. Прототипы образа Дон Жуана.
Корни сюжета о Дон Жуане лежат в средневековых рассказах об обманщике-рыцаре, который был наказан за свою распущенность Богом и людьми. Это распространенный сюжет многих легенд: рыцарь обольщает беззащитную крестьянку, используя при этом уговоры и угрозы, а потом бросает её обесчещенной и несчастной.